- все бумаги, предлагаемые для массовых выпусков (неограниченного заранее круга (или перечня) лиц); 16 страница
- операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; - операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации; - операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей. Отдельно Законом отмечено, что сделки между резидентами и уполномоченными банками, которые подпадают под категорию валютных операций, осуществляются без ограничений, если содержанием операции является " приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявление их к платежу, получение по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взыскание по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом " О переводном и простом векселе". Отдельно регулируются некоторые особенности сделок с внешними ценными бумагами в соответствии со ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с п. 3 указанной статьи расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле: передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию; дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.
Порядок ввоза и вывоза внешних ценных бумаг в документарной форме аналогичен порядку совершения указанных действий с внутренними ценными бумагами. Правовой режим иностранных ценных бумаг формировался в российском праве долго и противоречиво; более того, его формирование и в настоящее время не закончено. Говорить о каких-то системных актах в этой области до 1991 г. вряд ли имеет смысл: они все носили в основном разрешительный и индивидуальный характер. Так, А. С. Котляревский в 1926 г. относительно иностранных ценных бумаг указывал: " У нас есть таковые, допущенные к обращению в пределах СССР, например, облигации международного займа, выпущенные Межрабкомом < 1>. Но в общем иностранные бумаги могут быть допускаемы в обращение, конечно, лишь по специальным разрешениям Советского Правительства" < 2>. Согласно именно такой логике принимались и некоторые нормативные акты. К примеру, Постановлением СНК СССР от 31 августа 1927 г. " О приобретении акций иностранных акционерных обществ и участии в иного рода иностранных предприятиях " < 3> предусматривалось, что все государственные предприятия и учреждения, а также акционерные общества с преобладающим государственным участием " могут приобретать акции (паи) иностранных акционерных обществ, не иначе как с особого каждый раз разрешения Совета Труда и Обороны < 4> (выделено нами. - А. Г. )". Впрочем, если рассматривать более ранние акты советского правительства, то можно встретить и более общие формулировки. К примеру, в соответствии с Декретом СНК от 20 октября 1922 г. " О фондовых биржевых операциях" указывалось, что " покупка и продажа иностранной валюты, банкнот, государственных ценных бумаг, акций и паев. производится на биржевых собраниях фондовых бирж или фондовых отделов" < 5>. Позднее (1925 г. ) было принято Постановление ЦИК и СНК о торговле фондовыми и валютными ценностями. М. М. Агарков, комментируя его положения, указывал: " Кроме выпущенных в пределах СССР, следует считать допущенными к обращению также и иностранные ценные бумаги на предъявителя. В действующем законодательстве нет запрещения обращения иностранных ценных бумаг, нет даже ограничений в праве совершения сделок с этими бумагами, кроме тех, которые установлены для сделок с иностранной валютой" < 6>. Правда, далее М. М. Агарков указывал на практические сложности применения указанных общих правил (скорее даже на их практическую неприменимость) и необходимость издания более детальных положений в этой области.
-------------------------------- < 1> Такое название (Межрабком) использовано в тексте работы. На самом деле автор абсолютно точно имел в виду облигации, выпущенные в 1922 г. Межрабпомом (Международная рабочая помощь) - организацией, созданной в Германии в 1921 г. В. Мюнценбергом, действовавшей под эгидой Коминтерна и, соответственно, тесно скооперированной с органами власти Советской России. Формально заем действительно был международный, а ценные бумаги соответственно иностранными. Как указывает Б. М. Забарко, " для обеспечения юридических формальностей, связанных с выпуском займа, летом 1922 г. в Берлине было создано специальное Торгово-промышленное акционерное общество международной рабочей помощи Советской России (позднее - " Ауфбау" )" (Забарко Б. М. В. И. Ленин и финансовая помощь Межрабпома Советской России. 1921 - 1923 гг. Наукова Думка, 1971. С. 25). Однако, как кажется, этот момент был формальным. Все редкие исследователи вопроса об этом займе указывают на то, что советское руководство не только знало об этом займе, но и одобряло его; более того, заем был гарантирован советским правительством (см.: Забарко Б. М. Указ. соч. С. 17 - 35; Мичев Добрин. Межрабпом - организация пролетарской солидарности. 1921 - 1935 / Авториз. пер. с болг. В. К. Волкова. М.: Мысль, 1971. С. 89 - 93). Д. Мичев также указывает на подписанное 13 сентября 1922 г. специальное соглашение между ЦК МРП и Советом Народных Комиссаров, в котором содержались все основные условия займа (Мичев Добрин. Указ. соч. С. 89). Так что считать этот заем полноценным международным вряд ли возможно. Кроме того, нет никаких данных о том, что облигации этого займа обращались на территории России, поскольку сама цель займа - привлечение финансовых ресурсов со стороны иностранных граждан и он распространялся на территории иностранных государств.
