5. Нормандская школа. Церковь Санта-Тринита (Св. Троицы) в Кане. Светская архитектура. Билет № 15 Романская скульптура Франции
5. Нормандская школа Ближе всего к новому готическому стилю. Оказала огромное влияние на английскую романику. Основные особенности: крестовые своды романской конструкции с выпущенной кладкой в швах, шестичастный свод. Церковь Санта-Тринита (Св. Троицы) в Кане
- башни западного фасада превращены в донжоноподобные объёмы (архитектура храма носит фортификационный характер) - центральный неф имеет собственный источник освещения через боковые окна (не «слепой» центральный неф) - центральный и боковые нефы перекрыты крестовыми сводами романской конструкции - связная система сводов – 1: 2 (2 травеи (ячейки) боковых нефов соответствуют 1 травее центрального нефа). Эта же система перекрытий будет применена в архитектуре немецких городских соборов на Рейне и реже – в Италии (церк. Сант-Амброджо в Милане) - крестовые своды романской конструкции с выпущенной кладкой в швах походи на ранние готические стрельчатые своды. До сих пор неизвестно выполняли ли они конструктивную (были частью каркасной системы здания) или только декоративную функцию. - шестичастные = шестираспалубковые своды (впоследствии – своды ранней французской готики). Травея (ячейка свода) состоит из 6 распалубков (частей) Светская архитектура Наряду с церковным зодчеством, в XI XII веках постепенно возрастает и значение светской архитектуры. Но мы знаем о ней гораздо меньше, чем о церковной. Немногое сохранилось теперь от романских замков, городских дворцов, лазаретов, странноприимных домов, мостов, жилых домов горожан. Некогда многочисленные романские замки Франции сохранились теперь лишь в развалинах. К тому же большинство из них было перестроено в готический период. Старейший дошедший до нашего времени донжон в Лоше (кон. X в. ) представляет собой массивную прямоугольную в плане четырехъярусную башню, служившую и жильем и цитаделью. Таков ранний тип романского замка. Позднее башня приобретает круглую форму, что гораздо выгоднее с точки зрения обороны, усложняется система крепостных стен, внутри которых рядом с башней появляется иногда и дворец. Особенно интенсивно строили замки со второй половины XII века в северной Франции. В них уже частично использовали нововведения, заимствованные на Востоке во время первых крестовых походов укрепленные башнями стены, каменные зубцы, машикули и некоторые другие. Все новейшие по тем временам достижения фортификации были использованы в построенной в 1189—1199 годах английским королем Ричардом Львиное Сердце крепости Гайар. Возведенная на береговой скале над течением Сены, крепость эта служила для защиты английских владений в Нормандии и прикрывала подступы к Руану. Сложная система стен, рвов, оборонительных башен, крутые подъемы и узкие, зажатые между стенами переходы делали замок неприступным.
От романских городских ансамблей теперь остались лишь отдельные, в большинстве случаев сильно перестроенные здания. Кое-где стоят еще старинные каменные епископские дворцы ( Анжер, 1098 -1148 гг., Оксерр, XII в. ) здания с галереей в нижнем этаже, парадным залом и жилыми покоями во втором и подсобными помещениями в третьем. Изредка можно встретить романские жилые дома, например, в Клюни сохранились дома, отстроенные после пожара 1159 года. Узкие фасады их расчленены на два яруса: нижний занимают прорезанные в глухой стене дверь и ворота, верхний открывается на улицу окнами жилых комнат. Декор их предельно скуп. Лишь окна обрамляются иногда арочками и колонками, да под карнизом протягивается незамысловатый аркатурный поясок. Ратуш в то время возводили еще мало - горожане были бедны. Иногда для нужд городского самоуправления приспосабливали жилые дома (Сент Антонен, 1120 - 1125 гг. ).
Большое значение для развития торговых сношений и укрепления связей между отдельными областями имело строительство дорог и мостов. В то время чаще всего этим занимались монастыри, заинтересованные в распространении паломничеств. В южной Франции во второй половине XII века даже возникло особое объединение — „братьев мостовиков", первой постройкой которых был каменный мост через Рону близ Авиньона (1177—1185 гг. ). Этот мост должен был облегчить переправу паломникам, державшим путь из Франции в Рим. Мост пострадал в XVII веке, но часть его уцелела и поныне. Она покоится на трех арках, сжатых между грузными каменными опорами. Неподалеку от берега на мосту виднеется маленькая часовенка, посвященная основателю братства.
