Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 5 страница
С нашей точки зрения, для общих правил правового регулирования доверительного управления необходимо перенять положительный опыт деятельности коллективных и институциональных схем инвестирования: следует установить жесткие правила, описывающие действия доверительного управляющего при нарушении состава и структуры активов; обязать заключать всех доверительных управляющих договор со специализированным депозитарием, который должен осуществлять контроль за деятельностью доверительного управляющего (кстати, заметим, что специализированный депозитарий не предусмотрен еще и для инвестирования целевого капитала некоммерческой организации); в) обязанность обеспечить раздельный учет имущества, находящегося в доверительном управлении, и своего собственного имущества. Данное правило очень схоже с теми правилами раздельного учета, которые мы описывали для брокера. Оно вытекает напрямую и из общего правила, установленного ст. 1018 ГК для любых видов доверительного управления вообще. Этой статьей прямо закреплено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего, оно отражается на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет, а для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Логика обособления понятна: в случае банкротства, иных неблагоприятных ситуаций для доверительного управляющего имущество, находящееся в доверительном управлении, не должно быть затронуто. Для хранения денежных средств, находящихся в доверительном управлении, а также полученных управляющим в процессе управления ценными бумагами, управляющий обязан использовать отдельный банковский счет. Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет (счета) управляющего, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии, открывает отдельный счет (счета) депо управляющего.
В некоторых случаях может смешиваться имущество нескольких учредителей управления. Возможность объединения имущества предусмотрена ст. 1025 ГК. Правда, согласно ее положениям при передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение именно " ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами", но не иного имущества. Действующие же правила доверительного управления предусматривают возможность смешения (учета на одном счете) не только ценных бумаг разных учредителей управления, но и денежных средств, при условии, что " такое объединение денежных средств предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления" < 1>. -------------------------------- < 1> Хотя обычно на этот момент при анализе ст. 1025 ГК не обращают внимания (к примеру, см.: Муравьева Е. С. Объединение ценных бумаг при доверительном управлении // Цивилист. 2007. N 3. С. 39).
Особые правила в части обособления имущества действуют для специальных видов доверительного управления. К примеру, в соответствии со ст. 13 Федерального закона " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений управляющая компания обязана открыть отдельный банковский счет (счета) в кредитной организации, удовлетворяющей требованиям, установленным этим законом. Доверительный управляющий обязан вести учет средств пенсионных накоплений, находящихся на отдельном банковском счете (счетах) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений, и отчитываться перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Пенсионным фондом РФ за их использование. На денежные средства, находящиеся на указанном счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам Пенсионного фонда РФ, специализированного депозитария или управляющей компании, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии. Субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, другие лица, вовлеченные в процесс инвестирования средств пенсионных накоплений, не вправе зачислять на отдельный банковский счет (счета) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений денежные средства, не являющиеся пенсионными накоплениями;
г) обязанность обеспечить внутренний учет. Для доверительного управляющего, как и для брокера, крайне важной обязанностью является ведение внутреннего учета. Правила ведения такого учета регулируются теми же документами, что и ведение учета брокером. Доверительный управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета ценных бумаг по каждому договору доверительного управления даже в тех случаях, когда такой договор подразумевает возможность смешения имущества разных учредителей доверительного управления; д) обязанность обеспечивать соблюдение требований законодательства при совершении сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов. В данном случае правила доверительного управления не отличаются от правил брокерской деятельности: установлена обязанность приобретать ценные бумаги и иные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором. Последствиями совершения управляющим сделок в нарушение требования ст. 13 являются: возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг продать ценные бумаги и иные финансовые инструменты; возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и иных финансовых инструментов; уплата управляющим процентов на сумму, на которую были приобретены ценные бумаги и иные финансовые инструменты, рассчитанных по правилам ст. 395 ГК. В случае если цена продажи ценных бумаг и иных финансовых инструментов превысит цену, по которой они были приобретены, проценты уплачиваются в сумме, не покрытой доходом от продажи ценных бумаг и иных финансовых инструментов;
