Под камнем сим лежит граф Виктор Кочубей,
Что в жизни доброго он сделал для людей — Не знаю, черт меня убей. Кочубея похоронили в духовской церкви Александро-Невской лавры. Супруга виктора Павловича, княгиня Мария васильевна, «выпросила у государя разрешение» обнести могилу оградой. А.С. Пушкин в своих Table talk записал анекдот о том, как «старушка Новосильцева» по этому поводу как-то сказала: «Посмотрим, каково-то ему будет в день второго пришествия. Он еще будет карабкаться через свою решетку, а другие уже будут на небесах». В 1937 году прах государственного канцлера перенесли в Лазаревскую усыпальницу. В Благовещенской церкви Александро-Невской лавры погребен Александр Васильевич Суворов. На могиле полководца лежит традиционная мраморная плита. В изголовье на высоком цилиндрическом постаменте — бюст генералиссимуса, выполненный скульптором В.и. Демут-Малиновским. На плите надпись, по преданию, сочиненная самим Суворовым. Это предание восходит к запискам секретаря полководца Е. Фукса. В них он рассказывает, как однажды в городе Нейтитчене у гробницы Лаудона Суворов, рассуждая о смерти и эпитафиях, завещал будто бы на своей могиле сделать лаконичную надпись: «Здесь лежит Суворов». Но на этот счет есть и другое предание. Перед смертью, утверждает оно, Суворов захотел увидеть поэта державина. Смеясь, он спросил его: «Ну, какую же ты напишешь мне эпитафию?» — «По моему, — отвечал поэт, сочинивший на своем веку не одну надгробную надпись, — слов много не нужно: „ Здесь лежит Суворов!“» — «Помилуй Бог, как хорошо», — в восторге ответил Александр Васильевич. О погребении Суворова рассказывают легенды. Согласно одной из них, гроб с телом полководца никак не проходил в узкие двери старинного подъезда дома, где он скончался, и только после неоднократных неудачных попыток его спустили с балкона. А когда катафалк с гробом остановился у арки Надвратной церкви Александро-Невской лавры, то многие засомневались, пройдет ли высокий балдахин под аркой. В это время, согласно преданию, раздался уверенный голос одного из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдет! Он везде проходил». Эта легенда сохранилась в нескольких вариантах. По воспоминаниям некой современницы, после отпевания гроб следовало отнести в верхние комнаты, однако лестница, ведущая туда, оказалась узкой. Тогда гренадеры, служившие под началом Суворова, взяли гроб, поставили себе на головы и, будто бы воскликнув: «Суворов везде пройдет», отнесли его в назначенное место. Эту же легенду с незначительными нюансами пересказывает известный петербургский бытописатель М.и. Пыляев.
В Благовещенской церкви нашли последнее упокоение: знаменитый канцлер Александр Андреевич безбородко, военный губернатор Санкт-Петербурга, герой 1812 года Михаил Андреевич Милорадович, основатель и первый президент Академии художеств иван иванович Шувалов, генерал-прокурор Павел иванович Ягужинский и некоторые другие выдающиеся деятели петербургского периода русской истории. Однако в истории благовещенской церкви есть и довольно драматическая, мрачная страница. Одно время здесь был погребен император Петр III. Петр III взошел на престол в декабре 1761 года, после смерти императрицы Елизаветы Петровны. Чуть более чем через полгода он был свергнут с престола своей супругой Екатериной Алексеевной, заточен в ропшинском дворце, где его убили с молчаливого согласия новой императрицы. Короноваться он не успел, и потому лишался права быть похороненным в усыпальнице русских императоров — Петропавловском соборе. Без должной торжественности он был предан земле в благовещенском соборе Александро-Невской лавры. Через 34 года его сын Павел I, став императором, люто ненавидевший свою мать Екатерину II, в том числе и за убийство своего отца, решил восстановить справедливость и совершить торжественный ритуал коронации и перезахоронения убиенного императора. Прах Петра III извлекли из могилы и с соблюдением воинских почестей перенесли в Петропавловский собор. Рассказывали, что Павел «еще до коронации снял с себя корону и надел ее на череп отца».
