Мол, дал, был, пыл, цел, мел, угол.
Какой одинаковый звук слышится в них? Охарактеризуй его. Произнеси слова так, чтобы звук Л звучал мягко. Прочитай слова с твёрдым и мягким Л парами. Запиши пары слов, которые ты запомнил. Подчеркни букву, обозначающую твёрдый звук, синим цветом, обозначающую мягкий звук — зелёным. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему? 120 Выпиши из орфографического словаря в течение 5 минут 6 слов с твёрдым согласным звуком Л во 2-м ударном слоге, (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) С любыми выписанными словами составь предложения. Запиши в этих предложениях слова со звуками Л—Л'. Проанализируй их, выдели.афвыаф. .Запиши двухсложные слова с твёрдым и мягким звуком Л в середине слова.
Проанализируй.слова по звуковому составу. Со словами, содержащими мягкий звук, составь словосочетания так, чтобы каждое слово содержало твёрдый звук. Докажи правильность выполнения
4. Прочитай слова:
Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово, в котором звук Л произносился бы мягко — Л'. Составь со 2, 3 и 4-м вновь образованными словами словосочетания гак, чтобы второе слово было тоже со звуком Л (твёрдым или мягким). Проанализируй слова в словосочетаниях, обоснуй правильность их; составления. Прочитайвнимательно ряд букв: луналимонголоваленкисельдь Постарайся найти в этом ряду слова.
Сколько слов здесь зашифровано? Назови их. Проанализируй найденные слова по звуковому составу. (Упражнение выполняют 2 ученика, один из которых — «контролёр».) 121 Звуки Р-Р' 1. Внимательно рассмотри рисунок. (Логопед подбирает сюжетную картинку на любую тему. Условие: должно быть не менее 5 слов с твёрдым звуком Р и 5 слов с мягким звуком Р’ Назови сначала слова с твёрдым звуком Р, затем — с мягким — Р’ Составь по одному предложению, в которых были бы слова со звуком Р и со звуком Р’ Обоснуй правильность своего выбора. 2. Подбери слова, оканчивающиеся на твёрдый звук Р; начинающиеся с мягкого звука Р'. * Сыр, двор, топор. * Ряд, река, риза Сравни слова попарно и докажи правильность их подбора. Составь с подобранными словами словосочетания так, чтобы и во втором слове были звуки Р и Р'. Сравни слова в словосочетаниях, характеризуя звук Р. 3. Прослушай слова: горка, варка, зорко. Как произносится в них звук Р? Произнеси данные слова так, чтобы твёрдый звук звучал мягко. Назови слова с изучаемыми звуками и запиши их. Обоснуй правильность выполнения задания. 4. Подбери к каждой букве слова брат 3 слова с твёрдым согласным Р и с мягким согласным Р':
Запиши подобранные слова; обведи твёрдую согласную Р синим цветем, мягкую — зелёным. Составь одно предложение со словом, в котором есть мягкий звук одно — с твёрдым звуком Р. 5. Подбери в течение 5 минут 4 слова с твёрдым согласным Р и 4 слова с мягким согласным Р'. Проанализируй их. 122 6. Внимательно прочитай:
Прочитай, правильно ли записаны предложения? Что надо в них изменить? Прочитай предложения правильно.
Скажи, каких слов в предложениях больше: с твёрдым или мягким согласным Р’ Докажи, что ты правильно это определил. Прочитай слова, в которых буква Р находится после согласной; между гласными; охарактеризуй данный звук в этих словах. 7. а) Прочитай загадки и отгадай их. Над землёю коромысло Без рук, без ног солнышка повисло. Ворота отворяет Найдислова со звуком Р. Дай характеристику звуку и определи его место в слове, запиши четырёхсложные слова; выдели в них ударный слог. б) Отгадай ребусы:
Назови в отгадках слова со звуком Р? {Ветер, радуга.) Проанализируй их и запиши звуками одно слово-отгадку по образцу.
Составь со словами-отгадками предложения так, чтобы в предложении было 2-3 слова со звуком Р. Запиши их. Обведи твёрдую согласную синим цветом, мягкую — зелёным.
