Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большой кремлевский проект

За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II. Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.

Регламенты Академии художеств изменились — она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект Смольного института, но строительство здания начато не было.

В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.

Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем — Матвей Казаков. Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» — простолюдинов.

В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам.

«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

Василий Баженов, текст для закладной доски Большого Кремлевского дворца.

Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах — и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову.

«Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».

Василий Баженов, фрагмент из автобиографии

Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.

Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора — ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила — и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.

Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова — знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.

Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору — его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола — будущему императору Павлу I. Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были.

В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка. Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере.

В 1799 году Василий Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Вступив в должность, он понял, насколько изменилась Академия, которая «им первым началась»:

 

Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества — фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет.

Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова, и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец, Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на Васильевском острове.

Старов Иван Егорович

Старов Иван Егорович

Иван Егорьевич Старов родился 5 февраля 1744 года в Москве в семье священнослужителя. В 11 лет родители отдали Ивана в гимназию при Московском университете. Иван Старов стал одним из её первых выпускников. В Санкт-Петербурге молодой человек оказался по всей видимости с Академией художеств, которую перевели в столицу из Москвы.

По результатом экзаменов в 1761 году Иван Старов занял первое место по архитектурному классу. В следующем году он стал одним из первых выпускников Академии художеств. За особые успехи в учёбе ему не только вручили шпагу (знак личного дворянства), но и золотую медаль с правом на заграничную поездку.

Осенью 1762 года молодой архитектор прибыл в Париж. Во Франции он практиковался у Шарля де Вайи, учился по программе французской Королевской Академии архитектуры. Через пять лет Старов отправился в Италию, где посетил Турин, Парму, Модену, Болонью, Флоренцию и Рим. Здесь он познакомился с творчеством А. Палладио.

В 1768 году архитектор вернулся в Санкт-Петербург. Уже в следующем году Иван Старов создал собственный проект здания Сухопутного шляхетского корпуса.

В 1772 году Старов начал работать в Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы, где занимался вопросами градостроительства. Зодчий участвовал в создании проектов планировок Пскова, Нарвы, Воронежа, Великого Устюга, Екатеринослава. В середине 1770-х годов Иван Старов выполнял много частных заказов, в том числе для Г. А. Потёмкина. В лице императорского фаворита Старов приобрёл могущественного покровителя.

Наиболее известными петербургскими творениями Ивана Егоровича Старова стали Свято-Троицкий собор в Александро-Невском монастыре и Таврический дворец. В 1783 году после пожара восстанавливал Князь-Владимирский собор, по проекту Ч. Камерона строил Софийский собор в Царском Селе. С 1786 года Старов являлся главным архитектором "Конторы строений Её Императорского Величества домов и садов", возглавлял работы в Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Вместе с Д. Кваренги перестраивал парадную половину Зимнего дворца.

Таврический дворец

Звание профессора Иван Егорович Старов получил в 1785 году, после чего он смог заняться преподавательской работой. С 1791 года архитектор числился членом Совета Академии художеств. В 1793 году ему пожаловали орден святого Владимира третьей степени, в 1794 году избрали адьюнкт-ректором архитектуры.

С 1800 года зодчий контролировал строительство Казанского собора.

С 1772 года зодчий жил в доме на 6-й линии Васильевского острова, принадлежавшем его жене Наталье Григорьевне Демидовой. Позже Иван Старов с семьёй переехал на Симеоновскую улицу в дом, который также являлся приданным его жены. В 1780-х годах Иван Старов построил для своей семьи собственный дом на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Здесь он прожил до 1804 года, после чего переехал в двухэтажный дом с садом на Знаменской (ныне Восстания) улице (участок дома №13).

Иван Егорович Старов умер 5 апреля 1808 года. Его могила находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон родился в Лондоне в 1743 году. Его отец, шотландец, был членом гильдии плотников. Под его руководством юный Чарльз обучался организации строительных работ. Но в итоге юноша решил стать не мастером-строителем, а архитектором. Молодой человек отправился в Рим, по возвращении оттуда в 1772 году написал книгу "Термы римлян". Этот труд Чарльза Камерона был высоко оценен не только его соотечественниками, но и иностранными специалистами.

