Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 7 страница




- клиринговые организации. Правила регулятора подразумевают, что могут существовать и такие отношения, однако какого-либо описания того, что за юридические конструкции их сопровождают и для чего вообще они нужны, такие правила не содержат.

К существенным особенностям осуществления клиринговой деятельности относится законодательное требование о создании специальных фондов для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами, минимальный размер которых должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Центральным банком РФ. При установлении этой обязанности закон использует формулировку " клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами", таким образом, это вызывает некоторое двойное толкование: неясно, должны ли такого рода фонды создавать все клиринговые организации?

Действующие правила регулятора называют такой фонд " гарантийным". Гарантийный фонд формируется из средств участников клиринга и (или) клиринговой организации. К примеру, в Положении о порядке и условиях создания, размещения и использования гарантийных фондов закрытого акционерного общества " Клиринговый центр РТС" < 1> указано, что гарантийный фонд рынка ценных бумаг формируется путем обязательных ежемесячных отчислений средств клирингового центра в размере не менее 2% от суммы вознаграждения (без учета НДС), полученного клиринговым центром за осуществление клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг по итогам месяца, а гарантийный фонд срочного рынка формируется путем обязательных ежемесячных отчислений средств клирингового центра в размере не менее 2% от суммы вознаграждения (без учета НДС), полученного клиринговым центром за осуществление клиринга срочных договоров (контрактов) по итогам месяца.

--------------------------------

< 1> Текст документа см.: http: // fs. rts. ru/ files/ 4908.

 

Средства гарантийного фонда используются для обеспечения исполнения обязательств участника клиринга и (или) его клиентов по сделкам в случае недостаточности для этого средств на торговых счетах участника клиринга и (или) клиринговой организации. Клиринговая организация вправе создавать несколько гарантийных фондов с различными целями и источниками формирования < 1>.

--------------------------------

< 1> Так, к примеру, в соответствии с Положением о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденным Приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н, клиринговый центр, осуществляющий клиринг по срочным сделкам, обязан сформировать гарантийный фонд, составляющие который денежные средства и ценные бумаги должны быть обособлены от денежных средств и ценных бумаг, составляющих гарантийный фонд, используемый клиринговой организацией для обеспечения исполнения обязательств по другим сделкам с ценными бумагами.

 

Правовой основой функционирования указанных гарантийных фондов является договор. То есть это не публичные отношения, а частноправовые. В специальной литературе высказана позиция, согласно которой существует насущная необходимость разработки при участии государства нормативного правового акта уровня федерального закона, регламентирующего порядок формирования и функционирования гарантийных фондов клиринговых организаций < 1>. С такой позицией следует согласиться. Однако, как нам кажется, федеральный закон должен регулировать не только и не столько гарантийные фонды клиринговых организаций, сколько вообще все возможные виды компенсационных и гарантийных схем на рынке ценных бумаг.

--------------------------------

< 1> См.: Каширин А. А. Правовые проблемы регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.

 

6. 2. 5. Деятельность по организации

торговли на рынке ценных бумаг

 

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг в соответствии со ст. 9 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Данная деятельность институционализирована в законодательстве о рынке ценных бумаг весьма странным образом. С одной стороны, есть отдельная статья, которая регулирует таковую. С другой - есть отдельный раздел, который регулирует деятельность фондовой биржи, которая в соответствии со ст. 11 Закона также признается организатором торговли на рынке ценных бумаг. Подобное " раздвоение" наблюдается и на уровне лицензий (ст. 39 Закона). Совмещение двух этих статей показывает, что одни организаторы торговли (нефондовые биржи) будут проходить по категории профессиональных участников рынка ценных бумаг, а вторые (фондовые биржи) будут лицензироваться лицензией фондовой биржи. Еще один нюанс: профессиональной деятельностью в соответствии со ст. 2 Закона признаются только те виды, которые перечислены в гл. 2 Закона, т. е. в этот перечень попадает и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Но вот как быть с фондовой биржей? Статьи, регулирующие ее деятельность, размещены в гл. 3 Закона, и это при том, что фондовая биржа признается одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Объяснить все эти хитросплетения с помощью каких-то внятных аргументов вряд ли возможно, хотя и списывать их на плохую юридическую технику Закона также не хочется. Возможно, законодатель предполагал, что регулировать фондовую биржу только как профессионального участника не имеет смысла, поскольку на развитых рынках ценных бумаг биржа всегда выполняет роль саморегулируемой (саморегулирующейся) организации.

Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг включает в себя ст. ст. 9, 11 - 15 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" и многочисленные подзаконные акты регулятора - ФСФР (ФКЦБ) России. Так, в настоящее время действует Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н. В новейшей российской истории это далеко не первый документ, который комплексно регулирует деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг < 1>. Подобного рода неустойчивость правового регулирования не может не вызывать вопросы. Впрочем, для нее есть и объективная причина: регулирование деятельности по организации торговли в переходный период носит конъюнктурный характер - регулятор пытается построить регулирование таким образом, чтобы решать вновь возникающие проблемы. Однако, с нашей точки зрения, ничего позитивного в таком " частоколе" регулирующих документов для осуществления деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг нет.

--------------------------------

< 1> До него действовали: Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 22 июня 2006 г. N 06-68/пз-н; Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФКЦБ России от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н; Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс; Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 4 января 2002 г. N 1-пс; Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49; Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 19 декабря 1996 г. N 23. Причем каждый из этих документов регулировал деятельность по организации торговли полноценно, кроме них действовали еще и нормативные акты по более узкому перечню вопросов.

 

Как показывает анализ действующего законодательства о рынке ценных бумаг, можно выделить два вида организаторов торговли: небиржевой организатор торговли и биржа.

Какого-то целостного регулирования небиржевой деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в настоящее время нет. Статья 9 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" содержит весьма общие нормы о том, какие документы должен иметь любой организатор торговли и какую информацию он должен представить. Действующий нормативный акт регулятора в этой области также не содержит каких-то разделов или групп норм, которые бы обособленно регулировали отличия между таким организатором и фондовой биржей. Он содержит отдельные положения, причем понять их логику иногда сложно. Так, указано, что включение ценных бумаг в котировальные списки, а также допуск к торгам биржевых облигаций могут осуществлять только фондовые биржи. Однако в ст. 9 Закона прямо в числе документов, которые должна утвердить и иметь любая организация, занимающаяся организацией торговли на рынке ценных бумаг, назван " список ценных бумаг, допущенных к торгам".

В силу отсутствия каких-то требований в настоящее время очень мало можно сказать о том, кто может выполнять функции небиржевого организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Фондовой бирже в этом плане нормативные акты посвятили гораздо больше места. Так, ст. 11 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" прямо устанавливает, что юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Требование к организационно-правовой форме фондовой биржи имеет в российском законодательстве свою историю. Так, до 2002 г. в Законе существовала норма, в соответствии с которой фондовая биржа могла быть создана в форме некоммерческого партнерства. Иных организационно-правовых форм не предусматривалось. В более ранних нормативных актах подход был иной. Так, в соответствии с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, фондовая биржа должна была создаваться в форме закрытого акционерного общества. При этом биржа признавалась " некоммерческой организацией", которая " не преследует цели получения собственной прибыли" и " не выплачивает доходов от своей деятельности своим членам".

Данные положения весьма интересны. Их анализ показывает, что на протяжении всей короткой биржевой истории современной России законодатель пытался решить одну дилемму: коммерческий или некоммерческий характер носит деятельность фондовой биржи? И, как представляется, ответа на этот вопрос он не нашел, именно поэтому решение данного вопроса отдано на откуп самих участников правоотношений: фондовую биржу можно создавать как коммерческую и как некоммерческую организацию.