С 11 века французские церкви украшаются рельефами, но только с 12 скульптура используется повсеместно. Особенно выделялись районы восточной и южной Франции – Лангедок, Прованс, Бургундия. Там церковь старалась сделать искусство более действенным из-за большого распространения ересей. Главные темы там – «Апокалиптическое видение», «Страшный суд», «Страсти христовы». Посетитель храма должен был испугаться «конца света» и не думать об отступлениях от традиционной веры. Самая старая мастерская в Тулузе (Лангедок). Три церкви украшены: Сент-Этьен, Дорада, Сен-Сернен. Сохранилась только последняя. Один из ранних рельефов – изображение Христа-судии в окружении символов 4 евангелистов в обходе хора Сен-Сернен. Крепкая связь с книжной миниатюрой: фигура Христа окружена овальным сиянием, символы евангелистов по углам, складки одежд не вылеплены, а нарисованы двумя параллельными линиями (характерная черта лангедокской школы!!! ). Грузные пропорции Христа, малая выразительность лица.
Рельеф «Апокалиптическое видение» на тимпане одного из порталов церкви Сен-Пьер в Муассаке. Символы евангелистов, два серафима, 24 старца толпятся вокруг трона, на котором восседает Христос. Причудливо изогнутые тела, скрещенные ноги, окаймляющий зигзагообразный орнамент придают безудержную динамику. Фигура Христа спокойна, неподвижна, обрамлена кольцом сплетенных тел евангелистов и серафимов. Расположена строго фронтально, центр всей композиции, значительно больше других. Четкая иерархия: за Христом серафимы, затем евангелисты, затем старцы. Композиция лишена глубины: пространственные планы не друг за другом, а друг над другом.
Первоначально была на западном фасаде, после перестройки помещена на южный боковой вход. В 1132 г перед входом был построен глубокий портик. На левой стене – история богача и бедного Лазаря, на правой – история Христа и Богоматери. Выбор сюжетов обусловлен идеей противопоставления греха и искупления. Скульптура церкви Сен-Пьер в Муассаке – самый крупный памятник романской скульптуры в Лангедоке. Тимпан «Апокалиптическое видение» создал классический тип композиции романского тимпана. Другой значительный лангедокский памятник – рельефы монастыря в Суйаке. На тимпане – история дьякона Теофила (продал душу Дьяволу за более высокий церковный сан, но в итоге получает прощение от Богоматери). Нехарактерно для 1 половины 12 века, так как культ Богоматери начинает распространяться во второй. Нет центральной фигуры, так как необходимо развитие действия. Три сцены между фигурами св. Бенедикта и Петра: Теофил заключает сделку, затем предстает уже как один из столпов церкви (храм на спине), ключевая сцена вверху: Богоматерь возвращает документ о продаже души. Планы опять расположены друг над другом, однако, в отличие от Муассака, сюжеты отделены временем. Изображение черта на тимпане – новшество, отражение народных представлений.
В Бургундии переняли опыт Лангедока. На тимпане собора Сен Лазар в Отэне– изображение «Страшного суда». Из Лангедока позаимствовано положение спокойной фигуры Христа в центре строго фронтально, динамика остальных более мелких фигур. Но в манере исполнения больше мягкости, лица больше одухотворены. По правую руку от Христа – ангелы провожают в рай души праведников. По левую – взвешивание добрых и дурных дел и врата ада. Черт буквально повис на весах, пытаясь склонить их в свою сторону. Внизу – души, ожидающие суда. В обрамлении тимпана – 12 знаков зодиака (12 месяцев), с ними чередуются фигурки крестьян за работой. Первая сцена труда на романских тимпанах.
На тимпане церкви Сент Мадлен в Везеле– сцена «Сошествия св. Духа на апостолов» обрамлена фигурами путников и фантастических существ (псоглавцы, пигмеи). Это связывают с возросшим интересом к дальним странам и с распространением там католической церкви. Обмирщение церкви подчеркивал Бернар Клервосский.
В Провансе рельеф тимпанов беднее, зато по сторонам порталов появляются фигуры святых. Особенно богато украшена церковь аббатства Сен Жиль. На пути паломничества в Сант Яго де Компостела. Туда отправляли на покаяние еретиков, поэтому сюжеты особенно драматичны – мотивы «Страшного суда» и «Страстей Христовых». Скульптура более детализирована (подробное изображение Иерусалима в сцене въезда Христа в Иерусалим), но при этом гораздо проще бургундской и лангедокской: меньше динамики, больше естественности в движениях фигур. В Оверни, как и в Провансе долгое время жили отзвуки античных традиций. Поэтому округлость форм. Капители церквей населяют человечки с короткими телами и большими головами. Насыщенность деталями. Однако рельефы капителей – практически весь архитектурный декор овернских церквей. На западе обильный декор – исключение. Например, Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Смешение ветхозаветных и новозаветных сюжетов, которые упоминались в популярной в то время рождественской проповеди и разыгрывались в лицах – растущее желание церковников воздействовать на людей. Однако в основном декор ограничивается рельефами на капителях и архивольтах. На севере Франции скульптура не была развита вплоть до середины 12 века, когда в жизни страны возросло значение королевской провинции Иль де Франс. Однако в это же время здесь формируется школа, положившая начало готическому стилю, и романская пластика представлена очень бедно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|