Билет № 14 Романская архитектура Франции
Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Но больше всего их во Франции, в особенности к югу от Луары. В XI-XII веках этот район был одним из самых цветущих в Европе. Здесь проходили главные пути паломничеств — в Сантьяго де Компостела, служившие одновременно и торговыми коммуникациями. Тип храма на путях паломничества: церковь Сен-Мартен в Туре (на пути из Парижа в Сантьяго де Компостела, взорвана во время революции), Сен-Марциан в Лиможе (взорвана), Сен-Фуа в Конке (на пути из Ле-Пюи), Сен-Сернен в Тулузе (герц. Лангедок). Церковь Сен-Фуа в Конке Особенности храмов на путях паломничества: - крестообразные базилики - трёхнефные или пятинефные базилики - обязательное наличие башни над средокрестием! - наличие фланкирующих башен на западном фасаде не обязательно - расширенный нартекс - наличие заалтарной части, образующей пирамидальную композицию - трансепт везде трёхнефный! для обеспечения обхода вокруг алтарной части - наличие деамбулатория (обхода) и венца капелл для обеспечения возможности доступа паломников к мощам, которые были подняты в апсидиолы из крипты храма. Венец капелл также имеет символическое значение тернового венца Господа. - никогда не перекрывались деревянным плоским перекрытием ( бенедиктинский тип перекрытий), их перекрывали каменными крестовыми сводами романской конструкции для большей прочности - перекрытие центрального нефа - полуциркульный римский свод, разделённый на травеи (ячейки) подпружными арками, выполняющими функцию каркаса - перекрытие боковых нефов - крестовые своды романской конструкции (2 отрезка полуциркульных сводов одинакового диаметра, пересечённые под прямым углом и вписанные в квадратное основание)
- наличие эмпор – галерей, обращённых во внутреннее пространство храма (боковые нефы имеют двухъярусную структуру - окончательный распор центрального свода ложится на внешние стены храма, что приводит к их утолщению и ограниченному количеству узких оконных проёмов - «слепой» центральный неф!, т. е. не имеющий собственного источника света и освещаемый окнами эмпор - усугубление вертикализма в интерьере за счёт дополнительных вертикальных тяг – пучков полуколонн на массивных пилонах - использование элементов каркаса для главной цели – расширения храмового пространства, повышения свода Французская архитектура XI - XII вв. очень разнообразна. Основным типом храма остается и теперь базилика, однако каждая область Франции создала свою систему внутреннего устройства и декора церкви, по-своему решала проблему конструкции сводов. Появилось несколько архитектурных школ.
1. Овернская школа (церк. Сен-Мишель д'Эгиль в Ле-Пюи, церк. Богоматери в Орсевале, церк. Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферран) Основные особенности: - центральный неф перекрыт гладким, нерасчленённым полуциркульным (коробовым) сводом, который является самым архаичным типом свода в романской архитектуре - высота апсидиол равна высоте деамбулатория (отсутствие плавного перехода высот) + башня над средокрестием поставлена на дополнительный объём, надстроенный над средокрестием (эти черты отличают овернские храмы от храмов на путях паломничества)
Восточная часть церк. Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферран Романские зодчие стремились к единству архитектуры с окружающим ее пейзажем. Расположенные обычно на возвышенностях, овернские храмы своим четким силуэтом гармонируют с лаконичными очертаниями холмов, создавая впечатление как бы естественного их завершения. Бывает, что церкви высятся на крутых, почти неприступных скалах. Такова, например, маленькая церковка Сен Мишель д'Эгиль в Ле-Пюи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|