Содержанием деятельности организатора торговли, в том числе и фондовой биржи, Закон называет " предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг" < 1>. Данное определение представляется удачным. Оно весьма точно улавливает сущность данной организации. Интересно, что определение говорит не об одной услуге, а об услугах во множественном числе, что предполагает, видимо, оказание нескольких хотя и схожих, но все-таки самостоятельных видов услуг. Такая логика также видится нам правильной, хотя действующее законодательство дальше указания множественности услуг, оказываемых организатором торговли, не идет. Оно не дает ни перечня таких услуг, ни описания в системном виде той деятельности (функции), которая составляет их содержание. Интересно также, что недостаточно внятно описывается и вторая сторона - получатель такого рода услуг. Из Закона можно понять, что такой второй стороной всегда будет участник торгов, т. е. профессиональный участник рынка ценных бумаг, который осуществляет сделки через биржу. Однако более детальный анализ показывает, что адресатами услуг являются не только участники торгов, но и их клиенты, регулятор (которому оказывается услуга по контролю), эмитент, а также некоторые иные лица.

--------------------------------

< 1> В ранние периоды давалось и более широкое определение. Так, упоминавшееся Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, определяло предмет деятельности фондовой биржи как " обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг". В данном определении, очевидно, пытались применить наиболее широкий из возможных подходов к фондовой бирже: и как к месту торговли (" обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг" ), и как к месту, где с точки зрения экономической теории формируются цены (" определение их рыночных цен" ), и как к механизму самоорганизации участников рынка ценных бумаг (" поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг" ). Однако все это суть побочные эффекты от деятельности фондовой биржи, да и любого другого организатора торговли, главное же - организационно-техническая функция, выполнение которой позволяет сводить инвесторов.

 

Анализ нормативных актов показывает, что к таким услугам можно отнести:

а) организацию и поддержание торговой системы, обеспечивающей возможность участникам торговли совершать различные гражданско-правовые сделки (эта услуга оказывается участникам торговли);

б) оказание услуг по листингу ценных бумаг, обеспечению их ликвидности и поддержанию курса (адресаты этой услуги - эмитенты, в некоторых случаях - владельцы ценных бумаг);

в) контроль за деятельностью участников торговли (адресат этой услуги - по сути, регулятор);

г) оказание услуг по самоорганизации и саморегулированию участников торговли на бирже (адресаты этой услуги - участники торговли и регулятор);

д) услуги по разрешению споров, возникающих между участниками торговли на бирже (адресаты услуги - участники торговли и их клиенты);

е) услуги по предоставлению информации и расчету индексов (по большому счету носят публичный характер).

В экономической и юридической литературе можно встретить упоминания и об иных услугах (функциях) организатора торговли (главным образом речь идет о бирже). Так, упоминают функцию гарантии исполнения совершенных сделок. К примеру, С. В. Киселев, анализируя биржу с экономической точки зрения, прямо отмечает: " Наиболее важной функцией биржи видится именно " обеспечение гарантии исполнения сделок, заключенных на бирже". Ни одна внебиржевая система не позволит обеспечить аналогичный уровень гарантий исполнения сделки" < 1>. И. Г. Абраменкова, анализируя данные вопросы уже с правовой точки зрения, давая определение биржевой сделки, подчеркивает как одну из ее особенностей то, что такие сделки регистрируются биржей " как гарантом их исполнения". По ее мнению, это объясняется тем, что биржевая регистрация сделок автоматически присоединяет к ним такое свойство, как возникновение обязательства биржи в качестве гаранта исполнения по этим сделкам < 2>. Появление такой точки зрения, видимо, объясняется созданием организатором торговли соответствующих специальных фондов, а также созданием таких фондов клиринговой организацией. Следует, однако, заметить, что обязанность создания таких фондов предусмотрена исключительно для клиринговых организаций, и в этом смысле биржа не является никаким гарантом сделок.

--------------------------------

< 1> Киселев С. В. Биржевые операции коммерческих банков с российскими ценными бумагами: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1999. С. 13.

< 2> См.: Абраменкова И. Г. Биржевые сделки с ценными бумагами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11 - 13.

 

Организация и поддержание торговой системы, обеспечивающей возможность участникам торговли совершать различные гражданско-правовые сделки, собственно, основная функциональная деятельность организатора торговли. При ее описании мы использовали понятие " торговая система". Ее определения в настоящее время в нормативных актах нет. Ранее (в нормативных актах регулятора (ФКЦБ России)) под ней понимали совокупность вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающих возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами < 1>. Однако такое определение было бы излишне узким, ведь существуют организаторы торговли (фондовые биржи) с совершенно разной технологией торговли: через электронные системы, " с голоса" (как, к примеру, указывает ст. 2 Закона РФ " О биржах и биржевой торговле" - " гласные публичные торги" ) и т. п. Исходя из этого под такой системой разумно было понимать не только совокупность технических средств, помещений, которые обеспечивают возможность участникам осуществлять торги, но и совокупность норм и правил торговли.

