Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 9 Искусство Скандинавии V – X веков




Если художественная культура Италии, Испании, Франции и частично Британии VI-VIII столетий складывалась на территориях, входящих в состав распавшейся Римской империи, то Скандинавия принадлежит совсем иному миру – миру германцев, варваров, не причастных к классической древней цивилизации.

Именно Скандинавия была источником миграций: отсюда вышли готы, лангобарды, англы, позднее – викинги.

Вплоть до X века оставалась языческой – это и определило характер ее культуры.

Здесь не возводили храмов и не переписывали книг; сохранившиеся письменные источники этого времени – строчки рунических знаков, начертанных на надгробных камнях и ритуальных предметах. Это таинственное жреческое письмо, не предназначенное для посторонних Þ сведения об истории этого периода очень скудны; немногие путешественники добирались до этих мест.

Представления о жизни и искусстве Скандинавии в первом тысячелетии основаны на отрывочных рассказах античных, а затем и арабских мореплавателях, добиравшихся до этих мест, и на отзвуках исторических фактов в древних сагах (Тацит пишет, что «германцем известен только этот вид повествования о былом и только такие анналы»).

В сагах воспевали богов:

Верховный бог асов - одноглазый Один, отдавший свой глаз за мудрость; Тор, бог войны, молот которого вызывал гром и молнию; Фрейя– богиня женственности и красоты; юном Бальдур – умирающий и воскрешающий подобно зеленому покрову земли; Локи – бог огня, враждовавший со всеми богами и его порождения – повелительница подземного царства тьмы Хель и заточенные боги - волк Фенрире и змея Ерманганд – силы зла, которые некогда вырвутся из своих оков и погубят богов и весь мир.

Первое письменное упоминание о Скандинавии – упоминание у Страбона (Iв. дон. э. – I в. н. э. ) о греческом торговце, приплывшем в конце IV в. к северным землям, возможно к Норвегии + рассказ Тацита о своинах, обитавших к северу от Ютландии «среди самого океана». (Тацит почерпнул эти сведения у участников экспедиции римского флота – установились возможно контакты между Римм и Упландией (Швецией) – свидетельствуют большое кол-во найденных в скандинавских кладах римских монет, брошей и тд)Þ

В Скандинавии особое отношении к драгоценным металлам, в которых видели залог счастья, военной удачи, поэтому зарывали в землю золотые, а позднее и серебряные арабские, византийские монеты (а также верили, что зарытые в землю сокровища будут сопровождать убитого в бою воина во дворец Одина – Валгаллу, предназначенный для посмертного пребывания погибших в сражении бойцов). Золотые и серебряные монеты употреблялись также для изготовления запястий, ожерелий и колец. Эти предметы определяли общественное положение человека, считались источником магической силы, которою наделяли своих обладателей.

Пример – золотое ожерелье V века, найденное в западной Швеции возле города Аллеберг (период ранних контактов с Римом). Оно состоит из трех соединенных плетением золотых обручей со вставленными в орнамент изображениями человеческих фигурок и мазок, извивающихся зверьков. Очень мелкая и искусная работа. Толщина ожерелья – около 7 см, так что головки людей имеют размер около 1 см. Работа свидетельствует о высоком техническом мастерстве скандинавских ремесленников; предполагают, что ожерелье культового значения (украшали шею идолов, по празднествам надевал жрец).

Из золота также делали медальоны по образцу римских монет. Чеканившиеся на монетах изображения римских императоров воспроизводились в стилизованных и условных формах. Вокруг фигуры иногда помещали напоминающий буквы орнамент, в подражание латинским надписям. Медальоны такие изготавливались из тонкого листа золота и имели изображения лишь на одной стороне.

Пример – большой медальон Герете на о-ве Готланд (V в. ). Это диск диаметром около 9 см, в центре находится изображение всадника. Правда, всадник представлен лишь в виде большой головы в декоративном уборе, в профиль, на спине у коня с птичьими когтями и рогами, вписанного в круг и причудливо изогнутого. Центральная чатсь медальона окружена орнаментом, состоявших из плетений, спиралей, пояса помещенных друг за другом профильных изображений мужских голов. Вверху – треугольники, заполненные изображением шести человеческих лиц. Служит основанием для трубки; через нее пропускали цепь, на которой подвешивали медальон.

К этому времени также относятся стелы с гравированными изображениями и руническими надписями, хотя большинство датируется более поздним временем – X-XII веками.

Пример ранней рунической стелы – камень из Мейсборо (V-VI вв), высота – 2, 45 м. Фигура всадника с мечом и щитом выгравирована под двумя строчками рун. Свобода рисунка, необычайная для скандинавского рисунка естественность позы и пропорций – предположение о связях Скандинавии с очагами классического ис-ва Южной Европы.

