Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковь Святителя Николая Чудотворца

Церковь святителя Николая Чудотворца на Сойкинском погосте находится на южном берегу Финского залива, на территории бывшего села Сойкино, относящейся ныне административно к Вистинскому сельскому поселению Кингисеппского района Ленинградской области. С запада Сойкинский полуостров омывается водами Лужской губы, с востока — Копорского залива. Храм стоит в центральной части полуострова, на самой высокой точке Сойкинской возвышенности – 136 м над уровнем моря, и может служить ориентиром путешествующим.
Официально, храм называли «церковь святителя Николая Чудотворца в селе Сойкино», встречались также именования «Николаевская», «Никольская церковь», позднее, «церковь Николая Чудотворца на Сойкинском погосте» и «на Сойкинском полуострове». В настоящее время среди местного населения бытует также название «Сойкинская святыня». Сам топоним «Сойкино» принято возводить к ижорскому слову «Soikkola», что означает «полуостров», «мыс».

Первые исторические сведения о существовании храма в Сойкино относятся к XVI столетию. В 1726 году в Сойкино, вместо прежней обветшавшей церкви, была построена деревянная на каменном фундаменте и с железной крышей, она стала главным храмом и оплотом православия в этой части побережья Финского залива. В 1729 и 1766 годах Сойкинская церковь перестраивалась. В то время, как и сейчас, храм был посвящен святителю Николаю, чудотворцу Мир Ликийских.

В 1849 году церковь в Сойкино снова перестраивалась и была освещена в 1850. На топографической карте Санкт-Петербургской и Выборгской губерний 1866 года храм указан как единственный на Сойкинском полуострове, однако, он был холодным, поэтому вместо деревянной церкви была возведена новая – тёплая, каменная. Главный алтарь был посвящен, как и раньше, святителю Николаю Чудотворцу, а приделы – святым апостолам Петру и Павлу и святому пророку Илии.

По имеющимся данным, Никольский храм в Сойкино был закрыт в 1938 году. В 1942, во время немецкой оккупации, богослужения в Никольской церкви возобновились, духовенство приходило из Нарвы. В 1944 году службы прекратились, так как село Сойкино было разрушено в ходе военных действий. Церковь вновь оказалась закрыта и в запустении.
В 1995 году постройка Сойкинского храма была передана общине посёлка Вистино, 22 мая 2006 года – вновь освящена. В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии, от его внутреннего убранства практически ничего не осталось. Старинное кладбище тоже запущено и частично разрыто.

В 2010 году была создана инициативная группа, поставившая своей целью возобновление Никольского храма в Сойкино. Местные жители, несмотря на полуразрушенное состояние постройки, совершают в ней молебны и постоянно поддерживают порядок. Народное название «Сойкинская святыня» можно считать проявлением отношения к этому храму местных верующих.

В 2011 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил восстановление Никольского храма и последующее устроение скита Александро-Невской Лавры в Вистинском сельском поселении Кингисеппского района.

В 2012 году была заложена часовня во имя святого князя Александра Невского, что явилось началом доброй традиции трудовых выездов братии монастыря и мирян, не равнодушных к восстановлению храма и устроению скита.

13 сентября 2014 года наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий совершил освящение купола и креста для храма-часовни святого благоверного князя Александра Невского будущего скита Лавры, по окончании чина, купол и крест были воздвигнуты на храм.

Митрополичий сад

История устройства Митрополичьего сада неразрывно связана с многолетней историей строительства и существования Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (до 1797 года Александро-Невского монастыря), основанной в 1710 году по воле царя Петра I.

Устройство будущего Митрополичьего сада в натуре началось еще в 1717 г. В период с 1720 по 1760 год в саду были посажены ясени, липы, рябины, вишни, яблони, кусты смородины, ореховые и ольховые деревья. Около здания, где строился монастырь, был прорыт канал от Черной речки до Невы. В 1755 году Контора строений монастыря решила надстроить одноэтажные архиерейские кельи, к которым примыкал с западной стороны «новозаведенный» сад, расширив их до Архиерейского дома (или Митрополичьего, как его стали называть позднее). К октябрю 1786 г. закончилось строительство объема Свято-Троицого собора – главной высотной доминанты Александро-Невской лавры.

