Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благовещенская — Александро-Невская церковь

старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга. Построен в 1717—1724 годах на территории Александро-Невской лавры. Здесь погребены члены императорской фамилии, государственные деятели, дипломаты, полководцы XVIII — первой трети XIX века.

Храм находится в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку. В советское время стал филиалом Музея городской скульптуры.

Вначале проектом занимался Доменико Трезини, затем руководить постройкой поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер [2]. 21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу». Очевидно, предполагалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но планы переменились. В полу храма были устроены места для захоронения членов царской фамилии и видных сановников. Согласно христианскому обычаю, люди, заходящие в храм, наступая на могильную плиту, могли молитвенно помянуть похороненного под ней человека. Здание было выведено под кровлю к 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года.

В верхнем двусветном этаже ранее размещалась церковь Александра Невского, куда 30 августа 1724 указом Петра I были перенесены останки князя Александра Невского: Рака Александра Невского находилась там до 1790 года, позже была перенесена в основной собор.

Вокруг этой церкви формировался весь последующий ансамбль Лавры. Иконы и картины на библейские сюжеты для него создавали такие художники, как Иван Адольский, Иван Никитин и Дмитрий Соловьёв. Стены храма были украшены лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрашены под синий мрамор внутри[2].

В 1720 году из подвала церкви начали выносить землю, чтобы устроить усыпальницу на 21 место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. Нижняя церковь-усыпальцница была освящена 25 марта 1725 года[2]. Первой здесь была похоронена 24 октября 1723 года царица Прасковья Фёдоровна. Кроме того, по приказу Петра в усыпальницу были перенесены останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны и сына, царевича Петра Петровича, первоначально похороненного в Лазаревской церкви.

В июле 1762 года в центральной части усыпальницы без помпы был погребён император Пётр III — рядом с другой свергнутой правительницей, Анной Леопольдовной, которую тоже не удостоили Петропавловской крепости. Прах Петра III был вскрыт и перезахоронен его сыном Павлом после вступления на трон. Здесь же похоронены великие княжны, отцовство которых сомнительно — дочь Екатерины II и две дочери Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Алексей Разумовский, предполагаемый морганатический супруг Елизаветы Петровны также покоится здесь.

В 1764—1765 годах к западному фасаду пристроен двухэтажный лестничный павильон в формах барокко (архитектор Михаил Расторгуев [3])[4]. В 1783 году к усыпальнице была пристроена т. н. «палатка» — пристройка в юго-восточной части усыпальницы (правый придел)[1]. Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. По-видимому, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников — Шувалову, Бецкому, Вяземскому и Нарышкину. С восточной стороны к Благовещенской церкви пристроена небольшая приземистая ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых.

Значительным событием оказались похороны в Лавре генералиссимуса генералиссимуса Суворова 12 мая 1800 года.

Все службы лавры были переданы в ведение Губоткомхоза. В 1932 году Благовещенскую усыпальницу было решено передать Музею-некрополю надгробной скульптуры, но работы по его созданию затянулись почти на двадцать лет. В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования… Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». «В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница „уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И. П. Мартоса: И. Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е. Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.“. Ремонтные работы начались в 1933 году, но вскоре были прекращены из-за отсутствия средств. Хранитель музея-некрополя Н. В. Успенский успел открыть нишу, в которой был замурован памятник А. М. Голицыну»[5]. С 1930-х годов в помещение усыпальницы начинают переносить ценные с точки зрения искусства надгробия с других кладбищ, в первую очередь с соседнего Лазаревского и из примыкающей к ней Духовской церкви Лавры. В Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры.

Помещения усыпальницы передавались в пользование предприятиям и клубам. Верхнюю церковь заняло отделение геодезических съемок института Гипрогор. Реставрация усыпальницы началась во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь. После окончания войны учреждения постепенно перевели в другие места, а помещения отремонтировали. Художники Н. М. Суетина и А. В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами.

В 1950 г. Музей надгробной скульптуры был открыт для посетителей. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в неё могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы. В 1954 году здание вновь закрыли на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е. С. Куракиной, Е. А. Куракиной, А. С. Попова, B. C. Попова, скульптура плакальщицы работы А. Трискорни с надгробия М. С. Таировой[5].