Но вернемся к истории Лавры. Вокруг благовещенской церкви возникло старинное Лазаревское кладбище, или «город мертвых», как высокопарно и торжественно называли его петербуржцы в XVIII веке. Из памятников, удостоившихся внимания городского фольклора, отметим надгробие карла иоганна христиана рейсига, тридцатилетнего майора лейб-гвардии Семеновского полка, ставшего героем петербургского городского фольклора посмертно. Согласно широко распространенной в Петербурге легенде, молодой человек случайно заснул на посту во время дежурства в Зимнем дворце. Проходивший мимо Николай I, невольно разбудил незадачливого гвардейца. Мгновенно очнувшись и увидев склонившегося над ним императора, офицер тут же умер от разрыва сердца.
Лазаревское кладбище (ныне — Некрополь XVIII века) Действительные обстоятельства смерти Рейсига неизвестны, но именно так, спящим в полной парадной офицерской форме на крышке саркофага изобразил его скульптор А.И. Штрейхенберг. Памятник выполнен в 1840 году. Он был установлен над могилой рейсига на Волковском лютеранском кладбище. Учитывая несомненные художественные достоинства надгробия, создание которого пришлось на время наивысшего расцвета художественного литья в России, в 1930-х годах при организации Музея городской скульптуры памятник Рейсигу перенесли на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры, где он украсил собою собрание мемориальных сооружений старого Петербурга. В 1861–1863 годах архитектор А.М. Горностаев построил в Александро-Невской лавре церковь Успения Пресвятой Богородицы, в народе ее чаще зовут церковью Тихона Задонского, по одному из церковных приделов. Одновременно со строительством Троицкого собора И. Е. Старов возводит церковь иконы Пресвятой Богородицы «всех скорбящих радости» над въездными воротами в Лавру со стороны Невского проспекта. Ее более привычное, обиходное название — Надвратная церковь.
Надвратная церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радости» Позднее на территории Лавры основали тихвинское кладбище, на базе которого в 1930-х годах создали Некрополь мастеров искусств. Свезенные с многих старых городских кладбищ захоронения выдающихся деятелей науки, литературы, искусства, обладавшие наиболее ценными надгробиями, на новом месте были перезахоронены по строгому принципу жанрового единства. Актеров отделили от художников, литераторов — от скульпторов. Эти, если можно так выразиться, признаки жанра, немедленно зафиксировались в фольклоре. Так, ворота той части Александро-Невской лавры, возле которых погребены М.и. Глинка, А.Н. Серов, М.П. Мусоргский и другие композиторы, известны под названием: «Музыкальные ворота». Одна из самых удивительных легенд Некрополя мастеров искусств связана с захоронением одного из крупнейших петербургских скульпторов первой половины XIX века василия ивановича демут-Малиновского, широко известного автора скульптур, украшающих горный институт, казанский собор, арку главного штаба. Менее известны широкому читателю бронзовые изваяния двух мощных быков, созданных скульптором в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор, что в XIX веке находился на углу современного Московского проспекта и Обводного канала. Они поражали современников естественной мощью и производили впечатление двух живых разъяренных гигантов, в ужасе выбегающих из ворот скотобойни. Эффект подлинности происходящего усиливался тем, что скульптуры животных установили на сравнительно низкие пьедесталы и казалось, что ноги быков отталкиваются от земли. Об этих быках и их авторе известна мистическая легенда. Будто бы однажды скульптору приснилось, что изваянные им могучие животные пришли к нему в гости. Проснувшись, он долго не мог прийти в себя, не понимая, что может означать этот странный сон. Не смогли помочь ему в этом и многочисленные друзья.
