Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис лекции 5. Личность в деятельности и общении.




Общая характеристика деятельности. Одной из характеристик живых существ является их активность. Источником активности являются потребности. Потребность это состояние живого существа, выражающее его зависимость от условий его существования.

Процесс удовлетворения потребностей животных обеспечивает им наиболее полное приспособление к среде.

Активность же человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей, которые формируются в процессе его воспитания. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности.

Виды потребностей человека имеют и общественный и личный характер.

Потребности различают по происхождению и предмету. По происхождению потребности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается деятельность человека для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства (естественные потребности в пище, питье, во сне, в существе противоположного пола, в защите от холода и жары и т. д.). В отличие от животных у человека изменяются способы и орудия удовлетворения, а самое главное, претерпевают изменения и сами потребности.

В культурных потребностях выражается зависимость деятельности человека от продуктов человеческой культуры. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат удовлетворению естественных потребностей в условиях той или иной сложившейся культуры (вилка и ложка, палочки для еды), так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми. При разном экономическом и общественном строе, в зависимости от воспитания и усвоения распространенных и принятых обычаев и форм поведения человек приобретает культурные потребности.

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духовными.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в пище, одежде, жилище и т. д.); в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания. Духовные потребности выражаются в производстве и усвоении духовной культуры (человек испытывает потребности смотреть фильмы, спектакли, читать книги, слушать музыку и др.).

Духовные потребности связаны с материальными потребностями. Для удовлетворения

духовных потребностей требуются материальные вещи (нотная бумага, книги и др.), которые являются предметом материальных потребностей.

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Согласно концепции А. Маслоу, потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление семь классов потребностей:

- физиологические потребности: голод, жажда и др.;

- потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным;

- потребности в привязанности: быть признанным и принятым людьми;

- потребности в уважении: одобрение, признание;

- познавательные потребности: знать, уметь, понимать;

- эстетические потребности: гармония, красота;

- самоактуализация.

Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Мотивы различают осознанные – человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами и убеждениями. Неосознанные мотивы – человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются установками и влечениями.

Деятельность это активное взаимодействие человека со средой, в кото­ром он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате по­явления у него определенной потребности, мотива.

Деятельность – это активность человека с ранних лет регулируемая опытом человечества и требованиями общества.

Первая отличительная черта деятельности в том, что порождаясь потребностью как источником активности, она управляется сознаваемой целью. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Человек осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер действий.

Вторая черта это психическая регуляция деятельности. Чтобы деятельность была успешной, психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими (а не потребностями организма) способы достижения поставленной цели.

Третья черта. Деятельность должна обладать возможностью управлять поведением человека, стимулировать и поддерживать активность. Деятельность неразрывно связана с познанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов.

Таким образом, деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. С помощью деятельности устанавливается связь между человеком и окружающим миром. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Структура деятельности включает: мотивы, действия, цели

Мотивы - то, что побуждает человека к деятельности.

Действия - относительно законченные элементы деятельности, направлен­ные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.

Цели - то, на что направлена непосредственно деятельность.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - ре­зультат. Различают следующие действия: сенсорные - действия по восприятию объекта; моторные - двигательные действия; волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, вы­полняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия:

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.

В них различают четыре психических акта:

1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, свя­занные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполне­нием движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выпол­нение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, пережи­ваемыми человеком.

Интериоризация - процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря этому психика человека может оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле его зрения. Человек способен «в уме» перемещаться в прошлое и будущее.

Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического дейст­вия во внешнее действие.

Освоение деятельности. Навыки. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, называется приемами этой деятельности. Частичную автоматизацию исполнения и регуляции движений называют навыком. Навыки это закрепленные,

автоматизированные приемы и способы работы. Благодаря частичной автоматизации изменяется структура действия:

- изменяются приемы исполнения движений. Изолированные движения сливаются в единый акт. По мере освоения действия все ненужные движения исчезают, появляется совмещение и ускоряется темп (например, обучение письму);

- изменяются приемы сенсорного контроля над действием. Зрительный контроль заменяется мускульным (опытная машинистка). Вырабатываются специальные сенсорные синтезы. Развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия;

- изменяются приемы центрального регулирования действия. Внимание переносится на обстановку и результаты действия. Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время осуществления предшествующих, что резко сокращает время реакции.

Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой называют упражнением. Успешные движения, оправдавшие себя ориентиры и способы регуляции, постепенно отбираются и закрепляются, а неудачные и не оправдавшие себя – подавляются и отсеиваются. При упражнении в повторном выполнении действия структура действия будет изменяться

- по линии отсева лишних движений;

- исправления ошибочных движений;

- слияния связанных движений;

- все большей стандартизации приемов.

В связи с этой стандартизацией приемов их выполнение все более автоматизируется, освобождается от контроля сознание, протекает как система условно - рефлекторных реакций. Появляется возможность произвольно управлять скоростью действий, приспособлять их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и детали.