--------------------------------

< 1> К примеру, Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49.

Отметим, что понятие " торговая система" никогда не толковалось однозначно в нормативных актах. Так, Банк России (Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 219-П " Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг" ) устанавливал, что " торговая система - это юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России".

 

Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" любой организатор торговли должен утвердить правила заключения и сверки сделок, правила регистрации сделок, порядок исполнения сделок, правила, ограничивающие манипулирование ценами. Фондовая биржа обязана иметь правила проведения торгов, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации. Данные документы, собственно, и описывают правила деятельности всех участников торговли, правила совершения сделок, т. е. являются основными документами организатора торговли.

Правила торговли должны описывать набор возможных биржевых сделок, которые вправе совершать участник торговли. Следует отметить, что ни законодательство, ни ведомственные нормативные акты не дают какого-то единообразного описания видов заявок и порядка их удовлетворения < 1>. Как документы ФСФР (ФКЦБ) России, так и документы Банка России, как действующие, так и уже отмененные, весьма схожи, однако они часто употребляют одни и те же термины в разных смыслах. Как думается, с учетом накопленного опыта следовало бы основные положения о заявках, их видах и порядке их удовлетворения закрепить непосредственно в Законе.

--------------------------------

< 1> Какого бы вида заявки ни были, исполнение обязательств по ним осуществляется примерно по одной схеме: сначала заявка вводится, затем она акцептуется (сквитовывается) с другой заявкой (встречной) по правилам торговли, попадает в реестр сделок, в конце торгового дня осуществляется клиринг, и только затем - ее исполнение.

Виды заявок законодательство регулирует весьма бессистемно. В разных нормативных актах можно встретить различные их наименования: " адресные" и " безадресные", с твердо фиксированной ценой и ценой, которая может быть изменена, " лимитные" (возможны двух видов: " конкурентные" и " неконкурентные) и " рыночные" заявки (см., к примеру, Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г. N 219-П " Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг", Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н). Отдельные нормативные акты регулятора содержат категорию " анонимная заявка" (Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н). Помимо этого предусматриваются так называемые внесистемные сделки, которые заключаются на основе заявок с указанием конкретной стороны - контрагента по сделке. При этом различают внесистемные сделки без подтверждения и с подтверждением.

 

Поскольку указанная услуга оказывается участникам торговли на рынке ценных бумаг, целесообразно посмотреть, кто в таком качестве может выступать. Общих правил о том, кто может быть участником торгов через организатора торговли на рынке ценных бумаг, законодательство не содержит. Статья 9 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" только указывает, что любой организатор торговли обязан иметь правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам.

Более конкретен Закон в части требований к участникам торгов на фондовой бирже. В соответствии с действующими правилами (ст. 12 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ) участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры, управляющие и Центральный банк РФ < 1>. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов. Причем участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи.

--------------------------------

< 1> При этом участием в биржевых торгах не признается заключение клиринговой организацией на торгах фондовой биржи договоров, если соответствующие договоры заключаются клиринговой организацией в соответствии с правилами осуществления клиринговой деятельности в целях создания условий для исполнения участниками торгов обязательств по таким договорам.

 

Данное правило отсутствовало в первой редакции Закона. Долгое время концепция Закона была иной: фондовая биржа могла создаваться только в форме некоммерческого партнерства и соответственно могла организовывать торговлю только между своими членами. Членами же фондовой биржи могли быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые осуществляли деятельность, указанную в гл. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" (т. е. брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, регистраторы, иные организаторы торговли на рынке ценных бумаг, клиринговые организации). Концептуально это было, конечно, неверное положение. Правила Закона (до его изменения) " исправляли" посредством нормативных актов регулятора. Так, в соответствии с Временным положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 19 декабря 1996 г. N 23, и действовавшим после него Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49, участником торгов признавались юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности.

