Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис лекции 7. Эмоционально-волевая сфера личности.




Общая характеристика чувств и эмоций. Эмоции - импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значи­мости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.

Эмоции двувалентны - они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозмож­ностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множест­ва вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него "лежит душа".

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденными сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоцио­нальные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребно­стей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение по­ложительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным пси­хическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, Исторически сформированные устои, порождают у человека нравственныечувства - чувство долга, совести, чувство солидарности, со­чувствия, а нарушение этих устоев - чувства возмущения, негодования и нена­висти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно-изобразительной деятельности - эс­тетические чувства.

Выделим четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев иудивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различ­ные эмоции.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкре­пления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Эмоции, как и ощущения, - это базовые явления психики.

Эмоции - механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных на­правлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект - значит находить возможность вза­имодействия с ним.

Эмоциональные качества личности. В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпо­сылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмо­циональные особенности и свойства.

К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффективность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внеш­няя выраженность — экспрессивность. Эти свойства зависят от типа высшей нервной деятельности человека.

Но в процессе социализации эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их мас­кировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность - способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой ме­ре. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмо­циональной устойчивостью, у других -эмоциональная возбудимость часто при­водит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмо­циональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

Эмоциональность человека, его речевые, мимические, пантомимические про­явления говорят о его ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.

Эмоциональные качества образуют эмоциональный тип личности. Разли­чаются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (хо­лодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы. Эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят через призму своих эмоциональных состояний. Они чувствительно -пассивны. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами

Страстные натуры эмоционально стремительны, высоко действенны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жиз­нью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными.

Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их эмоцио­нальные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реак­ции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Но и владение эмоциями - одно из достоинств человека.

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, не подавлять их, это значит владеть эмоциональными реакциями.

Физиологические основы эмоций и чувств. Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с измене­ниями в деятельности вегетативной нервной системы. ИЛ. Павлов утверждал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая про­грамма определяются комплексом нервных структур, входящих в лимбическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего проме­жуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретику­лярнойформацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечиваю­щей энергетические ресурсы мозговой деятельности).

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потока­ми. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощуще­ний и восприятии. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипотала­мус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций.

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий. Эмоции являются функцией правого полушария мозга. Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, пра­вое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) осо­бые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, аг­рессии и успокоения.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменения­ми частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (от­сюда побледнение или покраснение кожи). Сердце неслучайно считается сим­волом чувств. Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зави­симости от эмоционального состояния человека. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

Современные электронные приборы позволяют точно устанавливать зависи­мость органических, функциональных изменений от эмоциональных состояний. С эмоциональными состояниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефало­грамма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалогамма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая реакция - КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реакции.

Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреля­ции, называется полиграфом. В некоторых странах он используется в целях расследования преступлений и именуется "детектором лжи".

Свойства и виды эмоций. Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение челове­ка к явлению. Глубокие и неглубокие эмоции и чувства различаются в зависи­мости от значимости явления. В зависимости от влияния на активность деятель­ности эмоции и чувства – стени ческие и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. Ведущий эмоционально-регуляционный механизм - эмоция успеха-неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и де­зорганизует деятельность. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настрое­ние;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5) высшие эмоции - чувства.

Эмоциональный тон ощущения - это наше отношение к качеству ощущения (приятное, нейтральное или неприятное), психическое отражение потребностных свойств объекта. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное отвращение - идиосинкразия. Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству.

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Один из видов - синтония - сопережи­вание эмоционального состояния других людей. Зависит от условий воспитания.

Настроение – сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Оно вызывается влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, отношениями между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Настроение может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, вы­раженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий - апатией. Незначи­тельная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями - состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воз­действиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудно­стям, терпимость к поведению других людей - толерантность (терпение).

Конфликтные эмоциональные состояния.

Стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перена­пряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Понятие стресса введено канадским ученым Г. Селье (1907—1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно - защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. В развитии стрессового состоя­ния он выделил три этапа:

1) тревога;

2) сопротивление;

3) истощение.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные пси­хические функции.

Стадия сопротивления характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

Различается стресс физиологический и психологический. Психологический стресс делится на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим ("хороший" стресс) и демобилизующим (дистресс).

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности - интерна­лы (рассчитывающие только на себя), и экстерналы (на помощь других людей).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганиза­ции сознания и крайней активизации импульсивных реакций.

При состоянии аффекта значительно нарушается сознательная регуляция дейст­вий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

Три стадии проявления аффекта:

- на 1 стадии резко дезорганизуется вся психиче­ская деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

- на 2 - перевозбу­ждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

- на З стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Формы аффективного состояния: страх (безусловно – рефлекторная эмоциональ­ная реакция на опасность), ужас (наивысшая степень страха), фобии (навязчивые, гипертрофированные представления об опасности - боязнь высоты и т. д.), гнев.

Фрустрация - конфликтное отрицательно- эмоциональное состояние, возника­ющее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятст­виями на пути достижения высоко значимых целей.