В 1846 году умер Демут-Малиновский и его похоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Прошли годы. Старинный скотопригонный двор к тому времени превратился в городской мясокомбинат. В 1936 году для него на самой окраине Ленинграда, за Средней Рогаткой, построили новое современное здание. Быков сняли с пьедесталов у Обводного канала, перевезли туда и установили у входа на предприятие. А когда в 1941 году фронт подошел к стенам города, их буквально вырвали из-под огня противника и с помощью трактора перевезли в Александро-Невскую лавру. Здесь скульптуры быков, представлявших немалую художественную ценность, предполагалось укрыть под землей. Однако на это у истощенных голодом ленинградцев сил уже не хватило. Так быки всю войну и простояли у ворот Некрополя, не подозревая, что «пришли», как это и было предсказано в легендарном сне, к своему создателю, могила которого находилась тут же, за оградой, в нескольких шагах от них. Сразу после окончания войны, знаменитые быки были вновь установлены у входа в мясокомбинат у Средней Рогатки. В контексте нашего повествования о зеленых зонах Петербурга нелишне напомнить историю возникновения всех исторических кладбищ Александро-Невской лавры. Не считая так называемой Коммунистической площадки, их три: Лазаревское — нынешний Некрополь XVIII века, Тихвинское — Некрополь мастеров искусств и Никольское. Собственно монастырский городок с его многочисленными церквами, монашескими кельями, палатами настоятеля, провиантскими складами и прочими хозяйственными и административными службами строился на правом берегу Черной речки, впоследствии переименованной в Монастырку. Левый берег первоначально предполагалось засадить садами и огородами. Только стремительный рост Петербурга и неуклонное по мере роста увеличение численности его населения с неизбежными похоронами умерших и погибших, потребовали от церковнослужителей, в ведении которых находился ритуал погребения, создания новых могил уже за пределами церковных стен, что и привело к возникновению погостов. Бронзовый бык работы В.И. Демут-Малиновского Первым еще в начале XVIII века возникло Лазаревское кладбище. О его ранних захоронениях мы уже говорили. В 1823 году было решено «по случаю тесноты и недостатка от давнего времени находящегося при церкви Святого праведного Лазаря лаврского кладбища учредить таковое же кладбище против оного на другой стороне, в том самом месте, где состоит лаврский огород». Кладбище назвали НовоЛазаревским. Тихвинским оно стало называться с 1876 года, по церкви-усыпальнице, построенной в 1869 году по проекту архитектора Н.П. Гребенки. В эти же годы под натиском захоронений исчезли последние монастырские огороды теплицы и оранжереи.
История Никольского кладбища, основанного в середине XIX века к востоку от монастырского корпуса, восходит к первоначальному плану Невского монастыря, предложенному первым архитектором Петербурга доменико трезини. Согласно этому плану, главный вход в монастырь должен был находиться со стороны Невы. Отсюда к Свято-троицкому собору трезини планировал широкую аллею, по обеим сторонам которой располагались монастырские корпуса. Вдоль корпусов предполагалось разбить партерный сад с цветниками и фонтанами. Частично к предложению трезини вернулись только через полтора столетия, в 1850-х годах. По новому проекту, составленному садовником Е. Одинцовым, вместо трезиневского партера планировалось высадить сад, зеленые купы деревьев которого должны были украсить каменные монастырские стены. Но и этот проект не реализовали. А в 1863 году «на новом кладбище, что в ограде за собором» появилось первое захоронение. Первоначально кладбище так и называлось: Засоборное. В Никольское его переименовали в 1877 году, по имени церкви Николая Мирликийского, построенной несколькими годами раньше. Как мы видим, все три кладбища Александро-Невской лавры возникли на территориях существовавших или планируемых садов. Два из них и сегодня сохраняют этот садовопарковый характер. Вот почему они так любимы петербуржцами, туристами и гостями Северной столицы, любимы и почитаемы не менее чем другие сады и парки города.
Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Это особое место не только на карте города, но и в сознании горожан. Причём независимо от вероисповедания. Ведь с этим местом связано имя небесного покровителя города – святого благоверного князя Александра Невского. Здесь покоятся его мощи. До начала XVIII века на территории нынешней Лавры располагалась деревня Вихтула и шведская пороховая лаборатория. Александро-Невский монастырь, который и дал название острову, был заложен в 1710 году Петром I во имя св. Александра Невского в память его победы над шведами на Неве в 1240 году. Битва состоялась, по преданию, на левом берегу Невы, при впадении в неё Чёрной речки (ныне Мостырки). (В действительности Невская битва произошла не здесь, а выше по Неве, в устье Ижоры.) 25 марта 1713 года в присутствии императора была освящена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и состоялась закладка братских деревянных келий. Архитектором монастыря был назначен Доменико Трезини. Рассмотрев проект в 1715 году, Пётр I одобрил его, начертав: «Во имя Господне делать по сему». Строительство монастыря продолжалось на протяжении почти всего XVIII столетия. Ансамбль Александро-Невской лавры В 1722 году в комплекс монастыря вошла каменная Благовещенская церковь. Здание церкви сохранилось до наших дней. Двухэтажная церковь, украшенная пилястрами с ионическими капителями, имеет прямоугольную в плане форму. Церковь увенчана восьмигранным куполом на высоком барабане. В 1724 году из Владимирского Рождественского монастыря сюда были перевезены мощи Александра Невского. В память перенесения мощей святого Александра Невского 30 августа (12 сентября по н. ст.) до 1917 года в городе ежегодно совершался крестный ход от Исаакиевского и Казанского соборов в Александро-Невскую лавру. С 1790 года мощи хранились в Свято-Троицком соборе в специальной гробнице – серебряной раке. В 1797 году указом императора Павла I Петровича монастырь переименован в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Лаврой обычно называют крупные мужские общежительные монастыри, являющие собой подобие небольших городов с улицами («лавра» в переводе с греческого языка означает «улица»). К 1832 году, после завершения строительства Обводного канала, полностью оформились границы Монастырского острова, на котором находится Лавра. Границы острова: Нева, Обводный канал и река Монастырка. (Монастырка впадает в Обводный канал.) Площадь острова 50 га, длина 0,9 км, ширина 0,6 км. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим общежительным мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии. Строившиеся на протяжение многих лет монастырские здания создавались в стиле «петровского барокко». В основе всего архитектурного комплекса лежит шестиугольник, образованный каменными двухэтажными корпусами, в которых располагались преимущественно монастырские кельи, а также служебные помещения, книгохранилище, семинария. После смерти Д. Трезини основные работы осуществлялись архитекторами Т. Швертфегером и М. Расторгуевым. Центр монастырского каре – Свято-Троицкий собор. Это одно из немногих сохранившихся культовых сооружений раннего классицизма. Уже в начале XVIII века, вскоре после создания первых монастырских строений, в центре монастыря был заложен Троицкий собор. Собор возводился по проекту немецкого архитектора Швертфегера в стиле «немецкого барокко». К середине XVIII века собор в целом был завершён. Но он оказался неустойчивым, был расположен на слабо укрепленном грунте и грозил скорым разрушением. По повелению императрицы Елизаветы Петровны он был снесен. Екатерина II поручила архитектору Ивану Егоровичу Старову возвести на этом месте новое здание. В 1776 году под наблюдением Старова началось возведение собора. Оно завершилось через 14 лет. Старов сделал Троицкий собор центром ансамбля Лавры, построив его между Духовским и Фёдоровским корпусами. 