Нормализация звуковой стороны речи
Раздел 2 Методические рекомендации Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат. Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать: w полноценные фонематические процессы; wпредставления о звуко-буквенном составе слова; w навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются). Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.
Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых. Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания,памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
31 1) 15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению; 2) 5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы); 3) 20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.1 В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.
Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по: • развитию фонематических процессов; • формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов; • формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова; • закреплению звуко-буквенных связей; • автоматизации поставленных звуков. Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности: • Речь. Предложение. • Предложение. Слово. • Звуки речи. • Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). • Деление слов на слоги. • Ударение. • Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). • Твердые и мягкие согласные. • Звонкие и глухие согласные. • Звуки П и П'. Буква П. • Звуки Б и Б'. Буква Б. • Дифференциация Б-П (Б'-П'). • Звуки Т и Г. Буква Т. • Звуки Д и Д'. Буква Д. • Дифференциация Т-Д (Т'-Д'). 1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии способами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях. 32 • Звуки К и К'. Буква К. • Звуки Г и Г'. Буква Г. • Дифференциация К-Г (К'-Г). • Звуки С и С. Буква С. • Звуки 3 и 3'. Буква 3. • Дифференциация С-3 (С'-З'). • Звук и буква Ш.
• Звук ибуква Ж. • Дифференциация Ш-Ж. • Дифференциация С-Ш. • Дифференциация Р-Л (Л'-Р'). • Звук и буква Ч. • Дифференциация Ч-Т’ • Звук и буква Щ. • Дифференциация Щ-С. • Дифференциация Щ-Ч. • Звук и буква Ц. • Дифференциация Ц-Т. • Дифференциация Ц-Ч. Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть: сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова; поставлены и отдифференцированы все звуки; уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением); введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие — глухие согласные, предложения и т.д. сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов. Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
33 Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов Первый уровень 1. Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу: сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом; роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк. Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных? 2. Послушай стихотворение: — Эй, баран, подай овса! — Просит белая овца. (Я. Козловский) Найди слова, которые различаются лишь одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу? 3. а) Скажи, сколько звуков в слове «лапка»? Сколько в слове гласных и сколько согласных? Назови их. Замени 1-ю гласную букву в слове так, чтобы получились другие слова. Скажи, какой звук ты заменил?
б) Скажи, сколько звуков в слове «пир»? Сколько гласных, сколько согласных звуков в этом слове? Замени 1-ю согласную букву так, чтобы поучились другие слова. 4. Предъявляются предметные картинки: банка, мяч, репа, рак, замок, торт. Рассмотри картинки и назови их. Назови слова, обозначающие изображённые на картинке предметы: сначала - состоящие из 3 звуков; затем — из 4 звуков; потом — из 5 звуков. Назови слова, состоящие: из 2 согласных и 1 гласного; из 2 согласных и 2 гласных; из 1 гласного и 3 согласных; из 2 гласных и 3 согласных. Подбери 3 слова, состоящие из 2 гласных и 2 согласных. Докажи, что ты подобрал слова правильно. 5. Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:
34
Мир, сок, бал, сила, вера, куры; вагон, пушка, лимон; торт, крот, парк Назови слова, в которых согласных больше гласных; слова, в которых только одна гласная. б) Какое слово задумано? Назови схемы, в которых согласных больше, чем в других. Подбери к данным схемамсоответствующие слова.
7. а) Повторяй слоговые ряды, отхлопывая их ритм:
па-па-па; то-ту-ты; ки-чу-ха; уск-ошк-изл-ежл.
б) Отхлопай ритм по схемам: Подбери слоги к схемам и воспроизведи их, выделяя голосом ударный слог. в ) Составь 3 слоговых ряда, в каждом — по 3 слога. В каждом слоговом ряду поставь ударение на разных слогах. Произнеси каждый слоговой ряд, выделяя голосом ударный слог. (По заданию логопеда.) г) Прочитай слоговые ряды, выделяя голосом: 3-й слог; 2-й слог; 1-й слог; слог: ла-ри-ле-ро; абл-опф-ипс-убз; окр-ашп-икт-угл.
1Здесь и далее в пособии указаны цвета обозначений звуков. Логопед предъявляет цветные схемы. или дети раскрашивают их соответствующими цветами. 35 8. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получились слова: Скажи, меняется ли значение слова и почему. Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке. Расскажи о звуковом составе слов, в которых 2 гласные.
