Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезис лекции 4. Индивидуально – типологические особенности личности.




Темперамент - совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их по­мощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского - “смесь”, “соразмерность”. Древнейшее описание темпераментов принадлежит “отцу” медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает. Если преобладает кровь, то темперамент сангвинический - энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь, то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь, то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравнове­шенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь, то получается меланхолик - несколько болезненно за­стенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по си л е, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД):

1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);

2) “живой” (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

3) “спокойный” (силь­ный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

4) “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Свойства темперамента:

Сензитивность – возникновение чувствительности на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность; темп реакций - скорость протекания психических процессов; экстраверсия - интроверсия - преимущественная направлен­ность активности личности либо вовне (на мир внешних объектов окружающих лю­дей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира. на свои переживания и мысли); пластичность-ригидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо косно, инертно, не­чувствительно вести себя в изменившихся условиях. Виды ригидности сенсорная, моторная, эмоциональная, памяти, мышления.

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств лично­сти. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоцио­нальность, импульсивность, тревожность).

Впечатлительность - степень воздействия различных раздражителей, время со­хранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоцио­нальность - скорость, содержание, качество, глубина, динамика эмоциональных процессов и состояний. Импульсивность - склонность человека действовать по первому побуждению под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность - повышенная склонность человека испытывать беспо­койство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.И.Айзенк).

Типы темперамента и их психологическая характеристика. В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у челове­ка преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) - нервная система оп­ределяется преобладанием возбуждения над торможением и вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить. Проявляет резкость движений, вспыльчивость. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появля­ется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (“все падает из рук”). Чередование положи тельных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических сры­вов и конфликтов с людьми. Психические свойства, скорость психических реакций - очень высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость, очень большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально неустойчив.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) – обладает быстрой скоро­стью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный и отзывчивый че­ловек. Легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет “реакцию льва”, т.е. активно защищает себя. Очень разнообразна мимика. Психические свойства: скорость психических реакций высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбу­димость; средняя сила эмоций; умеренная экспрессия эмоций; эмоционально устойчив.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) - реагирует медленно, нераз­говорчив. Эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), сла­бое внешнее выражение эмоций; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Психические свойства: интроверт; ригидный; слабая возбудимость; пониженная экс­прессия эмоций; эмоционально очень устойчив.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны) обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать “срыв”, “стопор”, растерянность, “стресс кроли­ка”. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению ра­ботоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Но, обладая высокой чувствительностью н/с, часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические свойства - скорость психических реакций средняя, интроверт, ригидный, высокая возбудимость, большая сила эмоций, повышенная экспрессия эмоций, эмоционально очень неустойчив.

Учет темперамента в деятельности. Нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности, т.к. каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требова­ния. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям дея­тельности. Первый путь - профессиональный отбор, задача которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свой­ствами темперамента, Данный путь реализуют лишь только при отборе на про­фессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Вто­рой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индиви­дуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к дея­тельности и соответствующих мотивов.

Четвертый основной и наиболее уни­версальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем дея­тельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов дейст­вия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит “маскировка” истинного темперамента. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало. Продуктив­ность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Достоинства и недостатки типов темперамента относительно продуктивности работы: Достоинство холерика - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток - при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и по­вышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия Меланхо­лик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные харак­теристики поведения.

Конституционные и клинические теории. С течением времени данные об четырех известных нам типах темперамен­тов пополнялись, накапливались и подтверждали соответствие их реально на­блюдаемым фактам, но оставались неясными основания подобной классифи­кации. Первые попытки выявить их опирались на наглядно различимые призна­ки, связанные со строением человеческого тела. Этим, вероятно, можно объяс­нить появление конституционных теорий темперамента. Наиболее извест­ная из них принадлежит Э. Кречмеру, который обобщил наблюдения, накопленные антропологами и психиатрами. Согласно его концепции, между конституцией человека и свойствами его темперамента существует прямая связь. Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа.

Астеник - человек с высоким ростом, хрупким телосложением, уменьшенными поперечными размерами, пло­ской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинными тонким носом. У него плечи узкие, ноги длинные и худые. Но у него сильно развита нервная система, го­ловной мозг.

Пикник - человек малого или среднего роста, с богатой жировой тканью, он тучен, с мягкими чертами лица, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее.

Атлетик - человек с высоким или средним ростом, пропорциональным крепким телосложением, хорошей муску­латурой, широким плечевым поясом, узкими бедрами и выпуклыми лицевыми костями.

Диспластик - человек, плохо сформированный, с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Э. Кречмер определенным образом соотнес разновидности темперамента, для которых предложил свои названия - шизотимик, иксотимик и циклотимик. Астеническое телосложение имеет шизотимик. Он замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. Среди шизотимиков Кречмером вы­делены “тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари, безвольные”. Атлетическое телосложение имеет иксотимик. Это спокойный, мало впечатлительный человек со сдержан­ными жестами и мимикой, он отличается невысокой гибкостью мышления, труд­но приспосабливается к перемене обстановки, мелочен. Пикническое телосло­жение имеет циклотимию, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Э. Кречмером выделены “веселые болтуны, спокойные юмористы, сентименталь­ные тихони, беспечные любители жизни, активные практики”. Среди циклотими­ков можно выделить следующие типы исторических лидеров:

1) храбрые борцы, народные герои,

2) живые организаторы крупного масштаба,

3) примиряющие политики.