30 августа 1790 года состоялось освящение храма. В тот же день мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены в Троицкий собор из Александровской церкви. Здание собора гармонично вписалось в барочное каре, образованное монастырскими корпусами. Монументальное здание с двумя колокольнями с западной стороны завершается мощным куполом. Интерьер здания украшен барельефными панно, изображающими события из Ветхого и Нового Заветов. Они выполнены скульптором Федотом Ивановичем Шубиным. Внутри здание, которое представляет собой в плане латинский крест, очень просторно. Свет проникает через шестнадцать окон в барабане купола. Великолепный мраморный иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети. Запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса. В храме имелись также картины Рубенса, Бассано, Ван-Дейка, Гверчино и других итальянских художников, пожертвованные Екатериной II из Эрмитажа, из своего личного собрания. Роспись сводов и купола осуществлена по рисункам Дж. Кваренги в 1806 году. Она сохранилась до настоящего времени. Кроме Троицкого собора, главный архитектор эпохи Екатерины II Иван Егорович Старов спроектировал круглую площадь перед входом на территорию монастыря, построил надвратную церковь, которая завершает перспективу Невского проспекта, каменную ограду, два угловых жилых дома и здание богадельни при въезде на площадь. Весь этот уникальный комплекс, к счастью, сохранился до наших дней. В 1909 году в Лавре образован музей – Древлехранилище. В здании Древлехранилища были собраны многие исторические документы, в том числе и вещи, особо ценные для русского православия. При Лавре образовалось несколько кладбищ, расположенных за пределами монастырского каре, но входящих в общий ансамбль Лавры. Старейшим из них является Лазаревское кладбище, возникшее ещё во времена Петра I при церкви в честь воскрешения праведного Лазаря и находящееся за пределами Монастырского острова, на территории Безымянного острова. Оно сделалось местом погребения выдающихся государственных деятелей России, а также ученых, писателей, архитекторов и других деятелей науки и культуры. К востоку от собора располагается более позднее Никольское кладбище, с церковью во имя святителя Николая. После октябрьского переворота лавра была закрыта. Перед самым входом в собор была устроена «коммунистическая площадка» – кладбище революционных и партийных деятелей. Во многих монастырских зданиях разместились мастерские. В 1939 году на базе существующего с 1923 года «музея-некрополя» был создан Государственный музей городской скульптуры, в ведении которого находились произведения мемориальной скульптуры в некрополях и усыпальницах Александро-Невской лавры. Мемориальная экспозиция музея размещается в здании Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры. В 1956 году Свято-Троицкий собор был возвращен верующим. В 1985 году Церкви был передан Никольский кладбищенский храм. Официальная дата возрождения монастыря – 25 ноября 1996 года. Кроме Лавры, на территории Монастырского острова находятся Духовная академия, Духовная семинария, Индустриально-педагогический колледж и другие учреждения. Здесь, в одной из великих православных святынь России, понимаешь, что не случайно Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру порой именуют душой Петербурга.
У Санкт-Петербурга несколько святых и небесных покровителей. Это и апостолы Петр и Павел: С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов Являются первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. рыбак, в переводе имя Петра означает «камень» - На этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, Пропуск в рай Апостол Петр - хранитель ключей Царства Божьего. Сила, которой Господь наделил Петра, исходила даже от его тени Павел имя в переводе малый, шитье палаток, учился на раввина. имел римское гражданство, блестящее образование, «апостол язычников»; Апостол 14 лет провел в миссионерских поездках, от центра Азии до Рима, и даже, по легенде, до берегов Атлантического океана в Испании и Британии. ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами. на том месте, где упала глава святого апостола (его обезглавили), забил из земли чудодейственный источник их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Под влиянием зап.европ школ у Петра крест, у Павла - меч Петр Великий сделал этих первоверховных апостолов покровителями Санкт-Петербурга, назвав в честь первого город, а в честь обоих Петропавловский собор. Места посвящённые св Петру и Павлу в СПб - Петропавловский собор в СПб - Петропавловский собор в Петергофе (Султанов) - храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке в Петергофе - церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Шувалово (Брюллов) (в 30 июня/12 июля 1872 г. венчался композитор Н.А. Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. Шафером на свадьбе был М.П. Мусоргский) -храм в Лахте посвящён св апостолу Петру (в 19 в. в память о спасаении из холодной воды утопающих в ноябре 1724г.) - В Павловске, в составе дворцового комплекса имеется Петропавловская церковь, пристроенная к главному зданию в 1796-1799 гг. с южной стороны. Двухэтажная кирпичная постройка внешне выделена колокольней, восстановленной в 2000 г. Находится в ведении музея, богослужения проводятся по праздникам. - церковь во имя святого первоверховного апостола Петра на Искровском пр., в парке Строителей. - На Пискарёвском проспекте, 47, в комплексе зданий больницы Петра Великого действует церковь апостолов Петра и Павла. (Ильин и Розенберг) - В Сестрорецке, на озере Сестрорецкий Разлив, построена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла Это храм-мемориал в память подводников, погибших при исполнении своего служебного долга - В посёлке Вырица, наряду с известной Казанской церковью, имеется другой деревянный храм – Петропавловский. Он сооружен в 1906-1908 гг., в ходе боевых действий в конце 1941 г. получил разрушения, но был скоро восстановлен и богослужения в нём не прекращаются с 1942 г. - В пос. Песочный, близ станции Дибуны восстанавливается церковь во имя святых апостолов Петра и Павла 1914 г. постройки. Приписана к приходу церкви преподобного Серафима Саровского в Песочном, богослужения совершаются на праздник апостолов Петра и Павла - Обширная кирпичная Петропавловская церковь 1839-1844 гг. в стиле классицизма, с боковыми портиками, трапезной и трёхъярусной колокольней находится в с. Сомино Бокситогорского района. Возвращена верующим в 1947 г. и более не закрывалась - В посёлке Любань имеется кирпичный Петропавловский храм в русско-византийском стиле, сооруженный в 1865-1867 гг. по проекту К.А. Тона. В войну поврежден артиллерийским огнём. Возвращен верующим в 1989 г., отреставрирован при помощи Октябрьской железной дороги - Под Колпино, в районе индивидуальной застройки Новая Ижора открыт небольшой храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Рядом планируется строительство большого храма и воскресной школы. В д. Петровщина Кировского района и п. Ропша Ломоносовского района построены небольшие церкви святых апостолов Петра и Павла. - Во Всеволожском районе, пос. Морозова, возобновлён храм апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах. Историческое здание начала ХХ в. в форме шатрового храма, в росписи которого принимал участие известный живописец Н.К. Рерих, в 1942 г. в ходе боев с немецкими войсками было полностью уничтожено. Нынешний небольшой деревянный храм гармонично перестроен из бывшего здания конторы. - В Выборгском районе, посёлок Красная Долина, действует новопостроенный деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла. Сайт храма. - В Лодейном поле, на месте разрушенного большого Петропавловского собора отстроен деревянный Петропавловский храм. - памятник Апостолу Петру в Александровском парке - покровителю города. Идейным вдохновителем и автором всего комплекса является известный скульптор Александр Таратынов, автор скульптуры Апостола Петра - Михаил Дронов . И Святой апостол Андрей Первозванный – один из ближайших учеников Иисуса Христа – является небесным покровителем Санкт-Петербурга. родным братом апостола Петра, рыбак, как и Пётр Одним из главных, если так можно выразиться, неофициальных небесных покровителей Петербурга стал первый и самый любимый ученик Христа святой Апостол Андрей. Первозванный в честь того, что первым был принят в ученики Иисусом. Согласно петербургской фольклорной традиции, он задолго до основания Петербурга предвосхитил его появление. Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской Покровитель моряков и рыбаков Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса. Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство Согласно «Золотой легенде», апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море. Ещё одним любопытным эпизодом легенды является христианский ответ святого апостола на придуманный дьяволом основной вопрос о том, что выше — земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, Который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес!»