9. Четко прочитай слова:
Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Назови эти пары слов и скажи, какой буквой они различаются. 10. Составь в течение 3 минут слова, используя при этом одновременно все данные буквы:
Сколько слов ты составил? Назови число слогов и букв в составленных словах. Сколько гласных букв, сколько согласных? 11. Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. великан — валик, вал, век, лак,... картина — Буратино — проволока — Мальвина —
36 В каждом ряду посчитай количество слов, содержащих 2 согласных и 1 гласный звук; 3 согласных и 2 гласных. Назови слова, которые ты не посчитал. Проанализируй их звуковой состав. 12. Подбери слово: а) по первому и последнему звуку (или букве): б) по первому и второму звуку (букве):
Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй звуковой состав 3 подобранных слов с 1-м ударным слогом и 3 слов со 2-м ударным слогом. 13. Вставь недостающий слог и прочитай слово:
Назови ударный слог в каждом слове и прочитай его правильно. Определи число согласных в каждом слове. Прочитай слова, начиная со слова, в котором наибольшее количество согласных, и заканчивая словом с наименьшим количеством согласных. Докажи, что ты прав. 14. Предъявляются предметные картинки: люстра, телефон, шляпа, молоток, катушка, конфеты, кастрюля, девочка, апельсины. Рассмотри картинки и назови изображённые на них предметы. Назови слова в такой последовательности: с первым ударным слогом (1); со вторым ударным слогом (2); с третьим ударным слогом (3). Произнеси ещё раз слова, выделяя голосом ударный слог. Назови слова, в которых 4 согласных звука. Подбери по 2 слова: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим.
37
15. Соедини слоги так, чтобы получились слова: оси-, ка-, поми-, -рец, -на, -дис, огу-, -лина, ре-, -нок. све-, ряби-, -дор, чес-, -пуста, -кла, ка-, ма-. Выдели ударный слог. Назови сначала слова, состоящие из 3 слогов, потом — из 2 слогов. Докажи правильность своего ответа. 16. Назови число гласных и согласных в слове роза. К каждой букве слова роза в течение 5 минут подбери по 3 слова по образцу: Р О З А рука ослик зонт аптека Проанализируй подобранные слова. Назови слова, в которых согласных больше, чем гласных. Назови слова, в которых одинаковое число гласных и согласных. 17. Чётко прочитай слова:
Назови слова, в которых число звуков совпадает с числом букв. Назови слова, в которых число звуков не совпадает с числом букв. Почему? Запиши подчёркнутые слова звуками по образцу:
18. Чётко прочитай слова:
Знакомы ли тебе эти слова? Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова? Измени данные слова так, чтобы они стали двухсложными. Выдели ударный слог. Проанализируй по звуковому составу слова, в которых одна из гласных находится после двух согласных. 38 19. а) Запиши слоговые схемы слов, выделяя ударный слог.
Очки, небо, гамак, лампа, сапоги, валенки, образец, книга, трости, клубень. Назови слова, в которых гласный находится после двух согласных. б) Расшифруй схемы слов:
Проанализируй слова со вторым ударным слогом. 20. Рассмотри внимательно слова. Найди в каждом слове «спрятавшиеся» слова:
Назови среди данных слова, содержащие 3 согласных звука и 1 гласный; 4 согласных и 1 гласный. Назови двухсложные слова, содержащие 4 согласных и 2 гласных звука. Назови трёхсложные слова, содержащие согласных больше, чем гласных. 21. Прочитай «про себя» слова и выдели ударный слог:
39 Коллективная проверка правильности постановки ударения: • Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог: сначала слова с первым ударным слогом, затем — со вторым, потом — с третьим. • Какое слово имеет другой ударный слог? Какой он по счету? • В течение 5—7 минут выпиши из любого текста по 3 слова: двухсложных, трёхсложных, четырёхсложных; выдели ударный слог. • Прочитай выписанные слова, выделяя голосом ударный слог. 22. а) Что изображено на схемах? Какие слова можно подобрать к этим схемам? Подбери к схемам по 3 слова. Запиши их. Чётко прочитай подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. б) Прочитай «про себя» слова под схемами. Подумай, все ли слова подобраны правильно. Если неправильно, то объясни, почему.
Чётко прочитай слова, правильно выделяя ударный слог. 23. а) Чётко прочитай слова, в которых 5 согласных, выделяя голосом ударный слог.