е) обязанность соблюдать установленные законом ограничения в деятельности. Для доверительного управляющего общие правила доверительного управления устанавливают достаточно много запретов. Такие запреты условно можно разделить на несколько групп: - запреты самого общего характера; - запреты, целью которых является урегулирование конфликта интересов; - запреты в части отдельных сделок и действий, объектов доверительного управления. К числу запретов самого общего характера порядок доверительного управления относит запрет на совершение сделок с имуществом учредителя управления с нарушением условий договора доверительного управления. Гораздо более детализированными являются запреты, предусмотренные с целью урегулирования конфликта интересов. В частности, доверительный управляющий не вправе: - отчуждать принадлежащие учредителю управления объекты доверительного управления в состав своего имущества, имущества своих акционеров (участников), своих аффилированных лиц или в состав имущества других учредителей управления, за исключением вознаграждения и расходов, а также случаев возврата денежных средств на счет управляющего для приобретения инвестиционных паев инвестиционного фонда, управление которым осуществляет этот же доверительный управляющий; - отчуждать в состав имущества, находящегося в доверительном управлении, собственное имущество, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором доверительного управления;
- отчуждать в состав имущества, находящегося в доверительном управлении, имущество комитента (принципала, доверителя) во исполнение договора комиссии (агентского договора, договора поручения), в случае если управляющий ценными бумагами одновременно является комиссионером (агентом, поверенным) по указанному договору; - отчуждать имущество, находящееся в доверительном управлении, в состав имущества комитента (принципала, доверителя) во исполнение договора комиссии (агентского договора, договора поручения), в случае если управляющий одновременно является комиссионером (агентом, поверенным) по указанному договору; - использовать имущество учредителя управления для исполнения обязательств из договоров доверительного управления, заключенных с другими учредителями управления, собственных обязательств или обязательств третьих лиц; - заключать за счет денежных средств/ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, сделки купли-продажи ценных бумаг со своим аффилированным лицом, а также иными лицами, действующими за счет такого аффилированного лица, за исключением случаев, установленных регулятором; - принимать в доверительное управление или приобретать за счет денежных средств, находящихся у него в доверительном управлении, ценные бумаги, выпущенные самим доверительным управляющим или его аффилированными лицами, за исключением ценных бумаг, включенных в котировальные списки фондовых бирж; - принимать в доверительное управление или приобретать за счет денежных средств, находящихся в доверительном управлении, инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда и акции акционерного инвестиционного фонда, управляющей компанией которого является управляющий или его аффилированные лица; - передавать находящиеся в доверительном управлении ценные бумаги в обеспечение исполнения своих собственных обязательств (за исключением обязательств, возникающих в связи с исполнением управляющим соответствующего договора доверительного управления), обязательств своих аффилированных лиц, обязательств иных третьих лиц; - устанавливать приоритет интересов одного учредителя управления (выгодоприобретателя) перед интересами другого учредителя управления (выгодоприобретателя) при распределении между учредителями управления ценных бумаг/денежных средств, полученных управляющим в результате совершения сделки за счет средств разных учредителей управления. Наконец, третья группа запретов - в части отдельных сделок и действий, объектов доверительного управления - представлена также достаточно широко. Доверительный управляющий не вправе:
- безвозмездно отчуждать имущество учредителя управления, за исключением вознаграждения и расходов; - приобретать ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации, а также признанных банкротами и в отношении которых открыто конкурсное производство в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), если информация об этом была раскрыта в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами; - получать на условиях договоров займа денежные средства и ценные бумаги, подлежащие возврату за счет имущества учредителя управления, если иное не предусмотрено законодательством, а также предоставлять займы за счет имущества учредителя управления; - давать какие-либо гарантии и обещания о будущей эффективности и доходности управления ценными бумагами, в том числе основанные на информации о результатах его деятельности в прошлом, за исключением случая принятия обязательств по обеспечению доходности в договоре доверительного управления; - отчуждать имущество, находящееся в доверительном управлении, по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем на срок, установленный в договоре доверительного управления, за который стороны должны уведомить друг друга об отказе от договора доверительного управления, за исключением биржевых и внебиржевых срочных договоров (контрактов); - отчуждать имущество, находящееся в доверительном управлении, по договорам, предусматривающим отсрочку или рассрочку платежа более чем на 90 календарных дней, в случае если договором доверительного управления не установлен срок, за который стороны должны уведомить друг друга об отказе от договора доверительного управления, за исключением биржевых и внебиржевых срочных договоров (контрактов); - размещать денежные средства учредителей управления во вклады, срок возврата денежных средств по которым не определен или определен моментом востребования. Перечисленный перечень запретов в деятельности обычного доверительного управляющего весьма схож и с запретами, установленными специальными случаями доверительного управления, однако все-таки имеет отличия, которые в основном диктуются спецификой каждого доверительного управления, регулируемого специальными правилами (см., к примеру, Типовой договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющей компанией, отобранной по конкурсу, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 395). Так, абсолютно для всех случаев доверительного управления предусмотрен запрет на безвозмездное отчуждение имущества, запреты на осуществление каких-либо действий с имуществом без согласия доверительного управляющего, на использование управляемого имущества для обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц, на отчуждение собственного имущества в состав имущества управляемого, а также ряд иных запретов. Однако есть и такие существенные отличия, которые сложно объяснить. К примеру, общие правила доверительного управления ценными бумагами содержат запрет на приобретение ценных бумаг организаций, признанных банкротами и в отношении которых открыто конкурсное производство в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), если информация об этом была раскрыта в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами. А вот для доверительного управления пенсионными накоплениями и жилищными накоплениями для военнослужащих этот запрет выражен более предметно и жестко: "... приобретать за счет средств пенсионных накоплений... ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет" < 1>. -------------------------------- < 1> См. указанный выше Типовой договор доверительного управления, а также Типовой договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом Российской Федерации и государственной управляющей компанией, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2003 г. N 730; ст. 16 Федерального закона " О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Причем интересно, что даже в рамках одного и того же специального вида доверительного управления перечень запретов может быть разный. Возьмем для примера ситуацию с тем же доверительным управлением пенсионными накоплениями. Типовой договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом РФ и государственной управляющей компанией предусматривает запрет приобретать за счет средств пенсионных накоплений при первичном размещении ценные бумаги, организатором выпуска и/или агентом по размещению которых является такая компания. Типовой договор с обычной управляющей компанией такого запрета не содержит. А для управляющей компании, осуществляющей инвестирование пенсионными накоплениями по договору с негосударственным пенсионным фондом при осуществлении им деятельности по обязательному пенсионному страхованию, вообще установлен особый перечень запретов, причем часть из них не установлена ни для управляющей, ни для государственной управляющей компании, действующих на основании договоров с Пенсионным фондом. Причем этот перечень в ряде случаев, как показывает анализ формулировок, дословно совпадает с теми запретами и ограничениями, которые присутствуют для других случаев специального доверительного управления (для управления активами акционерных инвестиционных фондов и паевыми инвестиционными фондами в соответствии со ст. 40 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Интересно отметить, что юридическая техника описания запретов деятельности доверительных управляющих также различна. В одних случаях это конкретный перечень запретов, выделенный из всей массы обязанностей доверительного управляющего (к примеру, ст. 25. 1 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах", ст. 23 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ), в других (пенсионные накопления, управление которыми осуществляется через договоры с Пенсионным фондом) - таких перечней нет. Многие из отмеченных особенностей не имеют какого-то логического объяснения. С нашей точки зрения, правовой режим деятельности доверительного управления в части установления запретов (ограничений) выглядит не до конца продуманным. Более того, совершенно очевидно, что здесь требуется установление запретов общего характера, которые бы распространялись на все виды доверительного управления, а также запретов специальных, которые обусловлены именно спецификой каждого конкретного вида доверительного управления; ж) обязанность предоставлять отчеты учредителю управления и регулятору. По общим правилам доверительный управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет не реже чем один раз в квартал, если договором не предусматривается более частое предоставление отчетов. Отчетность при осуществлении специализированных видов доверительного управления регулируется специальными законами. Говоря о деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, нельзя не отметить и вот еще какой момент. Общие правила осуществления такой деятельности указывают на обязанность доверительного управляющего " проявлять должную заботливость об интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами". Данное правило является своего рода " рецепцией" положений ст. 1022 ГК, в соответствии с которой установлено, что доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду. " Должная заботливость" является примером " резиновых" формулировок, используемых ГК. Следует отметить, что понятие должной заботливости