Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 8 Искусство оттоновской империи




10 век – вторжения норманнов, венгров и арабов в Европу. Не до строительства. 962 г. – коронация Оттона 1, возвышение Германии. Большое влияние Византии. По-прежнему трехнефная базилика, однако преобладает строгость форм, скупость декора. Вместо колоннад – чередование колонн с мощными квадратными столбами.

Архитектура саксонской группы ( церк. св. Михаила в Гильдесгейме, церк. св. Кириака в Гернроде ) заложила фундамент для романского стиля (кто-то даже относит её к романике). Эсхалологическая тема - храм – «крепость Господня на земле», защищающая души верующих от грядущёго пришествия Антихриста. Явная мощная кладка глухих стен, обилие расчленённых поверхностей (сходство с романикой), скупой архитектурный декор.

церк. св. Михаила в Гильдесгейме

 

Имеют плоские деревянные перекрытия, но в отличие от раннехристианских базилик имеют 2 трансепта и 2 апсиды (двухапсидные базилики=базилики разной ориентации) => вход в церковь с продольной стороны здания, боковые нефы имеют двухъярусную структуру – эмпоры (галереи 2 яр. станут неотъемлемой чертой романских церквей), башни над средокрестиями или на углах трансептов врастают в объём здания ( вертикализм обеспечивает господство над ландшафтом). Свет идёт через наружные стены эмпор. Арки – римские полуциркульные. Главная особенность интерьера – чередование опор разного сечения (в романике опоры одного типа: круглые или сложного сечения). Вестверк – самостоятельно строение с западной стороны, наличие триумфальных арок между центральным нефом и трансептом и между трансептом и алтарной частью (обязательный элемент романского храма).

Церковь св. Михаила в Гильдесгейме. 1010-1033 гг. План.

Церковь св. Кириака в Гернроде. Вид с северо-запада. Вестверк

 

Монументальная скульптура

11-12 вв. – развитие бронзолитейного производства. Центры: Аугсбург, Магденбург… Технология: лепка фигуры → изготовление гипсовой формы→ отливка → полировка → металлические пластины крепились на деревянные двери. «Гильдесгеймские врата» - «врата в романику». Романика вся эмоциональна, передаёт жизнь души, драматургию события через позу и жест. Символика числа – количество пластин на левой и правой створке. Сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Принцип чтения – по вертикали. Чтение событий ветхого Завета – сверху вниз (от рая к убийству Каином Авеля), Нового Завета – снизу вверх (от Благовещения до Вознесения). Символика пути с неба на землю и наоборот. Каждая из дверных панелей тематически соотнесена с панелью напротив (напр., «Сотворение Евы» - «Явление Христа Марии Магдалине»). Местами рельеф врат переходит в горельеф, а в других – в процарапывание.  

Книжная миниатюра.

Центры: монастырь Рейхенау (конец 10 – нач. 11 в) – «Евангелие Оттона III», «Бамбергский Апокалипсис, Трирская школа рукописей (последняя чет. 10 в. ), скриптории в Регенбурге и Кёльне (правление имп. Франконской династии (перв. чет. 11 в. ).

Школа Рейхенау – сознательно подчёркнутая линеарность, жёсткая линия контура, локальность цвета, условность фона, в палитре преобладает творёное золото. Изображаются императоры, восседающие на троне, античный принцип персонификации 4 стран-данниц. Усложнённая интеллектуальность: изображение евангелиста и его символа включено в очень сложную фигуративно-орнаментальную композицию.

  Евангелист Лука. Миниатюра Евангелия Оттона III. Около 1000 г. Мюнхен, Государственная библиотека.

«Книга евангельских чтений» Генриха II из Франконской династии. Появляется тенденция к прямому иллюстрированию текста Евангелий => многофигурные композиции. Плосткостность подчиняет себе даже изображение двух событий на одном листе по принципу «выше – ниже». Всё утопает в золоте, по своему значению заменяющем золотую смальту византийских мозаик (сильное влияние Византии в Оттоновском Ренессансе). Событие евангельской истории вписано в архитектурное обрамление. Присутствуют элементы ордера, имитации мраморных колонн, капители переведены в орнаментику. Пропорции человеческих тел не подражают натуре, а раскрывают смысл изображённого. Значимость жеста: по сравнению с головой руки выглядят большими.

«Бамбергский Апокалипсис» (хранится в сокровищнице Бамбергского собора). Был заказан Генрихом II и его супругой Кунигундой. Расцвет школы Рейхенау (рубеж I – II тыс. ) – эсхатологическая тематика. Ещё в 30-е гг. 10 в. в Европе становится востребованным текст Апокалипсиса, который был последним причислен к числу канонических текстов. Тема эсхатологии станет центральной темой романского искусства! (для готики она характерна в меньшей степени).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...