Прочитай остальные слова, чётко выделяя голосом ударный слог.
40
Прочитай слова: сначала с первым ударным слогом, затем — с третьим; четвертым. Прочитай: слова, начинающиеся с 2 согласных букв, затем — с 3 согласных; слова, в которых 3 согласных расположены подряд в середине слова. 24. а) Подбери по 5 слов: двухсложных — со вторым ударным слогом; трёхсложных — с первым ударным слогом; трёхсложных — с третьим ударным слогом. б) Подбери по 5 двухсложных и трёхсложных слов с любым ударным слогом. Выдели ударный слог. Коллективная проверка правильности постановки ударения: • Четко прочитай все подобранные слова, выделяя голосом ударный слог. 25. Прочитай слова: Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово. 26. а) Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведённые ниже слова — разные; подтверди это, определив значение слова: Село — село; стоят — стоят. Составь с данными словами предложения. 41 б) Прочитай слова, чётко выделяя голосом ударный слог:
Сравни слова 2-го и 3-го столбиков; 2-го и 4-го столбиков. Чем они различаются по произношению? Прочитай ещё раз эти слова правильно. 27. Прочитай словосочетания и предложения «про себя». Поставь знак ударения в выделенных словах.
Коллективная проверка правильности определения ударения: • Прочитай словосочетания и предложения вслух, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах. 28. Подбери подходящее по смыслу слово и выдели в нём ударный слог (см. слова в упр. 26, б).
Прочитай полученные словосочетания, выделяя голосом ударный слог в подобранных словах. 29. Чётко прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Сравни пары слов по месту ударного слога в них. Меняется ли смысл слова? Почему? Составь с данными словами словосочетания.
42
30. а) Рассмотри картинки и составь словосочетания. Чётко их произнеси. Предметные картинки: красная лента; круглое яблоко; осенний лес; пенал на столе или парте; белка в дупле; дети с цветами. Сравни слова в каждом словосочетании по месту ударения. Сравни словосочетания друг с другом по месту ударения в словах, которые в них входят. б) Рассмотри картинки. Составь предложения, используя данные в скобках вопросы. Предъявляются сюжетные картинки: Лодка плывёт по реке. {Что? Что делает? Где?); Мальчик играет с собакой. {Кто? Что делает? С кем?); Кошка сидит на окне. {Кто? Что делает? Где?); Девочка надевает пальто. {Кто? Что делает? Что?); Бабушка выходит из дома. {Кто? Что делает? Откуда?); Ребята стоят около дерева. {Кто? Что делает? Около чего?). Произнеси составленные тобой предложения, выделяя голосом в каждом слове ударный слог. В каждом предложении проанализируй слова по месту ударения в них. 31. Составь словосочетания с помощью вопросов и запиши их. а) Занимался {чем?)...; солнце {какое?)...; сшила {что?)...; покрыты {чем?)...; дорога {какая?)...; радуюсь {чему?)...; приехал {куда?)...; увидел {кого?)...; снежинки {какие?).... б) Направил {куда?)...; убежал {от кого?)...; грибы {где?)...; яблоки {в чём?)...; спустился {откуда?)...; поднялся {куда?)...; заехал {за кем?)...; подошли {к чему?).... Выдели ударные слоги в словах, входящих в словосочетания. Прочитай словосочетания, выделяя голосом ударные слоги в словах. Назови главное слово в словосочетаниях.
32. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог а)
43 Б)
Коллективная проверка правильности постановки ударения:
• Сравни словосочетания в пунктах а) и б) и скажи, как различаются в них слова по месту ударного слога. А теперь прочитай следующие словосочетания «про себя» и выдели ударный слог в каждом слове:
в)
г)
Сравни словосочетания в пунктах в) и г) и скажи, как различаются в этих словосочетаниях слова по месту ударного слога. Теперь сравни все словосочетания (в пунктах а), б), в) и г) и скажи, как различаются в них слова по ударному слогу. Прочитай словосочетания с третьим ударным слогом; потом — со вторым; затем — с четвёртым и, наконец, — с первым. 33. Прочитай «про себя» словосочетания:
а)
44
Б)
Выдели ударный слог в каждом слове. Докажи, что ты правильно это сделал: чётко прочитай вслух, выделяя голосом ударные слоги. Чётко прочитай словосочетания, в которых в обоих словах одинаковое количество согласных букв (предлог не учитывать!); затем — словосочетания, в которых одно слово состоит из шести слогов. 34. а) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 2 слов: первое слово — с первым ударным слогом, второе — со вторым ударным слогом. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) б) Выпиши из любого текста в течение 5—7 минут 5 словосочетаний из 3 слов. Выдели ударный слог. (Взаимопроверка: чтение с чётким выделением ударного слога.) 35. а) Прочитай словосочетания, чётко выделяя голосом ударный слог в выделенных словах:
Скажи, чем различаются выделенные слова? Меняется ли смысл этих слов? Почему? б) Прочитай слова, выделяя голосом ударный слог:
Скажи, чем различаются данные слова? Объясни, как меняется значение слов от места ударного слога. Составь с данными словами словосочетания. 45 Второй уровень 1. Послушай стихотворение и скажи, какая произошла путаница и почему?