В конце XIX в. дорожно-тропиночная сеть Митрополичьего сада сильно деградирует: еще сильнее уменьшается радиус полуциркульной площадки, от радиальных аллей по сути остается одна центральная, доходящая до реки Монастырки и затем под прямым углом уходящая налево к Обводному каналу. Появляется аллея, пересекающая сад с юга на север.

23 октября 1933 г. Александро-Невская Лавра была официально закрыта в качестве действующей обители. В декабре 1981 г. был составлен новый паспорт объекта «Митрополичий сад».

В 2001 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2001 №527 Митрополичий сад стал объектом культурного наследия федерального значения. Топосъемка Треста ГРИИ 2011г. позволяет сделать вывод, что планировка сада, разработанная ГИОП и осуществленная в натуре в начале 1950-х гг., во многом сформировала современный облик Митрополичьего сада.

Поклонный Крест в Митрополичьем саду

 

12 сентября 2013 года в честь пятилетия восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью в Митрополичьем саду был установлен Поклонный Крест. В церемонии открытия и освящения креста 5 января 2013 приняла участие делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком.

По словам владыки Марка, «в истории Церкви было, есть и будет множество разделений. Часто они возникают на вероисповедной основе, но разделение в Русской Церкви было исключительно административное. Господь сподобил нас найти путь общения, духовно сохранявшегося в нас единства. Мы чаяли единства, стремились к нему, и вера привела нас к нему. Мы снова стоим перед престолом Божиим и едиными устами восхваляем Господа».

 

 

Александро-Невская лавра (по материалам книги "Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)"):

Основав город и обезопасив его сооружением мощной крепост и, Петр I взялся за создание духовного центра. Царь лично выбрал место для него за Смоляным двором, в месте, где Черная речка (сегодня Монастырка) впадает в Неву. Здесь он и повелел заложить монастырь во имя Александра Невского. По преданию, именно на этом месте новгородский князь в 1240 г. одержал победу над шведами (на самом деле это произошло в устье реки Ижоры). Канонизированный церковью и причисленный в 1545 г. к лику святых, князь был объявлен небесным покровителем Санкт-Петербурга. В новый монастырь Петр и решил перенести мощи защитника русской земли.

Александро-Невский монастырь в дальнейшем стал главным в новой столице русского государства. К созданию архитектурного ансамбля привлекли лучших русских зодчих.

Первые постройки были деревянными. В 1715 г. Д. Трезини представил Петру I проект сооружений монастыря, включающий несколько корпусов различного назначения, выстроенных в виде каре, и здание большого собора. Царь одобрил проект, который и был осуществлен позднее с некоторыми изменениями.

Первая церковь монастыря, Благовещенская (освященная в 1713 г.), первоначально была деревянной. В 1717-1722 гг. Д. Трезини и Т. Швертфегер перестроили ее в камне. Это трехэтажное сооружение относится к типу «восьмерик на четверике». Верхняя часть посвящена Александру Невскому, нижняя — Сергию Радонежскому. В храме находятся могилы членов царской семьи, видных государственных и военных деятелей России, в частности, полководца А. Суворова. Многие из надгробий — настоящие произведения искусства. В 1939 г. в Благовещенской церкви разместился городской музей скульптуры, основу экспозиции которого составили надгробия эпохи классицизма.

В конце 1710-х гг. Д. Трезини выстроил также северный корпус монастырских келий.

Петр I придавал Александро-Невскому монастырю особое значение: по его замыслу, он должен был готовить для церковных учреждений России священнослужителей, лояльных к власти в условиях существования церкви как одной из структур сложного государственного аппарата. Монастырь был наделен вотчинами, отобранными у других обителей; некоторые из них полностью перешли в его подчинение.