Э. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофре­ния).

Характер и его формирование. Характер - это каркас личности, в который входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты лич­ности-черты характера.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1 ) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, скромность-наглость);

2) к другим людям (эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость, тактичность- бестактность);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, ор­ганизованность);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчиво­сти, решительности.

Рассмотрим связь темперамента и характера. Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в тече­ние жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамен­та. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту - меланхолику. Быть хорошим организатором проще сангви­нику и холерику. Но отзывчивым, добрым и т. д. можно быть при любом темпе­раменте.

В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (потребности, интересы, склонно­сти, цели), систему отношений к окружающему миру и представляющие собой индивидуальные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Первые признаки стабилизации характера возникают в начале жизни челове­ка. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера (оптимальное сочетание условий для развития черт характера). Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицатель­ные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразли­чие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первы­ми месяцами жизни и стилем общения матери с ребенком. “Деловые” качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характе­ра, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в на­чальных классах школы. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) осно­вы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.

Типология характера. Характер человека формируется довольно рано и более менее устойчив в тече­ние жизни. Входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в со­вокупности представляют системы, четко различимые по типам. Наиболее известны следующие типологии характера:

1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

2. акцентуационные теории, связывающие особенности характера с его акцентуаци­ей (Леонгард, Личко).

3. социальная типология характеров, в ее основе отношение человека к жизни,
обществу (Фромм).

Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложен­ная знаменитым швейцарским психологом К.Юнгом в его работе “Психологические типы”. Он выделяет существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение стро­ится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование).

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценка ми и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как “пре­красное” или “хорошее” не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсор­ная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение “ре­альной жизнью”, жизнью “на полную катушку”.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит “за сценой” событий, угадывать то, что скрыто “за личиной” человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха, следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и крите­риям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (“рассеянный профессор”).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно - ориенти-рованному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть. Что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про лю­дей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в пол­ночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностъю проникатъ в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Они мало озабочены телесным существованием и зачас­тую погружены в бесплодные фантазии.

Многообразие человеческой личности не помещается даже в эту пространную ти­пологию. Каждый человек предрасположен к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным друг с другом типам. При помощи типологии характеров можно “подобрать ключ” к другим людям и полнее использовать свои собственные сильные стороны.

Акцентуации характера по К. Леонгарду. Известный немецкий психиатр считает, что у 20-50% людей некоторые черты ха­рактера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятель­ствах приводит к однотипным конфликтами нервным срывам.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни- психопатии.

Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Но в неблагоприятных условиях -развиться и преобразоваться в "краевые" психопатии. В отличие от психопатий акцентуации ха­рактера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчи­вость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к однотипным конфликтам.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимный (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантюрам. Не реагирует на замечания. Игнорирует наказания. Теряет грань дозволенного, трудно переносит вынужденное одиночество;

2) дистимный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимизм, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меняется - высокая в период повы­шенного настроения на низкую в период подавленности;

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глу­боко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, часто печальное настроение;

5) демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, наряды, не­обычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессив­ность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).Склонность к хамству или молчаливости, замедленности в беседе, активно
и часто конфликтует;

7) застревающий - “застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть
обид, “сводит счеты”, несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфлик­тах чаще бывают активной стороной;

8) педантичный - выраженная занудливость в виде “переживания” подробно­стей, на службе способен замучить формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго пе­реживает неудачу;

10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение. Эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость,
влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремит­ся быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%).Оп­ределить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психо­логических тестов, например, тест Шмишека.

Способности. Способности - это индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениями навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффек­тивное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, биологически обусловлен­ные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при на­личии элементарного жизненного опыта;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми и определяются успехи человека в самых различных видах
деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,
точность и тонкость движений рук). Специальные, определяющие успех че­ловека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие – способности математические, технические, литера­турно-лингвистические, художественно - творческие, спортивные. Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собствен­ную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-
логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к кон­кретно - практическим действиям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, ус­воение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и
творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной
и духовной культуры, открытий. Высшая степень творческих проявлений лично­сти называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в оп­ределенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно – деятель ностные способности, связанные с взаимодействием людей с приро­дой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Человек, способный ко многим разным видам деятельности, обладает общей одаренностью.

Задатки - это некоторые врожденные анатомо – физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формиро­вания и развития способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в раз­витии способностей является комплексность - одновременное совершенствова­ние нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обес­печивает высокое умение усваивать готовое знание, и продуктивный, творческий, обеспечи­вающий создание нового, оригинального. Репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

Темы для самостоятельного изучения:

1. Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3. Структура характера. Типология характеров.

4. Формирование характера в онтогенезе.

5. Способности, Предпосылки способностей.

Вопросы для повторения:

1. Типы темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Понятие о характере. Структура характера. Типология характеров.

3. Формирование характера.

4. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента.

2. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

4. Понятие о характере. Структура характера. Типология характеров.

5. Формирование характера.

6. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей.

 

Темы рефератов и научных сообщений:

1. Темперамент и особенности высшей нервной деятельности индивида.

2. Акцентуации характера.

3. Формирование и развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность.

4. Учет особенностей темперамента в обучении и воспитании личности. Индивидуальный стиль деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...