Сравни слова по звуковому по составу и по значению: бутон — батон; бидон — бетон; бетон — питон. 2. Скажи, что нужно сделать, чтобы: —слово мука превратилось в слово рука; — салат — в халат; — пена — в пенал; — каска — в краска; — мошка — в мышка; — волки — в вилки; — кол — в укол; — пилка — в палка; — том — в атом. 3. Повтори слоговые ряды вслед за логопедом; отхлопай их ритм: атш-утф-етх; ста-зда-ста; кре-кло-глй-гру. 4. Чётко прочитай слоговые ряды, выделяя: 4-й слог; 2-й слог; 3 слог:
5. Послушай слоговые ряды и запиши их схемы: апц-укт-олс; гне-клу-гда; шри-сла-зго-жне; пно-кли-бра-фту К полученным схемам подбери свои слоговые ряды. Произнеси их, выделяя голосом ударный слог. 46 6. Составь слоговые ряды согласно схемам:
Произнеси полученные слоговые ряды, выделяя голосом 2-й, 1-й, 3-й ударные слоги. 7. Звуковой диктант «зашифруй — расшифруй». а) выложи(на слух) схемы слов: гласные — красный квадратик, согласные — синий.
Панама, пироги, бумага; кролик, Клава, сливы; паркет, фургон, кирпич; конфета, лягушка, потолок. Выдели в схеме ударную гласную. б) Подбери слова к данным звуковым схемам. Докажиправильность подбора слов. Ко всем ли схемам можно подобрать слова? в) Подбери слово, в котором: 3 гласные; 4 гласные; 2 согласные. Докажи, что ты подобрал слова правильно. 47 8. Чётко прочитай слова:
Заменяй в каждом слове или прибавляй к нему один звук так, чтобы получалось новое слово. Рассказывай, какие звуки ты заменяешь или добавляешь. Например: рак — рок, рог, лог, лось, лом, том. 9. Вставь в течение 3—5 минут недостающие гласные и согласные так, чтобы получилось слово. Выделяй голосом ударный слог. Проанализируй полученные слова. (Анализ слов можно провести путём взаимопроверки.) 10. Угадай слово, состоящее из 4—5 звуков: а) по первому и третьему звуку: б) по второму и последнему звуку:
Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй 3 слова: с первым ударным слогом; вторым ударным слогом; из 5 звуков. 11. Чётко прочитай слова; найди среди них пары слов, которые рифмуются:
Скажи, какими буквами различаются рифмованные слова в каждой паре?
48 12. Из букв двух слов составь третье. Проанализируй его звуковой состав. Окно, ромб; кит, рана; боб, уста; охра, под; карп, ива Ответы: обморок; картина; суббота; пароход; крапива. 13. Составь в течение 10 минут как можно больше слов из данных букв: р, о, т, а, с (10 слов); в, с, м, о, а, к (13-15 слов); т, н, и, а, о, с (8—10 слов); р, и, т, а, о, к (8-10 слов). Назови слова, в которых гласный находится между согласными. Задание выполняется парами. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) 14. а) Чётко прочитай слова парами. Назови общую букву в каждой паре слов. Составь с этими буквами слова. Проанализируй звуковой состав новых слов. луна — стол —...? кино — игла —...? лампа — мышь —...? окна — дом —...? нос — Анна —...? б) Составь сам такое же задание товарищу, но с другими словами.
Как сгруппированы названия месяцев? Назови (запиши) их по алфавиту. Назови сл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|