< 2> Котляревский А. С. Финансовое право СССР. Л.: Госиздат, 1926. С. 106. < 3> СЗ СССР. 1927. N 56. Отд. первый. Ст. 561. < 4> Данный документ касался именно государственных предприятий и государственных акционерных обществ (см.: Жудро К. Государственные акционерные общества по Положению об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. // Еженедельник советской юстиции. 1927. N 50. С. 1555). < 5> СУ. 1922. N 65. Отд. первый. Ст. 858.
Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 (п. 7), устанавливалось, что ценные бумаги, которые выпущены в обращение государственными органами суверенных государств - бывших союзных республик в составе СССР, эмитентами, находящимися под их юрисдикцией, и иностранными эмитентами, допускаются к обращению на территории РСФСР только на основании государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Никаких иных регулирующих положений в этой области не существовало, исключая Закон " О валютном регулировании и валютном контроле", который регулировал обращение таких инструментов. В первой редакции Федерального закона " О рынке ценных бумаг" (1996 г. ) была ст. 16, которая устанавливала, что ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Как видим, эта норма по своей технике весьма схожа с Постановлением N 78: она сколь лаконична, столь же и непонятна, поскольку определяла только порядок допуска, но не иные элементы правового режима. С 2003 г. Закон изменился - в нем появилась специальная ст. 51. 1 < 1>, в соответствии с которой ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускались к размещению и публичному обращению в Российской Федерации при наличии международного договора Российской Федерации или соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании решения Правительства РФ и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия. Перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускались к размещению и публичному обращению в Российской Федерации, утверждался Правительством РФ (к примеру, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 426-р и от 2 июля 2004 г. N 908-р к размещению и публичному обращению в Российской Федерации были допущены ценные бумаги Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка)). Также было установлено, что в случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов учет прав на них должен осуществляться российскими депозитариями. С 2006 г. указанные положения подверглись некоторой коррекции. В частности, было указано, что ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации или при наличии соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия.
-------------------------------- < 1> Агарков М. М. Ценные бумаги на предъявителя // Очерки кредитного права / Под ред. А. Э. Вормса. М.: Финиздат НКФ СССР, 1926. С. 68.
Важно также сказать, что в определенный промежуток времени, как представляется, законодатель хотел вообще отказаться от легализации иностранных ценных бумаг на российском рынке. Именно с этим связано введение с 2007 г. такого института, как российские депозитарные расписки. Такие бумаги, являясь национальными бумагами, представляют иностранные ценные бумаги в обороте, снижая трансграничные (прежде всего правовые) риски. Однако в итоге были легализованы оба правовых режима, что следует признать явлением позитивным, так как это создает большие возможности для инвесторов.
В настоящее время Закон для целей определения правового режима использует следующее выражение: " иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов". Таким образом, получается, что Закон исходит из следующего: соответствующие инструменты могут и не иметь правового режима ценных бумаг в месте их выдачи, однако они могут обрести правовой режим " иностранных ценных бумаг" в соответствии с российским правом. Такие инструменты могут быть допущены к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном соблюдении следующих условий: 1) присвоение иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов; 2) квалификация иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В свою очередь, до квалификации могут быть допущены иностранные ценные бумаги, эмитентами которых являются: 1) иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и/или членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл) < 1>; 2) иностранные организации с местом учреждения в государствах, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия; 3) международные финансовые организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ; 4) иностранные государства, указанные в п. п. 1 и 2, или центральные банки таких иностранных государств. -------------------------------- < 1> Информацию об указанных организациях и группах см.: http: // www. kfm. ru/ worldcom. html.
