Поздний классицизм и эклектика (первая половина XIX века)
Андрей Никифорович Воронихин (1760-1814). Русский зодчий. В Петербург был приглашен президентом Академии художеств графом А. С. Строгановым, по заказу которого в 1790 году перестроил графский дворец на Невском проспекте. Самым знаменитым творением архитектора является собор Во имя иконы Казанской Божией Матери на Невском проспекте (1801-1811). По его проектам возведены здание Горного института на Васильевском острове, ряд сооружений в Павловске, Гатчине и Стрельне, колоннады в Петергофском парке. Жан Тома де Томон (1760-1813). Французский придворный архитектор. После революции 1789 года переехал в Россию. По его проекту в 1805-1816 годах на Стрелке Васильевского острова создан замечательный ансамбль, определяющий лицо Петербурга. Среди прочих построек Тома де Томона в Петербурге можно отметить дом графини Лаваль на Английской набережной (1800-1805). Андрей Дмитриевич Захаров (1761-1811). Русский зодчий. Получил образование в Петербургской Академии художеств. За дипломный проект Захарову была присуждена Большая золотая медаль. Архитектор получил право за казенный счет отправиться для усовершенствования в профессии в Париж. Вернувшись в Россию, Захаров много лет преподавал в Академии художеств. В 1805 году, как главный адмиралтейств-архитектор, возглавил строительство нового здания Адмиралтейства. В Кронштадте в 1806-1817 годах по его проекту возведен каменный Андреевский собор. Василий Петрович Стасов (1769-1848). Русский зодчий. Ученик В. И. Баженова. Первая самостоятельная работа архитектора — проект и строительство здания Царскосельского лицея. В Петербурге Стасов разработал проекты и руководил перестройкой казарм Павловского полка (1817-1820) и Конюшенного двора с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1817-1823) и возведением двух храмов — Преображенского (1827-1829) и Троицкого (1828-1835). Лучшее творение архитектора — триумфальная арка у бывшей Московской заставы (Московские ворота, 1834-1838) в память о походах русских войск в Персии и Турции.
Карл Иванович Росси (1775-1849). По происхождению итальянец, но в историю архитектуры вошел как русский зодчий. Ученик В. Бренны. В 1816 году поступил на службу в Комитет по делам строений и гидравлических работ», в ведении которого находились все строительные работы в Петербурге. Росси — автор архитектурных ансамблей в центре города и на Дворцовой площади. В 1819-1829 годах архитектор, сохранив удачную идею Ю. М. Фельтена полуциркулярного расположения строений напротив Зимнего дворца, возвел на Дворцовой площади два монументальных здания, соединенных между собой триумфальной аркой (арка Главного штаба). По его проектам построены Михайловский дворец (1819-1825), здания Александрийского театра (1828-1832), Сената и Синода (1829-1834). Огюст Монферран (1786-1858). Французский архитектор. Приехал в Петербург в 1816 году. Разработал свыше двух десятков проектов перестройки Исаакиевского собора. В 1817-1857 годах Монферран назначается главным архитектором Исаакиевского собора, возведение которого стало делом всей его жизни. В Петербурге по проектам Монферрана сооружены и некоторые другие постройки, в частности знаменитая Александровская колонна перед Зимним дворцом (1830-1834). Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Русский зодчий. Окончив Академию художеств, трудился в «Комиссии о построении Исаакиевского собора» при О. Монферране. Из многочисленных работ Штакеншнейдера в Петербурге и пригородах наиболее известны дворцы Мариинский (1838-1844), Николаевский (1853-1861), Ново-Михайловский (1857-1861), дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846-1848), а также собственный дом архитектора на Миллионной улице (1851-1854).
Когда в 1703 году Петр I начинал строить Санкт-Петербург, одной из его целей было построить европейский город, дабы легче ввести Россию в число значимых европейских стран. Конечно, эту задачу не могли решить русские архитекторы, которые возводили удивительные постройки, но исключительно в знакомом им стиле, а потому у Петра I было только два пути для воплощения в жизнь его планов: либо научить русских мастеров строить по-европейски, либо пригласить архитекторов из Европы.
Конечно, быстрее было пригласить иностранных мастеров, но каждый из них должен был обучать нескольких русских. Таким образом, почти все первые архитекторы, строившие Санкт-Петербург, были иностранцами, приехавшими по приглашению государя и заключившими с ним контракт. Именно поэтому среди имен первых архитекторов Санкт-Петербурга так много нерусских: Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Иоганн Браунштейн, Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Со временем ситуация менялась и к чужеземным мастерам присоединились их русские выученики, такие как Михаил Земцов, Савва Чевакинский и другие, а также подрастали дети приехавших в Россию служить русским императорам мастеров (вспомним, например, Бартоломео Франческо Растрелли и Карло Росси). Однако ещё много лет в город на Неве приезжали мастера из Европы и становились здесь «своими», потому и в дальнейшей истории города немало громких имен сынов Европы: Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Августин Бетанкур, Чарльз Камерон... Они создавали в городе удивительной красоты здания и дарили ему свои сердца, а мы и сегодня любуемся работами архитекторов Санкт-Петербурга
Доменико Трезини Родился около 1670, в Думенца, близ Лугано, Италия, на границе со Швейцарией Доменико Андреа Трезини (итал. Domenico Trezzini —) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Повлиял на многих последующих архитекторов. Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для различных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»). Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями. Приехал в Россию один, бросив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей, а также дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной реки Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на углу Университетской набережной (д. 21) и 5-й линии (дом сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.
А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко. «ДОГОВОР С ГОСПОДИНОМ ТРЕЦИНОМ»: ПЕРЕЕЗД В РОССИЮ Доменико Андреа (по другим сведениям — Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции — в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора. Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей», но желаемого дохода ему это не приносило. На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия: «За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети. Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге. Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую. Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений. «ПЕРВЕЙШАЯ ИЗ ГЛАВНЫХ РАБОТ — САНКТПЕТЕРБУРГСКАЯ ФОРТИФИКАЦИЯ» В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость: из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства — леса, кирпича, извести — найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.
Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя — «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» — и ворота заменили на каменные. К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем. Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|