Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I. Резиденция вышла довольно скромной по тем временам — в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры — симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» — городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме — красивом и удобном — и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини — Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

 

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.

 

Основные творения:

· Проект комплекса Александро-Невской лавры

· Петропавловский собор

· Дворец Меншикова на Васильевском острове

· Летний дворец Петра I

· Здание Двенадцати коллегий

· Дом Трезини

 

Георг Иоганн Маттарнови

Годы жизни:

? - 1719

Георг Иоганн Маттарнови родился в середине 1660-х годов в местечке Хайлигенбайль. Его настоящие имя и фамилия - Юрген Маттарн. В начале он обучался ремеслу столяра, а затем скульптора. С 1696 по 1711 год он был скульптором маркграфа Бранденбургского в городе Шведт на Одере. В 1698 году он именовал себя уже на итальянский манер - Георг Маттарнови.

Скульптор исполнял резные работы в павильонах дворцового парка в Шведте, изготовил несколько алтарей и надгробных памятников в храмах Бранденбурга и Восточной Пруссии.

С Андреасом Шлютером Маттарнови познакомился, вероятно, в Берлине, который он посещал сопровождая своего покровителя. Шлютером Маттарнови был приглашён в Санкт-Петербург в качестве помощника. В России он оказался 8 февраля 1714 года.

После смерти немецкого архитектора Маттарнови завершал его проекты. Среди таких работ - строительство в 1715-1719 годах Грота в Летнем саду. Маттарнови же построил в Летнем саду два павильона и галерею-колоннаду (1715-1717 годы), в которой была установлена статуя Венеры.

В 1716-1720 годах по проекту Маттарнови на пересечении Невского проспекта и реки Мойки был построен Мытный двор. В 1717-1722 годах возводилась спроектированная им Исаакиевская церковь. В 1718 году по проекту Маттарнови было заложено здание Кунсткамеры. В 1718-1719 годах архитектор достраивал дом генерал-прокурора сената П. И. Ягужинского на Дворцовой набережной. В 1719-1722 годах Георгом Маттарнови был построен третий Зимний дворец, который стал центром застройки Дворцовой набережной. Составление проекта этого, не сохранившегося Зимнего дворца, приписывают и Андреасу Шлютеру.

Кроме всех этих работ, заботами Маттарнови были строительство типовых домов для служащих Канцелярии городовых дел на Городовом острове (Петроградской стороне), совместное с Доменико Трезини строительство Партикулярной верфи, составление проекта планировки Адмиралтейской стороны. Последнее из этих дел Маттарнови осуществлял будучи назначенным в 1718 году архитектором Прлицмейстерской канцелярии.

Георг Иоганн Маттарнови умер 2 ноября 1719 года, был похоронен на иноверческом кладбище при Сампсониевском соборе. Его могила до сегодняшнего дня не сохранилась. Многие проекты зодчего были продолжены архитектором Н. Ф. Гербелем, к которому перешли и ученики Маттарнови.

Андреас Шлютер

Годы жизни: 1660 - 1714

Летний дворец Петра I                                      Кикины палаты

Андреас Шлютер родился 20 мая 1660 году в Данциге (Гданьске) в семье скульптора. Начинал он своё обучение у скульптора Д. Заповиуса, заканчивал в Голландии, где увлёкся архитектурным стилем барокко.

Сначала Шлютер работал скульптором, но с 1681 года занимался интерьерами при дворе польского короля Яна Собесского. В 1694 году Андреас Шлютер по приглашению курфюрста Фридриха III переехал в Германию, где стал придворным скульптором. Одновременно он преподавал в берлинской Академии художеств, а в 1702-1704 годах был её директором.

Андреас Шлютер является автором немецкого барокко. Время его пребывания в Германии - расцвет деятельности зодчего. Вместе с тем, прусский король мало занимался архитектурой. После обрушения спроектированной Шлютером Монетной башни, зодчий впал в немилость. Поэтому Шлютер без долгих колебаний принял предложение переехать в Россию. Петру I Шлютера рекомендовал немецкий философ Г. В. Лейбниц.

