Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)




 

Подструктура направ­ленности Убеждения, мировоззрение, личност­ные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)  
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально - биологический уровень (больше социального, чем биологического)  
Подструктура форм от­ражения Особенности познавательных про­цессов: мышления, памяти, воспри­ятия, ощущения, внимания; особен­ности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем соци­ального)  
Подструктура биологи­ческих, конституцио-нальных свойств Скорость протекания нервных про­цессов, баланс процессов возбужде­ния и торможения; половые, возрас­тные свойства Биологический уровень (соци­альное практически отсутству­ет)  

 

Периодизация развития личности. Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определя­ется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Э. Эриксон ввел понятие “групповая идентичность”, которая формируется с первых дней жизни, ребенок направлен на включение в социальную группу, начинает понимать мир. Как эта группа. Но постепенно у него формируется и “эгоидентичность”, чувство устойчивости и не­прерывности своего “Я”, несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, он включает 8 стадий раз­вития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет матъ. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка возникает базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за “мокрые штанишки”.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, у ребенка формируется чувство предприимчивости, которое закладывается в игре. С помощью игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте(4-я стадия) школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а по­рой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния. Потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое со­зревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения.

На 6-й стадии (моло­дость) -актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезли­чивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Но ее ли диффузия идентичности переходит и на этот возраст. Человек замыкается, закреп­ляется изоляция, одиночество.

7-я - центральная стадия - взрослый этап разви­тия личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вклады вает себя в хороший, любимый труд и забо­ту о детях удовлетворена собой и жизнью.

После 50 лет(8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития лич­ности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое “Я” в духовных раз­думьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь-это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, проявляет мудрость.

Понятие направленности личности. Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее каче­ство личности - нanpавленность личности - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, миро­воззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних усло­виях..

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психиче­ские процессы.

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вку­сы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различ­ных сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, ин­тенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Особенности направленности личности.

1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной
ценности - нравственность ее повседневного поведения.

2.Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определен­ность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности.

3.Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.

Среди ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство - сверхценности, которые для очень мно­гих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или, наобо­рот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. При крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой", теряется ощущение смысла жизни".

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направлен­ность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратеги­ческих и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основа­ние деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в систе­ме человеческих потребностей.

Потребности личности. Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три груп­пы:

а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (ес­тественные или органические потребности);

б) условия для жизни и развития человека как индивидуума (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения его индивидуализированных потребностей.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения от­клонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленностъ всей психики человека - его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (не актуализированные) и актуали­зированные - текущее психическое состояние напряженности, дискомфортноcти, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельно­сти данного индивида. Это является основным фактором человеческой активно­сти.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1)потребности, связанные с трудом, - потребности познания и созидания;

2)потребности, связанные с развитием, - потребность в игре, учении, са­мореализации;

3)потребности, связанные с социальным общением, социальной идентифи­кацией,- нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социальными.

Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необхо­димостью - б иогенные потребности (витальные). К ним относятся:

1) потребность безопасности, самосохранения;

2) потребность в вос­становлении энергии и в двигательной активности;

3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности - уче­ние и физическая игра);

4) потребность в продолжении рода.

Естественные, органические потребности человека возникают без специаль­ного формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания.

В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни - высшие и низшие.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, циклично­стью.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникновение определенных насущных потребностей организует психику на постановку соответствующих целей.

Мотивация поведения личности. Мотивация -это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состоя­ний. К мо тивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стрем­ления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стаби льными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состоя­ние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержан и ю (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой опреде­ленный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

1) естественные и не­обходимые (желание еды, питья, сна, отдыха),

2) естественные, но не необходимые (сексуальные желания),

3) желания ни естественные, ни необходимые (желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти). Первые две группы желаний мо­гут быть гипертрофированными, не знающими границ своего удовлетворения.

Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, нау­ке). Страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством.

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органиче­скими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием. Инстинктивные, органические влечения:

1) ориентировочные реакции,

2) сексуальное влечение,

3) голод (пищевое влечение),

4) жажда,

5) влечение материнства.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение - это сознательно принимаемое ре­шение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и спосо­бов действия.

Намерения обладают динамическими свойствами - силой, напряженностью. Соз­нательным обоснованием намерения является мотив. Мотив - это осознанное по­буждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в опреде­ленных ситуациях.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. История исследований личности.

2. Современные теории личности.

3. Формирование и развитие личности в онтогенезе.

4. Социализация как процесс формирования личности.

5. Направленность личности как система устойчивых мотивов.

Вопросы для повторения:

1. Общее понятие о личности.

2. Соотношение понятий “индивид”, “субъект”, “личность” и индивидуальность.

3. Психологическая структура личности.

4. Взаимосвязь биологического и социального в личности.

5. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.

2. Взаимосвязь биологического и социального в личности.

3. Личность и общество. Конкретно – исторический характер личности.

4. Потребности и мотивы личности. Направленность личности как система устойчивых мотивов.

5. Пол и его влияние на психологические характеристики индивида.

6. Социальные роли, процесс их освоения.

7. Цели и перспективы личности. Притязания и достижения.

8. Социальные нормы, социальные установки, подражание, заражение и другие.

Темы рефератов и научных сообщений:

1.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.

2. Три основных периода в научном изучении личности.

3. Сравнительный анализ современных теорий личности.

4.Психологические теории мотивации.

5. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...