законом не раскрывается. Более того, само это понятие (" должная заботливость" ) более в ГК не используется - его мы можем встретить в других актах. К примеру, в Кодексе торгового мореплавания (ст. ст. 124, 203), где говорится об ответственности за мореходное состояние судна (перевозчик (судовладелец) не несет ответственность за немореходное состояние судна, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками)). Гражданский кодекс использует категорию " заботливость", причем в сочетании с иными категориями и с разными целями. Например, ст. 184 ГК обязывает лицо при одновременном коммерческом представительстве разных сторон в сделке исполнять данные ему поручения " с заботливостью обычного предпринимателя". Статья 375 ГК обязывает гаранта при рассмотрении требований бенефициара " проявить разумную заботливость", чтобы установить, соответствуют ли требования условиям гарантии. Статья 401 ГК в качестве оснований устранения вины за нарушение обязательства указывает на принятие лицом всех мер для надлежащего исполнения обязательства " при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота". Сходную конструкцию использует и ст. 451 ГК. Статья 980 ГК обязывает лицо, действующее без поручения в чужом интересе, проявлять необходимую по обстоятельствам дела заботливость и осмотрительность. Казалось бы, во всех случаях используется одна и та же категория - " заботливость", однако контекст совершенно разный: где-то она " должная", где-то " разумная", где-то " требуемая", причем в зависимости от разных обстоятельств; где-то заботливость идет " рука об руку" с осмотрительностью. И нигде не поясняется: а что есть такое эта самая " заботливость"? Данный момент оставляется на усмотрение правоприменительных органов, которые рассматривают каждый конкретный случай (см., к примеру, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2005 г. N 14480/03, где заботливость привязана к профессиональной деятельности лица). Интересен и вот какой момент: Гражданский кодекс содержит еще две " резиновые" категории: " разумность" и " добросовестность". Именно о " добросовестности" поведения идет речь в ст. 3 Федерального закона " О рынке ценных бумаг", когда говорится о требованиях к деятельности брокера. Но вот ст. 5 Федерального закона " О рынке ценных бумаг", которая регулирует деятельность по управлению ценными бумагами, не содержит указания ни на заботливость (в любом из ее контекстов), ни на разумность, ни на добросовестность. Иная ситуация имеет место со специальными видами доверительного управления. Так, обязанность действовать разумно и добросовестно закрепляют: ст. 39 Федерального закона " Об инвестиционных фондах", ст. 36. 14 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах", ст. 12 Федерального закона " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Типовой договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 678, и ряд иных актов. Этот момент является интересным. Еще раз вспомним, что в соответствии со ст. 10 ГК в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В процессуальном плане это означает, что недобросовестность должно доказывать то лицо, которое оспаривает такой характер деятельности. Если следовать прямой логике закона, то получается, что на деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, регулируемую общими правилами, не распространяется презумпция добросовестности действий и доказывать свою добросовестность доверительный управляющий должен сам, а для большинства специальных видов доверительного управления этот момент решен в пользу доверительных управляющих. В специальной литературе по этому вопросу высказана позиция, согласно которой отношения по доверительному управлению " включают в себя разумность и добросовестность в исполнении сторонами своих обязанностей" < 1>. Отметим, что данная позиция, в сущности, предполагает, что наполнением категории " заботливость" является разумность и добросовестность, однако закон об этом не говорит. Самое интересное, что схожую идею развивает и высшая судебная инстанция. Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении Президиума от 22 мая 2007 г. N 871/07 отметил: " Привлечение единоличного исполнительного органа к ответственности зависит от того, действовал ли он при исполнении своих обязанностей разумно и добросовестно, то есть проявил ли он заботливость и осмотрительность и принял ли все необходимые меры для надлежащего исполнения своих обязанностей". То есть получается картина, обратная высказанной: содержанием категорий " разумность" и " добросовестность" является заботливость. Сходная привязка была и в другом деле (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2006 г. N 10722/05). Здесь суд констатировал: " В данном деле вывод о том, что течение срока исковой давности по заявленному истцом требованию началось с 10. 01. 2002, когда истец узнал о нарушении его права, сделан судами апелляционной и кассационной инстанций без учета того, когда истец должен был узнать о таком нарушении. Истец, осуществляя предпринимательскую деятельность и действуя с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по условиям имущественного оборота, при непредставлении Красноярской железной дорогой выписок из лицевого счета в Красноярском ТехПД в срок, установленный названным Типовым технологическим процессом, должен был сам в разумный срок выяснить состояние своего лицевого счета и, следовательно, узнать о нарушении своего права не позднее марта 1997 года". -------------------------------- < 1> Хромушин С. В. Доверительное управление в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 14.