Следующий этап – Вендель (VII-VIII вв. ) – название происходит от найденных в округе Вендель, к северу от Стокгольма, захоронений вождей ( в 1880-ых + 1920-ых годах близ Вальсгарде). Были обнаружены богато украшенные железные и бронзовые шлемы, мечи с инкрустацией и тд. Тела усопших и утварь часто помещали в корабль или окружали рядом камней, выложенных в форме корабля.

Шлемы периода Вендель украшались орнаментами и изображениями. На гребне, который начинался между надбровными дугами, делались изображениями человеческих или звериных масок, по краям иногда сюжеты из скандинавских саг.

Эпоха Вендель = появление скульптурных рельефных изображений. Пример – бронзовые бляшки, найденные в 1870 году в Торслунде: четыре прямоугольные пластинки размером 2 на 4 см. Украшены рельефами, представляющими сюжеты (предания или празднества). На одной из них – два воина в шлемах и кольчугах, с копьями и короткими мечами в руках. Другая, парная к первой, представляет воина в рогатом шлеме, скачет в подобии танца перед существом с человеческими ногами и звериной мордой. Человек слеп на один глаз => предположение, что это олицетворение Одина, второе существо – символ силы зла, ряженый. Рогатый шлем не надевался для сражений, но использовался для обрядов и ритуалов. На третьей пластинке – человек с топором в руке + зверь с длинной мордой и острыми птичьими когтями на лапах. Предположение – сражение Сигурда с драконом. Четвертая бляшка – охотник и два медведя, одного из которых он пронзает мечом.

= вероятно, эти пластинки служили для украшения шлемов и оружия. Человеческие фигурки исполнены в «варварском» стиле – короткие тела, огромные головы, большие ступни и кисти рук.

Наибольшее распространение сюжетных сцен – о-в Готланд. В течении всего Средневековья – связующее звено в торговле между Скандинавией и Европой Þ возможно, распространение фигуративного ис-ва было связано с воздействием худ. культуры христианских стран. Многочисленные каменные стелы Готланда возводились с V поконец XI века. Первыекамнисвязаны с культом мертвых и погребальным ритуалом, ихставиливозлемогильныххолмов; позднее – вдольдорог в местахскоплениялюдей. Изображениянакамнях – низкийрельеф + раскрашены. Спиральный и вихревойузор, впечатлениевращающегосялистка. Можетбытьизображенавнизулодка с веслами – древниймотивкультамертвых. Совторойполовины VII века появл. камни с повествовательными композициями, сюжеты – события саг. На стелах 700-800 годов – подробное изображение кораблей. Корабль – и жилище, и усыпальница.

Самое известное захоронение – могильник норвежской правительницы Асе, (VII – начало IX века), найденный в 1903-1904 года в Осберге, околоОсло в серединекорабля. Принесенные в жертвусобаки, кони, быки + предметыутвари (кровать, лампы, ковры и тд). Изобилие и изящностьдекоративнойрезьбы. Звериныемотивы.

 

Конец VIII – IX век – первыенабегивикинговнаевроп. страны.

Конец IX – начало X века – начало объединения скандинавов под властью конунгов (Харальд Прекрасноволосый); после его смерти в 940г начинаются междоусобицы, переселения в Исландию, Гренландию.

Середина X века – королевство Дания. Основатель династии –конунг Горм Старый.

Соседние христианские страны пытались обратить в свою веру скандинавов -> (миссионеры начали появляться в Южной Швеции и Дании еще со времен Карла Великого, но безуспешно) во времена Оттона I начинается христианизация скандинавов.

Харальд Синезубый (сын, подчинил себе Норвегию) – первый из скандинавских правителей крестился (По «Деяниям саксов» ВидукиндаКорвейского, убедил его в 960г миссионер епископ Поппо, который «прошел испытание короля – нес в руках раскаленное железо. После этого Харальд распорядился «почитать одного только Христа, идолов уничтожать у подчиненных народов и с тех пор воздавал должные почести служителям Господа».

Памятники смены веры – Еллингенский камень. (Еллинг – резиденция Горма Старого, поставил там рунический камень над могилой своей жены). Харальд воздвиг на месте святилища, находившегося рядом церковь и поставил еще один камень (надпись в память об отце и матери). Форма неправильной пирамиды, одна сторона целиком заполнена рунами. На другой – оплетенный орнаментом зверь, лев с когтями – покровиткль конунга; третья сторона – фигура Христа с нимбом вокруг головы, в одежде, на кистях рук видны следы ран. Фигура также оплетена орнаментом.

С времени крещения Харальда Синезубого скандинавская художественная культура начинается сближаться с культурой других стран Европы, однако медленно и сохраняя самобытные черты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...