В 1989—1999 гг. осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

В настоящий момент в залах 2-го этажа находится экспозиция «Монументальная скульптура Петербурга XVII—XX вв.».

В апреле 2013 года администрация Санкт-Петербурга объявила о возвращении Благовещенской церкви в пользование РПЦ[6]. Высказывались предложения перенести все надгробия из усыпальницы на Уткину дачу, которая была передана в распоряжение Музея городской скульптуры для экспонирования современной скульптуры[7]. Председатель городского комитета по культуре упоминал вариант временного размещения надгробной скульптуры, перенесённой в церковь в 1930-е годы, на площадях ГМЗ «Гатчина»[7]. Надгробия, которые изначально находились в Благовещенской церкви, предполагается оставить на месте, однако «необходимо найти юридический механизм, как они, оставаясь частью музейного фонда, будут находиться в здании, которое принадлежит церкви»[7]. Епархия выступила по этому поводу с заявлением[8]:

     Странно и даже дико звучат тиражируемые в СМИ предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники, захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь. <…> В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры – в 300 руб.)                                 

Двухэтажное прямоугольное в плане здание с деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Высокая кровля с переломом и декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках — черты, характерные для петровского зодчества.

Нижний уровень храма является усыпальницей. Надгробия усыпальницы созданы крупнейшими скульпторами конца XVIII—начале XIX вв. — И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, Ф. Ф. Щедриным и др.

«Полностью Благовещенская усыпальница не перестраивалась, однако её внутренние помещения сильно изменились за счет различных архитектурных украшений. (…) А когда в усыпальнице не оставалось свободного места для надгробий, к ней пристраивали дополнительные помещения. Однако, и этого не хватало, поэтому некоторые могилы были устроены снаружи, под стенами усыпальницы, а также в Духовской церкви, которая построена по проектам архитектора В. П. Петрова»[2].

Первоначальное лепное и живописное убранство Благовещенской усыпальницы не сохранилось до наших дней. Росписи обновлялись в 1839-41 и 1873, но в 1930-х годах были практически полностью уничтожены[2]. Деревянные полы в Благовещенской церкви были заменены каменными плитами в 1791 году. До этого времени роль надгробных знаков выполняли эпитафии, помещавшиеся на стенах. Две такие плиты, отлитые из бронзы — А. П. Апраксина (ум. 1725) и графа П. И. Ягужинского (ум. 1736), сохранились в музее[5].

Некоторые памятники в церкви являются выдающимися образцами классицистического и ампирного надгробия Российской империи: надгробие Александра Безбородко (ск. Ж. Д. Рашетт, арх. Н. А. Львов, 1803 г.), Александра Голицына (ск. Ф.Г. Гордеев, 1788 г.), Никиты Панина (ск. И.П. Мартос, арх. Д. Кваренги, 1780-е гг.), Елены Куракиной (ск. И. Мартос, 1792), Артемия Лазарева (ск. И. Мартос, 1802), Елизаветы Чичаговой (ск. И. Мартос, 1812), Елизаветы Гагариной (ск. И. Мартос, 1803) и другие.

Безбородко Голицын Панин Куракина

 

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовский корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Д. Трезини в чисто барочном стиле. 23 мая 1820 в нём митр. Михаилом была заложена домовая церковь, автором которой являлся лаврский арх. В. П. Петров. Для размещения храма с востока к корпусу был пристроен алтарь, а с запада - паперть. Освящение состоялось 18 мая 1822. Вскоре, 18 июня 1822, на хорах был освящён небольшой придел прп. Сергия Радонежского с полуциркульным иконостасом. В 1867 церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова, а в следующем году расширена пристройкой для семейного склепа гр. Н. В. Левашова, столичного губернатора. В 1894-1895 справа от алтаря, над склепом семьи Галуновых, был пристроен небольшой придел прмц. Евдокии, освящённый 12 марта. В лавре эта церковь была закрыта последней - в сер. янв. 1936, в помещении разместилась котельная. Большинство надгробий было уничтожено. До своего закрытия, особенно в 1920-е, храм играл большую роль в православной жизни города.

