Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поздний классицизм и эклектика (первая половина XIX века)

Андрей Никифорович Воронихин (1760-1814). Русский зодчий. В Петербург был приглашен президентом Академии художеств графом А. С. Строгановым, по заказу которого в 1790 году перестроил графский дворец на Невском проспекте. Самым знаменитым творением архитектора является собор Во имя иконы Казанской Божией Матери на Невском проспекте (1801-1811). По его проектам возведены здание Горного института на Васильевском острове, ряд сооружений в Павловске, Гатчине и Стрельне, колоннады в Петергофском парке.

Жан Тома де Томон (1760-1813). Французский придворный архитектор. После революции 1789 года переехал в Россию. По его проекту в 1805-1816 годах на Стрелке Васильевского острова создан замечательный ансамбль, определяющий лицо Петербурга. Среди прочих построек Тома де Томона в Петербурге можно отметить дом графини Лаваль на Английской набережной (1800-1805).

Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811). Русский зодчий. Получил образование в Петербургской Академии художеств. За дипломный проект Захарову была присуждена Большая золотая медаль. Архитектор получил право за казенный счет отправиться для усовершенствования в профессии в Париж. Вернувшись в Россию, Захаров много лет преподавал в Академии художеств. В 1805 году, как главный адмиралтейств-архитектор, возглавил строительство нового здания Адмиралтейства. В Кронштадте в 1806-1817 годах по его проекту возведен каменный Андреевский собор.

Василий Петрович Стасов (1769-1848). Русский зодчий. Ученик В. И. Баженова. Первая самостоятельная работа архитектора — проект и строительство здания Царскосельского лицея. В Петербурге Стасов разработал проекты и руководил перестройкой казарм Павловского полка (1817-1820) и Конюшенного двора с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1817-1823) и возведением двух храмов — Преображенского (1827-1829) и Троицкого (1828-1835). Лучшее творение архитектора — триумфальная арка у бывшей Московской заставы (Московские ворота, 1834-1838) в память о походах русских войск в Персии и Турции.

Карл Иванович Росси (1775-1849). По происхождению итальянец, но в историю архитектуры вошел как русский зодчий. Ученик В. Бренны. В 1816 году поступил на службу в Комитет по делам строений и гидравлических работ», в ведении которого находились все строительные работы в Петербурге. Росси — автор архитектурных ансамблей в центре города и на Дворцовой площади. В 1819-1829 годах архитектор, сохранив удачную идею Ю. М. Фельтена полуциркулярного расположения строений напротив Зимнего дворца, возвел на Дворцовой площади два монументальных здания, соединенных между собой триумфальной аркой (арка Главного штаба). По его проектам построены Михайловский дворец (1819-1825), здания Александрийского театра (1828-1832), Сената и Синода (1829-1834).

Огюст Монферран (1786-1858). Французский архитектор. Приехал в Петербург в 1816 году. Разработал свыше двух десятков проектов перестройки Исаакиевского собора. В 1817-1857 годах Монферран назначается главным архитектором Исаакиевского собора, возведение которого стало делом всей его жизни. В Петербурге по проектам Монферрана сооружены и некоторые другие постройки, в частности знаменитая Александровская колонна перед Зимним дворцом (1830-1834).

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Русский зодчий. Окончив Академию художеств, трудился в «Комиссии о построении Исаакиевского собора» при О. Монферране. Из многочисленных работ Штакеншнейдера в Петербурге и пригородах наиболее известны дворцы Мариинский (1838-1844), Николаевский (1853-1861), Ново-Михайловский (1857-1861), дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846-1848), а также собственный дом архитектора на Миллионной улице (1851-1854).