В 1720 г. здесь организовалась типография и стала действовать Словенская школа для детей священнослужителей, а в 1726 г. — Славяно-греко-латинская семинария, затем преобразованная в Духовную академию.

В 1724 г., к трехлетней годовщине победы России в Северной войне, в Благовещенскую церковь по распоряжению Петра I из Владимира перенесли останки Александра Невского.

Второй этап строительства монастыря был не очень удачным. В 1720-1723 гг. руководил работами архитектор Т. Швертфегер. Он построил новый корпус братских келий. Главным детищем зодчего должен был стать монументальный собор, задуманный в стиле немецкого барокко. Строительство храма затянулось на несколько десятилетий. Инженерные просчеты привели к тому, что в здании появились трещины. В итоге в 1755 г. недостроенный собор разобрали до основания.

В 40-60-х гг. XVIII в. в Александро-Невском монастыре работал архитектор П. Трезини. Он подготовил проект Федоровского храма (1745-1767), посвященного Федору Новгородскому. Архитектурные формы этого здания аналогичны формам Благовещенского храма. Архитектор М. Расторгуев построил Митрополичий дом (1755-1758), Семинарский и Просфорный корпуса (соответственно 1756-1761 и 1761 -1771). Особенность Митрополичьего дома — обильный декор не только снаружи, но и внутри здания.

В последней трети XVIII в. весомый вклад в формирование архитектурного ансамбля Александро-Невского монастыря внес известный русский архитектор И. Старов. Он построил главный храм — Свято-Троицкий собор, Святые ворота монастыря с надвратной церковью иконы Богоматери «Всех скорбящих радость».

Свято-Троицкий собор выдержан в стиле раннего русского классицизма; он является одним из самых замечательных архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Здание, выстроенное в 1776-1790 гг., в плане представляет собой латинский крест размерами около 40×70 м. Главное украшение его западного фасада — две двухъярусные колокольни. Они в плане квадратные, высотой около 40 м. Колокольни собора симметричны и богато декорированы капителями, карнизами, полуколоннами. Вход в храм оформлен И. Старовым как паперть с шестью колоннами. Массивный цилиндрический барабан служит основанием для огромного купола (высота собора вместе с куполом — более 20 м). Барабан имеет большие окна, обеспечивающие доступ света в здание. Внутреннее пространство собора разделено сдвоенными коринфскими колоннами на три нефа. В скульптурном оформлении его интерьера участвовал известный русский скульптор Ф.И. Шубин.

В Свято-Троицком соборе долго находилась рака с мощами Александра Невского (перенесена из Благовещенской церкви сюда в 1790 г., в настоящее время хранится в Эрмитаже). Она изготовлена из чистого серебра, впервые добытого на Колыванском месторождении.

И. Старов в 1783-1789 гг. осуществил также реконструкцию прилегающей к монастырю территории по левому берегу реки Монастырки. Он разбил на ней площадь в память об Александре Невском, что позволило связать в единое целое ансамбль Александро-Невской лавры и Невский проспект — главную магистраль города.

В Александро-Невской лавре в разное время возводился и перестраивался целый ряд храмов: церковь-усыпальница Воскрешения Лазаря над могилой царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры Петра I; церковь Святого архангела Михаила при настоятельских покоях; церковь Сошествия Святого Духа — место погребения Санкт-Петербургских митрополитов; церковь Тихвинской иконы Богоматери; церковь Успения Богородицы; Никольская церковь.

Несколько поколений русских зодчих за два столетия создали уникальный и цельный архитектурный ансамбль. Они органично сочетали в нем новаторские и традиционные приемы планировки зданий, светскость и церковность архитектуры. Хотя ансамбль лавры имеет как черты барокко, так и классицизма, он воспринимается как единое целое.

В 1797 г. Александро-Невский монастырь получил статус лавры и стал считаться третьим по значимости в стране после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей. Большая часть его территории занята кладбищами и Митрополичьим садом. В Некрополе XVIII в. (бывшее Лазаревское кладбище) похоронены М. Ломоносов, Д. Фонвизин, И. Старов, Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси, Ф. Шубин, Ж. Тома де Томон, М. Козловский, В. Боровиковский, И. Мартос.