Такая вот странная категория получается: если ты проявил заботливость, то ты проявил разумность и добросовестность, и наоборот: ты проявил разумность и добросовестность, если проявил заботливость (впрочем, это далеко не самая худшая трактовка заботливости в судебной практике < 1> ). -------------------------------- < 1> К примеру, см.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 21 " О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
С нашей точки зрения, здесь налицо доктринальная проблема, которая должна быть решена. Суть ее состоит все в том же распределении рисков (принципов) между клиентами и доверительными управляющими. Анализ деятельности по доверительному управлению показывает весьма странную картину. С одной стороны, существуют нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют общие положения о договоре доверительного управления. Они же устанавливают всего лишь одну особенность доверительного управления ценными бумагами: при их передаче в доверительное управление возможно их объединение и необходимость регулирования доверительного управления паевыми инвестиционными фондами отдельным законом. С другой стороны, особенностей доверительного управления ценными бумагами гораздо больше, чем упоминает ГК. Фактически в настоящее время мы имеем несколько режимов правового регулирования деятельности по доверительному управлению, которые сближает часто только то, что они имеют одно наименование - доверительное управление. Существует несколько специальных видов доверительного управления. Формально они не являются видами доверительного управления ценными бумагами, но фактически по всем критериям (специальный субъект, объекты инвестирования) перед нами не что иное, как профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
6. 2. 4. Клиринговая деятельность
Определение клиринговой деятельности дается в ст. 6 Федерального закона " О рынке ценных бумаг". Под ней понимается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. В силу специфики клиринговой деятельности (клиринговые организации обслуживают организованную торговлю на рынке ценных бумаг) объем ее правового регулирования невелик. Помимо указанной статьи основные регулирующие положения содержатся в ведомственных актах ФКЦБ (ФСФР) России и Банка России (в части организованного рынка государственных ценных бумаг) < 1>. В силу преобладающего регулирования этого вида деятельности ведомственными актами оно очень " подвижно". Достаточно сказать, что действующее в настоящее время положение уже третье, считая с момента вступления в силу Федерального закона " О рынке ценных бумаг" < 2>. -------------------------------- < 1> Так, в настоящее время в этой области действуют: Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс; Положение о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденное Приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н; Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 220-П " О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации", а также ряд иных актов. < 2> До него действовали: Временное положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 30 декабря 1997 г. N 44, и Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. N 51.
Первое упоминание о клиринге на рынке ценных бумаг содержалось в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. Данный документ, правда, только устанавливал, что такая деятельность может вестись, причем в качестве " содействующей осуществлению биржевых операций с ценными бумагами", однако не давал ее определения. Упоминание о такой деятельности содержало и принятое позднее Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Госкомимущества России от 20 апреля 1994 г. N 859-р. Этот документ выделял клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участникам операций с ценными бумагами) и клиринговую деятельность по денежным средствам (вычисление взаимных обязательств и требований по переводу денежных средств в связи с операциями по ценным бумагам). Однако он также не содержал ее регулирования. Упоминал о такой деятельности и Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", который давал определение расчетно-клиринговой деятельности по ценным бумагам (деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами) и расчетно-клиринговой деятельности по денежным средствам (деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами). Некоторые особенности регулирования такой деятельности, правда, в сочетании с депозитарной (документ так и указывал: " депозитарно-клиринговая деятельность" ) были установлены Указом Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 " О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации". Более того, этим документом была одобрена " деятельность Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации по созданию единой общероссийской системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг". Другой документ - Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008, - упоминал о необходимости развития " расчетно-клиринговой деятельности по ценным бумагам", под которой понималась деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участниками операций с ценными бумагами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|