Свято-Троицкий собор

соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Являлся капитульным храмом ордена Святого Александра Невского.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д. Трезини, к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект.

Проект однокупольного храма был создан Т. Швертфегером. Он представлял из себя грандиозное сооружение с двумя высокими колокольнями, увенчанными шпилями.[1] В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17 (28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был «вчерне» готов.

При осадке здания в сводах образовались трещины, и работы пришлось остановить. В 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы». Собор был разобран в 1753—1755 годах «под смотрением» Ивана Росси.

В 1763 году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали такие архитекторы как Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Вист, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, С. А. Волков и X. Кнобель. Ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II.

Через одиннадцать лет, 15 (26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И. Е. Старову. Проект, представленный Екатерине II, был утверждён в феврале 1776 года. И. Е. Старов был назначен руководителем строительства.

Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778 года архиепископом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II.

В 1782 году на южной двухъярусной башне-колокольне установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658 году для Иверского монастыря.

Вчерне собор был завершён в 1786 году.

30 августа (10 сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) освятил собор. На освящении, вместе с кавалерами ордена святого Александра Невского, присутствовала императрица. В тот же день из Благовещенской церкви под пушечные выстрелы была перенесена в собор серебряная рака с мощами благоверного князя.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского.

9 (20) октября 1790 года под южной башней был освящён придел во имя благоверного князя Александра Невского (упразднён в 1838 году).

Для кавалеров ордена в 1791 году в прилегающей к собору части Фёдоровского корпуса был устроен зал.

В 1797 году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена.

В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нём стали служить зимой.

В 1922 году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из собора было вынесено большое количество утвари и украшений.

В 1923—1926 годах собор принадлежал обновленцам, в 1928 году — «непоминающим».

16 августа 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии собора и передаче его политпросвету под Дом чудес и технических достижений. Последняя служба состоялась 7 декабря.

В 1940-х годах часть здания занимали 1-е районное жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры, а другую — склад.

Собор был возвращён верующим в 1956 году, после 10 лет ходатайств, с обязательством произвести ремонтно-реставрационные работы за счёт общины. К счастью, в нём сохранился первоначальный иконостас. 12 сентября 1957 года, после первоочередного ремонта, храм был освящён митрополитом Елевферием (Воронцовым). Старостой собора был назначен Николай Людоговский[2].

В 1957—1960 и 1986—1988 годах в соборе происходили реставрационные работы.

В августе 1961 года, при изъятии у Ленинградского епархиального управления Духовского корпуса лавры, в подклет собора были перенесены останки митрополитов Григория и Елевферия.

3 июня 1989 года крестным ходом от Святых ворот лавры в храм были торжественно возвращены мощи святого Александра Невского.

На горнем месте собора после его открытия около 40 лет находился мраморный архиерейский трон из алтаря московского храма Христа Спасителя, ставший в 1931 году экспонатом антирелигиозного музея и впоследствии вывезенный в Ленинград. При воссоздании храма каменный трон вернулся в Москву, а в Троицком соборе установлена его копия, вырезанная из дерева.

С 13 по 28 июля 2017 года в храме находились для поклонения мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, прибывшие из Бари, где они находятся постоянно[3].

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решён в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф. И. Шубин; над главным входом в центре — «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма»; ниже находится скульптурная группа, изображающая ангелов с орденским знаком святого Александра Невского.

Внутри здание сочетает базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляет собой латинский крест.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочёными капителями. Основное освещение происходит через шестнадцать окон барабана, поддерживающего купол.

Интерьер в стиле классицизма

Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А. Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П. П. Ажи, а образа в царских вратах написали И. А. Акимов и Я. Меттенлейтер. В написании остальных образов иконостаса участвовал Г. И. Угрюмов.

В парусах — изображения четырех евангелистов, написанные Я. Меттенлейтером.

Первоначальную роспись интерьера исполнил Ф. Д. Данилов, но она была вскоре частично утрачена в связи с долгим отсутствием отапливания в соборе; и в 1806 году А. делла Джакомозаменил её другой, используя эскизы Д. Кваренги. В 1862 году П. С. Титов заново расписал своды по эскизам Ф. Г. Солнцева.

