Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис лекции 6. Познавательные процессы.




Общее представление о познавательных процессах. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого про­цесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Но ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкре­тизировать, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Понятие об ощущении. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раз­дражителя ми. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть пере­рабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания. Сенсорная клетка - рецептор – преобразует стимул (воздействие) в короткие ритмические электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтези­руются и “декодируются” в систему данных о характере внешнего воздействия.

Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозге высокоразвитой корой. Если кора мозга временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то человек не может осознанно реагировать даже на силь­ную боль.

Физиологическая основа ощущений сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредст­венно осуществляют анализ раздражений,- анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов входит в состав всех органов чувств-глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, располо­женные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердеч­но-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбужде­ние. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внут­ренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, располо­женные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происхо­дящие внутри организма (ощущение голода, жажды). С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения дви­жения и положения органов тела, и участвуют в определении свойств, качеств объ­ектов. Т.о. периферический отдел анализатора выполняет роль специали­зированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализато­ры (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положе­ние занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раз­дражителя.

Классификации ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного кон­такта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецеп­торов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раз­дражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние, ориентировка в ближайшей среде) и контактную (вкусовые, болевые, тактильные ощущения) рецепцию.

Наиболее древняя - органическая (прежде всего-болевая) чувствительность, за­тем поя вились контактные (тактильная) формы. И самые эволюционно молодые - слуховые и зрительные системы рецепторов.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные (85% информации), слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетиче­ские, температурные, болевые, жажды, голода.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза - сетчатку, являющуюся ре-цептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов - палочки и колбочки.

Благодаря слуховым ощущениям (дистантные) человек слышит речь, общается с другими людьми. Раз­дражителями для этих ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слу­ха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой сре­ды. Этот вид чувствительности называют ”контактным cлухом”. Специальных виб­рационных рецепторов у человека не обнаружено. Отражать вибрации внешней и внутренней среды могут вcе ткани организма. У человека вибрационная чувстви­тельность подчинена слуховой и зрительной.

Обонятельные ощущения (дистант­ные) отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы, расположенные на поверх­ности языка, глотки, неба различают ощущения сладкого, кислого, соленого, горько­го.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных сис­тем; тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), бо- левая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределе­на по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ла­дони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а боле­вые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоциональный тон. Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения – регулирование теплообмена между организмом и ок­ружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже не­равномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь. О положе­нии тела в пространстве сигнализируют статические ощущения.

Рецепторы стати­ческой чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие изменения положения тела относительно земли могут приводить к головокружению. Особое место занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнали-зируют об их функционировании. Эти ощущения образуют органическое чувство (са­мочувствие) человека. К ним относят чувство голода, жажды, насыщения, комплексы болевых и половых ощущений.

Общие свойства ощущений.

1. Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью. Зрительные ощущения – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2. Интенсивность – количественная характеристика. Она определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – латентный период ощущений.

4. Пространственная локализация раздражителей. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более разлиты (болевые ощущения).

Понятие о восприятии. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин “пер­цепция”, “перцептивный процесс”).

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явле­ний действительности в совокупности их различных cвойств и частей при не­посредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям.

Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцеп­тивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознава­тельного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение со­ответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность лич­ности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднаме­ренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окру­жающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предме­тов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставлен­ной цели. В нем отсутствует волевая активность, поэтому оно называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним (например, слушание доклада, просмотр выставки). Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение.

Наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Наблюдатель должен иметь ясную и четкую задачу. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но мало­заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между пси­хическими процессами и свойствами личности.

Основные свойства восприятия. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.

Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической де­ятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно ин­терпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоцио­нальным состояниям). Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одними тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Свойства восприятия:

1. Целостность - восприятие есть всегда целост­ный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о воспри­ятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т е. вос­приятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия - благодаряконстантности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной
системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное
восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выде­лить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное.
Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в не­
знакомую ситуацию.

3. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не от­дельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один
рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. 0смыcленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только неко­торые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пят­на как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: “Что это такое?”

Понятие внимания. Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избира­тельный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер пси­хической деятельности связывают с таким свойством психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внима­ние своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих про­цессов и не отделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психиче­ских процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего в отборе значимых, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятель­ности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других несущественных, побочных, конкурирующих воздействии. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объек­тамиинтеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлекает, отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетиче­ские и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящими как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что долженделать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объ­екте, человек прилагает волевое усилие,которое поддерживает внимание в тече­ние всего процесса деятельности. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обяза­но труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вы­званное посторонними причинами.

