Билет № 16. Романская живопись
Светлые фоны (сев-зап Франция): 1. Брезе ла Вилль (между 1110 и 1120 гг. ) 2. Сант-Анджело-ин-Формис - дочерняя церковь аббатства Монтекассино. 3. Сан Клементе де Тауль. (нач. 12 в. ) оригинальная живопись находится в Каталонском музее, а на месте копии. Живопись светлых фонов характеризуется: - светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос - тусклыми тонами красок (среди которых почти отсутствует синяя) - резкими контурами и плоскостной трактовкой форм Для группы синих фонов типичны: - сильное воздействие византийского искусства, шедшее через аббатство Клюни - синие фоны - богатый и яркий колорит, темные и контрастные цвета - более детализирован рисунок, тщательнее разработаны драпировки - меньше динамики и экспрессии Основным памятником «школы светлых фонов» являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в области Пуату (начало 12 в. ), исключительно важные как редчайший пример почти полностью сохранившегося живописного убранства романского храма Франции. - ковровая композиция: ветхозаветные сцены (свод центрального нефа) тянутся длинными фризами, отдельные эпизоды не ограничены не отделены друг от друга, лишь иногда между ними появляется дерево или какой-либо декоративный мотив; в библейские росписи вклиниваются эпизоды Эзоповых басен (как на бордюрах ковров) - изображения плоски, светотеневая моделировка отсутствует - экспрессивность движения - господство бурного воображения, простодушная вера в реальность изображенных видений «Апокалипсиса»
- отсутствие упорядоченности пропорций фигур и правдоподобности жестов Сен-Савен сюр Гартан. Строительство Вавилонской башни Наиболее импозантное и торжественное изображение Христа на троне находится в церкви Сен Жиль в Монтуаре (12 в. ); образ Христа имеет здесь совершенно абстрактный, символический характер. Распластанная светлая фигура вся расчерчена кривыми и угловатыми полосами золотой или глухо-зеленой каймы одежд, плоский овал лица обрамлен золотыми волосами. Концентрические круги сияния кажутся более материальными, чем это бесплотное видение. Сен-Жиль в Монтуаре К той же группе принадлежат очень стремительные, схематичные и наивные в своей экспрессии евангельские сцены в Ноан-Вике (первая четверть 12 в. ), особенно «Поцелуй Иуды», «Вход в Иерусалим» и «Волхвы»).
Ноан-Вик. «Поклонение волхвов» и «Поцелуй Иуды» «Школа синих фонов», одним из главных центров которой был монастырь Клюни в Бургундии, особенно хорошо представлена комплексом росписей в приорате Брезе ла Вилль (между 1110 и 1120 гг. ), включающим торжественное изображение Христа в мандорле, окруженного апостолами, изображение мучения св. Лаврентия - вся поверхность тесно заполнена длинными фигурами - совмещение разных точек зрения - один из распространенных приемов романской живописи (изображение жаровни в сцене мученичества) - рисунок здесь менее энергичен, чем в росписях Сен Савен - одежды покрыты сетью мелких переплетающихся линий, в костюмы введено больше подробностей. Брезе ла Вилль В противоположность другим странам в Испании сохранилось большое число образцов романской стенной живописи, относящихся главным образом к 12 в. - чрезвычайно звучный колорит, исключительная интенсивность и яркость красно-коричневых, белых, черных и насыщенно-синих, обычно темперных красок
- грубоватая и суровая, но совершенно особая выразительность - резко подчеркнутые силуэты фигур В изображении Христа Пантократора в куполе абсиды церкви Сан Клементе де Тауль художник строго придерживался иконографического канона. Четкость композиционного решения с преобладанием строгого орнаментального принципа, ясный, холодный, интенсивный колорит, иератически застывшие крупные фигуры, бесстрастность выражения однотипных лиц придают фреске торжественность, суровую внушительность и отвлеченность. Более свободны по композиции и ближе к жизни те фрески, которые в системе оформления церкви имели второстепенное значение, где мастер выходит за рамки канона. Образ Лазаря он пытался наделить чертами внешней достоверности, с наивной обстоятельностью изображая горестный облик бедняка, его худое, покрытое геометрически правильными пятнами язв тело, тяжелый костыль в руках, жадно лижущую язвы большую собаку и, наконец, массивную дверь, указывающую на место действия. Христос Пантократор. Фреска абсиды церкви Сан Клементе де Тауль. Начало 12 в. Живопись Италии стоит в искусстве Западной Европы несколько особняком. Она в большей степени оказалась подвержена влиянию раннехристианского искусства и искусства Византии. По количеству сохранившихся памятников XI–XII вв. Италия стоит на первом месте, особенно выделяются римская и южная (аббатство Монтекассино) школы. Особенности последней мы может отметить на примере церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072–1087 гг. ) — одного из главных памятников романского искусства в Италии. Программа росписи включает: сцены из Ветхого и Нового Заветов на стенах нефов, в апсиде - Христос во славе в окружении символов евангелистов (напоминающий византийские образцы — но не из мозаик, что было бы более характерно для Италии, а скорее из рукописей), а на западной стене - Страшный суд. Здесь тесно переплелись романские и византийские традиции, но в отличие от греческих памятников росписи Сант-Анджело выглядят более экспрессивными, хотя в то же время их формы отличаются большей тяжеловесностью — фигуры святых грузные, как бы слегка приплюснутые, объем передается при помощи тяжелых теней.
Восточная, в большинстве случаев сирийская, иконография, массивные романские формы, западные, обнаруживающие сходство с оттоновскими миниатюрами, лица, негреческие архитектурные формы — все эти элементы образуют сложный стилистический конгломерат, имеющий мало общего с чисто византийскими памятниками. Если искать аналогии этому оригинальному искусству, то их можно найти лишь в кругу провинциальных и восточнохристианских памятников, таких, например, как фрески крипты Хосиос Лукас. По-видимому, бенедиктинские монастыри в Кампании поддерживали активные связи с византийскими провинциальными монастырями, простонародная культура которых была им ближе, нежели утонченная придворная культура столицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|