Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- все бумаги, предлагаемые для массовых выпусков (неограниченного заранее круга (или перечня) лиц); 15 страница




 

Аваль дается в обеспечение исполнения лиц, обязанных по вексельному или чековому обязательству. Вексельный аваль должен содержать указание лица, за кого он дан. При отсутствии последнего реквизита в силу вступает юридическая презумпция, в соответствии с которой считается, что аваль дан за векселедателя (ст. 31 Положения о переводном и простом векселе 1937 г. ). Сходные нормы и в чековом праве (ст. 881 ГК): аваль должен содержать указание, за кого он дан, но если не указано, за кого он дан, то считается, что он дан за чекодателя.

И в вексельном, и в чековом праве авалист является солидарно ответственным лицом с другими обязанными лицами. Вопрос о том, в каком порядке управомоченное лицо вправе обратиться к авалисту, зависит прямо от того, за кого аваль дан. Так, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2000 г. N 33/14 " О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" прямо установлено, что требования к прямым должникам (векселедатель в простом векселе и акцептант в векселе переводном), а также к авалистам данных лиц (при их наличии) могут быть предъявлены как в срок платежа, так и в течение всего срока вексельной давности безотносительно к наличию или отсутствию протеста. Основанием требований к прямым должникам является сам вексель, находящийся у кредитора. А вот если аваль дан за иных должников, то и требования к нему могут быть предъявлены после выполнения определенных формальностей (протест). В чековом праве момент предъявления требований к авалисту вообще не урегулирован. Однако, учитывая положения ст. 883 ГК, следует полагать, что права держателя бумаги к авалисту могут быть реализованы только после совершения протеста.

 

3. 5. Классификация ценных бумаг в

зависимости от типа обязанного лица

 

В зависимости от типа обязанного лица можно выделить частные ценные бумаги, а также в соответствии со ст. 2 Федерального закона " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" федеральные государственные ценные бумаги, т. е. бумаги, которые выпускаются от имени Российской Федерации (ценные бумаги Российской Федерации), государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, и муниципальные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования < 1>.

--------------------------------

< 1> В соответствии с указанным Законом эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета. Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

 

Эта классификация является наиболее простой. Более сложно ответить на вопрос о том, какие конкретно ценные бумаги могут выступать в качестве государственных (федеральных и субфедеральных), муниципальных и частных, а также о том, какие бумаги могут выпускать конкретные юридические лица, а также лица физические.

Для ответа на вопрос, какие ценные бумаги могут быть государственными, следует для начала обратиться к положениям ст. 817 ГК.

Она указывает, что договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. По логике этой статьи получается, что содержание государственных ценных бумаг предельно ограничено положениями указанной статьи, а фактически означает, что такие бумаги всегда выпускаются в форме бумаг облигаторной природы < 1>. Еще более конкретизирует эти положения ст. 3 Федерального закона " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Она указывает, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом " О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

--------------------------------

< 1> Об этом прямо пишут и некоторые исследователи вопроса (см.: Мурзин Д. В. Ценные бумаги - бестелесные вещи: правовые проблемы современной теории ценных бумаг. С. 155).

 

В этом вопросе, однако, есть " белые пятна" - случаи, которые не позволяют в полной мере разделить узкий взгляд законодателя.

Первым таким случаем являются признаваемые ст. 143 ГК приватизационные ценные бумаги. Ни один нормативный акт не квалифицирует их содержания, однако можно предположить, что это вряд ли могут быть государственные облигации, поскольку, скорее всего, речь пойдет о бумагах, в основу которых будут положены права на приобретение иных ценных бумаг. Собственно, в такой логике законодатель уже регулировал этот вопрос: в ранее действовавшем Федеральном законе " О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" закреплялась возможность выпуска специфических приватизационных ценных бумаг, которые удостоверяли право их владельцев " на приобретение находящихся в федеральной собственности акций" (ст. 10).

В еще более раннем законотворчестве можно встретить и более смелые конструкции государственных ценных бумаг - приватизационные чеки образца 1992 г. Приватизационный чек был введен в обращение Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 " О введении в действие системы приватизационных чеков в России". Продавцы государственного имущества, согласно положению о чеках, были обязаны их принимать по номинальной стоимости в качестве законного платежного средства. Поначалу речь шла о государственной собственности (приватизационные чеки не разрешалось использовать для приобретения объектов муниципальной собственности), однако позднее, в соответствии с Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1228 " О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности", и это ограничение было устранено.

