Тема: аттестация практических умений и навыков. Производство твердых, жидких и мягких лекарственных форм
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Практические навыки по фармацевтической технологии – основа профессиональной деятельности провизора-технолога, предполагающая наличие знаний и умений по производству и стандартизации твердых, жидких и мягких лекарственных форм. Будущему специалисту необходимо знать особенности промышленного производства указанных лекарственных форм и изготавливать их в лабораторных условиях.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ После изучения темы студент должен ЗНАТЬ: - особенности производства твердых, жидких и мягких лекарственных форм в заводских условиях; - технологическую и аппаратурную схемы получения сборов, порошков, таблеток, водных и неводных растворов, мазей, суппозиториев; УМЕТЬ: - составлять технологическую пропись для получения сборов, порошков, таблеток, водных и неводных растворов, мазей, суппозиториев; - теоретически обосновать технологию производства твердых, жидких и мягких лекарственных форм.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-21, ПК-28, ПК-30, ПК-31, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-45, ПК-47, ПК-48, ПК-49
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1. Классификация и характеристика твердых, жидких и мягких лекарственных форм. 2. Технологические и аппаратурные схемы производства твердых лекарственных форм. 3. Технологические и аппаратурные схемы производства жидких лекарственных форм. 4. Технологические и аппаратурные схемы производства мягких лекарственных форм. 5. Показатели и методики стандартизации твердых, жидких и мягких лекарственных форм. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Как составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент?
2. Каковы требования Государственной фармакопеи к сборам? 3. Какова технологическая схема производства сборов? 4. Укажите степень измельчения лекарственного растительного сырья в зависимости от назначения сбора. 5. Назовите особенности введения в сборы солей и эфирных масел. 6. Какова технологическая схема производства порошков? 7. Назовите показатели качества порошков. 8. Приведите технологические схемы получения таблеток прямым прессованием и через стадию влажного гранулирования. 9. Как оценить качество гранулята? 10. Каковы показатели качества таблеток и методики их определения? 11. Приведите схему производства и особенности технологии водных и неводных растворов. 12. Как получить и оценить качество сахарного сиропа? 13. Каков состав и технология лекарственных сиропов? 14. Как проводят определение концентрации этанола с использованием стеклянного спиртомера? 15. Каковы особенности расчетов по разведению этанола? 16. Какими методами получают ароматные воды? 17. Как собрать установку для получения ароматных вод методом перегонки? 18. Какова технологическая схема производства мазей? 19. Каковы особенности промышленного производства суппозиториев? 20. Назовите особенности маркировки готовых лекарственных препаратов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Сделайте необходимые расчеты, обоснуйте технологию, приведите показатели и методики стандартизации лекарственных препаратов, включенных в задания для выполнения на занятии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям: учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060108.65 "Фармация" дисциплины «Фармацевтическая технология» /В.А. Быков, Н.Б. Демина, С.А. Скатков, М. Н. Анурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 301с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Государственная Фармакопея Российской Федерации 12-е изд., Часть 1. М. – 2008. -704 с. 2. Государственная Фармакопея СССР/ МЗ СССР. - 11-е изд., доп. -М.:Медицина. Вып. 1: Общие методы анализа. - 1987. – 336 с.: ил. Вып. 2: Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. - 1990. – 397 с. 3. Промышленная технология лекарств: в 2-х т.: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.И. Чуешов, А.И. Зайцев, С.Т. Шебанова и др.; под ред. В.И. Чуешова.– Харьков: Изд-во НФАУ; МТК-Книга. 2002. Т.1, 2 – 558 с. 4. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 16-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2012. - 1216 с.: ил. 5. Марченко, Л.Г. Технология мягких лекарственных форм: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности "Фармация"/ Л.Г.Марченко, А.В.Русак, И.Е.Смехова. - СПб.: СпецЛит, 2004. – С.102-135. 6. Регистр лекарственных средств России (РЛС). Энциклопедия лекарств: ежегод. сб./гл. ред. Г.Л. Вышковский.- М.: РЛС-2008. - Издается с 1993 г. Вып. 16 (2008).- 2007. -1456 с.: ил. 7.Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012. – 1664 с. 8. Фармакопея США: USP 29: Национальный формуляр: NF 24: в 2-х томах: [пер. с англ.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 1720 с., Т. 2. – 1800 с. 9. Методические рекомендации для подготовки к аттестации практических навыковпо фармацевтической технологии. Для студентов фармацевтического факультета очной и заочной формы обучения по специальности «Фармация». /Под ред. Т.А. Панкрушевой, Л.Н. Ерофеевой, Т.В. Орловой. – Курск: КГМУ, 2013.- 142 с.
ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. Электронная библиотека фармацевтического вуза «Консультант студента» www.pharma.studmedlib.ru
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ 1. Выполните расчетное и практическое задание. 2. Ответьте на вопросы преподавателя по особенностям производства и стандартизации лекарственных препаратов.
