Городские постройки. Ход урока
Урок 3
Городские постройки
Изделие: телебашня.
Задания и материалы в рабочей тетради: «Технический рисунок телебашни», «Телебашня из бумаги».
Задачиурока: познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инст-рументами, возможностями их использования в быту; на-учить применять эти инструменты при работе с проволо-кой; отработать навык выполнения технического рисунка.
Планируемыерезультаты: уметь различать плоско-губцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни изпроволоки.
Новыетерминыипонятия: проволока, сверло, кусач-ки, плоскогубцы.
Ресурсыиоборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образец готовой модели телебашни из проволоки, изображения разных телебашен, острогубцы, плоскогубцы, проволока. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плоско-губцы, острогубцы, проволока, линейка.
Ход урока
Урок желательно начать с повторения материала, изу-ченного на прошлом уроке. Учитель предлагает детям вспомнить, на какой остановке они побывали на прошлом уроке: «Как называлась остановка? Что мы там увидели? Что вам особенно запомнилось? » Учимся новому. Учитель: «Наша следующая останов-ка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочи-тайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани». Изответов учащихся можно будет понять, насколько хоро -шо был усвоен материал прошлого урока. Можно попро-сить их не только определить, какие изстроений на рисун -ках могут быть выполнены по той же технологии, что и дом, но и составить план работы над этим изделием.
Дополнительная информация. По своему практическо-му назначению архитектурные сооружения делятся на не-сколько типов: l жилые дома, l промышленные здания, l хозяйственные здания, l общественные здания, l мемориальные здания.
Можно попросить учащихся привести примеры каждого изтипов сооружений. Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы будем делать ма-кет телебашни изпроволоки. Прочитайте, что это за матери -ал, на странице 21». Дети читают текст, после чего необхо-димо провести опрос: «Какой формы проволока? Изчего её производят? Для чего она обычно используется? Что такое сверло? Почему это слово выделено цветом? (Можно посмот-реть определение этого слова в словарике юного технолога)». Изучение нового материала можно продолжить знаком-ством с новыми инструментами — кусачками и плоскогуб-цами. Учитель предлагает сначала рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 21) и описать изображённые на них предметы. Затем он демонстрирует инструменты и объясняет, зачем они нужны и как ими пользоваться. Необходимо отработать правила работы кусачками вместе с учащимися, так как это новый сложный инструмент. Стоит узнать у детей, видели ли они раньше, как и для чего используются кусачки. Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, исполь-зуемый для прочного захвата мелких металлических деталей, изгибания некрупных деталей, металлических про-водов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгиба-ния проволоки. Этот инструмент состоит издвух половинок, скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с од-ного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немно-го расплющен в плоскую рабочую часть. Называется эта часть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобы деталь не выскользнула во время работы, на поверхность за-хвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными ру-коятками могут использоваться ещё и для электромонтаж-ных работ, т. е. для работ с электричеством.
Дополнительный материал. Операцию скручивания проволоки можно выполнить также пассатижами и кругло-губцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно не только кусачками, но и острогубцами. Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделе-ния, откусывания проволоки, металлической жилы, прут-ка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрез-ные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, из соображений безопасности для предупреждения поражения электрическим током рукоятки острогубцев изготавлива-ются с использованием изолирующего покрытия. После знакомства с новым материалом желательно про-вести фронтальный опрос для закрепления полученных зна-ний: «Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие при-ёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мы будем использовать в работе над изделием „Телебашня“». Перед тем как приступить к практической работе, по-лезно провести подготовительную беседу о том, какие теле-
башни известны учащимся, чем они различаются, где рас-полагаются в городе, каковы их основные функции. Делаем сами. Учитель: «Проведём анализизделия „Те -лебашня“. (Демонстрирует образец. ) По каким критериям нужно провести анализ? (Необходимые материалы и инст-рументы, метод разметки, раскроя и сборки, способ оформ-ления и т. д. ) Материал — проволока. Проволока представ-ляет собой смесь сплавов металлов, бывает изстали, алюминия. Возьмите проволоку и попробуйте опытным пу-тём определить, какими свойствами обладает данный мате-риал (сгибается, тонкая, длинная, круглое сечение в разре-зе)». Учащиеся самостоятельно определяют инструменты для работы, затем читают план работы над изделием в учебнике (с. 22) и составляют собственный план работы, определяя при этом метод разметки, раскроя, сборки и спо-соб оформления изделия. Затем при наличии времени учащиеся могут выполнить задание «Технический рисунок телебашни» в рабочей тет-ради (с. 9). Это будет способствовать закреплению навыка выполнения технического рисунка и умения отличать тех-нический рисунок от других видов чертежа.
После подготовительной работы учащиеся вместе с учи-телем приступают к работе над изделием. Учитель должен контролировать работу учащихся, следить за выполнением правил работы кусачками и плоскогубцами. Разметка. Целесообразно показать учащимся, как вы-полнять разметку проволоки по линейке. Дети могут рабо-тать в парах, так как удобно, чтобы один человек держал проволоку, а другой отмерял на ней с помощью линейки отрезки нужной длины и ставил риски. Здесь также полез-но напомнить учащимся об экономном использовании ма-териала. Раскрой. Раскрой выполняется при помощи кусачек. Учитель демонстрирует, как нужно резать проволоку. Сборка. Сборка — самый сложный и трудоёмкий, а так-же травмоопасный этап работы. Учащимся необходимо быть особенно внимательными. Учитель должен обратить их внимание на то, что при работе с проволокой нужно бе-речь глаза. Каждый этап сборки должен быть показан учи-телем отдельно в соответствии с планом и иллюстрациями в учебнике. Вероятно, учащимся понадобится помощь учи-теля при огибании одним куском проволоки другого куска. Отделка. Желательно, чтобы учащиеся придумали спо-соб и выбрали материалы для оформления изделия само-стоятельно. Можно предложить им оформить изделие с по-мощью цветной бумаги и цветных ниток в виде гирлянд (большой популярностью в современном оформлении архи-тектурных сооружений является подсветка, которую как разможно сымитировать при помощи данных материалов).
Подведём итоги. Итогом урока может стать презентация работ учащимися, во время которой они должны рассказать о том, как работали над изделием, какие материалы и инст-рументы им потребовались, какие трудности возникли в ра-боте, и придумать название своей телебашне. Критерии для оценивания работ: аккуратность, цветовое решение и ориги-нальность оформления, умение представить свою работу.
Домашнеезадание. Выполните задание «Телебашня из бумаги» на с. 10—11 рабочей тетради и сфотографируйте получившееся изделие для папки достижений. На следую-щий урок принесите невысокую коробку, небольшое коли-чество разных природных материалов: шишки, листочки, крупу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|