Ширина, ватрушка, шажок, ждёшь, снежинка, дежурный, рыжик, лошадь, шаржи, рубашка, дружишь, лужайка, матрёшка, женьшень, лужица.
Чётко прочитай слова, в которых звуки Ш и Ж находятся между гласными; перед согласным. Составь схему слова рыжик. Какие из данных слов: школа, пушок, пыжик, лошадь, ножик — подходят к этой схеме, а какие — нет? Объясни, почему ты так решил. 6. Вставь пропущенные буквы: Кры•у покрыли •елезом. Серё•а починил •вейную ма•инку. Ми•а собирает кры•овник и ви•ню. Малы•и ели на у•ин све•ий творо•ок. •уравли кру•или над верху•ками берёз. Докажи правильность написания слов. Звуки С-Ш 1. Рассмотри внимательно рисунки. (Предъявляются предметные картинки: мыши, сосна, шалаш, сушки, носки, шоссе, шахматист, матрёшки, машинистка, капуста, ландыш, самолёт.) Назови предметы, изображённые на картинках, в таком порядке: в названиях которых есть звук С; в названиях которых есть звук Ш; в названиях которых есть звуки С—Ш. Назови предметы, в названиях которых звуки С или Ш: на 5-м месте; между гласными; между гласными и согласными. Какую особенность звукового состава названий 2-го и 3-го предмета ты заметил(а)? Проанализируй звуковой состав названия 7-го предмета. Составь схему слова, обозначающего 5-й предмет. Подбери к составленной схеме слово со звуком Ш. Составь предложение со словами шоссе и шахматист. 2. Прослушай и чётко повтори словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове: Светлое шершавое стёклышко; бесшумный шаг старшины; шустрая пушистая кошка; старушка на шоссе. Прослушай словосочетания ещё раз и посчитай, сколько в них слов, содержащих одновременно звуки С и Ш. Вспомни и назови эти слова. Определи место:звуков С и Ш в них. Запиши слова. 117 3. а) Чётко читай слова:
Найди и прочитай пары слов, различающихся одной буквой. Чем ещё они отличаются?
б) Подбери к данным словам пару: Усы —...; мышь —...; басня —...; шутки —.... Объясни свой выбор. Запиши составленные пары слов по тшт (Взаимопроверка.) Подчеркни букву Ш синим цветом, букву С — чёрным. 4. Прослушай внимательно стихотворение И. Токмаковой: «Тише, тише, тише, тише...» — Шелестят на крыше мыши. Под мышиным серым флагом Маршируют шаг за шагом. Впереди идут старшины, Запевают гимн мышиный: «Тише, тише, тише, тише... Шаг ровней держите, мыши! Люди сыты, кошки сыты, Для мышей столы накрыты». Затихает шорох шинный, Наступает шаг мышиный. Ночью пусть пируют мыши. Тише, тише, тише, тише!.. С какими звуками в этом стихотворении встречаются слова чаще других. Прослушай стихотворение ещё раз. (Логопед читает стихотворение поЗапомни слова, в которых есть оба звука Ш и С. Определи место этих звуков в слове. Запиши эти слова и выдели ударный слог. Проанализируй слова кошка, шорох, старшины. 5. Чётко прочитай слова:
Какой звук в этих словах одинаковый? Прочитай слово, в котором звук в середине слова. Прочитай слова, в котором звук С стоит перед согласным. Измени слова так, чтобы они звучали ласково. Что изменилось в их звуковом составе? Назови вновь образованные слова, в которых: звук Ш — 4-й по счету; стоит перед согласным. 118 Четкои выразительно прочитай предложения:
Что ты прочитал? Прочитай сначала слова, в которых из изучаемых звуков есть только С; затем— только со звуком Ш; слова, содержащие оба этих звука. Проанализируй слова со звуками С и Ш из 1-го предложения.
Составь схему третьего слова из 2-го предложения. Запиши по памяти первую пословицу.
1. Чётко читай цепочку слов:
Прочитай ещё раз эти слова в ускоренном темпе. Выпиши пары слов, которые отличаются одним звуком. Проанализируй их. Выпиши из орфографического словаря: 5 слов со звуком З, в которых первый слог - ударный; 5 слов со звуком Ж, в которых второй слог ударный. Проанализируй их. Составь 2 предложения: со словом, содержащим звук З; со словом, содержащим звук Ж. Запиши их. Запиши 3 слова со звуком З и 3 слова со звуком Ж, в которых число букв не совпадаетс числом звуков. (Это задание выполняют 2 ученика: второй — контролирует первого.) Составь по одному предложению со словом, содержащим: звук З; звук Ж. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
119 4. Читай предложения и добавляй подходящие по смыслу слова звуком 3 или Ж:
Проанализируй слова, которые ты добавил, по звуковому составу. Выпиши из предложений сначала слова со звуком 3, затем — звуком Ж. 5. Прочитай пары слов: сначала со звонким шипящим; затем — звонкими шипящим и свистящим:
Скажи, правильно ли подобраны пары по значению слов? Обоснуй свой ответ. Исправь ошибки, соединяя слова в пары по смыслу. Проанализируй вновь составленные пары слов. Запиши их. Подчеркни звонкий свистящий одной чертой, звонкий шипящий двумя чертами. 6. Подбери 5 слов, в которых есть оба изучаемых звука. Составь с ними словосочетания так, чтобы в обоих словах были изучаемые звуки. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Звуки Л-Л' 1. Прослушай слова:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|