После опубликования книги Чарльз Камерон надеялся получить хорошую работу в Англии, но так её и не нашёл. Архитектор с радостью принял предложение из России, куда направился в августе 1779 года. Первый петербургский адрес шотландского архитектора - Почтовый двор, который в то время являлся первым местом жительства всех прибывающих в Санкт-Петербург иностранцев.

Первое упоминание имени Чарльза Камерона Екатериной II состоялось 23 августа 1779 года. В её личной переписке можно найти следующее:

"Сейчас я устроилась с мистером Камероном; родом шотландец, якобит по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях".

После официального приёма у императрицы Чарльз Камерон подписал контакт на три года, получил звание архитектора её Императорского Величества. Ему было поручено создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Именной указ от 25 октября 1779 года обозначил: "Камерону назначено жалованье и на квартиру и экипаж ежегодно по 1 800 рублей". Позже контракт с архитектором несколько раз продлевался, увеличивалось его жалование.

"Квартира" Чарльза Камерона расположилась в Цасрком Селе (Садовая ул., 14). Здесь им был построен дом. Вскоре Камерон женился на дочери придворного садовника Иоганна Буша - Екатерине. Дом Камерона был знаменит благодаря одной из самых больших частных библиотек. Многие из книг этого частного собрания были привезены из Англии.

В Царском Селе Чарльз Камерон за восемь лет возвёл Холодную баню, Агатовые комнаты, Камеронову галерею, Висячий сад и Пандус. В это же время зодчий работал над интерьерами Царскосельского дворца. Здесь им были созданы залы: Арабесковый, Лионский, Китайский, личные комнаты Екатерины II. В Александровском парке Царского Села Чарльз Камерон построил Китайскую деревню и два "китайских" мостика. С 1780 по 1788 год архитектор вёл строительство Софийского собора. Все чертежи Чарльз Камерон подписывал сокращённо: "AMI", что означает "Architect Majestique Imperial".

Осенью 1779 года Чарльз Камерон познакомился с Павловском (в то время - село Павловское), только что подаренным Екатериной II своему сыну Павлу. Здесь зодчий получил новый заказ - обустроить усадьбу наследника престола. Работу в Павловске Камерон начал с создания парка. Сразу было определено место, где в 1782 году заложили дворец.

Для Царского Села в 1780 году Камерон разработал проект Софийского собора. После показа его модели архитектор обратился в Академию художеств с просьбой о присвоении ему звания академика. В этом Камерону было отказано. Больше зодчий в Академию не обращался, академического звания так и не получил. Софийский собор был освящён в 1788 году.

Чарльз Камерон обладал строгим характером. Архитектор не терпел вмешательства заказчика в свою работу. Из-за этого его отношения с царской семьёй не были благополучными. Постепенно Камерона отстранили от работ в Павловске. Проекты передали В. Бренне, который начинал свою карьеру помощником Камерона. С 1787 года Чарльз Камерон работал только в Царском Селе. Павел I, взойдя на престол, отстранил зодчего от всех работ. Вместе с увольнением, у Камерона отобрали дом в Царском Селе. Однако уехать из России не позволили.

В этот сложный период Камерона выручил К. Г. Разумовский, который поручил ему построить дворец в городе Батурине на Украине. Это строительство было начато в 1799 году. В результате были построены дворец и ряд служебных построек, обустроен парк. Тогда же возобновилось строительство в Павловске, царская семья снова обратилась к Чарльзу Камерону с заказом.

Архитектор был возвращён на службу, ему поручили строительство каменного моста через реку Славянку. В 1802 году Камерону предложили занять пост главного архитектора Адмиралтейств-коллегии. Несколько поразмышляв, шотландец принял это предложение. В новой должности Чарльз Камерон прежде всего составил план строительства в Кронштадте водопровода и канализации. Ему была предоставлена квартира на первом этаже Михайловского замка.

