Приведение площади в правильность
В том же 1819 году, когда Росси начал работать над Михайловским дворцом, вышло распоряжение императора о возведении правительственных зданий на Дворцовой площади. Главный проект столицы Александр I вновь поручил зарекомендовавшему себя архитектору. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади для приведения оной в правильность». При этом Зимний дворец должен был остаться центром композиции. Росси расположил центральную арку Главного штаба напротив въезда в императорскую резиденцию, и таким образом вся площадь как бы развернулась к Зимнему. Два крыла здания, правда, получились разной длины, но и эту проблему Росси решил, зрительно выровняв западное и восточное крыло рядами колонн. Через шесть лет после начала строительства архитектор начал работать над Триумфальной аркой — технически самой сложной частью проекта, но проект оказался «заморожен». В это время в Таганроге скончался Александр I, потом столицу потрясло восстание декабристов, наконец, на престол взошел Николай I. Через месяц после коронации Росси был удостоен аудиенции нового императора, который проект арки в целом одобрил, лишь кое-что скорректировав. Над аркой Главного штаба Росси планировал установить две женские скульптуры, держащие в руках герб. Композицию через несколько лет установили на здании Сената и Синода, а для Дворцовой площади Николай предложил колесницу с богиней Никой, запряженную шестеркой лошадей. Росси предстояло решить сложнейшую инженерную проблему: поставить на арку скульптурную группу весом 80 тонн. Идею решения предложил инженер Матвей Кларк: каркасы фигур отлили из чугуна, а остальное покрыли тонкими медными листами, что позволило уменьшить общий вес конструкции в пять раз.
Арку открыли 28 октября 1828 года. Росси наградили медалью и выдали 100 тысяч рублей на покупку дома, однако архитектор им не обзавелся: все деньги ушли на оплату долгов.
УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ В 1827 году Росси получил от императора заказ на строительство театра на Александринской площади. На этом месте стоял деревянный театр по проекту Бренны, который уже не мог вместить всех желающих. Росси предложил по-новому распланировать весь район от Фонтанки до Невского проспекта — и в итоге возвел ансамбль Александринской площади с театром, новым зданием Императорской Публичной библиотеки и двумя корпусами, образовавшими Театральную улицу (позднее — улица Зодчего Росси). Вместе с инженером Матвеем Кларком архитектор разработал уникальные металлические конструкции перекрытий нового театра. Комиссия в новаторский ход не поверила и остановила строительство. Тогда Росси написал письмо министру Императорского двора, князю Волконскому: Рисковать не стали: сперва построили модель, которую подвергли испытаниям с нагрузкой перед комиссией. Перекрытия выдержали их с блеском, и в апреле 1828 года началось строительство театра. Росси, как обычно, в чертежах прорисовал все детали — от мебели и фонарей до узоров на ограде сквера и цвета обивки театральных кресел. Театр при полном заполнении вмещал 1700 человек, однако Росси так спроектировал коридоры, проходы и 10 лестниц, что после спектакля здание быстро освобождалось. К лету 1830 года у архитектора начались проблемы со здоровьем, и он должен был уехать за границу на лечение. Но денег не было — зато были долги, и Росси попросил у императора в счет будущего жалованья 12 тысяч рублей. 31 августа 1832 года состоялось открытие театра. Росси выплатили гонорар, а также отдали одну из лож в пожизненное пользование. Ее он потом сдавал — опять же, чтобы найти деньги.
СЕНАТ И СИНОД Параллельно с ансамблем Александринской площади Росси с 1829 года работал над еще одним масштабным проектом. Здание Сената в Петербурге в то время располагалось на углу набережной и Петровской площади, где сейчас стоит Медный всадник. Здание Синода ютилось на противоположном берегу Невы. Император счел, что институтам необходимы более представительные строения, и объявил конкурс. В приказе значилось: «Сделать сии по образцу Генерального штаба и придать им характер, соответствующий огромности площади». В конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы Петербурга, кроме Росси. Император настаивал на его участии, зодчий в ответ отправлял прошения об отпуске, так как с 1816 года он фактически в одиночку держал на себе все строительство Петербурга. Кроме того, архитектор был человеком упрямым и принципиальным, он не привык, чтобы ему указывали, как нужно работать. Николай I считал, что он сам прекрасно разбирается в архитектуре (он получил образование инженера-фортификатора), и потому между ним и Росси часто возникали конфликты. Но, наконец, в 1829 году архитектор все-таки подал свой проект. Он объединил здания Сената и Синода в одно, соединив их аркой — одним из первоначальных вариантов арки Главного штаба. В 1835 году Сенат и Синод въехали в новое помещение. За этот проект Росси не получил ни звания, ни наград. Только два выговора от императора — в том числе за грубые выражения в рапортах. Строительство Сената и Синода было очередным триумфом Росси, но еще до окончания строительства, в 1832 году, он написал прошение об отставке. И дело было не только в ухудшившихся отношениях с императором. Официально от замыслов архитектора никто не отказывался, однако средств на его масштабные проекты в казне не было. Да и самого Росси все чаще подводило здоровье: давал о себе знать почтенный возраст. Прошение архитектора приняли. После 1832 года Росси время от времени входил в архитектурные комиссии и даже продолжал строить — например, возвел Юрьев монастырь в Новгороде. Архитектор скончался 18 апреля 1849 года в Санкт-Петербурге и сначала был похоронен на лютеранском Волковом кладбище, а в 1940 году его прах перезахоронили в Александро-Невской лавре.
