Билет № 10 Романское искусство. Общая характеристика
- первый общеевропейский стиль, подчиняющий себе все местные художественные традиции. - романика – синтез скульптуры, архитектуры и живописи. Архитектуры в первую очередь. Живопись – это не только фрески внутри храмов, но и на фасадах (! ). Также живопись представлена в виде раскрашивания скульптур (! ) (раскраска почти не сохранилась, т. к. статуи находились снаружи и были подвержены погодным условиям). Архитектуры определяет синтез. - XI-XII век (в это время церковь достигла вершины могущества, возросло значение монастырей, возникли общеевропейские монастырские союзы (ex: бургундское аббатство Клюни), началась погоня за реликвиями -> паломничества приобрели колоссальный размах, и монастыри стали строить мосты, лазареты, заботиться об охране путников) Три главных центра паломничеств – в Палестину, Рим и северную Испанию. Первые два связаны с легендами о возникновении христианства и первых христианских мучениках и святых. С конца IX века добавилось третье направление – около 800 г, когда угроза проникновения арабов за Пиренеи стала реальной, и война за освобождение стала общеевропейской, была открыта гробница апостола Иоакова Старшего (был провозглашён покровителем священной войны). Ориентиром для паломников в церковь Сантьяго де Компостела служил Млечный путь (от лат. «Campus stella» - место, обозначенное звездами) Тип храма на путях паломничества: пять великих храмов Крестообразные базилики с башней на средокрестии + возможно на западном фасаде, с заалтарной частью(апсидиолы) (там реликвии для паломников становились доступными даже во время таинств), каменные сводчатые перекрытия. 1)Сен-Мартен в Туре (самая большая базилика из пяти): сохранилась только подземная часть - крипта
2) Сен-Марциал в Лиможе (не сохранилась) 3) Сент-Фуа в Конке (сохранилась! ), (на тимпане на западном фасаде следы раскраски) 4) Сен-Сернен в Тулузе (сохранилась, но не в первоначальном виде – башня относится к XIII веку) – вторая по размеру
5) Сантьяго де Компостела – сейчас внешне - барокко, но конструкция - романика Замок -жилище феодала и вместе с тем крепость, защищающая его владения -материал – исключительно камень (толстые крепостные стены из камня, окружающие двор замка). В центре двора, на самом высоком месте – донжон (каменная башня). Трех- или четырехэтажная башня с очень толстыми стенами и узкими редкими окнами. С XII века появляется рядом дом, где семья хозяина живет в мирное время. Рядом – небольшая капелла. Вся территория замка окружалась глубоким рвом, который в случае опасности можно было заполнить водой. Через мост перекинут подъемный мост. Стены замка увенчивались зубцами, позади которых с внутренней стороны делали деревянный настил. Отсюда защитники могли стрелять из луков. Позднее для этой цели стали использовать машикули (заимствованы с Востока во время крестовых походов) Этот тип крепостных сооружений распространялся по всей Европе, по такому же типу строились крепости для защиты границ.
В XI-XII веках заметную роль стали играть города (связано с появлением ремесла и развитием торговли). Города возникали обычно на перекрестках дорог или возле речных переправ(отсюда – окончания «фурт» или «форд»), иногда возле монастыря или замка(отсюда – окончание «бург»). С XII века характерна регулярная планировка: план поселения определяли проведенные под прямым углом магистрали, на пересечении которых размещались рыночная площадь – жизненный центр города. Большинство городских построек – деревянные или глинобитными двухэтажные, окна прямо на улицу. В центре города – собор, рядом появлялась ратуша, однако для XI-XII века ратуши еще редкость.
Время расцвета монументального искусства - скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные стены (представляли собой как бы выпуклую живопись). На первых порах росписи и миниатюры служили образцом. Богаче всего декорировался западный фасад. - романская капитель: основная форма перевернутой усеченной пирамиды, покрыта орнаментальной резьбой или стилизованными растительными мотивами. Особенно непривычный вариант для восприятия на классических ордерах глаза – изображения животных, людей, нередко представлены целые эпизоды священного писания. - именно с этого времени исчезает контраст между скромностью наружного облика и роскошным убранством интерьера христианских базилик. Изменяется и сам характер искусства – теперь оно не только «библия для неграмотных», но оно должно и наставлять в вере, устрашать отступников. На порталах романских храмов – изображения апокалиптического видения и «Страшного суда». - несмотря на религиозную тематику, поражает обилие нерелигиозных тем: диковинные звери, фантастические существа, экзотические птицы и животные – слоны, верблюды, страус, известные только по описаниям путешественников + заимствованные из античных мифов грифоны, единороги, сирены, также изображения жителей Африки одноногих сциаподов, обитатели азиатских пустынь с собачьими головами и т. д. Пристрастие к чудесному – одна из главных особенностей романского искусства. Характер самих изображений в романском искусстве условен, фигуры разномасштабны, различны и произвольны в пропорциях, нередко почти бесплотны. Проявляются такие черты как декоративность, сказочность, яркая выразительность в сочетании с грубоватым юмором, особенно в удивительно наблюдательной и правдивой трактовке второстепенных с теологической точки зрения персона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|