Самая значительная работа Камерона в Кронштадте - составление проекта Андреевского собора, не сохранившегося до настоящего времени. Ещё до начала строительства храма 31 мая 1805 года архитектора уведомили об отставке, проект передали А. Д. Захарову.

Чарльз Камерон умер в марте 1812 года. Его вдове была назначена пенсия.

 

Джакомо Кваренги

Родился 20 сентября 1744 года под Бергамо
скончался 18 февраля 1817 года в Санкт-Петербурге

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi) — родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи, а потом архитектуре в Риме. В начале 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве архитектора двора её величества. В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии. При Павле I Кваренги построил Александровский дворец в Царском Селе. В начале 19-го века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж, здание Императорского кабинета, Мариинская больница для бедных, здания Екатерининского и Смольного институтов благородных девиц. Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характерный пример зрелого классицизма в русской архитектуре. В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества. Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е годы было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Основные творения Джакомо Антонио Доменико Кваренги:

· Эрмитажный театр (Дворцовая набережная, 32)

· Академия наук (Университетская набережная, 5)

· Ассигнационный банк (Садовая улица, 21)

· Дом Салтыкова (Дворцовая набережная, 4)

· Юсуповский дворец (Садовая улица, 50-а)

· Малый гостиный двор (улица Ломоносова, 2)

· Александровский дворец в Царском Селе

· Доходный дом Жеребцовой (Дворцовая набережная, 10)

· Конногвардейский манеж (улица Якубовича, 1)

· Смольный институт благородных девиц (Смольный проезд, 1)

· Екатерининский институт благородных девиц (набережная Фонтанки, 36)

· «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой (пр. Стачек, 45)

Винченцо Бренна

Годы жизни:

1747 - 1818 (1820)

Винченцо Бренна родился в 1747 году во Флоренции. Начинал обучаться архитектурному мастерству в своём родном городе, затем уехал в Рим, считавшийся тогда художественным центром Европы. В Риме Винченцо Бренна поступил в мастерскую художника Стефано Поцци. В мастерской Поцци произошло его знакомство с архитектором Д. Кваренги.

После смерти Поцци Бренна продолжал учиться во Франции. Вернувшись в Италию, он так и не смог найти на родине постоянного стабильного заработка. Архитектора выручил граф Станислав Потоцкий, который способствовал его отправке в Польшу. В Польше Бренна работал во дворцах и замках местных вельмож.

В 1781-1782 годах наследник российского престола великий князь Павел Петрович совершал путешествие по Европе. Посетил он и Польшу, где встретился с королём Станиславом Понятовским. Потоцкий, будучи в свите короля, представил Бренну будущему Павлу I. В результате Винченцо Бренна получил приглашение приехать в Санкт-Петербург.

Из-за большого количества работы в Польше зодчий смог приехать в Россию только в 1784 году. Свою архитектурную деятельность он начал в Павловске. Винченцо Бренна был определён помощником Чарльза Камерона, по проекту которого в Павловске строился дворец и создавался парк. Позже он возглавил все работы. В Павловске Бренна сблизился с семьей танцоров Шарля Лепика и Гертруды Росси. В пригороде Петербурга они имели соседние участки с летними дачами. Так под влияние итальянца попал сын танцовщицы Гертруды Росси Карл, ставший впоследствии знаменитым зодчим.

Михайловский (Инженерный) замок

Весной 1795 года, на пути из Павловска в Петербург, коляска итальянца опрокинулась в глубокую канаву. Бренна сломал руку и очень долгое время не мог самостоятельно работать над чертежами. Своим помощником он выбрал молодого Карла Росси. Винценцо Бренна действительно был хорошим педагогом. Даже Джакомо Кваренги писал, что "...названный г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре" [Цит. по: 1, с. 385].

Во время правления Екатерины II деятельность Бренны ограничивалась только лишь пределами Павловска и Гатчины. После взошествия на престол Павла I ситуация для итальянца сложилась лучшим образом. Винченцо Бренна, оставаясь главным архитектором Павловска, стал первым архитектором императорского двора.

4 марта 1797 года было объявлено: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советницу Бренне" [Цит. по: 1, с. 391]. Это стало самой значительной работой Бренны в Петербурге.