Законом устанавливаются особенности допуска иностранных ценных бумаг к размещению и обращению, а также прекращения обращения. В действующем праве таким образом появляются два самостоятельных правовых режима: внешней ценной бумаги и иностранной ценной бумаги. Они не до конца совпадают, между тем, как было показано выше, правовой режим внешней бумаги включает не что иное, как правила обращения ценной бумаги. С нашей точки зрения, это недостаток действующего законодательства. Использование категорий " внутренняя ценная бумага" и " внешняя ценная бумага" должно, на наш взгляд, носить универсальный характер. Необходимо урегулировать специальный правовой режим таких бумаг как в валютном законодательстве, так и в законодательстве о рынке ценных бумаг. В противном случае получается, что оба законодательных массива используют разные категории, причем делается это явно ввиду отсутствия коррелирующих положений. Между тем понятно, что правовой режим внешней бумаги в валютном праве и правовой режим иностранной ценной бумаги в законодательстве о рынке ценных бумаг - это практически идентичные правовые режимы.
3. 7. Производные и базовые ценные бумаги
Впервые термин " производная ценная бумага" был закреплен в российском законодательстве Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. В настоящее время законодательство активно данный термин использует, однако нигде конкретно не определяя его содержания. В частности, ст. 14 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" указывается, что выпуск производных от инвестиционных паев ценных бумаг не допускается. Аналогичную норму содержит Федеральный закон " Об ипотечных ценных бумагах" (ст. 20) в отношении ипотечных сертификатов участия. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008, среди основных направлений развития нормативной правовой базы рынка ценных бумаг указывала " развитие и ужесточение нормативной правовой базы, регулирующей выпуск и обращение производных ценных бумаг". Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024, описывая механизм управления акциями (долями), говорит о " выпуске и реализации производных ценных бумаг, обеспеченных акциями", и " выпуске производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг". В законодательстве используются и конструкции, аналогичные производной ценной бумаге. Например, в ст. 309 Налогового кодекса говорится о " доходах от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей)". Поскольку законодательство не конкретизирует содержания производной ценной бумаги, является недостаточно ясным и ее правовой режим, а соответственно, и то, какие конкретно виды ценных бумаг могут быть отнесены к производным. Фактически у нас нет системы производных ценных бумаг. Собственно, ее не было никогда. Для этого достаточно посмотреть, как законодательство регулировало производные бумаги. В соответствии с п. 3 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, производные ценные бумаги определялись как любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу акций, облигаций и государственных долговых обязательств. Позднее п. 4 Указа Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" легализовал " опционы на ценные бумаги, варранты на ценные бумаги". Однако ничего относительно содержания этих ценных бумаг документ не указывал. В 1997 г. нормативным актом ФКЦБ России в оборот была введена новая ценная бумага, по своей природе являвшаяся производной, - опционное свидетельство. Постановлением ФКЦБ от 9 января 1997 г. N 1 " Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии" было установлено, что опционным свидетельством является производная именная ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца в сроки и на условиях, указанных в сертификате опционного свидетельства и решении о выпуске опционных свидетельств (для документарной формы выпуска) или решении о выпуске опционных свидетельств (для бездокументарной формы выпуска), на покупку (опционное свидетельство на покупку) или продажу (опционное свидетельство на продажу) ценных бумаг (базисного актива < 1> ) эмитента опционных свидетельств или третьих лиц, отчет об итогах выпуска которых зарегистрирован до даты выпуска опционных свидетельств. Опционные свидетельства могли выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Различали два основных вида опциона - опцион на покупку и опцион на продажу. В случае выпуска опционных свидетельств на покупку акции или облигации (базисный актив) в течение всего срока обращения свидетельств должны были находиться на учете (хранении) в депозитарии. Моментом исполнения прав владельца опционного свидетельства являлось заключение договора купли-продажи ценных бумаг, составляющих базисный актив опционных свидетельств. При заключении договора купли-продажи опционные свидетельства погашались. Заключение договора купли-продажи осуществлялось по цене исполнения опционного свидетельства. Под ценой исполнения опционного свидетельства понималась цена покупки или продажи базисного актива. Статья 10 принятого примерно в это же время Федерального закона " О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (1997 г. ) говорила о возможности выпуска бумаг, которые удостоверяют право их владельцев " на приобретение находящихся в федеральной собственности акций". Позднее в Федеральный закон " О рынке ценных бумаг" были внесены изменения, в соответствии с которыми законодатель снова вернулся к категории опциона, указав, что данный документ является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. При этом нигде в Законе не сказано, что этот документ является производной ценной бумагой. -------------------------------- < 1> Согласно документу базисным активом опционных свидетельств могли быть только акции и облигации (за исключением государственных облигаций и облигаций муниципальных образований), отчет об итогах выпуска которых был зарегистрирован.
