Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представители графских родов

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

 

1. Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади.

Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебных промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года. В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".В храме совершаются молебны по средам и пятницам.

 

Тихвинское кладбище

К началу XIX века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было заложено в 1823 году. В 1869—1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами. В 1876 г. Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское. Храм был закрыт в 1931 году и переделан под почту.

В рамках политики реконструкции кладбищ советская власть в 1935-37 годах осуществила перепланировку кладбища (архитекторы Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс), в связи с организацией так называемого «Некрополя мастеров искусств». В этот вновь созданный «мемориальный парк» с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского (уничтожено вместе с храмами), Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического (уничтожено), Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего и Никольского) были свезены около 60 надгробий и памятников, объявленных историческими и художественными ценностями. В то же время на самом Тихвинском кладбище были уничтожены многие могилы, которые, по мнению тогдашних властей, не представляли никакой ценности [2].

В некрополе представлены памятники, установленные, начиная со второй половины XIX века, по наше время, при явном преобладании памятников конца этого века и начала XX столетия. Для этих памятников характерна утрата образного монументализма, свойственного русскому классицизму в пору его расцвета. Памятники нередко отличаются усложнённой композицией, насыщенностью второстепенных деталей, а в портретах — стремлением к натуралистическому изображению личности, не всегда способствующему раскрытию образа портретируемого. Памятники в некоторой мере сгруппированы по признаку творческого родства своих персонажей. Уточнение того, является ли памятник надгробием или кенотафом отсутствует.

Авторы памятников: С. И. Витали, П. П. Гальберг, И. Я. Забелло, В. А. Гинцбург, Н. А. Беклемишев, И. А. Лаверецкий, А. И. Теребенёв, И. И. Бенуа, И. Е. Горностаев, А. В. Лансере, А. В. Щусев и др.

Долгие десятилетия после погребения в 1966 году Николая Черкасова кладбище считалось закрытым. Исключение было сделано лишь для праха композитора Александра Глазунова, перевезённого из Франции в 1972 году, и Георгия Товстоногова, похороненного здесь в 1989 году.

Похоронены

Архангельский, Балакирев, Баратынский, Бородин,  Бортнянский, Дмитрий Степанович, Глазунов, Александр Константинович, Глинка, Михаил Иванович, Даргомыжский, Александр Сергеевич Дельвиг, Антон Антонович, Демут-Малиновский, Василий Иванович  Достоевский, Фёдор Михайлович Жуковский, Василий Андреевич Карамзин, Николай Михайлович Клодт, Пётр Карлович Комиссаржевская, Вера Фёдоровна Крамской, Иван Николаевич Крылов, Иван Андреевич Куинджи, Архип Иванович Кустодиев, Борис Михайлович Кюи, Цезарь Антонович Лядов, Анатолий Константинович Мусоргский, Модест Петрович Петипа, Мариус Иванович

Римский-Корсаков, Николай Андреевич Рубинштейн, Антон Григорьевич Сперанский, Михаил Михайлович Стасов, Владимир Васильевич Товстоногов, Георгий Александрович Чайковский, Пётр Ильич Черкасов, Николай Константинович Шишкин, Иван Иванович

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Лазаревское кладбище

музей-некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года), на территории Александро-Невской лавры. Площадь — 0,7 га.

Кладбище было заложено одновременно со зданиями Александро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоёв петербургского общества. Изначально захоронения проводились около небольшой деревянной церкви Благовещения, построенной в 1713 году (перестроена в 1750-х годах, разобрана в 1789 году) и в Лазаревской усыпальнице, откуда пошло прежнее название кладбища.

Первоначально для погребения на нём требовалось личное разрешение Петра I. Самыми почётными считались участки вблизи Лазаревской усыпальницы, построенной над могилой любимой сестры императора Натальи. К концу столетия здесь было разрешено хоронить и лиц купеческого сословия при условии внесения чрезвычайно большой суммы.