Некрополь мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) послужил местом захоронения многих деятелей русской культуры: Н. Карамзина, И. Крылова, Ф. Достоевского, В. Жуковского, В. Демут-Малиновского, С. Пименова, Б. Орловского, П. Клодта, М. Глинки, М.П. Мусоргского, П. Чайковского, В. Стасова, А.А. Иванова, А. Куинджи, И. Крамского, Б. Кустодиева, Н. Римского-Корсакова и ряда других.

Александро-Невская обитель обладала большим историческим архивом и библиотекой, где находились книжные раритеты и рукописи из древних монастырей. В ризнице хранились драгоценности, а соборы украшали ценные полотна. В 1909 г. в лавре образовали музей — Древнехранилище.

В 1918 г. Александро-Невская лавра была упразднена, а все находящиеся в ней ценности (в первую очередь рака Александра Невского) конфискованы.

Традиция захоронения на территории монастыря выдающихся лиц продолжалась и в годы Советской власти: с 1918 г. начало формироваться кладбище, где на протяжении нескольких десятилетий хоронили участников Гражданской войны, государственных и общественных деятелей, героев Великой Отечественной войны.

В 1960-1970 гг. в лавре провели обширные реставрационные работы: реконструировали набережную Невы и прилегающие к монастырю кварталы. В 1956 г. возвратили православной церкви отреставрированный Свято-Троицкий собор. В 1988 г. здесь торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси.

В середине 1990-х гг. православной церкви передали также несколько корпусов братских келий, а в 1997 г. в лавре окончательно восстановили мужской монастырь.

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра создавалась по указу Петра I. Июльским днём 1710 г. он указал место, где надлежало стоять первому петербургскому монастырю во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. И имя святыни, и место были выбраны не случайно. Для Петра, придававшего большое значение символике, казалось важным поддержать связь Санкт-Петербурга и Новгорода, историческим преемником которого выступала новая столица, одним и тем же патрональным святым. Это могло бы подтвердить исконное право России на невский берег как на территорию бывшей новгородской пятины. Пётр полагал, что закладывает монастырь там, где произошла знаменитая битва со шведами (в действительности сражение состоялось выше по течению, около устья реки Ижоры).

Около 1712 г. заложили деревянную Благовещенскую церковь. В 1713 г. её освятили. Этот год стал официальной датой основания монастыря.

Проект составил незаменимый Д. Трезини. К 1716 г. он сделал модель обители, очень понравившуюся императору. Монастырский ансамбль выглядел торжественным и строго-нарядным, а его главное сооружение напоминало дворец, растянувшийся на 85 окон и дверей. Главный фасад монастыря отделяли от Невы высокая балюстрада и партерный цветник. На плане Трезини в центре монастыря возвышался собор Святой Троицы, а справа и слева от него располагались двухэтажные корпуса с открытыми галереями, обращенными на внутренний двор.

Полностью осуществить этот крупномасштабный проект не удалось: в нём были отступления от православного канона, что не понравилось духовенству. Нашлись и другие причины.

Александро-Невский монастырь строили с перерывами 73 года, т.е. на протяжении всего XVIII в. Зодчие — Т. Швертфегер, П.А. Трезини, П.М. Еропкин, М.Д. Расторгуев, И.Е. Старов и др. — в значительной мере отошли от первоначального замысла. В сущности, от проекта Трезини остались только корпуса по обе стороны собора и Благовещенская церковь. И всё же основная идея сохранилась: создать не просто монастырь, а резиденцию митрополита, государственное учреждение и дворец вместе взятые. В 1797 г. по указу Павла I монастырь получил название Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и стал не только духовным центром столицы, но и одним из её крупнейших архитектурных ансамблей.