Ведущим средством формирования навыка служит речевая и идеальная деятельности.

Таким образом, навык человека возникает как сознательно автоматизируемое действие и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль в том, что он освобождает сознание от контроля над выполнением действия.

Основные этапы развития навыка:

1. Ознакомительный этап – (осмысливание действий).

2. Подготовительный этап (сознательное, но неумелое выполнение).

3. Стандартизирующий этап (автоматизация элементов действия).

4. Варьирующий этап (пластическая приспособляемость к ситуации).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это

- общение – установление и поддержание психологического контакта, а также обмен информацией;

- игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение;

- учение – деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков;

- труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Понятие общения. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Выделяют три аспекта общения, такие как: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное, или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную, различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни и функции общения.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и другими факторами. Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения - фатический («глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких – либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функции общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания, самоопределения (Л.Б. Добрович), сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А.А Брудный), контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др.

1. Контактная функция, цель которой – установление контакта как состояния готовности к приему и передачи сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием – передача каких – либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.

3. Побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.).

6. Эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

7. Установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

8. Оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно – смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Каждая личность выполняет множество функций. Это - служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения.

Коммуникативный аспект общения. Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, - коммуникатор, человек, воспринимающий ее, - реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Специфика межличностного информационного обмена значительна. Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Невербальная коммуникация. Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций, по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно – регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим, экстралингвистическим явлениям. Просодика – это общее название таких ритмико – интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции.

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксемика», перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

1.Интимное расстояние (от 0 до 45см.) – общение самых близких людей;

2. Персональное (от 45 до 120 см.) – общение со знакомыми людьми;

3. Социальное (от 120 до 400см.) – предпочтительно при общении с чужими

людьми и при официальном общении;

4.Публичное (от 400 до 750 см.) – при выступлении перед различными

аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Интерактивная сторона общения. Сущность интеракции в том, что в процессе со­вместной деятельности и общения между людьми воз­никает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противо­речиями. Понятие интеракции дало название направ­лению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

По теории интеракционизма развитие личности осу­ществляется в процессе общения индивида с члена­ми определенной социальной группы в ходе совмест­ной деятельности. Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключаю­щийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаме­няемость и взаимодополняемость.

А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на пси­хологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, до­минантность - недоминантность.

К. Юнгпервый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.

Экстравертированному типу личности свойствен­ны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.

Мобильность и ригидность - качества, определяю­щиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпо­читают устойчивость и стабильность во всем.

При взаимодействии доминантного и недоминант­ного собеседников возникает проблема психологи­ческого подавления одного человека другим.

Процесс взаимодействия людей состоит из функ­циональных единиц взаимодействия - актов, или действий. Акт как единицу поведения человека впер­вые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рас­сматривать как единицу общения. Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.

Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему по­ведения. Выделено два показателя специфики пове­дения с учетом характера взаимодействия в процес­се общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. По соотношению направленности на себя и направ­ленности на партнера можно судить о развитии стра­тегии взаимодействиячеловека - совокупности до­минирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компро­мисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).

Общение как восприятие людьми друг друга (социальная перцепция). Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция - восприятие, понимание оценка людьми социальных объектов: других людей, самихсебя, групп, социальных общностей и т. д.

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгруп­повое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: про­цесс восприятия внешних признаков человека, соот­несение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две сто­роны: субъективную и объективную.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивны­ми и безразличными по отношению к субъекту восприятия. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от мно­гих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Механизмы социальной перцепции - способы, по­средством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:

1) эмпатия - постижение эмоционального состоя­ния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отож­дествляют с сочувствием, сопереживанием, сим­патией. Это не совсем так, поскольку можно пони­мать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувстви­ем;

2) рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

2) аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее между людьми возникают определенные отношения, поз­воляющие более глубоко познать друг друга. Ат­тракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отноше­ний;

3) механизм каузальной атрибуции связан с приписы­ванием человеку причин поведения. У каждого че­ловека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя опре­деленным образом. Приписывание причин поведе­ния может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий яв­ляется преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация пове­дения других будет связана с внутренними, инди­видуальными и личностными причинами.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Общая психологическая характеристика деятельности.

2. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

3. Техника и приемы общения на разных его этапах.

4.Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.

Вопросы для повторения:

1. Общее понятие деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

2. Структура деятельности личности.

3. Виды и особенности деятельности человека.

4. Формирование навыков и умений.

5. Понятие и виды общения.

6. Функции общения.

7. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая характеристика деятельности.

2. Психологическая структура деятельности личности.

3. Виды и особенности деятельности человека.

4.Формирование навыков и умений.

5. Понятие и виды общения.

6. Общение как процесс и его функции.

7. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

8. Техника и приемы общения на разных его этапах.

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Психологическая теория деятельности.

2. Физиология движений и физиология активности.

3. Развитие деятельности человека в фило – и онтогенезе.

4. Роль общения в психическом развитии человека.

5.Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...