В специальной литературе можно встретить понимание производной ценной бумаги как любой ценной бумаги, удостоверяющей право ее владельца на покупку или продажу любых ценных бумаг, признаваемых в качестве таковых в соответствии с действующим законодательством. Такие бумаги еще называют деривативами < 1>. Их определение в основном дается в экономической литературе. Там можно встретить и более смелые конструкции. Например, некоторые авторы определяют производные ценные бумаги как " ценные бумаги " второго порядка", которые не создают каких-либо имущественных претензий к эмитенту, а дают право на приобретение определенного количества выпускаемых ценных бумаг" < 2>; высказываются мнения и том, что " производные ценные бумаги - бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива" < 3>. -------------------------------- < 1> См.: Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 33 - 36. < 2> Лялин В. А., Воробьев П. В. Рынок ценных бумаг: Учебник. М.: ТК Велби: Проспект, 2006. С. 141. < 3> Маренков Н. Л. Ценные бумаги. М.: Москов. экономико-финансовый ин-т; Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 17. (Сер. " Высшее образование". ) С этим определением, что странно, согласны и некоторые правоведы (см.: Митрошина М. В. Ценные бумаги как объект гражданско-правового регулирования, гражданско-правовой и уголовно-правовой охраны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 12).
Попытки осмысления производных бумаг содержат и редкие в этой области работы правоведов. К примеру, В. А. Белов пишет, что " производными ценными бумагами, или деривативами... называются серийные ценные бумаги, предметом которых являются права, удостоверяемые серийными ценными бумагами, либо сами серийные ценные бумаги. Более пространно производные ценные бумаги можно также определить как серийные ценные бумаги, удостоверяющие права из некоторого количества серийных ценных бумаг определенного выпуска, либо - сперва секундарное, а затем субъективное или сразу субъективное (требование) - на некоторое количество серийных ценных бумаг определенного выпуска или на денежную сумму в размере стоимости некоторого количества серийных ценных бумаг определенного выпуска" < 1>. Интересна позиция Е. А. Суханова. Он полагает, что производные ценные бумаги являются бумагами дополнительными, которые закрепляют правомочия, производные от основных требований, удостоверенных главными (основными) ценными бумагами. К таким бумагам он относит купоны акций и облигаций, удостоверяющие право на периодическое получение дохода, а также депозитарные расписки и фондовые варранты < 2>. Е. Решетина полагает, что производные ценные бумаги - это такая разновидность ценных бумаг, сущность права по которым подразумевает, что субъект права по такой бумаге управомочен осуществить свое право в отношении уже выпущенных бумаг. Причем обязательство, возникающее на основании такой бумаги, всегда вторично (производно) по отношению к обязательству на основании бумаги, права по которой закреплены < 3>. А. И. Кандыбка полагает, что производные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на приобретение ценных бумаг первого порядка и не создают каких-либо имущественных претензий к эмитенту < 4>. -------------------------------- < 1> Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по спец. курсу: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2. С. 408. < 2> См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. С. 319. Сходным образом строит свои рассуждения В. М. Шумилов (см.: Шумилов В. М. Международное финансовое право: Учебник. М.: Междунар. отношения, 2005. С. 319 - 320). < 3> Решетина Е. К вопросу о переходе прав по бездокументарным ценным бумагам // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 36. < 4> Кандыбка А. И. Правовое регулирование биржевых сделок на фондовом рынке: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001. С. 28.
При всем уважении к позициям авторов следует отметить, что представленные определения, мягко говоря, не сильно проясняют природу таких бумаг. Анализ работ экономического и правового характера показывает, что в литературе складывается в основном узкое понимание производных бумаг как бумаг, закрепляющих право купить/ продать другие бумаги < 1>. И в этом есть определенная логика, поскольку такое понимание производной ценной бумаги является классическим, устоявшимся. Если исходить из него, то в настоящее время в России можно только один документ квалифицировать как имеющий правовой режим производной ценной бумаги - опцион (ст. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ), хотя, заметим еще раз, сам Закон опцион производной бумагой не называет. -------------------------------- < 1> Хотя это касается не всей литературы. Можно встретить и более широкие определения. К примеру, Э. Боди, А. Кей и А. Маркус определяют производные бумаги как " ценные бумаги, выплаты по которым определяются стоимостью других активов" (Боди Э., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций: Пер. с англ. 4-е изд. М.: Вильямс, 2004. С. 29).
