Билет № 11 Синтез романского искусства
Система синтеза романики = архитектура (главная) + монументальная скульптура + фресковая живопись (в интерьере и на фасадах) Романская монументальная скульптура – прежде всего раскрашенный рельеф: внутри храмового пространства - романская капитель, на фасаде - наддверная плита – архитрав (скульптура на фасадах ведёт своё происхождение из дороманской античности не римского, а греческого образца). Кроме раскрашенного рельефа монументальная скульптура романики была представлена раскрашенными статуями в интерьере храма. Зрелая романика - тимпанная композиция! (скульптура в тимпанах порталов) Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11 - 12 вв. , появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика». Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. Дидактическое значение искусства особенно возросло с той поры, когда монастыри открыли свои двери для потока паломников и миряне получили доступ в монастырские храмы. Романские храмы украшены гораздо разнообразнее и обильнее дороманских. Еще большее распространение, чем раньше, получила монументальная живопись. Нередкофрески сплошь покрывают всю поверхность стен и сводов. Но особенно изменило облик храмов появление монументальной скульптуры, декорирующей не только интерьер, но и наружные стены. Исчезает былой контраст между скромностью наружного облика и роскошным убранством интерьера христианских базилик. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи.
Рельефы выполнялись обычно из того же камня, из которого сложены стены (чаще всего известняк или песчаник) были неразрывно связаны с архитектурными членениями и плоскостью. Распластанные на плоскости и расписанные красками, они представляли собой как бы выпуклую живопись. На первых порах романские скульпторы нередко использовали росписи и миниатюры в качестве образцов. Лишь позднее скульптура нашла свой путь. Наиболее интенсивным в период формирования романского стиля было церковное, и в первую очередь монастырское строительство. Отличие: -теперь увеличивается площадь застройки, возрастает количество зданий, становится более мощным пояс крепостных стен. Общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проёмов, обилие гладких поверхностей стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа.
- нередко фрески покрывают всю поверхность стен и сводов Романское искусство не выработало единой системы скульптурного декора храмов. В разных странах и областях они украшались по-разному. Богаче всего декорировался западный фасад. Иногда рельефы располагались по всей его поверхности, иногда концентрировались вокруг порталов. Бывало, что фасады и вовсе были лишены скульптуры, зато почти всегда она украшала капители колонн.
1. Капитель Собора Сан-Лазар в Отёне Рауль Глабер - клюнийский монах, автор «Пяти книг истории»-хроники, охватывающей события европейской жизни с 987 по 1047 г. ( источник, на который часто опирается Нессельштраус в главе «романское искусство»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|