Монастыря ещё не было, когда Пётр отдал приказ перевезти в Санкт-Петербург мощи святого благоверного князя Александра Невского: новая столица нуждалась в своих священных реликвиях. В 1724 г. мощи святого внёс в Благовещенскую церковь сам император; здесь они и покоились до завершения строительства величественного Свято-Троицкого собора, возведённого в духе раннего классицизма по проекту И.Е. Старова. Так Санкт-Петербург обрёл своего небесного покровителя.

До Октябрьской революции в лавре хранились величайшие духовные и исторические ценности. После революции монастырь разграбили, Троицкий собор в 1930-х гг. закрыли, а мощи Александра Невского оказались в Музее религии и атеизма. В 1960-х гг. собор возвратили верующим. Начались реставрационные работы. В 1989 г. священную реликвию монастыря торжественно внесли в родные стены.

В архитектурный ансамбль лавры входят более десяти храмов, кельи, монастырские постройки разного назначения и несколько кладбищ. Ансамбль лавры живописно замыкает Невский проспект.

Некрополь Александро-Невской лавры

Со времени своего основания Александро-Невская лавра считается первой по значению усыпальницей императорской России, где покоятся члены императорской фамилии, священнослужители, полководцы и выдающиеся государственные деятели. На трёх старых кладбищах: Лазаревском, возникшем ещё в Петровскую эпоху; Тихвинском, открытом в 1823 г.; Никольском, появившемся в 1861 г., — погребены многие известные писатели, поэты, скульпторы, композиторы. В 1939 г. эти кладбища, а также Благовещенская и Лазаревская церкви вошли в Музей городской скульптуры, где собраны наиболее ценные надгробия. На месте Тихвинского кладбища создали Мемориальный некрополь мастеров искусств. Здесь погребены современники А.С. Пушкина В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, М.И. Глинка и многие другие деятели культуры. По окончании перепланировки здесь разбили парк с аллеями, цветниками и фонтанами. Поблизости расположился Некрополь XVIII в., где сосредоточено около 1000 мемориальных сооружений.

 

Ансамбль Александро-Невской лавры

Александро-Невская лавра. Благовещенская церковь

Александро-Невская лавра — один из крупнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Основание лавры связывается с исторической победой, одержанной великим русским полководцем Александром Невским над шведами на берегах Невы в 1240 году. В 1713 году в память о битве, состоявшейся, по преданию, на левом берегу Невы, при впадении в нее Черной речки, Петр I основал монастырь, куда в 1724 году перенесли из Владимира прах Александра Невского.

Строительство монастыря продолжалось с перерывами на протяжении почти всего XVIII столетия. В создании ансамбля участвовали многочисленные мастера-строители, архитекторы, декораторы, живописцы и скульпторы. В 1715 году архитектор Д. Трезини составил проект «как быть всему каменному строению» монастыря. Двухэтажные монастырские здания, расположенные по сторонам монументального собора, были обращены к Неве и к саду на берегу реки. Начатые Трезини работы продолжал в 1720-х годах архитектор Т. Швертфегер. В композиционную идею своего предшественника он внес существенные изменения. Если Трезини предполагал устроить вход в собор со стороны Невы, т. е. с востока, что противоречило традициям культового зодчества, то после переработки проекта главными стали фасады собора и других зданий, обращенные на монастырский двор.

Троицкий собор Александро-Невской лавры — один из редких образцов культовых сооружений русского классицизма. В архитектурном ансамбле лавры он играет роль композиционного центра. Место собора в ансамбле было определено уже в первоначальном проекте Д. Трезини. Сооружение собора было начато Т. Швертфегером по собственному проекту, известному по сохранившейся модели собора. Почти законченный постройкой собор Швертфегера был разобран в 1755 году, так как стены и своды дали трещины.

Конкурс на проект нового собора, состоявшийся в 1763 году, в котором участвовали Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист и другие архитекторы, не дал положительных результатов. Строительство здания началось лишь в 1776 году по проекту и под наблюдением крупнейшего архитектора второй половины XVIII века И. Е. Старова. 


