На спортивной площадке всегда весело. Трещит сердитый мороз. Костёр освещал стволы сосен. В классе хорошее освещение. Семен с товарищем посещал бассейн.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности написания предложений.) Звуки Ч-Щ 1. Чётко прочитай слова и скажи, есть ли в них изучаемые звуки:
Замени в словах одну букву буквой, обозначающей один из изучаемых звуков, — так, чтобы образовалось новое слово. Проанализируй вновь образованные слова. Докажи правильность выполнения задания. 2. Составь слова из слогов. (Это задание выполняют 2 ученика: один составляет слова со слогами 1-го и 3-го круга; второй контролирует его; затем второй ученик составляет слова со слогами 2-го и 3-го круга, а первый его контролирует.) Анализ составленных слов. 128 3. Логопед читает загадки, дети записывают отгадки в соответствующие строчки кроссворда.
С каким звуком слов-отгадок больше?
Послушай ещё раз загадки и найди в них слова с изучаемыми звуками. Определи их место в словах. Устно составь предложения со словами-отгадками. 4. Слушай внимательно слова и шифруй их так: если услышишь слово со звуком Щ, нарисуй квадратик (□); если услышишь слово со звуком Ч — кружок (О); если услышишь слово, в котором оба звука, нарисуй оба знака. Саранча, встреча, тощий, щелкунчик, хищник, чудовище, добыча, помещение. Самостоятельно подбери слова к каждому символу.
Измени слова так, чтобы в них, кроме звука Щ, появился звук Ч. Запиши вновь образованные слова так: звук Ч — 3-й по счёту; звук Ч — 5-й. Докажи правильность выполнения задания. 6. Запиши предложения под диктовку: Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя — глаза продирает. На удочке большущий лещ. В чаще трещат сухие сучья. Свеча тускло освещала помещение. Часовщик чинит часы. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи предложений.) 129 Звуки Ц-С
1. а) Чётко и внимательно прочитай слова; соедини в пары те из них. которые рифмуются:
Прочитай пары слов и запиши их. Проанализируй звуковой состав слов в паре. Составь с данными словами словосочетания. б) Прочитай слоги. Составь из них слова:
Чётко произнеси составленные слова, выделяя ударный слог. Какую особенность в звуковом составе полученных слов ты заметил. Проанализируй их, доказывая правильность своего вывода. Запиши слова. Подчеркни изучаемые звуки разными цветами. 2. Послушай внимательно стихотворение: Циркач умеет гарцевать, И на канате танцевать! Зверей и птиц дрессировать, Люблю цирк! И на трапеции вертеться, (Е. Благинина) Назови слова с изучаемыми звуками. Запиши их. Составь устно со словами цирк и дрессировать одно предложение. 3. Чётко прочитай слова 1-го и 2-го столбиков:
В чём особенность звукового состава слов 1-го и 2-го столбиков?
Составь словосочетания из слов 1-го, затем — 2-го столбика. Проговори образованные словосочетания. Запиши те из них, которые ты запомнил. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи словосочетаний.) Составь устно 2—3 предложения с данными словосочетаниями. (По заданию логопеда.)
130 4. Чётко прочитай предложения с правильной интонацией:
Какие предложения ты прочитал? Проанализируй в составе этих предложений слова с изучаемыми звуками. Ответь на вопросы полными предложениями. Ответы запиши. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами. Звуки Ц-Т 1. Рассмотри внимательно картинки. (Логопед предъявляет детям предметные картинки: овца, капуста, гитара, заяц, крыльцо, калитка.) Назови предметы, изображённые на картинках. По какому признаку и на:сколько групп можно распределить слова-названия? Запиши слова в столбики по выделенному признаку. Выдели ударный слог. Проанализируй: два трёхсложных слова с глухим согласным; двухсложное слово с глухим свистящим, состоящее из 2 гласных и 4 согласных. Обоснуй правильность своего ответа. (В виде развёрнутого учебного высказывания.) Запиши звуками слова: гитара, заяц. Докажи правильность своей записи. 2. Отгадай кроссворд.
По горизонтали: 1. Человек с красивым голосом, выступающий на сцене. (Певец.) 3. Топкое место. (Болото.) 4. Главный город государства. (Столица.) 5. Болотная птица. (Цапля.) По вертикали: 1. Пятый день недели. (Пятница.) 2. Сооружение через реку. (Мост.)
