Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здание консистотории и кладбищенской конторы

Здание консистории и кладбищенской конторы Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге было возведено в 1900 г. архитектором Л.П. Андреевым, который в конце ХIХ в. работал в лавре. Так, в 1896 г. Лев Петрович приступил к расширению трапезной в митрополичьем доме, на втором этаже, и после этого в лавре появилась еще одна небольшая домовая церковь. Бережно вписанное в ансамбль северо-восточной части лавры, здание консистотории и кладбищенской конторы сохранило по воле архитектора стиль "петровского (или русского) барокко".

Консистория – в русской православной церкви орган церковно-административного управления при епархиальном архиерее (1774—1918). Возглавлялась секретарём, назначаемым и подчинявшимся обер-прокурору Синода. Синодальным определением от 9 июля 1744 г. все состоящие при архиерейских домах Российских епархий канцелярии были переименованы в консистории. Эта реформа коснулась также и Санкт-Петербургской епархии. Указ Синода в Санкт-Петербургской епархии был получен 9 июля, а 18 июля обнародован по распоряжению епископа всему духовенству. Но, получив новое наименование, указывающее на коллегиальность (наименование Консистории (от con-sistere – сходиться, сходясь останавливаться, согласовываться) соответствует коллегиальному учреждению, члены которого обсуждают дела с правом собственного суждения), рассматриваемое нами учреждение лишь постепенно и весьма медленно приобретало требуемые наименованием свойства и в основном продолжало оставаться прежним канцелярским аппаратом при единовластии архиерея. Обычно членами Консистории определялись лучшие из числа столичного духовенства.Архиепископ Сильвестр (Кулябка) В большинстве случаев это были священнослужители Кафедрального собора. Но встречались среди них и приходские священники. Архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) уделял много внимания работе Консистории и старался подобрать в ее члены честных и работоспособных лиц, так как предполагал их сделать своими действительными помощниками по управлению епархией и предоставлял им возможность проявить инициативу. Об этом свидетельствует указ о назначении члена Консистории: «Усмотрели потом мы, что в нашей Консистории многие трудные дела непрестанно и почти ежедневно разные и рассуждения довольно требующие случаются того ради для лучшества и скорости и без остановления текущих дел, определяем нашу Консисторию в заседателя, честного и совестию и честностью свидетельствованного мужа, священника церкви преподобного Сергия, Игнатия Васильева, которого по надлежащему, и к указанной присяге привесть, и быть ему в Консистории нашей, в силу указов и правил, должность свою правящим». Он постарался, насколько было возможно, компенсировать их до того времени бесплатный труд.
В 1745–1765 гг. Консистория помещалась в бывшем доме князя Гагарина на Петербургском острове. В 1765 г. она была переведена в Александро-Невский монастырь. Санкт-Петербургская Духовная Консистория была типичным для своего времени учреждением. Ее деятельности были свойственны все характерные для данной эпохи недостатки, из которых главным был порожденный Петровскими реформами бюрократический метод работы. Необходимо признать, что Консистории приходилось работать в тяжелых материальных условиях, гораздо худших по сравнению с Консисториями других епархий. Поэтому достойны всякого уважения ее скоромные служащие, которые, получая лишь незначительную часть своего и без того мизерного жалованья, все же выполняли порученную им работу. Достойны благодарного воспоминания и неустанные хлопоты преосвященных Никодима, Феодосия и Сильвестра об обеспечении служащих Консистории. Особенно замечательно стремление последнего привлечь наиболее выдающихся представителей духовенства к разрешению «рассуждения довольного требующих» епархиальных дел, что представлялось в XVIII в., когда, по свидетельству проф. Заозерского, «Консисториям нечего было ни обсуждать, ни разъяснять, а только облекать в письменную единообразную форму волю высшего и одного в епархии начальника – архиерея», довольно значительным и прогрессивным новаторством. В 1841 г. Духовной Консистории был дан «Устав», по которому через консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и суд в епархии. Высшая власть над Д. консисториями принадлежит Св. Синоду. Д. консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют члены, число которых различно, смотря по величине епархии. Члены Д. К. избираются епархиальным архиереем из священников и утверждаются св. Синодом; увольняются Синодом по представлению архиерея. Каждому члену Д. К. вверяется для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол; но в слушании и решении дел в присутствии участвуют все члены. Канцелярия Д. консистории состоит под начальством секретаря, который, заведуя всеми столами, фактически пользуется бо'льшим влиянием, чем каждый член присутствия в отдельности. Этому способствует и то, что секретарь утверждается в должности и увольняется св. Синодом по предложению обер-прокурора. Ведению Д. консистории не подлежат духовно-учебные заведения и попечительства.
О лицах, желающих занять священнические места, Д. консистория собирает сведения; при пострижении в монашество наводит справки, нет ли к тому препятствий; выдает по церквам книги для ведения церковных документов, потом отбирает их и свидетельствует их исправность; наблюдает за хозяйством арх. дома, монастырей и церквей и содержит опись имущества всех этих учреждений. Консисторскому суду подлежат лица духовного и светского звания. Первые судятся по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежат суду Д. по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии. Журналы и протоколы Д. К. прежде исполнения представляются на утверждение епарх. архиерея. Если заключение Д. К. не единогласное, тогда архиерей, утверждая решение большинства или особое мнение меньшинства, объясняет в своей резолюции основания ее. В случае несогласия с решением Д. К. архиерей предлагает ей пересмотреть дело или дополнить его нужными, по его мнению, обстоятельствами. Члены консистории по рассмотрении указанных архиереем обстоятельств не стесняются в своих суждениях и могут остаться при прежнем мнении. В случае несогласия с вторичным мнением консистории архиерей полагает собственное решение, которое и приводится в исполнение. В отсутствие епарх. архиерея журналы Д. консистория обращаются к исполнению за подписью членов Д. консистории. Архиерей может допустить это и в других случаях для ускорения течения дел с тем, чтобы постановления, не рассмотренные им прежде исполнения, были представляемы ему по окончании месяца для удостоверения в их правильности.

