Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура психики человека.




Психика сложна и многообразна по своим проявлением. Обычно выделяют три крупные группы психичеcких явлений:

1) психические процессы,

2) психические со­стояния,

3)психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в раз­личиыхформах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда не­прерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздра­жениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

- познавательные к ним относятся: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение;

- эмоциональные: активныеи пассивные переживания, волевые - решение, исполне­ние, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуля­цию поведения и деятельности человека.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в за­висимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровеньпсихической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психичеcком состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Подразделяются на:

1)мотивационные - основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянно­сти);

3) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, стрессовое, аффективное, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

.4) волевые (ини­циативность, решительность, настойчивость). Интересные исследования об особом творческом, состоянии личности - вдохновении.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свой­ства личности.

Под психическими свойствами человека понимают типичные для данногочеловека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно является результатом отражательной и практической деятельности.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:

1) направленность личности (система потребностей, интересов, убеждений, идеа­лов),

2)темперамент (система природных свойств личности - подвижность, уравно­вешенность поведения и тону с активности, характеризующая динамическую сторону поведения);

3) способности (система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности);

4) характер как система отношений и способов поведения.

Психика и особенности строения мозга.

Индивидуальность личности зависит от отношений отдельных полушарий мозга (впервые эксперимент - Р. Сперри, 60-е годы 20 века).

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разби­раясь в формах и структурах лучше левого, умеет опознать целое по части. Од­ну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Психо­логи неодобрительно относятся к переучиванию левшей: стопроцентных прав­шей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения. А от писания.

Существует прямая связь между степенью асимметрии полушарий и умст­венными способностями. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение - все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у челове­ка благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности по­лушарий к разделению обязанностей.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализа­ция полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиоло­гическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется. Человека охваты­вает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жил­ки. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить.

Полная противоположность - отключение левого полушария. Творческие спо­собности, не связанные с вербализацией форм, остаются. Композитор продол­жает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немно­гословных репликах - отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление ле­вого - глубокой депрессией. Сущность левого - безоглядный оптимизм, сущ­ность правого-“дух отрицания, дух сомнения”.

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Тре­вожные опасения правого действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не ви­тать в эмпиреях. Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение.

Понятие о сознании. Предпосылки и условия возникновения сознания. Уже у древнейших людей мы находим биологические предпосылки для возникновения сознания:

- стадный образ жизни и вызванная неблагоприятными природными условиями необходимость взаимодействия;

- анатомические и физиологические особенности: прямохождение, высвобождение руки, относительно большой объем головного мозга.

Ведущим фактором, определившим становление сознания, явился труд: преобразование объектов среды с помощью орудий. В процессе оперирования орудиями выявляются новые свойства объектов, расширяется знание действительности и совершенствуется само орудие познания – человеческий интеллект.

Совместная трудовая деятельность (стадный образ жизни) вызвала естественную необходимость согласования действий, обозначение опыта и его передачи. Это привело к возникновению языка.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно – исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание, есть «общественный продукт», это осознанное бытие.

Характеристики сознания.

Первая характеристика в его названии, сознание – это совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем различение субъекта и объекта, различение того, что относится человеком к «Я» и к «не – Я». Отделение «Я» от «не – Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Сознание связано со способностью формулировать цель или идеальный образ результата еще не совершавшейся деятельности, проигрывать в представлении возможные пути и способы достижения этой цели, контролировать выполнение деятельности. Сознание есть целеполагание.

Четвертая характеристика. Сознание опирается на выработанные социумом схемы и методы отражения действительности, знания, социальный опыт. Сознание человека конкретно – исторично.

Понятие о бессознательном. Но человеческая психика не исчерпывается осознаваемыми явлениями. Есть нечто, что относят к категории психических явлений, что оказывает влияние на поведение, но при этом не осознается человеком. Это – неосознаваемые психические явления или бессознательное.

Работы австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1895 – 1915) показали, что существует значительное число психических явлений, не представленных обычно субъекту, но существенно определяющих поведение человека.

