Билет № 5 Дороманское искусство. Общая характеристика
Билет № 5 Дороманское искусство. Общая характеристика С распадом Римской империи Европа превращается в большую сельскохозяйственную область, так как города обезлюдели, торговля замерла. В этих условиях началось формирование феодализма. Искусство периода становления феодализма (дороманское искусство) делится на 3 этапа: 1. Искусство «варварских» королевств (6 - 8 вв. ) 2. Искусство каролингской империи (8 - 9 вв. ) 3. Искусство времени перехода к зрелому феодализму (9 – н. 11 вв. ) Варварские народы не могли воспринять античные традиции, их культура стояла на ином уровне. В мифологии преобладал страх перед могуществом природы, изображение человека чуждо, однако образы птиц, зверей, чудовищ и демонов сочетают в себе магические верования и христианские представления о греховности в мире. Упадок каменного зодчества. Яркий пример – гробница остготского короля Теодориха в Равенне (530-е гг). Подражание римским мастерам, однакоперекрытие в виде выдолбленного монолитного камня – неумение повторить конструкцию римского купола. Главный тип храма – базилика. Трансепт отодвигается от абсиды к западу (усложнение богослужения, увеличение числа духовных лиц). Атриум исчезает, колокольня «сливается» со зданием (чаще всего, на перекрестии центрального нефа и трансепта). Базилика приобретает форму латинского креста. Использование колонн разных ордеров, «отобранных» у античных храмов, деревянные перекрытия. При каролингах – походы на Рим, завоевание Равенны, как следствие, подражание античным традициям в архитектуре (например, Дворцовая капелла в Аахене). Каролингская культура – «придворная», не распространилась на всю Европу. Развивалось строительство монастырей. Они представляли собой сложные архитектурные комплексы. В центре – базилика, при ней библиотека со скрипторием. Внешнее убранство скромное, зато внутри – обилие фресок и рельефов.
10 век – вторжения норманнов, венгров и арабов в Европу. Не до строительства. 962 г. – коронация Оттона 1, возвышение Германии. Большое влияние Византии. По-прежнему трехнефная базилика, однакопреобладает строгость форм, скупость декора. Вместо колоннад – чередование колонн с мощными квадратными столбами. Скульптура и монументальная живопись в 6-8 вв. не получают своего развития. В сохранившихся произведениях виден полный разрыв с античными традициями. Фигуры большеголовы и приземисты. При каролингах монументальная живопись развита, но памятников мало. Фоны с изображением античной архитектуры, правильные пропорции фигур, светотеневая моделировка, естественность поз и движений. Экспрессивность и напряженность повествования – новые черты, появившиеся при каролингах. В декоре присутствуют изображения зверей, птиц, чудовищ – отголоски народной культуры. В Германии в 10 в. – развитие скульптуры, дорогостоящую слоновую кость заменяют бронзой. Особое развитие получает книжная миниатюра. Главные центры изготовления книг – французские, английские и ирландские монастыри. Заглавная буква (инициал), представленная в виде какого-либо животного, заменяет собой целую картину во французских рукописях. В Англии и Ирландии – характерная «плетенка» - орнамент, «защищающий» текст. При каролингах – сочетание орнамента и иллюстрации. При оттонах – плоскостность, графичность, локальность цвета на миниатюрах, изображаются императоры, восседающие на троне. Индивидуальность отсутствует, фон условен. Искусство каролингов и оттонов имело придворный характер. Относительное успокоение и экономическое благополучие, наступившие в Европе в начале 11 века обусловили стремление к дидактичности и общедоступности искусства, обращение к широкому кругу зрителей. Так начало формироваться романское искусство.