Помимо приватизационных бумаг знало отечественное законодательство и иные государственные ценные бумаги, по своему содержанию облигациями не являвшимися, к примеру, казначейские обязательства. Эти бумаги выпускались в соответствии с Постановлением Правительства России от 9 августа 1994 г. N 906 " О выпуске казначейских обязательств" и письмом Минфина России от 21 октября 1994 г. N 140 " Положение о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств". Они размещались среди юридических лиц; их обращение допускалось в ограниченной и неограниченной форме. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги. Их владелец, в том числе, как это указывалось в регулирующих документах, мог погашать ими кредиторскую задолженность путем перевода на счета кредиторов, обменивать их на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет < 1>.

--------------------------------

< 1> Об этих бумагах также см.: Генкин А. С. Указ соч. С. 91 - 112.

 

Еще одним видом ценной бумаги, который выпускает государство и который явно не носит облигаторный характер, является уже неоднократно упоминавшийся здесь государственный жилищный сертификат.

Наконец, нельзя не вспомнить, что государство активно выдавало и векселя. Для примера можно привести только два документа (а их на самом деле масса) - Заявление Правительства РФ " О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами", одобренное Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. N 1107, где Министерство финансов РФ прямо уполномочивалось на выдачу держателям долговых коммерческих обязательств бывшего СССР " регистрируемых векселей", и Постановление Совета Министров РФ от 14 апреля 1994 г. N 321 " О выпуске казначейских векселей Министерством финансов Российской Федерации", которым были одобрены Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г.

С теоретической точки зрения, смешивать понятия " государственная ценная бумага" и " государственные облигации" вряд ли правильно < 1>. Этот момент подвергся критике и в специальной литературе. Так, В. Г. Залевский < 2> указывает, что ряд ценных бумаг, выпускаемых государством, изначально не является инструментом оформления договора государственного займа.

--------------------------------

< 1> Хотя в литературе встречаются и иные позиции (см., в частности: Сафина С. Д. Государственные внутренние займы (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. Цит. по: Грачева Е. Ю., Щекин Д. М. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М.: Статут, 2009. С. 721).

< 2> Залевский В. Г. Правовое регулирование государственных (федеральных) займов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.

 

Некоторые авторы предлагают изменить подход к определению государственных ценных бумаг. Так, С. Г. Абрамов полагает, что такую бумагу надо определить как срочный, оборачиваемый документ в виде записи на счете или бланке установленной формы, удостоверяющий имущественное право, осуществление которого производится на условиях и в порядке, устанавливаемых при выпуске ценной бумаги, эмитентом по которому выступает уполномоченный государственный орган, а обязанным лицом - государство < 1>. Ранее практически сходное определение предлагала А. К Шестопалова: " Государственная ценная бумага - это документ, в котором выражено имущественное право или совокупность имущественных или неимущественных прав, определен субъект этого права и обязанным лицом по которому выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации" < 2>.

--------------------------------

< 1> Абрамов С. Г. Облигации на первичном рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14.

< 2> Шестопалова А. К. Гражданско-правовое регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 8.

 

С подобными широкими подходами следует полностью согласиться. В настоящее время бумаги, которые могут подпадать под категорию государственных и муниципальных, ограничиваются государственной облигацией, приватизационными ценными бумагами, государственными жилищными сертификатами и векселем.

Вопрос о разграничении понятий " государственная (муниципальная) ценная бумага" и " государственная (муниципальная) облигация" весьма важен и из практических соображений. Например, среди разрешенных активов для доверительных управляющих активами акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов ст. 33 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" прямо указаны муниципальные ценные бумаги. А вот среди разрешенных активов для доверительного управления жилищными накоплениями для военнослужащих и пенсионными накоплениями (ст. 26 Федерального закона " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона " О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" ) такого актива нет. Правда, здесь используется общая фраза о возможности инвестирования в " облигации российских эмитентов" помимо " государственных ценных бумаг". Получается, что, поскольку государственная облигация не тождественна государственной ценной бумаге, в состав разрешенных активов здесь могут входить только муниципальные облигации, но никак не иные муниципальные ценные бумаги.