Человек активно сталкиваясь со средой, формирует в своей нервной системе психическую модель реальности и соответствующие ей схемы управления поведением. Вся психика представляет собой эту модель и механизмы ее образования. Некоторая часть этой модели представлена (или может быть представлена) субъекту (созерцается его «Я»), а поведенческая схема доступна произвольному контролю, позволяющему задерживать или, наоборот, побуждать исполнение действия. Но значительная часть этой модели действует вне поля сознания как множество безусловных и условных связей и схем поведенческих реакций.

Виды неосознаваемых явлений:

1. Подпороговые (субсенсорные) ощущения – имеют место, когда интенсивность стимула недостаточна для возникновения действительного ощущения (осознания), но поведение под воздействием этого «неощущаемого» влияния изменяется (пример – эксперимент с 25 кадром в кино, выработка условного рефлекса на подпороговые сигналы).

2. Навык – автоматизированный компонент деятельности, не требующий сознательного контроля за ходом выполнения. Навыки занимают огромный объем неосознаваемой психики.

3. Установка – проявляется в готовности к определенному способу восприятия и понимания окружающего мира и реагирования на него. Установки определяют поведение человека в решающих ситуациях вне сознательного контроля личности.

4. Мотивы поведения – первичные побуждения к активности, которые управляли и управляют поведением человека до появления сознания и могут быть в принципе осознаны, хотя достаточно часто не осознаются субъектом.

5. Инстинкты – врожденные механизмы поведения, представляющие собой цепочку автоматизировано выполняемых действий.

6. Подражание (может быть как сознательным, так и неосознанным) – воспроизведение в своем поведении особенностей поведения другого субъекта, принятого в качестве образца; неосознанное подражание является частью феномена идентификации и т. д.

В область бессознательного входят психические явления возникающие во сне (сновидения); патологические явления возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Самосознание личности. Человеку присущ и такой особый вид сознания как самосознание. Если сознание – осознанное бытие, то самосознание – осознание себя в бытии, осознание своего места, жизненных ценностей, своих качеств, своей телесной организации и т. д. Самосознание может быть развито в различной степени у разных людей. Оно также может в разной степени актуализироваться в течение жизни отдельного человека.

Уровни самосознания. «Образ – Я», формирующийся в процессе всей жизни человека, содержит четыре взаимосвязанных полструктуры, которые зарождаются на разных стадиях онтогенеза. Они видоизменяются при переходе от одной возрастной стадии к другой и создают сложную картину общего впечатления о себе у человека, которая и называется самосознанием. Это:

- осознание своей физической тождественности, где преобладают характеристики физического Я, включающие: схему тела и образ тела, «внешность» и др.;

- осознание себя как субъекта активности, деятельного начала, преобразователя среды, источника изменений (суть механизма – освоение новых видов предметной деятельности и переживание при этом успеха либо неуспеха;

- осознание своих психических свойств, особенностей поведения, интеллектуальных способностей, черт характера и т.д.;

- осознание системы собственных нравственных ценностей, определяющих жизненные цели и дающих человеку объяснение его жизни.

Структура самосознания. Образ – Я (как установка к самому себе) состоит из трех компонентов:

1. Когнитивный – это как бы описательная, содержательная составляющая характеристика, отражающая то, каким человек себя видит, представляет. Зрелость, развитость образа – Я определяется количеством отражаемых в себе субъектом характеристик, их соотнесенностью, системной организованностью, глубиной проникновения в собственный внутренний мир.

2. Эмоционально – оценочный компонент выражает степень принятия себя и реализующийся через самоуважение, самокритичность, себялюбие, самодовольство и т. п.

3. Конативный (поведенческий) компонент является обобщенным первых двух и реализуется личностью в поведении, деятельности, общении.