ЗАДАНИЕ 1 (РАСЧЕТНОЕ) Составить технологическую пропись для производства следующих лекарственных препаратов: 1) 5 кг детской присыпки (Красх. =1,10) 2) 2000 таблеток фурацилина 0,02 (Красх. =1,10) 3) 10 кг сиропа солодкового (Красх. =1,15) 4) 5 кг сиропа алтейного (Красх. =1,12) 5) 10 л раствора кислоты салициловой 2 % спиртового (Красх. =1,02)
6) 5 л раствора кислоты борной 1 % спиртового (Красх. =1,02) 7) 20 кг раствора Люголя с глицерином (Красх. =1,12) 8) 10 кг мази цинковой (Красх. =1,10) 9) 20 кг пасты салицилово- цинковой (Красх. =1,10) 10) 10 кг присыпки «Гальманин» (Красх. =1,12) 11) 10 кг масла камфорного для наружного применения (Красх. = 1,05) 12) 30 кг мази серной простой (Красх. =1,10) 13) 2000 таблеток натрия хлорида (Красх. = 1,15) 14) 10 кг сбора противоастматического (Красх. = 1,21) 15) 20 л раствора кислоты салициловой 1 % спиртового (Красх. =1,07) 16) 1000 суппозиториев парацетамола 0,2 (Красх. =1,17) 17) 1000 флаконов раствора мирамистина 0,01 % по 50 мл (Красх. =1,02) 18) 50 кг мази ихтиоловой 10 % (Красх. =1,10) 19) 2000 флаконов раствора хлоргексидина биглюконата 0,05 % по 100 мл (Красх. =1,02) 20) 10 кг линимента Вишневского (Красх. =1,12).
ЗАДАНИЕ 2 (ПРАКТИЧЕСКОЕ) 1. Составить технологическую пропись и приготовить 8,0 сбора противоастматического. Провести упаковку и маркировку лекарственной формы. 2. Составить технологическую пропись и приготовить 6,0 сбора ветрогонного, исходя из состава: Листья мяты Плоды фенхеля Корни с корневищами валерианы поровну. Составить уравнение ТЭБ для процесса в целом. Найти выход, трату и расходный коэффициент. Провести упаковку и маркировку лекарственной формы. 3. Составить технологическую пропись и получить 100 мл укропной воды методом растворения. Провести упаковку и маркировку лекарственного средства. 4. Составить технологическую пропись для получения 150 мл мятной воды методом перегонки с водяным паром. Собрать установку для перегонки. 5. Составить технологическую пропись и получить 50,0 сахарного сиропа. Провести упаковку и маркировку лекарственного средства. 6. Провести оценку качества сахарного сиропа: внешний вид, плотность, показатель преломления. Сделать вывод о соответствии ФС. 7. Составить технологическую пропись и получить 50,0 алтейного сиропа. Провести упаковку и маркировку лекарственного средства. 8. Определить содержание этанола в водно-спиртовом растворе стеклянным спиртомером. Выразить концентрацию этанола в процентах по массе и по объему.
9. Составить технологическую пропись для получения 500 мл 70 % этанола из 90 %. Определить концентрацию этанола с помощью стеклянного спиртомера. 10. Составить технологическую пропись для получения 500 мл 40 % этанола из 96 %. Определить концентрацию этанола с помощью стеклянного спиртомера. 11. Составить технологическую пропись и получить 20 мл 1 % спиртового раствора салициловой кислоты. Провести упаковку и маркировку лекарственного препарата. 12. Составить технологическую пропись и получить 10,0 детской присыпки. Провести упаковку и маркировку лекарственной формы. Составить уравнение ТЭБ для процесса в целом. Найти выход, трату и расходный коэффициент. 13. Составить технологическую пропись и получить 10,0 присыпки «Гальманин». Провести упаковку и маркировку лекарственной формы. Составить уравнение ТЭБ для процесса в целом. Найти выход, трату и расходный коэффициент. 14. Осуществить контроль качества таблеток кальция глюконата 0,5 по показателям: внешний вид, средняя масса и отклонения отдельных таблеток от средней массы, растворение. Сделать вывод о соответствии ФС. 15. Провести стандартизацию таблеток кислоты ацетилсалициловой 0,25 по показателям: внешний вид, средняя масса и отклонения отдельных таблеток от средней массы; распадаемость. Сделать вывод о соответствии ФС. 16. Осуществить контроль качества таблеток натрия хлорида 0,9 по показателям: внешний вид, средняя масса, прочность на истирание. Сделать вывод о соответствии ФС. 17. Составить технологическую пропись и получить влажный гранулят для приготовления 10 таблеток кальция глюконата 0,5 с учетом расходного коэффициента 1,2, исходя из состава: Кальция глюконата - 0,5000 Талька - 0,0080 Крахмала - 0,0032 18. Составить технологическую пропись и получить влажный гранулят для приготовления 10 таблеток анальгина 0,5 с учетом расходного коэффициента 1,2, исходя из состава: Анальгина - 0,500 Крахмала - 0,040 Талька - 0,014 19. Провести оценку качества гранулята для получения таблеток анальгина (сыпучесть, насыпная масса). 20. Составить технологическую пропись и получить 10 мл раствора кислоты борной 1 % спиртового. Провести упаковку и маркировку лекарственного препарата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|