Частные лица вправе принимать обязательство по гораздо большему кругу ценных бумаг. Фактически все виды ценных бумаг, кроме названных, являются частными. Помимо этого частные лица могут принимать обязательства и по жилищным сертификатам. А вот по государственным облигациям и приватизационным ценным бумагам, напротив, эмитентом может выступать только государство.

Однако среди частных лиц также существуют свои ограничения. Так, физические лица, по сути, могут обязываться только по векселю, чеку и закладной. Сберегательный (депозитный) сертификат, а также сберегательную книжку на предъявителя могут выдавать только кредитные организации. Складские свидетельства могут выпускать только лица, которые на постоянной основе осуществляют предпринимательскую деятельность в форме товарного склада, т. е. коммерческие организации. Акции могут выпускать только акционерные общества. Эмитентом российских депозитарных расписок в соответствии со ст. 27. 5. 3 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" может являться юридическое лицо - депозитарий (общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество). Эмитентом опционов могут быть только акционерные общества. Эмитентами облигаций могут быть акционерные общества (ст. 33 Федерального закона " Об акционерных обществах" ), общества с ограниченной ответственностью (ст. 31 Федерального закона " Об обществах с ограниченной ответственностью" ), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 24 Федерального закона " О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ), сельскохозяйственные производственные кооперативы (ст. 34 Федерального закона " О сельскохозяйственной кооперации" говорит об этом, хотя и в косвенной форме), государственные корпорации. При этом эмиссия облигаций с ипотечным покрытием может осуществляться только ипотечными агентами и кредитными организациями (ст. 7 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ). Эмитентами инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов могут выступать исключительно управляющие компании, т. е. акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которые имеют лицензию на осуществление деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами. Выдача ипотечных сертификатов участия может осуществляться только коммерческими организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также кредитными организациями (ст. 17 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ). Коносамент выдается лицом, осуществляющим функции перевозчика. Данный перечень может быть продолжен, однако важно отметить, что право выдачи тех или иных ценных бумаг определенным лицом может быть либо специально установлено для определенных лиц, либо жестко ограничено законом, либо обусловлено выполнением ряда условий.

 

3. 6. Внешние и внутренние ценные бумаги

(иностранные и российские ценные бумаги)

 

Разделение ценных бумаг на внутренние и внешние нашло свое закрепление в ст. 1 Федерального закона " О валютном регулировании и валютном контроле". Нельзя сказать, что до этого момента не было оснований для такого разделения, однако таких терминов предыдущая редакция Закона не устанавливала, ограничиваясь указанием на ценные бумаги в валюте Российской Федерации и ценные бумаги в иностранной валюте.

Под внутренними ценными бумагами Закон о валютном регулировании и валютном контроле понимает: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Под внешними ценными бумагами Закон понимает ценные бумаги, не относящиеся в соответствии с вышеуказанными критериями к внутренним ценным бумагам.

За простотой формулировок Закона между тем скрывается весьма болезненная проблема, которую до вступления в силу Закона о валютном регулировании и валютном контроле в действующей редакции решали российские правоприменительные органы. Проблема касалась в основном векселей и состояла в ответе на вопрос, признавать ли валютной ценностью вексель, который номинирован в иностранной валюте, но предполагает возможность исполнения выраженных в нем обязательств в валюте Российской Федерации (рублях). Фактически правоприменители решали вопрос о соотношении валюты долга и валюты платежа в обязательствах применительно к ценным бумагам.

