Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Периодизация развития личности. Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Э. Эриксон ввел понятие “групповая идентичность”, которая формируется с первых дней жизни, ребенок направлен на включение в социальную группу, начинает понимать мир. Как эта группа. Но постепенно у него формируется и “эгоидентичность”, чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, он включает 8 стадий развития личности. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет матъ. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка возникает базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать. Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за “мокрые штанишки”. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, у ребенка формируется чувство предприимчивости, которое закладывается в игре. С помощью игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте(4-я стадия) школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния. Потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения. На 6-й стадии (молодость) -актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Но ее ли диффузия идентичности переходит и на этот возраст. Человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вклады вает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет(8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое “Я” в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь-это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, проявляет мудрость. Понятие направленности личности. Ведущий компонент структуры личности, основное системообразующее качество личности - нanpавленность личности - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Особенности направленности личности. 1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной 2.Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов - целеустремленность личности. 3.Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Среди ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство - сверхценности, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь. Но люди иногда недооценивают объективно значимые ценности или, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. При крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой", теряется ощущение смысла жизни". Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей. Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в системе человеческих потребностей. Потребности личности. Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы: а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (естественные или органические потребности); б) условия для жизни и развития человека как индивидуума (условия для общения, познания, труда); в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения его индивидуализированных потребностей. Потребность - это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.
Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленностъ всей психики человека - его чувств, мышления, воли и сенсорных систем. Различаются потребности потенциальные (не актуализированные) и актуализированные - текущее психическое состояние напряженности, дискомфортноcти, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это является основным фактором человеческой активности. Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности: 1)потребности, связанные с трудом, - потребности познания и созидания; 2)потребности, связанные с развитием, - потребность в игре, учении, самореализации; 3)потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией,- нравственные и духовные потребности. Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социальными. Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью - б иогенные потребности (витальные). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности - учение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода. Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни - высшие и низшие. Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими. Возникновение определенных насущных потребностей организует психику на постановку соответствующих целей. Мотивация поведения личности. Мотивация -это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. К мо тивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стаби льными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержан и ю (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения. Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха), 2) естественные, но не необходимые (сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые (желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти). Первые две группы желаний могут быть гипертрофированными, не знающими границ своего удовлетворения. Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, науке). Страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством. Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием. Инстинктивные, органические влечения: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства. Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение - это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. Намерения обладают динамическими свойствами - силой, напряженностью. Сознательным обоснованием намерения является мотив. Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость. Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях.
Темы для самостоятельного изучения: 1. История исследований личности. 2. Современные теории личности. 3. Формирование и развитие личности в онтогенезе. 4. Социализация как процесс формирования личности. 5. Направленность личности как система устойчивых мотивов. Вопросы для повторения: 1. Общее понятие о личности. 2. Соотношение понятий “индивид”, “субъект”, “личность” и индивидуальность. 3. Психологическая структура личности. 4. Взаимосвязь биологического и социального в личности. 5. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. 2. Взаимосвязь биологического и социального в личности. 3. Личность и общество. Конкретно – исторический характер личности. 4. Потребности и мотивы личности. Направленность личности как система устойчивых мотивов. 5. Пол и его влияние на психологические характеристики индивида. 6. Социальные роли, процесс их освоения. 7. Цели и перспективы личности. Притязания и достижения. 8. Социальные нормы, социальные установки, подражание, заражение и другие. Темы рефератов и научных сообщений: 1.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. 2. Три основных периода в научном изучении личности. 3. Сравнительный анализ современных теорий личности. 4.Психологические теории мотивации. 5. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|