В первой половине XVIII века основной художественной формой надгробия была каменная или чугунная плита. Во второй половине того же столетия с утверждением классицизма возникли иные монументальные формы: саркофаги, колонны, стелы, обелиски и другие образцы, подражавшие античности со свойственной заимствованной из неё аллегоричностью. В некрополе имеется около тысячи сооружений, расположенных в естественном порядке их установки.

С первых же лет своего основания кладбище начало заполняться высокохудожественными надгробиями и памятниками. В начале XX века с некоторых из них были сделаны гипсовые слепки, ныне хранящиеся в Государственном Русском музее и Музее Российской академии художеств.

После Октябрьской революции кладбище было закрыто и взято под государственную охрану и вскоре превращено в заповедник. Впервые в истории кладбища начались работы по изучению и обмеру мемориальных произведений, представлявших художественную ценность по критериям того времени.

В 1922 году некрополь взят под охрану обществом «Старый Петербург».

В начале 20-х годов Наркомпрос предложил, а президиум Ленсовета принял решение о превращении кладбища в Музей надгробных памятников, однако на долгие годы кладбище оставалось закрытым для осмотра. После посещения кладбища в 1934 году группой советских литераторов, которые при поддержке Максима Горького подчеркнули большое культурно-историческое значение кладбища, оно через некоторое время стало рассматриваться как Некрополь XVIII века.

С 1932 года кладбище является музеем-некрополем. Сохранились надгробия работы И. П. Мартоса, М. И. Козловского, В. И. Демут-Малиновского, Воронихина, Ф. П. Толстого, а также Ф. Г. Гордеева, Ф. И. Шубина, И. П. Прокофьева, М. Г. Крылова и других мастеров русского пластического искусства.

В 1935 году Ленсовет предложил сосредоточить в музее всю ценную по его мнению мемориальную скульптуру города. В 1939 году к музею-некрополю отошли и все лучшие городские памятники за исключением тех, которые были уничтожены по политическим соображениям (например — памятник принцу Ольденбургскому, управляющему Мариинской больницей, памятник «Царю-плотнику» и т. д.). Великая Отечественная война не прервала деятельность музея. С августа 1941 года на базе музея были созданы подразделения, занимающиеся укрытием памятников города, входящих в состав музейной коллекции. Практически всю блокаду сотрудники отдела памятников ходили по городу, осматривая свои объекты — памятники и мемориальные доски. На короткий период музей был реорганизован, войдя в состав единого музейного сообщества, поскольку многие сотрудники умерли от голода и бомбёжек. В блокадные дни велась экскурсионно-массовая работа, воинские отряды приходили в Благовещенскую усыпальницу поклониться памяти генералиссимуса А. В. Суворова.

После окончания блокады, в 1944 году начались восстановительные работы, уже к 1947 году музей начал принимать посетителей в обычном режиме.

В 1952 году была открыта для посещения Лазаревская усыпальница.

Известные захоронения

Сподвижники Петра I

фельдмаршал Б. П. Шереметев

генерал А. Вейде

лейб-медик Р. Арескин

Академики

М. В. Ломоносов

Л. Эйлер

В. Е. Адодуров

С. П. Крашенинников

адмирал В. Я. Чичагов

Драматурги

Д. И. Фонвизин

Я. Б. Княжнин

 

Архитекторы

И. Е. Старов

А. Н. Воронихин

Дж. Кваренги

Ж. Ф. Тома де Томон

А. Д. Захаров

К. И. Росси

Инженеры

горный инженер Ф. Ф. Бегер

военный инженер А. А. Бетанкур

Государственные деятели

С. Ю. Витте

В. Р. Марченко

Н. С. Мордвинов

М. Н. Муравьев

А. С. Строганов

Татаринов, Валериан Алексеевич

Янкович де Мириево, Фёдор Иванович

Пассек, Пётр Богданович

Шишков, Александр Семёнович

представители графских родов

Самойлов, Николай Александрович — (ок. 1800—1842) — российский граф, из окружения А. С. Пушкина

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...