Лепка была поручена Ф. Ламони и Д. Фонтана, 20 барельефов и статуи святых — скульптору Ф. И. Шубину. В южной части трансепта, напротив раки св. Александра Невского, был помещён мраморный барельеф митрополита Гавриила (Петрова) (ныне в фондах Русского музея).

В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами — картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене — «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 годупо указанию Екатерины II. Ко дню освящения Екатерина II подарила также образ «Моление о чаше», отчеканенный из золота в Италии.

Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив — портрет Петра I.

Над ракой святого Александра Невского находилась большая икона кисти И. Г. Адольского.

У гробницы стоял серебряный аналой с киотом, где лежали иконы и «ковчежцы» с частицами мощей. Он был подарен собору в 1806 году императором Александром I. Слева от раки находился образ Владимирской Божией Матери, которому предание приписывало принадлежность самому Александру Невскому, справа — Нерукотворный Спас с частицей Ризы Господней.

В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827—1828 годах в мастерской П.-Ф. Томира (ныне выставлена в Эрмитаже).

Большое серебряное паникадило, весившее около 210 килограмм, было пожертвовано Екатериной II.

Мощи святого благоверного князя Александра Невского. Мощи были обретены в 1380 году во Владимире. В 1723—1724 годах они были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. 30 августа (10 сентября) 1724 года мощи были помещены в Благовещенской церкви монастыря. Императрица Елизавета Петровна пожаловала для них раку из колыванского серебра — «первого сребра, что недро ей земное открыло, как на трон благоволила сесть»[4]. Рака была изготовлена по эскизу Г. X. Грота в 1750—1753 годах на Монетном дворе. В настоящее время гробница находится в Государственном Эрмитаже. Изъятые из собора в 1922 году мощи до 1989 года находились в фондах Музея истории религии и атеизма. Ковчег с мощами помещён в гробницу-мощевик, которая хранится в соборе со времени его открытия в 1957 году.

В 1958 году в собор была передана икона Божией Матери «Невская Скоропослушница».

Ковчег с мощами святых:

В соборе в XIX — начале XX века и в 1960—1980-х годах регулярно совершались епископские хиротонии. В частности, в нём были посвящены во епископа святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, Патриархи Московские и всея Руси Сергий и Кирилл, а также Филарет, именующий себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины».

С начала XX века установился обычай ежегодно, 25 октября (7 ноября), в день кончины Петра Чайковского, исполнять написанную им для смешанного хора литургию Иоанна Златоуста[5].

Памятник "2000 лет от Рождества Христова"

Памятник стилизован под гранитную часовню с крестом, высотой почти 7 м. На лицевой стороне памятника изображена Богоматерь «Оранта», под которой размещена надпись: «2000 лет от рождества Христова»; на боковых гранях высечены слова: «Кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог», «Тропарь, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!». Проект получил благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Открыт 18 апреля 2001 г. Художник: Э.П. Соловьёва, архитектор: О.С. Романов, искусствовед: А.Г. Раскин

Памятник "За Веру Христову пострадавшим"

Памятник "За веру Христову пострадавшим" расположен в Санкт-Петербурге, на территории Александро-Невской Лавры. Это двухметровый гранитный крест, установлен на постаменте из серого тесаного камня, в память о мучениках христианской религии.
Этот монумент был открыт 22 сентября 2005 года, а 6 декабря этого же года он был торжественно освященнаместником монастыря Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием. Открытие памятника было приурочено ко Дню памяти князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. Сам же мемориал изготовлен работниками арт-студии "Возрождение", под руководством художника Эвелины Соловьевой. Памятные надписи на лицевой стороне монумента с цитатой из Евангелие "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы" испещрены мелкими лунками, напоминающими следы от пуль, что является олицетворением безвинно расстрелянных верующих за веру Христову.
Фёдоровская церковь