123 Звуки Л-Р (Л'-Р') 1. а) Из 10 букв: л, у, а, п, м, н, о, т, и, е — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Л или Л'. * Луна, лупа, липа, Лена, лента, лопата, лимон, лампа, лом, лото, лапти, лето, летун, лиана, лилипут, лиман, линолеум, Лина... б) Из 10 букв: р, о, н, б, а, у, к, е, т, с — составь 6—8 слов, начинающихся со звука Р или Р'. * Рак, рок, рука, река, рыба, рыбак, рот, рост, росток, русак, ракета, ребус, раб(ы), рубка, раскат, растрата, раструб, ребро, рессора, ресурс, рыбка Запиши в 2 столбика двухсложные и трёхсложные слова: в 1-й — со звуком Л или Л'; во 2-й — со звуком Р или Р’ Выдели ударный слог. Докажи правильность выполнения задания. Составь одно предложение со словом, содержащим звук Л или Л', или со словом, содержащим звук Р или Р'. 2. Кроссворд «Грибы». Назови грибы, которые «спрятались» в кроссворде. Подумай: какие грибы «спрятались» под цифрами 1; 2; 3? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место: какой он по счету, между какими звуками стоит; после какого звука? Какие грибы «спрятались» под цифрами 4; 5; 6? Какой изучаемый звук есть в названиях этих грибов? Определи его место. Составь 3 предложения, включив в каждое названия двух грибов, включающих звуки Л (Л') и Р (Р'). Запиши их. * Сыроежка, подберёзовик, мухомор, лисичка, боровик, волнушка.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
124
3. Чётко прочитай слова:
Какой звук объединяет эти слова? Измени слова так, чтобы них появился звук Л, в такой последовательности: слова, в которых звук Р — 3-й по счету; слова, в которых звук Р — последний; слова, в которых звук Р (Р') — 2-й по счету. Помогай себе вопросом что делал? Что изменилось в звуковом составе слова? Какое слово ты не изменил? Какой по счету звук Р в этом слове? Составь 3 предложения с любыми тремя вновь образованными словами. Запиши их. Подчеркни в предложениях слова с изучаемыми звуками. 4. а) Чётко прочитай поговорки-сравнения:
Найди в поговорках слова, содержащие изучаемые звуки, и проанализируй их. Запиши те пословицы, которые ты запомнил. Скажи, про кого так говорят? Составь 2—3 предложения с выбранными тобой поговорками. Запиши одно из них. 6) Чётко прочитай слова. Проанализируй их, выделяя ударный слог:
Составь с данными словами предложения. Запиши их. Подчеркни букву Р — одной чертой; букву Л — двумя. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
125 Звуки Ч-Т’ 1. Рассмотри рисунок. (Логопед предъявляет сюжетную картинку, на которой должны быть обязательно изображены: девочка, мальчик, утята, котёнок, речка, пчёлы, мяч, птички). Назови слова с изучаемыми звуками. Обоснуй правильность выбора слов. Запиши их в 2 столбика. По какому признаку ты их будешь так записывать" (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) 2. Проанализируй слоги: -читъ, -чатъ. В течение 5—6 минут назови слова, включающие эти слоги. (Задание выполняется двумя учениками: один из них выступает в роли «контролёра». Затем дети меняются ролями.) -читъ: выручить, соскочить, лечить, мочить, учить, точить, увеличить, получить, сличить...;
-чатъ: стучать, кричать, молчать, ворчать, начать, качать, торчать, получать, включать, встречать.... 3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Скажи, какие звуки в словах одинаковые? Какой из них произносится твёрдо, а какой — мягко? Измени слова так, чтобы оба звука произносились мягко. Составь 2 предложения с любыми из этих слов и запиши их. Обведи буквы, обозначающие мягкие звуки, зелёным цветом; твёрдые звуки — синим. 4. Внимательно прочитай предложения:
Подумай, все ли слова написаны правильно? Скажи, что надо изменить? Докажи правильность своего ответа. 5. Прослушай предложения: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Почитай учителя, как родителя. Ученику — удача, учителю — радость. 126 Назови слова с изучаемыми звуками. Определи их место в словах. Ученики записывают 2 предложения под диктовку логопеда. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.) Звуки Щ-С 1. Рассмотри внимательно картинки. (Предъявляются предметные картинки: гусь, щипцы, клещи, лось, ящерица, лисята.) Назови предметы, изображённые на картинках. По какому признаку и на сколько групп можно распределить эти названия? Запиши слова в столбики по этому признаку. Выдели ударный слог. Проанализируй двухсложные и трёхсложные слова (в виде развёрнутого учебного высказывания). Запиши звуками слово ящерица. Докажи правильность своей записи.
2. Рассмотри внимательно ряд букв. Постарайся найти в нём слова: тащусикисетоварищенокосяклещи. Проанализируй найденные слова по звуковому составу. (Задание выполняют 2 ученика, один из которых выступает в роли «контролёра».) 3. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Подумай, какое задание с использованием этих слов можно предложить товарищу.
4. Прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания в виде развёрнутого учебного высказывания.)
127 5. Запиши предложения под диктовку:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|