Троицкий собор решен в формах раннего классицизма. Его объемная и плановая композиции оригинальны. Внутреннее пространство, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из шести римско-дорических колонн. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филенками. Великолепные барельефные панно над боковыми входами исполнены крупнейшим скульптором конца XVIII века Ф. И. Шубиным. Лаконичные архитектурные формы собора гармонируют со сдержанной архитектурной обработкой фасадов монастырских корпусов.

Собор связывают с Духовским и Федоровским корпусами две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов. 
В оформлении интерьеров применен коринфский ордер. Каннелированные колонны увенчаны пышными золочеными капителями. Статуи святых, исполненные Шубиным, реставрированы в 1957–1960 годах. Первоначальная роспись сводов и купола, исполненная живописцем Ф. Д. Даниловым, в 1806 году была заменена новой по рисункам Д. Кваренги. В 1863 году эта роспись возобновлялась недостаточно квалифицированными мастерами.
Блестяще задумана композиция иконостаса. Его фасадная стена, обработанная пилястрами, имеет в центре полукруглую нишу с «царскими вратами». Бронзовые золоченые врата отличаются тонкостью и изяществом рисунка. При сооружении иконостаса был использован итальянский и русский мрамор.


Здание представляет большую ценность не только в художественном, но и в техническом отношении.
Заслуживают внимания конструктивные приемы, делающие его одним из выдающихся памятников русской строительной техники XVIII столетия.
Сильно обветшавший и пострадавший от артиллерийских обстрелов в годы Великой-Отечественной войны, собор был восстановлен в 1957–1960 годах. Реставрационными работами, включавшими воссоздание росписи 1806 года и скульптуры, руководил архитектор К. Д. Халтурин.

по проекту Швертфегера из-за технических ошибок не была завершена. В 1755 году собор, угрожавший падением, был разобран. В 1741 — 1750 годах архитектор П. Трезини построил юго-восточное крыло двухэтажных монастырских корпусов, симметричное северо-восточному крылу.

В 1755 году архитектор М. Д. Расторгуев разработал проект «циркумференций» — одноэтажных и двухэтажных корпусов, обрамляющих монастырский двор. Постройка «циркумференций» с угловыми (юго-западной и северо-западной) башнями и Митрополичьим домом

Одно из основных сооружений Александро-Невской лавры — Митрополичий, или Архиерейский, дом — выдающийся памятник гражданской архитектуры середины XVIII века. В первоначальных проектах, относящихся ещё к петровскому времени, сооружение палат для архиерея предусмотрено не было, и на их месте предполагались въездные ворота в ограде монастыря

Митрополичий дом Расторгуев расположил в центре западной стороны каре, на одной оси с собором, подчеркнув таким образом его значение в ансамбле.
Митрополичий дом построен в 1756–1758 годах. В своем первоначальном виде архиерейские палаты представляли собой двухэтажное здание, соединенное одноэтажными крыльями с угловыми башнями. В 1861–1864 годах архитектор А. М. Горностаев перестроил одноэтажные флигеля, изменив первоначальный замысел.
Фасады архиерейских палат отличаются от других построек лавры богатством архитектурного оформления. Колонны и пилястры в простенках, крепованные карнизы первого и второго этажей, фигурные наличники окон создают интенсивную игру света и тени и придают фасаду праздничный характер.


Из великолепно отделанных внутренних помещений хорошо сохранился приемный зал — прекрасный образец парадного интерьера середины XVIII века. Зал декорирован пилястрами коринфского ордера и лепкой.
Угловые башни западной стороны монастырского каре, сооруженные в 1772- 1774 годах, близки по своим формам Благовещенской и Федоровской церквам. Каждая из башен завершена высоким цилиндрическим барабаном и слегка вытянутым куполом, прорезанным люкарнами со скульптурным обрамлением. Прекрасно выполнены отдельные декоративные детали барабанов, в частности резные кронштейны.


Позади Митрополичьего дома, к западу от монастыря, находился обширный регулярный сад с павильонами. Начало работ по созданию сада относится к 1720-м годам. К концу XVIII века он занимал территорию, значительно большую, чем теперь. В течение XIX и в начале XX веков в связи с ростом города территория сада сократилась и ограничилась излучиной реки Монастырки

в центре западной стороны каре продолжалась до 1774 года. В 1776 году началось сооружение нового монументального собора по проекту архитектора И. Е. Старова.