К югу от собора стоит двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 начал строить Т. Швертфегер, в 1742 продолжил П. А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Юго-восточный угол корпуса завершает заложенная 9 авг. 1745 и вчерне оконченная через 7 лет двухэтажная церковь. Отделка верхнего и нижнего храмов закончилась к 1766, но освящение задержалось до 1770, когда верхний был наречён во имя благ. кн. Феодора Ярославича, брата св. Александра Невского, а нижний - во имя свт. Иоанна Златоуста. После переделки в 1840-1842 храмы были переосвящены: верхний во имя Николая Чудотворца, а нижний - во имя благ. кн. Феодора. В 1889 с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митр. Исидора, где 6 окт. 1891 освящена в качестве придельной церковь прп. Исидора Пелусиота. С окт. 1930 Феодоровская церковь не действовала, но окончательно закрыта постановлением Президиума Ленсовета от 2 сент. 1931, а Исидоровская - тремя месяцами позднее. В настоящее время храм реставрируется, нижний престол вновь сделан Златоустовским.

Исидоровская церковь

Исидоровская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Рядом с алтарной частью Федоровской церкви в 1890–1891 гг. по проекту архитектора Г. И. Карпова была возведена Церковь преподобного Исидора Пелусиота. Церковь была освящена митрополитом Исидором 6 октября 1891 г. в честь его небесного покровителя — прп. Исидора Пелусиотского (Пелусиота). Через год Владыка был здесь погребен. В ней произведено более 150 захоронений. Церковь служила усыпальницей для видных церковных и государственных деятелей. Кроме того, здесь покоились: видный деятель русской культуры Т. И. Филиппов, математик И. А. Вышеградский, писатель кн. В. П. Мещерский. В 20-е годы была закрыта. Прах митрополитов Исидора и Палладия перенесли на Никольское кладбище, остальные захоронения уничтожили, могилы разграблены. С 1931 до начала 2000 г. в здании Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей». В настоящее время в здании церкви располагается столярная мастерская.

 

Духовской корпус

Духовской корпус Александро-Невской лавры связывает Благовещенскую церковь с Троицким собором. Строительство этого корпуса началось в 1717 году в соответствии с проектом архитектора Д. Трезини. Предложенное им решение плана тремя уступами представляет особый интерес. С помощью этого композиционного приема, повторенного и в Федоровском корпусе, Трезини усилил черты живописности, присущие всему монастырскому ансамблю.В 1820 — 1822 годах архитектор В.П. Петров перестроил часть Духовского корпуса, устроив здесь новую монастырскую церковь Сошествия Святого Духа. Перестройка не отразилась на главном фасаде, обработанном полуколоннами, но повлекла за собой внутреннюю перепланировку, а также возведение обширной пристройки к заднему фасаду. Фасад Духовского корпуса, обращенный во внутренний двор, первоначально имел два яруса открытых аркад. В 1760-х годах они были застеклены и превращены в окна, так как открытые галереи оказались неудобными в климатических условиях Петербурга. Из числа внутренних помещений Духовского корпуса представляют интерес большой, декорированный коринфскими колоннами двусветный зал (б. церковный) и ряд других парадных помещений. Духовской корпус послужил образцом при создании симметричного ему Федоровского корпуса и определил архитектурное решение других зданий монастыря. При Екатерине I и А. Д. Меншикове строительство продолжалось с прежним размахом. Швертфегер, получавший теперь непосредственные распоряжения от Меншикова, оказался во

главе строительных работ, которые были частью грандиозной стройки города. На территории монастыря одновременно велись работы по возведению каменного городка, по расширению Подмонастырной слободы и созданию производственной базы строительства.

До 1724 года был разбит огромный сад на месте, предусмотренном планом Швертфегера, построены оранжереи. К каменному городку вела "большая першпективная дорога", обсаженная березками (только в 1724 году их высадили до пятисот), упиравшаяся в деревянный, сначала наплавной, позднее подъемный мост напротив Благовещенской церкви. Кирпичную высокую стенку, укрепляющую и поныне берег Монастырки у моста, впервые выложили в 1723 году. К 1723-1725 годам относятся большие "деревянные работы" на левобережье Черной речки и застройка у монастыря "першпективной дороги" по обе ее стороны домами и усадьбами работавших на строительстве. Рядом со стройкой поселился и Т. Швертфегер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...