Свойства внимания. Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распре­деляемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимают­ся одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объеди­ненные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объеди­ненные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Концентрированность внимания означает, что образуется как - бы временный фо­кус всей психологической активности человека.

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой фор­мы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять не­сколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.

Таким образом. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновре­менно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение все­го времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчи­востью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечат­лений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологи­ческое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посто­ронними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжен­ной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии инте­ресной и напряженной работы. Однако через15-20 мин. колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одно­го объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непредна­меренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Общие понятия о памяти. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда - навсегда. Остается как “след” прошедшего, образ. Повторно воспринимаемое и переживаемое осознается именно как повторение “известного”. Память – это преж­де всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ су­ществования психики во времени, удержание прошлого. Существует три главных процесса, синтез которых образует память как целостное функциональное образование психики. Первый - запоминание (анализ, идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование). Второй - хранение (организа­ция и удержание информации). Забывание - исчезновение из памяти. Эти два про­цесса, противоположные по характеру, представляют разные характеристики одного процесса. Забывание - весьма целесообразный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Забывание дает возможность мозгу избавляться от избыточной информации. Но человек часто забывает то, что ему нужно и важно помнить. Сохранение - это борьба с забыванием нужного, полезного. Третий - воспроизведение, непроизвольное или произвольное (процесс появления в сознании ранее воспринятых мыслей, в основе лежит оживление следов, возникновение в них возбуждений). Это основная функция памяти, дает человеку возможность использо­вать данные своего опыта. Формы воспроизведения: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта); воспоминание (осуществляется при отсутствии вос­приятия объекта); припоминание - наиболее активная форма.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одними из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. За­помнить что -то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциа­цию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную с вязь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сход­ство нервных связей, которые вызываются в мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (здоровье и болезнь и т.п.) обычно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны (причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Физиологическая основа памяти: нервная ткань изменяется под действием раздражителей, сохраняет в себе следы нервного возбуждения. Следы - определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения в от­сутствие раздражителя, вызванные указанные изменения. Образование и сохране­ние временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти. Более убедительна нейронная теория: нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в местах соединений нервных “клеток, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации. Другая теория памяти, молекулярная считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых "записывается" посту­пающая в мозг информация.

Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, то есть спо­собность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализа­тор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обоня­тельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зритель­ную и слуховую память, отличающихся у него большей дифференциацией.

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт куль­туры включаете себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и произвольную па­мять (информация запоминается целенаправленнее с помощью специальных приемов). Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить);

2.От приемов заучивания. Приемы заучивания:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память,тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

б) логический пересказ, который включает, логическое осмысление материа­ла, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации,
пересказ своими словами. Л огическая память (смысловая) — вид памяти,
основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Эффективность логической памяти в 20 раз выше механической;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики,
схемы, картинки)— образная память;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облег­чения запоминания).

Память избирательна. Успех произвольного запоминания зависит во многом от соответствия характера запоминаемого установкам нашего восприятия.

Наиболее загадочными являются механизмы генетической памяти, с помо­щью которой происходит наследственно - обусловленная регуляция психических реакций и действий человека, связанных с врожденными инстинктами самосо­хранения и размножения.

Уровни памяти. Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. 1 уровень - непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд. Если полученная на первом (сенсорном) уровне информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного вос­произведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второйуровень - кратковременная память (КП). КПограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запом­нить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, со­держащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время (попадает в долговременную память), иначе информация может забыться полностью. Следовательно, кратковременная память поддается соз­нательной регуляции, может контролироваться человеком. А “непосредствен­ные отпечатки” сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика не может. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать большой объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение инфор­мации. Ее емкость и длительность в принципе безграничны. Введение в долго­временную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий.

Бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздра­жении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения оп­ределенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохра­нению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для вы­полнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточ­ная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыс­лительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Понятие о мышлении. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерные внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир. Рационально организует свое взаимодейст­вие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление - психический процесс с обобщенного и опосредованного отраже­ния устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенныхдлярешенияпознавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление - продуктивно. Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понима­ние проявляется уже при узнавании объе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...