Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 11 Синтез романского искусства




Система синтеза романики = архитектура (главная) + монументальная скульптура + фресковая живопись (в интерьере и на фасадах)

Романская монументальная скульптура – прежде всего раскрашенный рельеф: внутри храмового пространства - романская капитель, на фасаде - наддверная плита – архитрав (скульптура на фасадах ведёт своё происхождение из дороманской античности не римского, а греческого образца). Кроме раскрашенного рельефа монументальная скульптура романики была представлена раскрашенными статуями в интерьере храма.

Зрелая романика - тимпанная композиция! (скульптура в тимпанах порталов)

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11 - 12 вв. , появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская.  

 Дидактическое значение искусства особенно возросло с той поры, когда монастыри от­крыли свои двери для потока паломников и миряне полу­чили доступ в монастырские храмы. Романские храмы украшены гораздо разнообразнее и обильнее дороманских. Еще большее распростране­ние, чем раньше, получила монументальная живопись. Нередкофрески сплошь покрывают всю поверхность стен и сво­дов. Но особенно изменило облик храмов появление монументальной скульптуры, декорирующей не толь­ко интерьер, но и наружные стены. Исчезает былой контраст между скромностью наружного облика и роскошным убранством интерьера христианских бази­лик. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи.

Рельефы выполнялись обычно из того же камня, из которого сложены стены (чаще всего известняк или песчаник) были неразрывно связаны с архитектурными членениями и плоскостью. Распластанные на плоскости и расписанные красками, они представляли собой как бы выпуклую живопись. На первых порах романские скульпторы не­редко использовали росписи и миниатюры в качестве образцов. Лишь позднее скульптура нашла свой путь.

Наиболее интенсивным в период формирования романского стиля было церковное, и в первую очередь монастырское строительство.
- по планировке романские монастыри мало отличаются от прежних ( как и раньше центр-здание церкви с клуатром, к которому примыкают зал капитула, трапезная и спальни монахов)

Отличие:

-теперь увеличивается площадь застройки, возрастает количество зданий, становится более мощным пояс крепостных стен.

Общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проёмов, обилие гладких поверхностей стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа.
С развитием феодализма появляются замки.
Замок-жилище феодала и вместе с тем крепость, защищающая его владения. В центре двора- высокая башня донжон. Важным новшеством в крепостной архитектуре 11-12 веков является полная замена дерева камнем.

(Замок Гайар, Нормандия).
Также происходит рассвет монументального искусства( с той поры, когда храмы открыли свои двери для паломников). Программу оформления храма разрабатывали теологи.
Романские храмы украшены гораздо разнообразнее и обильнее дороманских.
Теперь:
- росписи делаются как в крупных храмах, так и в маленьких приходских деревенских церквях

- нередко фрески покрывают всю поверхность стен и сводов
- появляется монументальная скульптур( пока только рельефы, выполненные из того же камня, что и стены и расписанные красками)

Романское искусство не выработало единой системы скульптурного декора храмов. В разных странах и областях они украшались по-разному. Богаче всего декорировался западный фасад. Иногда рельефы располагались по всей его поверхности, иногда концентрировались вокруг порталов. Бывало, что фасады и вовсе были лишены скульптуры, зато почти всегда она украшала капители колонн.
Романская капитель- по своему декору не имеет аналогов во всей истории архитектуры.
-форма перевернутой усеченной пирамиды
-обычно покрыта орнаментальной резьбой, растительными мотивами, изображениями животных и людей, нередко сюжетами священного писания и тд.

 

1. Капитель Собора Сан-Лазар в Отёне
2. Капитель собора св. Марии Магдалины в Везеле

Рауль Глабер - клюнийский монах, автор «Пяти книг истории»-хроники, охватывающей события европейской жизни с 987 по 1047 г. ( источник, на который часто опирается Нессельштраус в главе «романское искусство»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...