Ход урока. Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА. Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование. Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 96—97 учебника и образец изделия «Грузовик»
Ход урока
Учитель: «Прошлый урок был посвящён работе с бума-гой и картоном, изкоторого мы сделали фургон. Какие фи-гуры можно сложить изразвёртки? Какие геометрические тела вы можете назвать? На этом уроке мы выполним изде-лие изметаллического конструктора». Учимся новому. Далее учитель предлагает обратиться к учебнику (с. 96) и конструктору, который подготовлен на рабочем месте ученика. Проходит обсуждение и подготовка к работе с конструктором с помощью вопросов: какие дета-ли конструктора вам известны? А какие инструменты? Ка-кие виды соединений деталей конструктора вы знаете? Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 96—97 учебника и образец изделия «Грузовик», демонстрируемого учителем. После этого они самостоятельно выполняют ана-лизизделия. Учитель только контролирует работу. Затем дети выполняют работу над заданием «Грузовик» в рабочей тетради (с. 47—49) до пункта 6. При составлении плана ра-боты проводится аналогия с процессом создания реального грузовика (сначала подготавливается основа-платформа, далее крепятся колёса, затем ставят двигатель, сверху ста-вят кабину, и в последнюю очередь крепится кузов, или он может отсутствовать и выполнять функцию прицепа). Дополнительный материал Грузовой автомобиль — это автомобиль, предназначен-ный для перевозки грузов. Развозные грузовики — это самые массовые, компакт-ные и лёгкие грузовые автомобили. Примером могут слу-жить почтовые автомобили. Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования (с ограниче-
нием по осевой нагрузке), могут быть различной компонов-ки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотоплив-ный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов.
Примеры грузовых автомобилей: автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки, автокраны, передвиж-ные телевизионные станции и т. д. К наиболее распростра-нённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы. Делаем сами. Учащиеся самостоятельно выполняют ра-боту над изделием «Грузовик» по составленному ими плану и иллюстрациям в учебнике. Подведём итоги. После окончания работы над изделием учащиеся заканчивают работу над заданием «Грузовик» в рабочей тетради (пункты 6, 7). Они должны придумать вопросы для подготовки презентации, организовать её и провести. После этого работа оценивается по критериям, приведённым в рабочей тетради. Также учащиеся отвечают на вопросы на с. 98 учебника.
Домашнеезадание. При желании выполните работу над изделием «Автомобиль» — попробуйте собрать изделие по иллюстрациям. Выполните задание «Тест „Человек и зем-ля“» в рабочей тетради (с. 50—51). На следующий урок принесите ножницы, картон, плотную бумагу, шило, ка-рандаш, линейку, 4 спичечных коробка, клей, 4 дере-вянные палочки, резак, нитки, иглу. Раздел 3 ЧЕЛОВЕК И ВОДА
Урок 22
Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование
Изделие: мост.
Задачиурока: познакомить с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения; фор-мировать на практическом уровне умение использовать но-вый вид соединения материалов (натягивание нитей); по-знакомить с конструкцией висячего моста.
Планируемыерезультаты: уметь подбирать материа-лы для выполнения изделия; уметь различать виды мостов, соединять детали натягиванием нитей; сконструировать изделие «Мост».
Новыетерминыипонятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, несущая конструкция, ван-товый мост, арочный мост, понтонный мост.
Ресурсыиоборудование. У учителя: учебник, изображе-ния мостов разных видов, образец изделия «Мост». У уча-щихся: учебник, ножницы, картон, плотная бумага, шило, карандаш, линейка, 4 спичечных коробка, клей, 4 дере-вянные палочки, резак, нитки, игла.