Работая над строительством резиденции Павла I Бренна жил в одном из домов при католической церкви святой Екатерины. Здесь он составил чертежи не только дворца, но и строений рядом с ним: манежа, конюшен, кордегардий, всей площади перед замком. При помощи Карла Росси и Фёдора Свиньина архитектор подготовил для расмотрения императором двадцать чертежей.

8 ноября 1800 года в связи с окончанием строительства Михайловского замка Винченцо Бренна получил чин действительного статского советника.

Обелиск Румянцева победам

Винченцо Бренна кроме прочих работ занимался переделкой интерьеров в Зимнем, Таврическом, Каменноостровском и Мраморном дворцах. Он же принимал участие в сооружении третьего здания Исаакиевского собора. После решения Павла I использовать подготовленный для храма мрамор на строительстве Михайловского замка, Бренна достраивал собор в кирпиче.

В 1790-х годах Винченцо Бренна с женой и дочерью Софьей поселился в доме №27 на Большой Морской улице. Здесь архитектор хранил богатую коллекцию произведений искусства: картины Тициана, Рембранда, Рени, Робера, скульптуры античных времён и эпохи возрождения. Ему же принадлежала скульптура Микеланджело "Скорчившийся мальчик", которая ныне хранится в Эрмитаже.

Винченцо Бренна является автором обелиска "Румянцева победам", установленным в 1799 году на Марсовом поле. Позже монумент был перенесён на плац рядом со зданием Первого Кадетского корпуса, ставший впоследствии Румянцевским садом.

После смерти Павла I работы у архитектора стало гораздо меньше, он был отстранён от дел. Работой его обеспечивала только вдова Павла I императрица Мария Фёдоровна. Для неё Бренна продолжал трудиться в Павловске. Окончив эти дела к лету 1801 года, он собрался уехать. Богатое художественное собрание пришлось продать. В петербургских газетах появлялись объявления о продаже Бренной картин, мраморных статуй, мебели из красного дерева, бронзовых часов, люстр, фонарей, зеркал в позолоченных рамах.

Прошение на отъезд из России архитектор подал в конце года. Александр I не задерживал людей своего отца и с лёгкостью отпустил Бренну. Вместе с ним в Италию и Францию отправился Карл Росси, которого отпустили в путешествие по Европе на два года. 1 августа 1802 года "Санкт-Петербургские ведомости" сообщили об отъезде из Петербурга архитектора Винченцо Бренны и его помощника Росси.

9 января 1803 года сгорел Павловский дворец. Его чертежи Бренна увёз с собой, оставив документы по пути в Штеттине. За ними вдова императора Павла I послала гонца, который догнал архитектора в Париже 1 марта. О гибели Павловского дворца Бренна узнал из парижских газет ещё 24 февраля. После переговоров с русским посольством архитектор решил направить в Штеттин Карла Росси, который мог разобраться в архиве Бренны. Росси также было доверено отвезти документы в Петербург.

Винченцо Бренна умер, вероятно, в Дрездене в 1818 (или в 1820) году.

Воронихин Андрей Никифорович

Родился 17 (28) октября 1759 в городе Новое Усолье, Пермской губернии
скончался 21 февраля (5 марта) 1814 в Санкт-Петербурге

Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова.

Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге.

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, и что именно этим объяснялась благосклонность графа и участие в судьбе юноши. В 1785 году Воронихин получил вольную.

С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств. С начала 1800-х преподавал в Академии Художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал Казанский собор в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру. Семья и детство А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию. Призвание Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы – В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи Троице-Сергиевой лавры в команде с другими московскими мастерами. Годы учебы В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель – Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен. В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок. Революционная молодость Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют. Первые шаги в профессии В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию. Становление мастера Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности. За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла. Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора. Казанский собор В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Чарльз Камерон. Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован орден Святой Анны и право на получение пенсии из государственной казны. Горный институт В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом – зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу – создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе. Дворцы В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для росписи потолков. Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей. Еще одна значительная работа архитектора – это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обвет<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...