В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продол­жительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению).

В состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Высшие чувства. Чувства - это эмоциональная форма отражения социально значимых явле­ний. Они связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы под­крепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчи­вого положительного чувства, сконцентрированного вокруг определенного вида деятельности или человека, называется страстью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельно­сти.

Нравственные чувства - это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на приня­том в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства обра­зуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Чувство дол­га - это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на се­бя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Совесть - способ­ность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного са­мосознания. Чувство совести - важнейший стимул совершенствования лично­сти. Чувство чести - это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Эстетические чувства - это чуткость, восприимчивость к прекрасному в ок­ружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и осуществляет катарсис - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Эстетические чувства проявляются в переживании прекрасного и безобразного, комического и трагического.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетво­ренность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Возник­новение и удовлетворение познавательной потребности связано с любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Понятие о воле. Волевые качества личности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля - это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения во­левого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого ак­та

в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредствен­ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения состоит в оптимальной мобилизованности лич­ности, концентрации активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые дейст­вия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свой­ствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергич­ность. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определя­ющие большинство поведенческих актов.

Вторичные волевые качества развиваются в онтогенезе позже, чем первич­ные: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обос­нованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оп­равданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики), уверенность в себе.

Третичные волевые качества связаны с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав­ственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное про­ведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возло­жить на себя обязанности и выполнить их). Сюда же относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость,инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обя­занностей). Третичные качества воли обычно формируются только к подростко­вому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Структура волевого действия. Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в кото­рых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на вы­полнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мо­тивов.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, мотор­ный и контрольно-корректирующий компонент.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1)осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве ре­шения

6) осуществление принятого решения.

Борьба мотивов - столкновение противоречивых побуждений, между ко­торыми предстоит сделать выбор.

На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разре­шается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап “осознание ряда возможностей достижения цели” - это мыслитель­ное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - ус­тановление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На 3 этапе возможные пути и средства достижения цели проходят обсуж­дение в сочетании с имеющейся у человека системой ценностей.

Этап борьбы мотивов и выбора - центральный в сложном волевом дейст­вии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, свя­занная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения це­ли, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять.

Результатом разрешения этой ситуации является 5 этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, спо­собы, последовательность их использования.

После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения. Он не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, потому что практическое осуществление намеченной цели со­пряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее от­носительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

2. Психологические теории эмоции.

3. Физиологические основы эмоций.

4. Психологические теории воли.

Вопросы для повторения:

1. Формы переживания эмоций.

1. Высшие чувства.

2. Общая характеристика волевых действий.

3. Волевая регуляция поведения.

4. Развитие воли у человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды эмоций и их общая характеристика.

2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

3. Высшие чувства.

4. Общая характеристика волевых действий.

5. Основные направления и пути развития воли.

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

2. Развитие эмоционально – волевой сферы у человека в онтогенезе.

3. Становление волевой регуляции поведения у детей.

4. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРО, 1996.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Серия «Учебник нового века». –Питер, 2000.

3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.

 

Дополнительная литература.

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.

Учебник для вузов по специальности “Психология”. –М.; Издательство МГУ, 1990;

2. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., Изд-во МГУ, 1988;

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Перевод с английского под общей редакцией Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова, -М., Ппрогресс, 1980;

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. –СПб. Лениздат, 1992;

5. Бодалев А.А. Личность и общение. –М., Педагогика, 1983;

6. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001.

7. Годфруа Ж. что такое психология? В 2 кн., М., 2000.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии., СПб.,2000.

8. Гримак Л.П. Общение с собой: Начало психологии активности, -М., Политиздат., 1991;

9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. –Л., Лениздат, 1990;

10 Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. –М., 1990;

11. Изард К.Е. Эмоция у человека. –М., 1980;

12. Ильин Е.П. Психология воли. –СПб.; Питер, 2000;

13. Каган М.С. Мир общения. –М., Политиздат, 1988;

14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. –М., 1989;

15. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. –М., 1989;

16. Ладанов И.Д. Управление стрессами. –М., 1989;

17. Латушкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. –М., 1988

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982;

19. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., Издательство МГУ, 1975;

20. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к специальному курсу. -Пермь, 1990;

21. Петровский А.В. Введение в психологию, М., 1989.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. –М., 1989.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. –Т. II. –М., 1989;

24. Страхов И.В. Психология характера. –Саратов, 1970;

25. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. –М., 1989.

26. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы: В 3 т. –Т. 3. –М., 1990.

27. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти /Под редакцией Ю.Б. Гипенрейтер и др. –М., Изд-во МГУ, 2000;

28. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. –М., Издательство МГУ, 1981.

 

Темы для самостоятельной работы студентов по курсу

 

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

3. Образование умений и навыков.

4. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

5. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

6. Связь ощущения со свойствами внимания и внутренней среды организма.

7. Психические теории внимания.

8. Развитие внимания в онтогенезе.