Действующее гражданское законодательство четко разграничивает " валюту долга" и " валюту платежа" в денежных обязательствах. Этот вывод вытекает из анализа ст. ст. 140, 141 и 317 ГК. Так, ст. 317 ГК установлено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (т. е. говорится о " валюте платежа" ) в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (т. е. подразумевается, что речь идет о " валюте долга" ). Этой же статьей вводится понятие " платежный документ в иностранной валюте". Его значение по тексту статьи не раскрывается. ГК также оперирует понятием " валютная ценность" (ст. 141), указывая только на специальный порядок оборота таких ценностей, который должен быть установлен Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Закон Российской Федерации " О валютном регулировании и валютном контроле" < 1> 1992 г. раскрывал понятие " валютная ценность". В соответствии со ст. 1 к валютным ценностям Закон относил и " платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), выраженные в иностранной валюте". Это определение создавало проблему, поскольку в ГК речь идет о " платежных документах в иностранной валюте", при этом не указывается, относится ли такой документ к категории валютных ценностей. Закон же относил " платежный документ, выраженный в иностранной валюте", к валютным ценностям. Разница между этими понятиями очевидна. Несмотря на неудачность определения, данного в ГК, понятие " платежный документ в иностранной валюте" более нейтрально. Оно позволяет следовать логике ст. 317 ГК и разграничивать " валюту долга" и " валюту платежа" в обязательстве. Термин " платежный документ, выраженный в иностранной валюте", очевидно, указывал на то, что Законом к категории валютных ценностей отнесен денежный документ, валюта долга которого выражена в иностранной валюте. В связи с указанными нормативными положениями нормативные акты также оперировали понятием " валютный вексель". Центральный банк РФ в письме от 22 августа 1995 г. N 12-1с-1/4276 указывал, что валютные векселя - это векселя, вексельная сумма которых выражена в иностранной валюте. Таким образом, законодательством валютным векселем признавался такой вексель, валюта долга которого выражена в иностранной валюте. Этот документ признавался, соответственно, и валютной ценностью. А поскольку это валютная ценность, то на ее обращение распространялись существенные ограничения, установленные валютным законодательством < 2>.

--------------------------------

< 1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.

< 2> Аналогичным образом в то время его квалифицировали и в разного рода комментариях; к примеру, см.: Шалашова Н. Практика применения валютного векселя // Экономика и жизнь. 1996. N 42. С. 42.

 

Проблема получила определенное развитие в судебной практике. Предметом судебного исследования стала следующая ситуация. Был выдан простой вексель на сумму, обозначенную в долларах США. По окончании срока действия векселя векселедержатель обратился с требованием об оплате векселя в рублях в сумме, эквивалентной указанной в векселе, по курсу Центрального банка РФ. Векселедатель отказался от оплаты векселя, сославшись на его недействительность. Векселедатель иск не признал и предъявил в арбитражный суд встречный иск о признании " сделки по выдаче векселя недействительной". Первая инстанция удовлетворила исковые требования, а в удовлетворении встречных исковых требований отказала. Однако уже апелляционная инстанция заняла обратную позицию. В обоснование своих выводов апелляционная инстанция сослалась на то, что " в соответствии с пунктом 4 " б" статьи 1 Закона " О валютном регулировании и валютном контроле" ценные бумаги, в том числе векселя, выраженные в иностранной валюте, относятся к валютным ценностям, а выдача векселя в иностранной валюте является валютной операцией, на совершение которой требуется специальная лицензия". У векселедателя такой лицензии не было. Высший Арбитражный Суд РФ удовлетворил протест на постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 1997 г. N 4518/97). Обосновывая свою позицию, Президиум сослался на ст. 317 ГК, а также на п. п. 41 и 77 Положения о переводном и простом векселе 1937 г. В частности, было указано, что " истцом предъявлено требование о взыскании с векселедателя вексельной суммы в рублях по официальному курсу на день платежа, оговорка эффективного платежа в иностранной валюте в спорном векселе отсутствует". Таким образом, Высший Арбитражный Суд в анализируемом деле исходил из логики разграничения " валюты долга" и " валюты платежа" в вексельном обязательстве. Суд не признал выдачу векселя, " валюта долга" которого иностранная, нарушением норм валютного законодательства. Если исходить из того, что выдача такого векселя не является валютным правонарушением, то логично предположить, что такой вексель не является валютной ценностью. Поскольку на него не распространяется правовой режим валютной ценности, все положения ст. ст. 2 - 9 Закона " О валютном регулировании и валютном контроле", существенно ограничивающие его обращение, на такой вексель не распространяются.

Позднее такую же логику ВАС РФ закрепил в информационном письме от 31 мая 2000 г. N 52 " Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" (п. 15): " Выдача резидентом векселя в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации при отсутствии в тексте векселя оговорки об эффективном платеже в какой-либо иностранной валюте не является нарушением валютного законодательства".