Архитектор и годы его жизни Произведение Годы строительства
Доменико Трезини 1670-1734 Сампсониевская церковь Летний дворец Петра I Петропавловский собор Петровские ворота Петропавловки Благовещенская церковь в Лавре Духовской корпус в Лавре Здание Двенадцати коллегий 1728-1740 1710-1714 1712-1733 1717-1718 1717-1722 1717-1730 1724-1742
Франческо Бартоломео Растрелли 1700-1742 Дворец Кантемира Аничков Дворец (завершал Земцов) Екатерининский дворец (Царское Село) Большой Петергофский дворец Собор Смольного монастыря Дворец Воронцова Строгановский дворец Зимний дворец 1721-1723 1744-1751 1745-1760 1747-1755 1748-1764 1749-1758 1752-1758 1753-1761
Савва Чевакинский 1709-1776 Шереметевский дворец Никольский Морской собор Дворец Шуваловых 1746-1750 1753-1762 1753-1755
Антонио Ринальди 1710-1794 Ново-Знаменская дача Дворец Петра III (Ломоносов) Гатчинский дворец Мраморный дворец Гатчинские ворота (Царское Село) Князь-Владимирский собор 1755-1760 1758-1774 1766-1781 1768-1785 1771 1783-1789
Жан Батист Вален-Деламот 1729-1800 Юсуповский дворец Большой Гостиный двор Костел Св. Екатерины Малый Эрмитаж Академия Художеств Дворец Разумовского 1760 1761-1785 1762-1783 1764-1775 1764-1788 1762-1766
Этьен Фальконе 1716-1791 Памятник Петру I - Медный всадник 1768-1782
Юрий Фельтен 1730-1801 Лютеранская церковь св. Екатерины Старый Эрмитаж Ограда Летнего сада Армянская церковь (Невский 42) Лютеранская церковь св. Анны Чесменский дворец Чесменская церковь 1768-1771 1771-1781 1771-1784 1771-1780 1775-1779 1776-1781 1777-1780
Джакомо Кваренги 1744-1817 Эрмитажный театр Ассигнационный банк и ограда Здание Академии наук Дом Салтыкова-Гротена Дом Юсупова на Фонтанке Александровский дворец (Царское Село) Мариинская Больница Екатерининский институт Конногвардейский манеж Смольный институт Нарвские триумфальные ворота 1780-1787 1783-1789 1783-1789 1784-1788 1790-1796 1792-1796 1803-1805 1804-1807 1804-1807 1806-1808 1814  
Василий Баженов 1737-1799 Михайловский замок 1797-1800
Винченцо Бренна 1745-1820 Отделочные работы во дворце Павловска Работы во дворце и парке в Гатчине Михайловский замок Отделка залов Зимнего дворца 1784-1801 1790-1798 1797-1800 1797-1801
Иван Старов 1744-1812 Троицкий собор Лавры Таврический дворец 1743-1808 1783-1789
Чарлз Камерон 1743-1812 Камеронова галерея, Агатовы комнаты, Холодные бани, Висячий сад в Царском Селе, оформление залов Екатерининского дворца. Дворец и павильоны Павловска 1780-1787
Тома де Томон 1760-1813 Дом Лаваля Биржа Ростральные колонны 1800-1805 1804-1810 1810
Андрей Воронихин 1759-1814 Казанский собор Горный институт 1801-1811 1806-1808
Луиджи Руска 1758-1822 Портик Перинной линии Церковь всех скорбящих 1802-1806 1817-1818
Андреян Захаров 1761-1811 Адмиралтейство Андреевский собор (Кронштадт) 1806-1823 1806-1817
Василий Стасов 1769-1848 Царскосельский Лицей Конюшенный двор с церковью Спасо-Преображенский собор Нарвские ворота Троицкий собор Московские ворота Новый Эрмитаж 1811 1817-1823 1827-1829 1827-1833 1828-1835 1834-1838 1839-1852
Карл Росси 1775-1849 Павильоны Аничкова дворца Елагин дворец Михайловский дворец Здание и арка Главного штаба Зимний стадион (манеж Михайловского замка) Кофейный домик в Летнем саду Александринский театр Улица зодчего Росси Площадь Ломоносова Синод-Сенат Фасады Михайловской улицы 1816-1818 1818-1824 1819-1825 1820-1829 18923-824 1826 1827-1832 1828-1834 1828-1834 1829-1834 1834-1835
Огюст Монферран 1786-1858 Исаакиевский собор Александровская колонна Памятник Николаю I (пьедестал и общая идея) 1818-1858 1830-1832 1856-1859
Константин Тон 1794-1881 Иконостас Казанского собора Московский вокзал 1838 1843-1851
Андрей Штакеншнейдер 1802-1865 Мариинский дворец Дворец Белосельских-Белозерских Николаевский дворец 1839-1844 1846-1848 1853-1861
Петр Клодт 1805-1867 Кони на Аничковом мосту Памятник Крылову в Летнем саду Памятник Николаю I – скульптура коня и всадника 1841-1850 1851-1853 1858
Александр Брюллов 1798-1877 Восстановление залов Зимнего дворца после пожара Лютеранская церковь св. Петра (Невский пр., 22) Михайловский театр (фасад – К. Росси) Интерьеры Мраморного дворца 1860-1870 1832-1838 1831-1833 1831-1833

Когда в 1703 году Петр I начинал строить Санкт-Петербург, одной из его целей было построить европейский город, дабы легче ввести Россию в число значимых европейских стран. Конечно, эту задачу не могли решить русские архитекторы, которые возводили удивительные постройки, но исключительно в знакомом им стиле, а потому у Петра I было только два пути для воплощения в жизнь его планов: либо научить русских мастеров строить по-европейски, либо пригласить архитекторов из Европы.

Конечно, быстрее было пригласить иностранных мастеров, но каждый из них должен был обучать нескольких русских. Таким образом, почти все первые архитекторы, строившие Санкт-Петербург, были иностранцами, приехавшими по приглашению государя и заключившими с ним контракт. Именно поэтому среди имен первых архитекторов Санкт-Петербурга так много нерусских: Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Иоганн Браунштейн, Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.

Со временем ситуация менялась и к чужеземным мастерам присоединились их русские выученики, такие как Михаил Земцов, Савва Чевакинский и другие, а также подрастали дети приехавших в Россию служить русским императорам мастеров (вспомним, например, Бартоломео Франческо Растрелли и Карло Росси). Однако ещё много лет в город на Неве приезжали мастера из Европы и становились здесь «своими», потому и в дальнейшей истории города немало громких имен сынов Европы: Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Августин Бетанкур, Чарльз Камерон... Они создавали в городе удивительной красоты здания и дарили ему свои сердца, а мы и сегодня любуемся работами архитекторов Санкт-Петербурга

 

 

Доменико Трезини

Родился около 1670, в Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией
скончался 19 февраля (2 марта) 1734 в Санкт-Петербурге

Доменико Андреа Трезини (итал. Domenico Trezzini —) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов.

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехал в Россию один, бросив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (дом сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«ДОГОВОР С ГОСПОДИНОМ ТРЕЦИНОМ»: ПЕРЕЕЗД В РОССИЮ

Доменико Андреа (по другим сведениям — Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции — в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей», но желаемого дохода ему это не приносило.

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге.

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«ПЕРВЕЙШАЯ ИЗ ГЛАВНЫХ РАБОТ — САНКТПЕТЕРБУРГСКАЯ ФОРТИФИКАЦИЯ»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость: из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства — леса, кирпича, извести — найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

 

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя — «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» — и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...