Роговцева Н. И. УДК 372.8:62 ББК 74.263. ВВЕДЕНИЕ
Стр 1 из 28Следующая ⇒
УДК 372. 8: 62 ББК 74. 263 Р59
Серия «Академический школьный учебник» основана в 2005 году
Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство „Просвещение“ — российской школе»
Р у к о в о д и т е л и п р о е к т а: вице-президент РАН акад. В. В. Козлов, президент РАО акад. Н. Д. Никандров, генеральный директор издательства «Просвещение» чл. -корр. РАО А. М. Кондаков
Н а у ч н ы е ре д а к т о р ы с е р и и: акад. -секретарь РАО, д-р пед. наук А. А. Кузнецов, акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжаков, д-р экон. наук С. В. Сидоренко
Серия «Перспектива» основана в 2006 году
Ав т о р концепции «Перспектива» канд. пед. наук Л. Ф. Климанова
Руководитель проекта «Перспектива» Ю. П. Леонова
Роговцева Н. И. Р59 Уроки технологии. 3 класс: пособие для учите-лей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 96 с. — (Академиче-ский школьный учебник). — (Перспектива). — ISBN 978-5-09-019815-8. Методическое пособие является составной частью учебно-мето-дического комплекта серии «Перспектива». В пособии представле-ны подробные поурочные разработки по всем темам курса «Техно-логия», а также рассматривается методика проведения уроков в соответствии с программой и стандартами в данной образователь-ной области. УДК 372. 8: 62 ББК 74. 263
ISBN 978-5-09-019815-8 Ó Ó Издательство «Просвещение», 2010 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2010 Все права защищены ВВЕДЕНИЕ
Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Технология», являющееся компонентом учеб-но-методического комплекта (УМК) для 3 класса обще-образовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Пер-спектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит изучебника, рабочей тетради и методического пособия, которые полностью дублируют комплекты для 1 и 2 классов с точки зрения структуры, логики подачи ма-териала, применяемой навигационной системы (условные обозначения, используемые в УМК).
Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — сис-темная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап про-ектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных ма-териалов, необходимых для изготовления изделия. Реализация поставленных задач осуществляется за счёт использования игровых технологий, а также хорошо зна-комых героев УМК «Технология» Ани и Вани, которые вместе с учащимися путешествуют по современному го-роду. В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, мате-риалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирова-ния и конструирования. Окружающая среда в данном кур-се рассматривается как способ получения информации. Учебный план 3 класса рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю. Основными материалами для работы по-прежнему оста-ются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бу-маги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении раз-рыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность по-верхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки исполь-зования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.
Учащиеся осваивают технологию создания объёмных изделий из бумаги с использованием особенностей этого ма-териала, технологию создания оригами; знакомятся с но-вым материалом — бисером, видами изделий из бисера, свойствами лески; учатся создавать украшения из бисера.
Текстильные и волокнистые материалы в 3 классе изу-чаются на основе обобщения знаний о видах работы с тка-нью, изучения свойств тканей, используемых для вышива-ния и шитья игрушек. Учащиеся сравнивают свойства хлопчатобумажных и шерстяных ниток, осваивают новый вид работы с нитками — вязание крючком. В ходе работы с природными материалами закрепля-ются умения использовать знания о различных свойствах природных материалов при изготовлении изделий из со-ломки, листьев, веточек и др. В 3 классе проходит знакомство с новым природным ма-териалом — соломкой, её свойствами и особенностями ис-пользования данного природного материала в декоратив-но-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы с соломкой; технология её подготовки к использованию. В ходе работы с пластичными материалами проводится систематизация знаний о свойствах пластичных материа-лов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного ма-териала в зависимости от назначения изделия, для созда-ния которого он будет использован. Школьники проводят наблюдения над использованием пластичных материалов в жизни человека. В 3 классе активно осваиваются способы использова-ния металлического конструктора и мягкой проволоки в работе над изделием, а также использования пластмас-сы для создания подвижного соединения при работе с кон-структором. Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают пра-вила работы новыми инструментами: острогубцы, плоско-губцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножни-цами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.
Основы культуры труда в 3 классе прививаются в про-цессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые на-выки, следовать правилам технолога. Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществ-ляется на основе технологической карты как средства реа-лизации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учи-теля. Учащиеся находят общие закономерности в выполне-нии изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскизи технический рисунок. Школьники ос -мысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.
В работе над проектом деятельность учителя направле-на на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать на-выки составления плана изготовления изделия, приоб-ретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обес-печить взаимодействие учащихся между собой и с учите-лем, развивать коммуникативные навыки школьников. Деятельность ученика при этом направлена на закреп-ление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внут-ри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны до-биться следующих результатов: — знать свойства изучаемых материалов, освоить приё-мы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь при-менять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования та-ких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (ме-таллы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с ре-альным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделиро-вания изделия по образцу; — различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последова-тельность работы над мягкой игрушкой; — оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий; — овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и пе-тельным швами; уметь свободно работать иглой, использо-вать пяльцы в практической работе; — осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки; — знать приёмы составления композиции; — освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «тех-нический рисунок», «схема»; — уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их; — уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чер-тёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства; — освоить новые виды работ: конструирование изпро -волоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мяг-ких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составле-ние композиции из воздушных шариков; вязание крюч-ком; соединение различных технологий в работе над одним изделием; — освоить технологию ручного ткачества, конструиро-вания костюмов изткани, бисероплетение. К концу обучения в 3 классе школьники должны уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пла-стилин, природные материалы (крупы и засушенные ли-стья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета; изготавли-вать, художественно оформлять и красиво упаковывать подарки; самостоятельно готовить простую пищу (холод-ные закуски, бутерброды), починить одежду. Приосвоенииспособов разметки, раскроя, сборки и отделки изделия у учащихся в 3 классе совершенствуются навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла или мела на ткани. Школьники должны научиться выпол-нять раскрой с использованием симметрии; освоить горя-чий и холодный способы подготовки соломки. При сборке изделий учащиеся смогут освоить приёмы окантовки кар-тоном, крепления кнопками, склеивания геометрических тел изразвёрток, скручивания мягкой проволоки, соедине-ния деталей с помощью ниток, клея, скотча. Школьники в 3 классе также научатся применять на практике новые способы отделки: украшение специальными отделочными материалами, вязание крючком «воздушных петель», де-коративное использование пуговиц, наклеивание соломки на бархатную основу, оформление работы в рамку.
А главное, учащиеся должны освоить проектную дея-тельность. Надо помнить, что проектная деятельность эф-фективна тогда и только тогда, когда она значима, интерес-на и посильна; имеет практический результат; отвечает физиологическим возможностям учащихся, санитарно-ги-гиеническим требованиям и безопасным условиям работы. Выполнить эти требования, добиться достижения пла-нируемых результатов, безусловно, поможет УМК «Техно-логия» и методическое пособие, которое вы держите в ру-ках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|