Руководя постройкой собора, Старов в то же время реконструировал прилегающую к монастырю территорию, создал круглую площадь и закрепил её границы постройкой надвратной монастырской церкви,
Надвратная церковь

Здание надвратной церкви Александро-Невской лавры, оформляющее въезд в монастырь, определяет облик площади Александра Невского, расположенной в конце Невского проспекта. Сооружение надвратной церкви в 1783–1785 годах связано с работами по реконструкции монастырского ансамбля, осуществленными И. Е. Старовым одновременно со строительством Троицкого собора.


Разработанная в древнерусском зодчестве тема надвратной церкви получила в творческом замысле Старова новую интерпретацию. В соответствии с композиционными принципами классицизма Старов решил здание симметричным. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (абсиду) он повторил и на западном фасаде, использовав этот выступ для размещения лестницы, ведущей в церковный зал, расположенный над проездом. В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, обогативший силуэт здания. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.
В 1860 году церковь была капитально отремонтирована архитектором М. А. Щуруповым.

каменной ограды и двух домов при въезде на площадь с Невского проспекта. Окончание постройки собора в 1790 году завершило формирование ансамбля.

Северо-восточное крыло монастырского каре и Благовещенская церковь

Здание Благовещенской церкви, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре, близ главного въезда, является старейшим сооружением в ансамбле Александро-Невской лавры. Построенная в 1717–1722 годах, эта церковь послужила образцом для более поздних сооружений — Федоровской церкви и угловых башен монастырского каре. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание сохранило до нашего времени первоначальную обработку фасадов, декорированных пилястрами с ионическими капителями сочного рисунка. Типичны для петровского зодчества кровля с изломом и восьмигранный купол на высоком деревянном барабане.


В 1764–1765 годах по проекту архитектора М. Д. Расторгуева к церкви была сделана пристройка с лестницей. Её фасады решены в формах развитого барокко. Лестница, сооруженная Расторгуевым, ведет в верхнюю двусветную Александро-Невскую церковь. Сюда 30 августа 1724 года были перенесены останки Александра Невского. Изготовленная для них серебряная рака ныне хранится в Государственном Эрмитаже.
Массивные низкие колонны композитного ордера поддерживают обработанное штукатурными тягами плоское перекрытие помещения нижней церкви. Таким же образом, но с применением коринфского ордера решен интерьер верхней церкви.


Благовещенская церковь служила местом погребения русских государственных деятелей XVIII века. Текст надписи на одной из надгробных плит гласит: «Здесь лежит Суворов».
В настоящее время Благовещенская церковь открыта для обозрения как один из отделов Музея городской скульптуры. Собранные здесь надгробия (Панина, Безбородко, Нарышкина, Лазарева, Волконского, Голицына, Чичаговой, Куракиной и др.) принадлежат к числу выдающихся образцов русской мемориальной скульптуры. Они созданы крупнейшими скульпторами конца XVIII века — И. П. Мартосом, Ф. Ф. Щедриным и др.
В процессе реставрации здания, осуществленной в 1950 году, выявлены значительные изменения, внесенные в архитектуру этого выдаю

относятся к числу немногих в Петербурге памятников архитектуры, возведенных в формах, характерных для русской архитектуры начала XVIII века. Юго-восточное крыло, Федоровская церковь, дворовые корпуса, две башни и Митрополичий дом сооружены в середине XVIII столетия, они типичны для русского барокко периода его расцвета. Собор — одно из крупнейших произведений русского классицизма.