Докажи правильность отгадок полным, развёрнутым высказыванием. Проанализируй слова-отгадки. Со словами, содержащими оба изучаемых звука, составь предложения. Запиши их. Найди в предложениях все слова с изучаемыми звуками. Подчеркни изучаемые буквы разными цветами. 131 3. Четко прочитай пары слов, выделяя ударный слог Сравни пары слов по звуковому составу. Составь с данными словами предложения. Запиши 2—3 составленных предложения. Подчеркни слова с изучаемыми звуками. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. Развернутое учебное высказывание.)
Звуки Ч-Ц 1. а) Внимательно рассмотри картинки. (Предъявляются предметные картинки: чеснок, цирк, цветы, лётчица, бабочка, чернильница, яйцо, качели.) Назови предметы, изображённые на картинках. По какому признаку и на сколько групп можно распределить слова-названия? Запиши слова в столбики по выделенному признаку. Выдели в них ударный слог. Проанализируй трёхсложные и четырёхсложные слова. б) Чётко прочитай слова и проанализируй их: К двухсложным словам: перец, заяц, чашка — подбери подходящие по смыслу слова-предметы. Составь словосочетания. Докажи правильность своего выбора. Запиши словосочетания. Выдели ударный слог в словах. Проанализируй сначала слова с твёрдым, затем с мягким изучаемым звуками. 2. Чётко и внимательно прочитай слова:
Назови изучаемые звуки во всех словах. Найди пары слов, которые рифмуются, и запиши их. Сравни записанные пары слов по звуковому составу. Проанализируй слова, которые ты не объединил в пары. Почему ты их не объединил? Составь 2 предложения, используя в них 2—3 таких слова.
132 3. Четко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог
Сравни слова по звуковому составу и скажи, чем они похожи. Прочитай слова, в которых: звук Ц — предпоследний; звук Ч — 4-й по счету; звук Ч находится перед согласным звуком. Прочитай слова ещё раз и скажи, правильно ли они распределены на 2 столбика по числу слогов. Условие: в 1-м столбике должны быть трёхсложные слова, во 2-м — четырёхсложные. Докажи правильность своего ответа. Составь предложения с выделенными словами. 4. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
Какой звук во всех словах одинаковый? Проанализируй по звуковому составу выделенные слова. Измени слова 1-го и 2-го столбиков так, чтобы вместо звука Ц появился звук Ч. Сравни данные и вновь образованные слова по звуковому составу.
5. Прочитай внимательно предложения:
Найди и исправь ошибки. Запиши предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности записи слов в предложениях.)
133 Третий уровень Звуки П-Б (П'-Б) 1. Выпиши из орфографического словаря в течение 5—7 минут по 3 слова, содержащих: звук П; звук Б; звуки П—Б. Определи место данных звуков в выписанных словах. 2. Подбери в течение 5 минут 6 слов, содержащих звуки и П, и Б. 3. а) Из десяти букв: б, к, а, л, т, н, у, ы, в — составь 6—8 слов, начинающихся с буквы Б. * Бак, бал, бык, бант, бинт, булка, белка, бук, банк, банка, буква, балка. б) Из 9 букв: п, р, о, е, а, к, у, с, т — составь 6-8 слов, начинающихся с буквы П * Перо, перст, пост, пук, пар, паркет, парк, просо, пас, проект, песок, пакет, прок, прокат, пакт. в) Из 10 букв: п, б, и, е, а, л, р, о,к,ь — составь 6-8 слов, содержащих буквы П-Б. При необходимости буквы можно повторять. * Палуба, пальба, проба, пробка, побелка, прибор, пробор, пробирка, пробел. Назови слова, в которых буква П находится перед согласной; между гласными, 4. Разгадай кроссворд:
По горизонтали: 1. Обложка для бумаг. 2. Перевязочный материал. 3. Кто на ветке грызёт шишки? По вертикали: 4. Милицейский.... 5. Место на теплоходе для прогулки. 6. Дробь отбивает, шагать помогает. Сколько в кроссворде слов, содержащих букву П? букву Б? Проанализируй двухсложные слова. 134 5. Послушай предложения и выдели из них словосочетания, содержащие звуки П и Б. Назови в этих словосочетаниях слова со звуками П и Б и определи место этих звуков в них. (Коллективная работа с обсуждением правильности выполнения задания.) 6. Внимательно послушай и повтори словосочетания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|