Ход урока
Учитель: «На прошлом уроке мы закончили изучать раздел учебника „Человек и земля“. Сегодня мы начинаем изучать раздел „Человек и вода“. Наше путешествие по го-роду продолжается. Наша сегодняшняя остановка — мост. Какие функции выполняет мост? Какие мосты вы знаете? » Учащиеся читают текст учебника на с. 100—101, после чего учитель предлагает ответить на вопросы: что представ-ляет собой мост? Чем отличается мост-путепровод от виаду-ка? Какие мосты были раньше? Какие существуют в наше время? В чём особенность конструкции каждого моста? Расскажите об особенностях висячего моста. Учащимся предлагается ответить на вопрос: есть ли зави-симость между конструкцией и назначением мостов? Напри-мер, балочный мост. Это самая простая конструкция. Ещё с древности человек для перехода черезручьи, речки, овраги пользовался мостами примитивных типов. Ствол дерева, пе-рекинутый с берега на берег, являлся простейшим видом ба-
лочного моста. Висячие мосты представляют собой самые длинные мосты. Они могут находиться на довольно большой высоте над водой или пропастью. От этого конструкция меня-ется. Сплетённый изветвей деревьев висячий переход через более широкое препятствие — это примитивный тип висяче-го моста, служащий для перекрытия небольших расстояний. Дополнительный материал. При выполнении задания учитель может дать интересную информацию о мостах, ко-торые находятся в разных странах. Длина моста считается по длине основного пролёта (свыше 1000 м). Самые длинные висячие мосты: Мост Акаси-Кайкё, Япония, 1991 м, построен в 1998 г. Мост Шихумен, Китай, 1650 м, построен в 2009 г. (в
эксплуатацию не сдан). Мост Большой Бельт, Дания, 1624 м, построен в 1998 г. Одним изнаиболее известных российских висячих мос - тов является Крымский мост черезМосква-реку. В Петер -бурге подобная конструктивная схема была использована при строительстве небольших мостов черезМойку, канал Грибоедова и Фонтанку: Египетского, Почтамтского, Бан-ковского, Львиного и др. Особый тип мостов — разводные мосты. В разведённом состоянии мост не мешает проходу судов. Своими раз-водными мостами знаменит Санкт-Петербург, где все мос-ты черезНеву, кроме Большого Обуховского, являются разводными. Стоит отметить отдельно горбатые мосты, которые отли-чаются своей формой: они существенно выгнуты вверх. Также различают мосты, предназначенные для езды по-верху, понизу и посередине. Делаем сами. Прежде чем приступить к работе над изде-лием, учащиеся анализируют образец изделия, демонстри-руемый учителем: конструкцию какого моста предстоит воссоздать? (Висячего. ) Достоинства висячих мостов: l основной пролёт можно сделать очень длинным при ми-нимальном количестве материала. Поэтому использова-ние такой конструкции очень эффективно при строитель-стве мостов черезширокие ущелья и водные преграды. В современных висячих мостах широко применяют про-волочные тросы и канаты извысокопрочной стали; l висячие мосты могут быть построены высоко над водой, что обеспечивает прохождение под ними даже высоких судов; l отсутствует необходимость ставить промежуточные опо-ры, что даёт большие преимущества, например, в случае горных разломов или на реках с сильным течением; l будучи относительно податливыми, висячие мосты мо-гут безущерба для целостности конструкции изгибаться
под действием сильного ветра или сейсмических нагру-зок, тогда как более жёсткие мосты нужно строить бо-лее крепкими и тяжёлыми. Недостатки висячих мостов: l из-за недостаточной жёсткости моста может потребо-ваться перекрытие движения при штормовых погодных условиях;
l прогибы моста в ответ на сосредоточенную нагрузку де-лают висячие мосты неприменимыми для железных до-рог, так как в этом случае роль сосредоточенной нагруз-ки будет выполнять локомотив; l под действием сильного ветра опоры подвергаются дей-ствию большого крутящего момента, поэтому для них требуется хороший фундамент, особенно при слабых грунтах. Какие элементы висячего моста воссоздаём в работе над моделью? Какие материалы и инструменты будем для это-го использовать? (Пилоны — трубочки из-под коктейля, спички, зубочистка, тросы — нитки или проволока, проез-жая часть — картон. ) Как будем выполнять разметку, рас-крой, сборку и отделку изделия? Какими способами? Учитель предлагает составить план работы над изделием, после чего можно приступить к ней с помощью учителя. Разметка. Разметка по линейке карандашом. Учащие-ся вспоминают правила разметки по линейке. Раскрой. Помня о правилах работы ножницами, выпол-нить раскрой деталей изкартона. Сборка. Сборка выполняется строго по плану и по иллю-страциям в учебнике. У учащихся может вызвать слож-ности создание держателей для пилонов, их крепление к внутренним частям коробков, продевание и крепление ниток, а также регулирование высоты пилонов натяже-нием ниток-тросов. Учитель должен проконтролировать работу учащихся и помочь им преодолеть трудности. Отделка. Работу можно украсить. Например, сымити-ровать с помощью цветной бумаги дорогу и воду. Учащиеся могут придумать свои варианты отделки изделия. Подведём итоги. В конце урока традиционно проводит-ся выставка работ учащихся, их анализи оценка. С помо -щью опроса выясняется, освоили ли учащиеся способ со-единения материалов натягиванием нитей. Домашнеезадание. Найдите информацию о знамени-тых мостах России, вложите её в папку достижений. Под-берите изображения водных видов транспорта и вложите их в папку достижений. Принесите на следующий урок папку достижений, копировальную бумагу, карандаш, кар-тон, линейку, ножницы, клей, скотч, пластилин, деревян-ную палочку, цветную бумагу, шило или пластмассовый конструктор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|