9. Теории памяти в психологии.

10. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

11. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

12. Использование воображения в психотерапевтических целях.

13. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

14. Проблемы и пути развития творческого мышления.

15. Современные теории личности.

16. Развитие способностей у человека.

17. Личность и темперамент, индивидуальный стиль деятельности.

18. Сопоставительный анализ различных типологий характера.

19. Становление волевой регуляции поведения у детей.

20. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

21. Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

22. Современные когнитивные теории мотивации.

23. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

24. Мотивация агрессивного и просоциального поведения

25. Роль общения в психическом развитии человека.

26. Техника и приемы общения. Возрастные и профессиональные особенности.

27. Межличностные отношения в группах.

28. Пути и средства повышения эффективности групповой деятельности.

29. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга, в процессе общения.

30. Роль группы в развитии личности.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ».

 

1. Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

2. Научная и житейская психология: различия в целях, методах, языке.

3. Основные этапы становления научной психологии.

4. Современная психология как сложная система развивающихся наук. Принципы и основные отрасли психологии.

5. Методы психологического исследования

6. Сознание как высшая форма психического отражения. Психологическая характеристика сознания. Виды сознания.

7. Самосознание личности. Его структура, уровни и функции.

8. Бессознательное в психике. Его связь с сознанием. Виды неосознаваемых явлений.

9. Понятие об индивиде, личности и индивидуальности. Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в человек.

10. Социализация. Её основные этапы и механизмы.

11. Общая характеристика деятельности человека. Структура предметной деятельности.

12. Виды деятельности. Понятие о знаниях, умениях, навыках и привычках. Этапы формирования навыка.

13. Понятие о мотивации, потребностях и мотивах личности. Основные характеристики мотивациононной сферы человека.

14. Направленность личности. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.

15. Характеристика основных социальных мотивов человека (аффилиация, мотив власти, альтруизм и агрессивность).

16. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

17. Взаимосвязь темперамента и деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.

18. Способности человека. Предпосылки способностей. Проблема механизмов формирования и развития способностей. Одаренность, талант, гениальность.

19. Общее представление о характере. Структура характера. Формирование и проявление характера.

20. Типологии характера.

21. Ощущения. Виды, свойства и функции ощущений.

22. Восприятие. Виды, свойства и функции восприятия.

23. Проблема внимания в психологии. Виды, свойства и функции внимания.

24. Организация внимания в публичном выступлении.

25. Память, её место в системе познавательных процессов. Виды, свойства и функции памяти.

26. Процессы памяти. Условия эффективной работы памяти.

27. Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции.

28. Характеристика мышления как процесса.

29. Язык и речь. Роль общения в психическом развитии человека Виды и функции речи. Связь мышления и речи. Развитие речи.

30. Общая характеристика воображения. Виды, механизмы и функции воображения.

31. Эмоции и чувства как особая форма отражения человеком мира. Функции эмоций.

32. Понятие, признаки и проявление воли у человека. Волевые качества личности. Характеристика волевого процесса.

33. Роль общения в психическом развитии человека.

34. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга, в процессе общения.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1.

1. Сознание как высшая форма психического отражения. Психологическая характеристика сознания. Виды сознания.

2. Взаимосвязь темперамента и деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.

 

Вариант 2.

1. Самосознание личности. Его структура, уровни и функции.

2. Способности человека. Предпосылки способностей. Проблема механизмов формирования и развития способностей. Одаренность, талант, гениальность.

 

Вариант 3.

1. Бессознательное в психике. Его связь с сознанием. Виды неосознаваемых явлений.

2. Общее представление о характере. Структура характера. Формирование и проявление характера. Типологии характера.

 

Вариант 4.

1. Понятие об индивиде, личности и индивидуальности. Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в человек.

2. Ощущения. Виды, свойства и функции ощущений.

 

Вариант 5.

1. Социализация. Её основные этапы и механизмы.

2. Восприятие. Виды, свойства и функции восприятия.

 

Вариант 6.

1.Общая характеристика деятельности человека. Структура предметной деятельности.

2. Проблема внимания в психологии. Виды, свойства и функции внимания.

Организация внимания в публичном выступлении.

 

Вариант 7.

1.Виды деятельности. Понятие о знаниях, умениях, навыках и привычках. Этапы формирования навыка.

2. Память, её место в системе познавательных процессов. Виды, свойства и функции памяти. Процессы памяти. Условия эффективной работы памяти.

 

Вариант 8.

1. Понятие о мотивации, потребностях и мотивах личности. Основные характеристики мотивациононной сферы человека.

2.Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции. Характеристика мышления как процесса. Виды и функции речи.

 

Вариант 9.

1.Направленность личности. Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности.

2.Общая характеристика воображения. Виды, механизмы и функции воображения.

 

 

Вариант 10.

1.Характеристика основных социальных мотивов человека (аффилиация, мотив власти, альтруизм и агрессивность).

2.Эмоции и чувства как особая форма отражения человеком мира. Функции эмоций.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...