Билет № 6 Искусство христианских варварских королевств В ряде завоеванных римлянами районов принесенная ими цивилизация была лишь наслоением на почве более древних культур. С распадом империи пласты этих древних культур снова вышли на поверхность. Архитектура Уже первые постройки говорят об упадке строительной техники. Мавзолей остготского короля Теодориха в Равенне (ок. 530 г. ) – это центрическое двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором. Стены сложены из камня (в Риме использовались кирпич и бетон). Римская конструкция купола оказалась недоступной для строителей, поэтому купол просто выдолблен из единого камня (14 м). Здание ни разу не было разрушено.
Главный тип храма – по-прежнему базилика. Деревянное перекрытие, колонны в качестве опор, нередко перенесенные из античных храмов. Ближе всего к раннехристианским – базилики И талии. СантАполлинареНуово в Равенне – редкий пример старой формы храма без трансепта. Расслоение христианской общины привело к тому, что при меровингах трансепт стали отодвигать к западу, появляется форма латинского креста, которой стали придавать символическое значение (записки хроникера о церкви Сен Жермен де Пре). Помимо этого, в некоторых церквях 3 абсиды в восточной части, практически везде исчезает атриум, зато появляется нартекс. Колокольни «сливаются» со зданием церкви.
Сен Жермен де Пре СантАполлинареНуово Огромная роль в украшении зданий выпала на долю орнамента. Украшались архитравы порталов, алтарные преграды, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Излюбленный тип узора – мотивы плетений с проскакивающими кое-где частями тела животных. Этот узор получил название «абстрактного звериного орнамента». Книжные миниатюры В античной рукописи текст и украшения были четко разграничены. Украшения поясняли текст. В раннем средневековье – функции именно декорировки страницы. Орнаменты, изображения животных и растений украшают уже сами буквы. Огромное внимание уделяется инициалу. В античное время инициал отличался от остальных букв только размером, с 6 века он становится важным декоративным элементом, мог занимать половину или всю страницу. Иллюстрации в это время не были распространены.
Книги писались в скрипториях монастырей. Самые известные – во Франции, Англии и Ирландии. В меровингской Франции книги были полностью лишены иллюстраций. Зато орнаментами могли быть написаны целые строки. Если фигура человека присутствовала, то только в виде части орнамента. Чистые и светлые краски. В Англии и Ирландии – своя культура. Ирландская церковь долгое время не была подчинена Риму, и искусство впитало в себя влияние дохристианских культов. Здесь преобладают плетения. В древности в них видели защиту от злых духов, так украшали оружие, изделия из металла. В книгах они не утратили свою функцию: плетениями будто огорожены изображения Христа и евангелистов. Фигура евангелиста Матфея из книги Дурроу сама воспринимается как декоративный мотив: она совершенно плоская и ярко раскрашенная. Большей экспрессией и динамикой обладают изображения животных. Например, изображение льва – символа евангелиста Марка – в Евангелие из Эхтернаха. Фигура льва неразрывно связана с обрамлением и надписью.
Изображение евангелиста Матфея Изображение льва (символ Марка) из книги Дурроу в Евангелие из Эхтерна Монументальное искусство О фресках и мозаиках сейчас трудно судить, так как почти все они бесследно исчезли. Монументальная скульптура отсутствовала, как и в раннехристианский период. Лишь на юге Европы делались надгробные плиты с изображениями умерших. Например, Нарбоннская плита (8 век). На ней помещены две человеческие фигуры. Абсолютно отличаются от античных. Крайне примитивный рисунок, непомерно большие головы, короткие тела. В сущности, это не рельеф, а резьба по камню: полное отсутствие моделировки, рисунок врезан линиями, фон равномерно углублен.
Под влиянием христианских рельефов стали делать и изображения, связанные с языческими верованиями. Например, рельеф из Хорнхаузена (ок. 700 г. ). Над плетением из извивающихся полос со змеиными головами торжественно выезжает большеголовый человек с копьем и щитом на огромно коне. По-видимому, это один из образов мифологии древних германцев. Возможно, это Один на своем коне Слейпнире.
Рельеф из Хорнхаузена
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|