- Андреевский собор – В.о. аналог Римской базилики св. Петра. Строительство завершилось уже после смерти императора и было освящено «для торжества и празднества кавалеров Андреевского Ордена». Так он и остался «Орденским Собором» на 300 лет. - Храм Святого апостола Андрея Первозванного, Храм рыбаков Церковь уникальна по нескольким причинам. Во-первых, это первый храм в России, возведённый в честь святого покровителя рыбаков и моряков. Во-вторых, в строительстве церкви принимали участие не только прихожане и члены местного рыбацкого клуба, но и один из «отцов» русского рока Борис Гребенщиков. Фронтмен группы «Аквариум» своими руками заложил несколько именных кирпичей и передал в Храм икону Богоматери. Но главная причина посетить храм – это возможность прикоснуться к частице святых мощей Андрея Первозванного. Адрес: Заневский просп., д.65, корп.2 - Статуя Андрея Первозванного у входа в Казанский собор. Демут-Малиновский. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из: Знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей Первозванный, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырёх концах креста буквы: S.A.P.R., что означает лат. Sanctus Andreus Patronus Russiae — святой Андрей покровитель России. Знак носился около бедра на широкой шёлковой голубой ленте через правое плечо. Серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Звезда носилась на левой стороне груди выше всех остальных наград. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи (см. фото). Орден Андрея Первозванного единственный из всех российских орденов имел цепь. Всего за время существования ордена его кавалерами стали, по разным источникам, от 900 до 1100 человек. В 1998 году орден был восстановлен в Российской Федерации. Обычай перевязывать новорождённых мальчиков голубой лентой, а новорождённых девочек красной восходит к вышеупомянутому указу Павла I награждать каждого родившегося великого князя при крещении орденом Святого Андрея Первозванного, а великих княжон — орденом Святой Екатерины
Исаа́кий Далма́тский — преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской. В юности принял монашество. В царствование арианина Валента (364—378) он пришел в Константинополь. Обличая императора за гонения на православие, он предсказал ему гибель, за что и был посажен Валентом в тюрьму. Но когда Валент, побежденный готами, сгорел в одной хижине, преемник его Феодосий освободил святого из темницы и возвратил православной церкви ее имения. После этого Исаакий основал в Константинополе монастырь, в котором он и был игуменом до самой смерти, последовавшей 26 мая 383 года. Память его 22 марта, 30 мая и 3 августа. Житие его в двух редакциях составлено значительно позднее (см. Boll. Maji VII, 246). Дни памяти: 22 марта (4 апреля), 30 мая (12 июня), 3 (16) августа.
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон — католического Запада и монголо-татар. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии. - Рельеф на двери Исаакиевского собора - Александро-Невская лавра - рака с мощами - Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 года на площади Александра Невского перед входом в Александро-Невскую лавру. Скульпторы В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, А. С. Чаркин; архитекторы Г. С. Пейчев, В. В. Попов - бронзовые статуи у Казанского собора среди них есть А. Невский - Здание бывшей часовни Александра Невского в Колпино. - Стелла на месте Невской битвы. Пос. Уст ь-Ижора. Сражение 15 июля 1240 года в месте, где река Ижора впадает в Неву. - Церковь Александра Невского в Шувалове, - Церковь Александра Невского в Красном Селе, - Часовня Александра Невского в Коломягах, - Церковь Александра Невского при Санкт-Петербургской академии права и бизнеса, - Церковь Александра Невского при Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения, - Церковь Александра Невского при Территориальном медицинском объединении No 5 по психиатрии, - Часовня Александра Невского на Сестрорецком кладбище - Церковь Александра Невского в Сосновом Бору, - Церковь Александра Невского в селе Новоселье, - Церковь Александра Невского в посёлке Волосово - Скульптура Александра Невского на территории Софийского собора в Пушкине.
И святой праведный Иоанн Кронштадтский. Потомственный священник (более 350 лет)
Икона Казанской Божией Матери: Возведение Казанского кафедрального собора стало единственным случаем строительства в Северной столице не соответствующего православным архитектурным традициям храма для православной иконы. Икона Образа Божией Матери "с грошиками": Единственной святой покровительницей рабочего и бедного люда Санкт-Петербурга считалась икона Божией Матери "Всех скорбящих радости" с грошиками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|