Раздел 2. ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ. Урок 2 Архитектура. Ход урока
Раздел 2
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ
Урок 2 Архитектура
Материал, включённый в данном случае в один урок, мо-жет быть при необходимости разделён на два урока или использован не в полном объёме.
Изделие: дом.
Задания и материалы в рабочей тетради: «Фигура в мас-штабе», «Чтение чертежа», «Дом».
Задачиурока: познакомить учащихся с основами чер-чения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «тех-нический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа раз-вёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила безопасности при работе ножом, ножницами; формировать умение анализировать готовое изделие, составлять план ра-боты; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на практическом уровне показать значение клапанов при склеивании развёртки.
Планируемыерезультаты: научиться выполнять чер-тёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги.
Новыетерминыипонятия: архитектура, каркас, ин-женер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, техниче-ский рисунок, развёртка, прочитать чертёж.
Ресурсыиоборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации разных стилей архитектуры, табли-ца «Стили архитектуры» (на усмотрение учителя) на доске, готовое изделие «Дом». У учащихся: учебник, рабочая тет-радь, линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветная бумага, полиэтилен, лист формата А3, резак, ножницы, фломастеры.
Ход урока
Урок целесообразно начать с проверки домашнего зада-ния. Важно обсудить с учащимися заполненную дома таб-лицу в рабочей тетради. Они могут рассказать о том, как вычисляли стоимость, какие трудности возникли в процес-се работы.
Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы с ва-ми познакомились с учебником и тетрадью для 3 класса и
узнали, что мы отправимся в путешествие по городу. Пер-вая наша остановка — это дом. (Учитель передвигает фиш-ку-автобус по карте. ) Знаете ли вы, как строятся дома? Прочитайте диалог Ани и Вани об архитектуре». Учащиеся читают диалог на с. 12—13 в учебнике, затем вместе с учи-телем обсуждают прочитанный материал и учатся самосто-ятельно делать выводы: для строительства зданий необхо-дима разработка проекта, существует множество стилей архитектуры, которые имеют различные особенности, в том числе специфическую форму, декоративные элементы; современная архитектура основывается на внутреннем об-устройстве зданий. Для изучения стилей архитектуры на практическом уровне возможно выполнение коллективного дополнитель-ного задания (на усмотрение учителя) на сравнение различ-ных стилей архитектуры. В соответствии с таблицей уча-щимся нужно определить стиль зданий на иллюстрациях, заранее подготовленных учителем.
Для закрепления знаний, полученных в результате дан-ной работы, целесообразно провести опрос учащихся по ос-новным особенностям изученных архитектурных стилей. Урок можно продолжить знакомством с профессиями людей, которые связаны со строительством, и попросить учащихся выполнить задание на с. 14 учебника. (Профес-сии на рисунках слева направо: каменщик, маляр, элек-трик, столяр. )
Учитель: «Для продолжения нашего путешествия по со-временному городу нам необходимо познакомиться с основ-ными понятиями языка архитекторов. Прочитайте опреде-ления понятий „чертёж“ и „масштаб“ на странице 15 учебника. Рассмотрите рисунок под определениями. Какой изквадратов начерчен в реальную величину? А что вы мо -жете сказать о двух других квадратах. Какие инструменты нужны, чтобы выполнить такой чертёж? » Учитель может рассказать о широком применении мас-штаба в различных областях деятельности человека — кар-тографии, фотографии, черчении, моделизме. Чтобы школьники научились самостоятельно работать с понятием «масштаб», необходимо выполнить задание «Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6). Рабочая тетрадь. Целесообразно заранее подготовить на доске копию чертежа израбочей тетради (на усмотрение учителя). Один изучащихся может работать на доске. Учитель: «Вам необходимо выполнить чертёж фигуры в масштабе 2: 1. Что это значит? (Необходимо построить чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза боль-ше, чем на чертеже в масштабе 1: 1. ) Прежде чем присту-пить к построению чертежа, составьте план работы в рабочей тетради. Для этого используйте слова для справок». Каждый пункт плана необходимо проговорить вслух, чтобы в тетра-дях учащихся был отражён правильный алгоритм работы. Слова в план работы необходимо вписать в такой последова-тельности: длину, 1: 1, отрезков, 2, отложить, масштабе, чертёж. Также надо обсудить с детьми необходимые для ра-боты инструменты. Важно обратить внимание учащихся на то, что длина некоторых отрезков на чертеже совпадает, по-этому надо измерить только длину отрезков, отмеченных буквами. Начинать построение чертежа в масштабе нужно от точки А, последовательно откладывая от неё отрезки нуж-ных величин в направлениях, соответствующих направле-ниям отрезков на чертеже в масштабе 1: 1. Во время вы-полнения чертежа учитель должен контролировать работу учащихся. Когда работа закончена, учащимся предлагается сделать вывод и рассказать, какие действия необходимо про-извести, чтобы построить тот же чертёж в масштабе 1: 2.
Учимся новому. Изучение материала можно продол-жить чтением текста учебника на с. 16. После можно пред-ложить выполнить следующее задание: определить, на ка-ком из заранее подготовленных учителем рисунков эскиз, на каком — технический рисунок, а на каком — развёрт-ка, объяснив свой выбор. Учитель: «Важную роль в работе архитектора играет умение прочитать чертёж, эскиз, технический рисунок. Как вы думаете, что значит „прочитать чертёж“? Прочи-тайте правильное определение на странице 16 учебника».