Библиотечный корпус

При митрополите Антонии (Вадковском), с 1910 года библиотека (как и древлехранилище, и архив) были размещены в специально выстроенном по проекту архитектора Л.П. Шишко здании ризницы, восточной стеной выходившем на Никольское кладбище, за Духовским братским корпусом.
Здание построено в стиле поздней эклектики, сохраняющей архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего его), который, однако, утратил свою исключительность. Здание новой ризницы «многостильно», в нем прослеживается использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль).
Обращает на себя поэтажная разнооконность и чередование доминирующих фронтонов, особенно, если взглянуть на здание со стороны Никольского кладбища.
Несмотря на интересное архитектурное решение, здание ризницы вступает в некоторый диссонанс с окружающими его постройками. В нем нет ни благородной древности Благовещенской церкви, ни кокетливой легкости здания консистотории, оно выглядит довольно тяжеловесным рядом с устремленной ввысь классикой Свято-Троицкого собора.
Но само по себе, как образец поздней эклектики, оно, несомненно, является одним из лучших образцов стиля, свойственного Петербургу конца XIX века.

 

Никольское кладбище

Никольское кладбищеБратским участком), основано в 1861 году — третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868—1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова.

Кладбище имеет регулярную планировку. На территории находится пруд. Никольская дорожка, ведущая от главного входа к церкви, ориентирована на апсиду Троицкого собора, и таким образом этот некрополь включается в единый ансамбль лавры.

Кладбище на начало XXI века представляло собой самое запущенное кладбище Лавры, бывшее вначале местом погребения лаврского духовенства. Как и все кладбища города, оно пострадало не только от небрежения и отсутствия должного ухода, но и вандализма, главным образом — гробокопательства. Ещё в 1950—1960-х годах в удалённых уголках кладбища можно было видеть наполовину выкопанные из земли цинковые гробы, а вскрытые склепы представляют и в первое десятилетие XXI века характерную черту кладбищенского пейзажа. Сохранению кладбища, которому неоднократно грозило уничтожение и превращение в городской парк, во многом способствовало погребение на нём в 1978 году митрополита Никодима (Ротова), скончавшегося в заграничной командировке, в Ватикане. Начало восстановления порядка на кладбище связывают с инициативой В. В. Смолякова, начавшего убирать братскую часть кладбища, что послужило примером для вначале стихийного движения по наведению порядка[1].

В последние годы монастырём и городской администрацией проведены большие работы, изменившие облик кладбища, главным образом вследствие вырубки старых деревьев и постройки в дальней его части колумбария.

На кладбище создана аллея Кавалеров советского ордена Александра Невского, а могилы послевоенного генералитета и представителей наиболее состоятельных слоев чиновничества и бизнеса составляют наиболее заметную часть современных роскошных надгробий. Рядом с аллеей похоронен первый российский лётчик, Лев Макарович Мациевич, погибший в первой российской авиакатастрофе на Комендантском аэродроме Петербурга.

Кладбище продолжает действовать, и на 2004 год на нём погребено 1470 человек[1].

Гумилёв, Лев Николаевич (1912—1992) с женой — историк, создатель оригинальной теории формирования и развития этносов.

Духовные лица

Митрополиты Санкт-Петербургские (Ленинградские):

Надгробие Анатолия Собчака, первого мэра Санкт-Петербурга

Надгробие Галины Старовойтовой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...