В настоящее время нормы Федерального закона " О рынке ценных бумаг" в части определения участников торгов существуют параллельно с нормами, которые регламентируют статус участников торгов на организованном рынке государственных ценных бумаг. Так, Положением Банка России от 25 марта 2003 г. N 219-П " Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг" прямо установлено, что торговля ценными бумагами на таком рынке ведется так называемыми дилерами, под которыми Закон понимает юридических лиц, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, совершающих сделки (купли-продажи) с государственными облигациями " от своего имени как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера", действующих на основании договора поручения или комиссии. В таком определении явно просматривается, что участником торгов могут быть в лучшем случае брокеры и дилеры.

С нашей точки зрения, существующая " раздвоенность" правового регулирования организации торговли на рынке ценных бумаг не может быть признана правильной.

В процессе осуществления своей деятельности участники торговли могут приобретать статус маркет-мейкера. Правовой статус маркет-мейкера непосредственно в законе не установлен - это сделано нормативными актами регулятора < 1>. Согласно действующему Положению такое лицо подает и одновременно поддерживает заявки на покупку и на продажу (двусторонние котировки) в отношении соответствующих ценных бумаг в ходе торговой сессии.

--------------------------------

< 1> О правовом регулировании деятельности маркет-мейкера также см.: Петросян Э. Роль маркет-мейкера в биржевой торговле // Право и экономика. 2008. N 3. С. 38 - 42; Соловьев П. Институт маркет-мейкеров как механизм формирования и стимулирования ликвидности // Рынок ценных бумаг. 2008. N 7 (358). С. 30 - 35.

 

Отметим, что такое понимание не было свойственно более ранним актам регулятора. Так, Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 19 декабря 1996 г. N 23, определяло маркет-мейкера как участника торговли, " который в соответствии с правилами организатора торговли принимает на себя дополнительные обязательства, позволяющие в интересах участников торговли и клиентов повысить ликвидность рынка ценных бумаг и содействовать формированию справедливой рыночной стоимости ценных бумаг". Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49, маркет-мейкер определялся как " участник торгов, который в соответствии с правилами организатора торговли принимает на себя обязательства, позволяющие повысить ликвидность рынка ценных бумаг, допущенных к торговле". Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 26 декабря 2003 г. N 03-54/пс, определяло возможность привлечения маркет-мейкера " для поддержания цен на ценные бумаги в течение первого года с момента начала их публичного размещения (публичного обращения) или для поддержания ликвидности ценных бумаг, по которым объем сделок за предшествующий календарный месяц составляет менее 100 миллионов рублей". Причем такая деятельность была безвозмездной.

Интересно, что законодатель пытался одно время ввести в организованную торговлю еще и фигуру специалиста, причем одновременно с маркет-мейкером. Так, Положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49, определяло специалиста как участника торгов, " который в соответствии с правилами организатора торговли и в согласованном с эмитентом ценных бумаг порядке принимает на себя обязательства, позволяющие повысить ликвидность ценных бумаг эмитента".

Услуги по листингу ценных бумаг, обеспечению их ликвидности и поддержанию курса обычно оказываются организатором торговли эмитентам, иногда законодательство признает возможной второй стороной такого рода услуг и владельцев ценных бумаг.

К торгам на фондовой бирже могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения.

В соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" любой организатор торговли обязан иметь правила допуска к торгам ценных бумаг и список ценных бумаг, допущенных к торгам (отметим сразу, что к небиржевым организаторам торговли термин " листинг" неприменим), а организатор торговли - фондовая биржа обязана иметь правила листинга/делистинга ценных бумаг, и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а также спецификации отдельных видов сделок (форвардных, фьючерсных и своп-контрактов).

Под листингом понимается совокупность процедур по включению ценной бумаги в один из котировальных списков фондовой биржи и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг эмитента и самого эмитента условиям и требованиям, установленным фондовой биржей < 1>. Листинг осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом эмиссионных ценных бумаг или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда. Природа указанного договора недостаточно ясна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...