Основные творения:
Огюст Рикар де Монферран Родился 23 января 1786 в Шайо, пригороде Парижа Когда император Александр I начал искать архитектора для перестройки третьего Исаакиевского собора, Монферран предложил ему прекрасно оформленный альбом с 24 изысканными рисунками будущего собора, изображенного в разных стилях, дабы «выяснить вкусы заказчика». Императору понравился эскиз в классическом стиле и он в 1818 году назначил Монферрана главным строителем 4-го Исаакиевского собора, возводившегося в течение 40 лет. Архитектор дождался окончания строительства и освящения собора, которое состоялось 30 мая 1858 года, и умер менее чем через месяц после него (28.06.1858), завершив главное дело в своей жизни. Занимаясь художественным оформлением собора, Монферран позаботился о том, чтобы его изображение появилось в одном из портиков: мы можем увидеть архитектора с западной стороны собора, с гордо поднятой головой он сидит в римской тоге, держа в руках модель, созданного им творения. Одним из лучших произведений Монферрана считается Александровская колонна на Дворцовой площади (1829—34). По проектам Монферрана были построены особняки Демидова (1835—40), ставшие первыми в России произведениями неоренессанса, и другие здания в Петербурге и провинции. Именно он оформил в Зимнем дворце Тронный, Фельдмаршальский, Петровский, залы (вопреки расхожему мнению, приписывающему ему и Малахитовую гостиную, это работа другого архитектора — А.П. Брюллова). Последняя работа Монферрана — проект памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади. В связи с его смертью возведение памятника было завершено архитектором Н. Ефимовым. Творчество Монферрана знаменует в русском зодчестве переход от позднего классицизма к эклектике. Есть легенда о том, что Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но этому воспротивился император Александр II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора, в нем же провели панихиду. Отпевание зодчего прошло в костёле Святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартре. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где именно покоится прах великого архитектора.
Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; 23 января 1786, Шайо[fr], предместье Парижа — 28 июня [10 июля] 1858, Санкт-Петербург) — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. На русский манер Рикара Монферрана также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран. Биография Настоящая фамилия его была Рикар (фр. Ricard). Родился в 1786 году, в Шайо (департамент Сены, во Франции), учился в Париже под руководством Ш. Персье, П. Фонтена и Антуана Коммарье (отчим), участвовал в постройке церкви Марии Магдалины. После окончания Школы архитектуры Монферран в 1813 году поступил на военную службу в наполеоновскую гвардию. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы. Апрель 1814 года коренным образом изменил его судьбу. Монферрану удалось привлечь к себе внимание Александра I, преподнеся ему «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», выполненный собственноручно. Это событие произошло сразу же после вступления русских войск в Париж. Среди рисунков в этом альбоме были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира» (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны). Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат. Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего — он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в северную столицу, не побоявшись изменить свою судьбу. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в этом городе.
Монферран в России
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, Дом Монферрана на набережной реки Мойки, созданный из облицовочных камней, 86-88 использовавшихся при строительстве собора
В 1816 году, будучи рекомендован князю П. М. Волконскому, прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I. Первой его постройкой в российской столице был Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру I, и он утвердил его 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II. Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память о себе в России сооружением Александровской колонны (1829—1834) в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве в 1836 году. Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым. Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром. Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения: «Eglise cathédrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (П. и СПб., 1845—48; с гравиров. таблицами) и «Plan et détails du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre» (П. и СПб., 1836; с литографиями). Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула»[3]. Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартррядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux)[4]. Адреса в Санкт-Петербурге С 1834 года по 28 июня 1858 года — набережная реки Мойки, 86. Дом О. Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова) (набережная реки Мойки, 86—88, лит. А) является объектом культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Работы 1817—1822. Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор В 1817 генерал-лейтенант Бетанкур, который был главным строителем Нижегородской ярмарки, привлёк Огюста Монферрана к проектированию зданий ярмарки. Особое внимание в своём проекте Монферран уделил ярмарочному собору, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года. Так как в это время Монферран проектировал и Исаакиевский собор, силуэты этих сооружений очень похожи. Постройка новых зданий Нижегородской ярмарки завершилось к 15 июля1822 года. До нашего времени из этих зданий сохранился только Спасский (Староярмарочный) собор. 