С нашей точки зрения, в настоящее время представленный подход следует признать излишне узким. Как представляется, ценной бумагой, которая имеет правовой режим производной (производной ценной бумагой), следует считать любую ценную бумагу, содержанием которой являются права на другие ценные бумаги (обязательственного или вещного) и/или права из других ценных бумаг. То есть речь идет о ценных бумагах, которые закрепляют право на долю в общей долевой собственности, которую составляют другие ценные бумаги; ценных бумагах, закрепляющих право приобретения/продажи иных ценных бумаг; ценных бумагах, представляющих другие ценные бумаги; ценных бумагах, закрепляющих возможность получения в качестве надлежащего исполнения обязательства иных ценных бумаг. Следует отметить, что подобного рода понимание проникает в настоящее время и в экономическую литературу, в которой в основном производные инструменты до сих пор исследуются < 1>, а также прослеживается и в специальных исследованиях правоведов. Так, очень удачную мысль на эту тему можно отметить у Д. В. Соловьева, который считает, что производные ценные бумаги удостоверяют совокупность прав на базовый актив, в качестве которого в числе материальных или обязательственных прав могут выступать права на иные ценные бумаги, а также на часть прав, ими закрепленных < 2>. -------------------------------- < 1> См.: Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Павленко В. А. Рынок ценных бумаг: инструменты и механизмы функционирования: Учебное пособие. М.: КНОРУСС, 2005. С. 47 - 48. < 2> Соловьев Д. В. Правовое регулирование обращения ценных бумаг иностранных эмитентов: сравнительный анализ права и практики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9.
С этой позицией следует согласиться. Она позволяет отойти от навязанного учебниками экономического направления узкого подхода к подобным инструментам и перейти от пересказывания положений таких исследований к построению легального правового режима производной ценной бумаги. А он между тем представляет собой весьма сложную материю как для правовых исследований, так и для юридической практики. Именно поэтому практически в полном объеме эта тема не затрагивалась в специальных исследованиях правового характера. Здесь есть масса вопросов технического характера; вопросов, связанных с корреляцией прав на производную бумагу и прав на базовую бумагу (из базовой бумаги). Наконец, здесь есть масса вопросов, о которых мы поговорим ниже, связанных с тем, что большое количество производных инструментов, базисом которых является изменение цен на ценные бумаги и/или их поставка в будущем, не признаются российским правом ценными бумагами. Особый правовой режим производной бумаги позволяет объяснить и такое право, которое закрепляют некоторые ценные бумаги, как конвертация. С точки зрения предлагаемого нами подхода к классификации ценных бумаг как определению специфики правового режима отдельных групп и видов ценных бумаг, выделение производных ценных бумаг весьма обоснованно. Основная проблема, которая должна быть решена в правовом режиме таких бумаг, - это проблема осуществления прав по таким бумагам. Такое осуществление имеет свою специфику, которая возникает в связи с тем, что в его результате лицо получает права на другие ценные бумаги или права из других ценных бумаг. Приведем пример с опционом. Такие бумаги предоставляют право приобрести другие бумаги (акции). Казалось бы, что неясного в этом моменте? Наступает время, и лицо осуществляет свое право путем заключения договоров купли-продажи. Однако проблема есть, ведь если опцион конструируется с базой в виде ценных бумаг, еще только подлежащих размещению, то возникает вопрос: как эмитент опциона передаст такие бумаги? Стандарты эмиссии пошли по следующему пути (п. 6. 1. 6 Стандартов эмиссии): опцион эмитента исполняется путем его конвертации в дополнительные акции по требованию владельца опциона. Такая позиция выглядит весьма странной, но еще более странные подходы предлагают и критики такой позиции. Так, М. Г. Локшин полагает, что " исполнение опционов эмитента осуществляется путем размещения акционерным обществом, выпустившим опционы эмитента, дополнительных акций по закрытой подписке среди владельцев опционов эмитента по цене, указанной в таком опционе" < 1>. Очевидно, что такой разброс мнений хорошо иллюстрирует обозначенную проблему осуществления прав из таких бумаг. Но опционы - это только наиболее показательный пример.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|