Действующее законодательство, как видим, устранило указанные неясности, и к категории валютных ценностей - внешних ценных бумаг - относится только та бумага, валюта платежа которой является иностранной. Помимо анализируемого прецедента, разделение всех ценных бумаг на внутренние и внешние имеет большое значение для правового режима обоих указанных видов ценных бумаг. Этот правовой режим установлен Федеральным законом " О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральным законом " О рынке ценных бумаг".

Внутренние ценные бумаги. Данная правовая категория используется законодательством о валютном регулировании и валютном контроле для определения возможных сделок и иных действий, которые могут совершать резиденты и нерезиденты. Федеральный закон " О валютном регулировании и валютном контроле", как указано в его ст. 2, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношения владения, пользования и распоряжения внутренними ценными бумагами.

Как видим, использование данной правовой категории носит специальный характер: все сделки и действия с российскими бумагами, которые подпадают под категорию внутренних, должны совершаться с учетом его положений, если субъектный состав или иные критерии таких действий (сделок) подпадают под определения Закона. Это важно подчеркнуть, поскольку категория " внутренняя ценная бумага" больше относится не к каким-то особым свойствам бумаги, а скорее к тому, кто и какие с ней совершает действия и сделки.

Еще один важный момент, который надо подчеркнуть при анализе внутренних ценных бумаг, - эта категория используется именно для регулирования валютных операций. Дело в том, что в отношении российских ценных бумаг в законодательстве существуют и иные аспекты, которые регулируют, если можно так выразиться, трансграничные операции с ними. В частности, речь идет о положениях Федерального закона " О рынке ценных бумаг" о допуске российских ценных бумаг для размещения и обращения за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов (депозитарных расписок). Статьей 16 указанного Закона прямо предусмотрено, что такое размещение и обращение могут быть осуществлены только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Эти действия не подпадают под правовой режим внутренней ценной бумаги.

Первое, что необходимо отметить, - внутренние ценные бумаги не имеют правового режима валютных ценностей, под который подпадают иностранная валюта и внешние ценные бумаги (ст. 1 Федерального закона " О валютном регулировании и валютном контроле" ), однако это не означает, что с такими бумагами не могут совершаться валютные операции. Как раз наоборот, целый ряд операций резидентов и нерезидентов с такими бумагами отнесен к категории валютных. В частности, в соответствии с Законом правовой режим валютной операции будет иметь место в случаях:

- приобретения резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждения резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внутренних ценных бумаг, а также использования внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретения нерезидентом у нерезидента и отчуждения нерезидентом в пользу нерезидента внутренних ценных бумаг, а также использования внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации внутренних ценных бумаг;

- перевода внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

- перевода нерезидентом внутренних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Как видим, Закон при определении правового режима валютной операции использовал несколько критериев. Здесь и субъектный критерий (сделки между резидентом и нерезидентом, а также сделки между нерезидентами), и объектный критерий (ввоз бумаг), здесь и использование смешанного критерия (перевод ценных бумаг). Также важно отметить, что к числу валютных операций с внутренними ценными бумагами не относятся согласно Закону операции между резидентами (обе стороны сделки - резиденты).

Каждая из указанных валютных операций имеет свой правовой режим.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона о валютном регулировании и валютном контроле нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, объектом которых являются внутренние ценные бумаги, в настоящее время в соответствии со ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле осуществляются без ограничений.

Правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации внутренних ценных бумаг установлены ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и ст. 12 Таможенного кодекса РФ.

Внешние ценные бумаги. Бумаги, подпадающие в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле под понятие " внешние", имеют иной режим правового регулирования. В соответствии со ст. 1 Закона они отнесены к категории валютных ценностей. Сделки и иные действия с такими бумагами также подпадают под критерии валютных операций, указанные для внутренних ценных бумаг (правила аналогичны). Однако имеются и некоторые особенности совершения сделок и иных действий с такими бумагами. В соответствии со ст. 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютные операции между резидентами запрещены. Однако этот запрет не распространяется на следующие действия резидентов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...