1818—1858. Собор преподобного Исаакия Далматского 1828—1834 годы. Александровская колонна Идея строительства Александровской колонны исходила от автора контуров Дворцовой площади и здания Главного штаба Карла Росси. Огюст Монферран разработал проект в рамках предложенных ограничений, но он не был принят императором. Архитектор пытался апеллировать к Николаю I, посвятив ему своё сочинение «Plans et details du monument consacrè à la mémoire de l’Empereur Alexandre». Проект отстоять не удалось, и был разработан другой вариант. С ним не возникло трудностей, и новый проект был высочайше утверждён в 1829 году. Колонну построили к 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьёв, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы Пётр Свинцов и Иван Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Евгений Балин. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Чарльза Берда. Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров Колодкина и Яковлева по методу Самсона Суханова в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями колонна была перевезена в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург и поднята 30 августа при помощи подъёмной системы, созданной на базе разработок Августина Бетанкура. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. Позже (в 1876 году) архитектор Карл Рахау добавил декоративные фонари у колонны. Семья Первая жена — Юлия Морне (в девичестве Гокерель, Морне — фамилия по первому мужу). Брак заключен в 1811 году[7], окончился разводом. Обстоятельства и дата развода точно не установлены. Возможно, супруги расстались уже после приезда в Россию, так как есть сведения, что в мае 1831 года Петербург покинула "Юлия де Монферранд, жена архитектора". С другой стороны, Ф.Ф. Вигель называет женщину, жившую с архитектором в первые годы пребывания в России "мнимой мадам Монферран" (т.е. гражданской женой)[8]. В метрической записи о втором браке Монферран назван холостым, а не второбрачным, как было принято в церковной документации Российской Империи[9]. А.В. Старчевский описывает портрет первой жены Монферрана, хранившийся в доме архитектора: "красивая, круглолицая, молодая и симпатичная француженка... видно было, что она принадлежала к хорошему обществу и была воспитана вовсе не бедными родителями"[10]. Вторая жена — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер (1797—1868) французская актриса, в 1826—1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Монферраном[11]. Брак заключен 5 ноября старого стиля 1835 года[12]. Со второй женой Монферран прожил всю оставшуюся жизнь, после его смерти она возвратилась во Францию. Пасынок — Анри, племянник второй жены Монферрана. Внебрачный сын её сестры Ирмы и русского предпринимателя Анатолия Николаевича Демидова.
Также наставником Монферрана был «господин Молино, архитектор, генеральный инспектор общественных работ департамента Сены и города Парижа». Так архитектор получал возможность учиться не только в стенах своей alma mater, но и на практике у величайших архитекторов современности. Ещё не зная, что перед ними стоит без пяти минут придворный архитектор Его Величества, Вигель, заставший Монферрана на аудиенции у Бентакура оценил его не слишком лестно. «В одно утро нашёл я у Бентакура белобрысого французика, лет тридцати не более, разодетого по последней моде, который привёз ему рекомендательное письмо от друга его, чиновника Брегета. Когда он вышел, спросил я об нём, кто он таков? «Право не знаю, - отвечал Бентакур, - какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Брегет просит меня, впрочем, не слишком убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?». Растерявшись и не зная, как бы побыстрее отослать назойливого посетителя, Бентакур велел Монферрану принести какие-нибудь графические работы, чтобы посмотреть, на что он способен. Наверное, маэстро Бентакур думал, что «французик» предоставит весьма посредственные рисунки и окажется где-то среди чиновников средней руки возглавляемого им Комитета, после чего о нём можно будет с чистой совестью забыть. Проект Исаакиевской церкви архитектора А.Ринальди, рисунок О.Монферрана Четвёртый по счёту проект собора, задуманного еще Петром I, Монферрану предложил подготовить А.Бентакур по поручению Александра I, окончательно решившегося на перестройку собора в том же 1816 году, вскоре после прибытия зодчего в Россию. Монферран оценил оказанное ему доверие и, не зная, как лучше удивить императора и каков его архитектурный вкус, подготовил «24 прекраснейших миниатюрных рисунка, в которых можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников». Переплетённые в красивый кожаный альбом рисунки произвели впечатление на императора, который подтвердил назначение Монферрана «императорским архитектором». Можно понять радость и гордость амбициозного француза – едва прибыв в Петербург, он завоевал благосклонность императора и коллег, а также заполучил самую масштабную стройку Российской империи! Есть чем гордиться, однако тщеславие Монферрана вскоре приобрело формы поистине бесстыдные: в 1820 году, всего через 2 года после начала строительства, он выпустил альбом об Исаакиевском соборе под девизом «Non omnis moriam» («Не весь умру»). Немудрено, что очень скоро у архитектора появилась масса недоброжелателей.
Главной загвоздкой в проекте Монферрана было то, что архитектор лишь весьма приблизительно представлял себе, как осуществить возведение огромных колонн и мощного купола. Он не был инженером, он был лишь архитектором, и познаний его явно было недостаточно для реализации проекта. Здесь Монферрану очень помогал инженерный гений Августина Бентакура, который с тех пор и до самой своей смерти стал опорой и поддержкой для «императорского архитектора». Тем не менее, у Бентакура и без стройки Исаакия хватало дел, и ряд вопросов Монферрану приходилось решать самостоятельно, на свой страх и риск. Г.Гагарин, "Александровская колонна в лесах", 1832-1833 гг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|