Далее необходимо познакомить учащихся с основными линиями чертежа. Можно сначала предложить им вспом-нить, с какими линиями они уже познакомились в 1— 2 классах, какие изних использовали. Далее следует пред -ложить учащимся внимательно рассмотреть чертёж на с. 17 учебника и выполнить задание «Чтение чертежа» в рабочей тетради (с. 7). Рабочая тетрадь. Желательно проводить работу над за-данием в рабочей тетради в группе, в процессе обсуждения. Это будет способствовать развитию у учащихся коммуника-тивных навыков. Учитель должен контролировать выпол-нение задания учащимися. Важно, чтобы у них в тетрадях осталась верная последовательность работы над чтением чертежа, так как это будет необходимо в дальнейшем. Осо-бое внимание необходимо обратить на значение и роль кла-панов, на грамотное нанесение размеров на чертеже, на различие выносной и размерной линий и их значение. На месте пропусков в рабочей тетради надо написать следую-щее: развёртка коробочки, 1: 1, основание, 1, стенка, 4, клапан, 4, основание, 40, стенка, 10, клапан, 5, основание, 40, стенка, 40, клапан, 10, картон, сплошная толстая ли-ния, сплошная тонкая линия, штрихпунктирная линия, штрихпунктирная линия с двумя точками, намазывания клеем, вырезать, согнуть, склеить.
Делаем сами. Учитель: «Только что мы познакомились с элементами черчения, новые умения пригодятся нам в ра-боте над нашим первым изделием — макетом дома. Давай-те сначала проанализируем готовое изделие. Какие мате-риалы и инструменты необходимы для работы над ним? (Учитель должен обратить особое внимание на такой мате-риал, как полиэтилен, на цели его использования. Можно попросить учащихся описать основные свойства материала. Для этого надо рассмотреть полиэтиленовые пакеты, при-несённые детьми с собой на урок. ) Какой способ соедине-ния использован в работе над изделием? (С помощью клея. Важно вспомнить правила работы клеем. ) Как можно офор-мить изделие? Каким способом? » Перед работой над изделием необходимо составить план работы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, от-делка. Разметка. Учитель: «Для выполнения разметки мы воспользуемся чертежом в рабочей тетради, нам нужно бу-дет выполнить такой чертёж в масштабе 2: 1. Выполнять чертёж будем на формате листа А3. Формат — это стандар-тизированный размер бумажного листа. Наш обычный аль-бомный лист — это лист формата А4. Лист формата А3 со-стоит издвух листов формата А4, он в 2 раза больше. На таком листе мы выполним чертёж. Для этого вам сначала нужно прочитать чертёж в рабочей тетради». Чертёж вы-
полняется под чутким руководством учителя. Он должен помочь учащимся определить количество и название дета-лей, измерить длину и ширину деталей на чертеже и вы-считать, какими будут величины на чертеже в масштабе 2: 1. Раскрой. Когда чертёж развёртки будет готов, необходи-мо его вырезать. Сначала надо повторить правила работы резаком и ножницами. Затем вырезать развёртку и провес-ти по линиям сгиба пустым стержнем от ручки по линейке. Затем необходимо разметить и вырезать окна. Для этого учащиеся должны вырезать из бумаги небольшую прямо-угольную деталь, которая, по их мнению, будет иметь раз-меры окна. Учителю необходимо контролировать эту рабо-ту. Затем учащиеся самостоятельно с помощью своей заготовки размечают окна и чертят дверь. Окна вырезают-ся по линейке с помощью резака. Необходимо обратить внимание детей на то, что дверь вырезать до конца не нуж-но, одна изсторон должна остаться невырезанной. Сборка. С внутренней стороны развёртки можно прикле-ить клеем куски полиэтилена так, чтобы они закрывали окна. Получатся стёкла. Учитель должен продемонстриро-вать работу с новым материалом. Чтобы поселить в доме жителей, нужно сделать дополнительные детали, исполь-зуя заготовку для разметки окон. Нужно сделать детали такого же размера, но с клапаном для приклеивания. На деталях нужно выполнить рисунок. Затем вырезанные де-тали приклеиваются с помощью клапанов с внутренней стороны развёртки. Важно, чтобы учащиеся смогли опреде-лить, где будет верх и низизделия, какой стороной нужно клеить окна. После такой подготовительной работы нужно согнуть развёртку по линиям сгиба, намазать клапаны кле-ем и склеить макет дома.
Отделка. В конце нужно оформить макет дома. Пусть учащиеся самостоятельно придумают дополнительные де-тали, например ручку на входную дверь, козырёк над две-рью и т. д. Подведём итоги. Итогом урока станет выставка работ учащихся. Изделия анализируются и оцениваются по сле-дующим критериям: аккуратность, оригинальность, цвето-вое решение. Также полезно узнать у детей, какая часть урока оказалась наиболее сложной, что на уроке понрави-лось больше всего, как учащиеся могут сами оценить свою работу.
Домашнеезадание. Сфотографируйте своё изделие для папки достижений. На следующий урок принесите плоско-губцы, кусачки, медную или алюминиевую проволоку диа-метром 0, 5 мм длиной 3 м.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|