Функции самосознания. Самосознание, как и любое психическое формирование выполняет для человека некоторые целесообразные функции:

- целеполагание и прогнозирование будущих событий: человек способен, зная свойства объектов, прогнозировать исход ситуации. Зная себя и свои особенности, он оказывается способен предсказывать собственное поведение в различных ситуациях;

- самоконтроль: человеку свойствена потребность сохранять сложившееся представление о себе. Он сопоставляет свои побуждения с представлением о себе как о человеке, имеющим определенные принципы и ценности, и стремится вести себя в соответствии с ними;

- возможность самосовершенствования: сопоставление собственных характеристик с представлениями о личностных свойствах, требуемых для реализации потенциала человека, позволяет работать над собой;

- обретение и реализация индивидуального смысла жизни: человеку свойственна неодолимая потребность - иметь и реализовать смысл жизни (В. Франкл).

Виды самосознания. У человека может быть несколько разновидностей мыслимого в самосознании Я:

- Я – реальное (то, каким человек представляется себе в действительности);

- Я – идеальное (то, каким человек хотел бы быть, тот образ, к которому он стремится);

- Я – фантастическое (то, каким бы человек хотел бы быть без учета реальности – обладать сверхъестественными возможностями, найти на улице миллион рублей);

- Я – с точки зрения другого (как, на мой взгляд, видит меня другой).

Самооценка и источники ее формирования. Эмоционально – оценочный компонент содержит систему оценочных суждений (самооценок) о тех качествах, которые вычленены субъектом и вошли в Образ – Я. Интенсивность, значимость для личности оценочного суждения зависит от результата соотнесения оцениваемой характеристики с мотивами и целями субъекта, от того препятствуют они или благоприятствуют реализации жизненных замыслов. Самооценка может быть адекватной, т. е. объективно отражать оцениваемую характеристику или неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.

Во всех случаях механизмы формирования самооценки одни и те же. Это:

- перенос внешних оценок, получаемых от значимых людей, во внутренний план и превращение их в собственные оценки;

- проверка своих качеств в реально осуществляемой деятельности;

- сравнение себя, своих качеств с качествами других людей (социальное сравнение).

При анализе конкретных случаев можно обнаружить причину неадекватной самооценки и найти способы коррекции.

Самооценка связана с уровнем притязаний. В формуле, предложенной американским психологом У. Джемсом самооценка и самоуважение прямо – пропорционально зависят от успешности личности и обратно - пропорционально от ее притязаний. Чем ниже успешность деятельности и выше притязания, тем вероятнее возникновение комплекса неполноценности. Как правило, в такой ситуации, если не удается повысить успешность, у человека срабатывают психологические механизмы защиты личности. Это осуществляется

- посредством снижения уровня притязаний,

- посредством агрессии,

- аутоагрессии,

- посредством замещения неуспешной деятельности другой деятельностью,

- путем рационализации или вытеснения.

Иногда человек прибегает к фантастическим усилиям для снятия психологического дискомфорта, связанного с опасностью «упасть в собственных глазах». Иногда это приводит к полному разрыву с окружением, которое воспринимается как свидетели «падения», к искажению восприятия реальности и т. д.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Физиологические основы психики человека.

2. Культурно – историческая концепция развития высших психических функций по

Л. С. Выготскому.

3. Психическое развитие личности в онтогенезе.

4. Сознание как высший уровень психического отражения действительности.

Вопросы для повторения:

1. Понятие о психике и психическом отражении.

2. Характеристика основных психических процессов.

3. Понятие о сознании. Структура и характеристика сознания.

4. Бессознательные психические процессы. Понятие, виды.

5. Самосознание личности. Структура самосознания, функции, виды.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психике и психическом отражении.

2. Взаимосвязь психики, поведения и деятельности человека.

3. Характеристика основных психических процессов.

4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

5. Понятие о сознании. Структура и характеристика сознания.

6. Бессознательные психические процессы. Понятие, виды.

7. Самосознание личности. Структура самосознания, функции, виды.

8. Определение самооценки. Обработка и обсуждение результатов.

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Понятие о психике и ее эволюция.

2. Развитие психики животных. Стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри.

3. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведении человека.

4.Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

5. Исследование неосознаваемых процессов З. Фрейдом.

6. Концепция неосознаваемой установки Д. Н. Узнадзе.

7. Развитие самосознания личности в онтогенезе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...