В ансамбле монастыря получили новое истолкование традиции древнерусского зодчества — четкость и ясность композиционного построения, основанного на противопоставлении монументального собора и угловых башен, замечательных по красоте пропорций и силуэта, горизонталям монастырских корпусов. В восприятии ансамбля большую роль играют зеленые массивы окружающих его садов и кладбищ.
Лазаревское кладбище

Ансамбль Александро-Невской лавры, наряду с садами, включает несколько кладбищ, находящихся за пределами монастырского каре. Два из них — Лазаревское и Тихвинское, расположенные по обеим сторонам парадного въезда в лавру, исключительно интересны как в историческом, так и в художественном отношении.


Лазаревское кладбище, старейшее из всех кладбищ лавры, возникло ещё в петровское время. Оно сделалось местом погребения видных государственных деятелей и представителей науки, литературы и искусства. Здесь в 1765 году был похоронен великий русский ученый и поэт М. В. Ломоносов.
В дальнейшем, в 1823 году, было открыто другое — Тихвинское кладбище, называвшееся вначале Ново-Лазаревским.


В 1936–1937 годах начались работы по переустройству обоих кладбищ и превращению их в музей-некрополь. На Лазаревское кладбище (некрополь XVIII века) были перенесены с других упраздненных кладбищ останки выдающихся деятелей XVIII столетия, а также надгробные памятники работы крупнейших русских скульпторов конца XVIII — начала XIX веков, отличающиеся большой художественной выразительностью.

На Лазаревском кладбище находятся могилы архитекторов И. Е. Старова, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, Д. Кваренги, К. И. Росси, скульпторов Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, живописцев А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, С. Ф. Щедрина и др. На Тихвинском кладбище (некрополь XIX века) находятся могилы выдающихся ученых, художников, писателей, поэтов, актеров и композиторов. Здесь похоронены Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, М. И. Глинка, А. А. Иванов, Ф. М. Достоевский, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, С. В. Лебедев и многие другие.


Третье кладбище лавры — Никольское, расположенное к востоку от собора и бывших келий, возникло в 1861 году. На этом кладбище также сохранились надгробия ряда выдающихся деятелей русской науки, техники и искусства.

Лазаревское кладбище

 В 1936–1937 годах на территории монастыря создан музей — некрополь, в 1939 году реорганизованный в Музей городской скульптуры. В 1947 году музей был открыт для посетителей.

Александро-Невская Лавра

26.03.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 1 комментарий

Александро-Невская лавра, Благовещенские ворота

Невский проспект начинается и оканчивается возле Невы. В его конце построен монастырь в память о князе Александре Невском. Александро-Невская лавра открыта для посетителей ежедневно с рассвета до заката, вход бесплатный. По преданию, именно на этом месте в XIII в. произошла битва, в которой новгородский князь Александр победил шведов и тем самым заслужил почетное звание Невский. Петр I, который тоже нанес поражение шведам в устье Невы, основал в Петербурге этот монастырь всего через десять лет после начала строительства города.

В 1724 г. царь приказал перенести сюда из Владимира мощи святого князя Александра Невского. В 1797 году монастырь получил статус лавры и таким образом был признан одним из четырех главных монастырей Российской Империи. В Александро-Невскую лавру нельзя заходить в шортах и другой чересчур открытой и вызывающей одежде. Однако здесь правила не такие жесткие, как на Валааме. Посетительницам не обязательно надевать головные уборы и длинные юбки.

Тихвинское и Лазаревское кладбища

Многие туристы посещают лавру главным образом для того, чтобы осмотреть два кладбища по бокам от прохода, ведущего на территорию монастыря. Входные билеты можно приобрести у входа на Тихвинское кладбище (открыто ежедневно — с апреля по октябрь — с 9.30 до 20.00; а с ноября по март — с 9.30 до 16.00; вход 50 р.). Кладбище было основано в 1823 г., и там похоронены многие видные деятели российской культуры. Служитель покажет вам, как пройти к могиле Ф. М. Достоевского. Имя писателя, написанное стилизованной кириллицей, читается с трудом. Двигаясь вдоль правой стены по направлению к часовне, вы окажетесь возле ряда могил известных русских композиторов. Первая из них принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. На могиле установлен средневековый русский крест, украшенный иконами. Следом за ним похоронен М.  П. Мусоргский. На могильно<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...