Договор о переходе на службу в России Андреас Шлютер подписал 1 мая 1713 года (со стороны России договор подписал Яков Брюс). Пётр I оказался рад приезду знаменитого архитектора и тут же назначил его баудиректором, то есть главным архитектором Санкт-Петербурга. Жалование Андреаса Шлютера составило 5 000 рублей в год.

На Шлютера Пётр I возлагал большие надежды. Архитектора поселили в Летнем дворце, только что построенном по проекту Доменико Трезини. Шлютер занимался художественной отделкой дворца, создал 28 терракотовых барельефов на фасаде здания.

 

По рекомендации Андреаса Шлютера ему в помощь в Россию были приглашены И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови, ранее работавшие с ним в Берлине. Архитектору Петром I поручалось в основном составление общих планов и проектов, по которым работали уже другие зодчие.

В Летнем саде по проектам Шлютера были созданы Большая оранжерея и Грот. Обе эти постройки до сего дня не сохранились.

Андреас Шлютер составлял проекты, по которым возводился дворцово-парковый ансамбль Петергофа, в частности дворец Монплезир. При построке Верхних палат (будущего Большого дворца) архитектор И. Браунштейн использовал проекты своего руководителя. Шлютер же занимался оформлением интерьеров во дворце Меншикова, строительством в Ораниенбауме, Кикиных палат в Санкт-Петербурге.

Андреас Шлютер является автором убранства знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе. Украшения стен из янтаря архитектор создал ещё работая в Германии для короля Фридриха I. В 1713 году Янтарную комнату увидел Пётр I, а в 1716 году она была подарена королём Фридрихом-Вильгельмом русскому царю.

Шлютер проработал в России всего год. Из-за тифа он умер 20 июня 1714 года. Похоронили архитектора на иноверческом кладбище близ Сампсониевского собора. Его могила до нашего времени не сохранилась.

Иоганн Фридрих Браунштейн

Годы жизни: XVIII век

Точные даты рождения и смерти Иоганна Фридриха Браунштейна не известны. Предполагается, что он родился в 1670-х годах в Германии, в Нюрнберге (или, по сведениям историка К. В. Малиновского во франконском городе Ансбах, неподалёку от Нюрнберга) [2? c/ 74]. Его отец был каменных дел мастером при дворе маркграфа Брандербург-Ансхахского Иоганна Браунштейна.

Точных сведений о том, где и как Браунштейн учился, также не сохранилось. До 1702 года он жил в родном городе, а затем, вероятно, переехал в Берлин. Некоторое время Иоганн Браунштейн работал скульптором-резчиком в Берлине у архитектора Андреаса Шлютера.

В 1714 году Шлютером Браунштейн был приглашён в Санкт-Петербург в качестве своего помощника. Он, вероятно, принимал участие в создании барельефов фасада Летнего дворца Петра I. После смерти своего наставника Браунштейн стал архитектором, вёл все его незавершённые проекты по оставленным чертежам и эскизам.

В 1714-1716 годах Браунштейн работал в основном в Петергофе. По общему замыслу Петра I и проектам Шлютера архитектор возводил Верхние палаты Большого дворца, дворец Монплезир. Браунштейн составил планы Нижнего парка и Верхнего сада, начал обустройство Большого грота с каскадами на склоне естественной террасы - будущего Большого каскада.

С 1716 года Браунштейн работал под началом Ж. Б. Леблона, назначенного в Санкт-Петербург генерал-архитектором. После смерти Леблона в 1719 году Браунштейн продолжил работу в Петергофе с учётом проектов французского зодчего. Таким образом, именно Браунштейн сформировал основу петергофского ансамбля. Он построил многие фонтаны, дворцы Монплезир, Марли и павильон Эрмитаж. Последние из них считаются самостоятельными произведениями Браунштейна, хотя составление их композиции приписывают и Леблону.

Иоганн Браунштейн участвовал в строительстве дворца Меншикова в Ораниенбауме, палат Екатерины I в Царском Селе. Им же были составлены проекты гавани Кронштадта и маяка. В Кронштадте же Браунштейн для Меншикова построил Итальянский дворец и дом. Кроме того, архитектором здесь было начато строительство дворца для Петра I. Таким образом, зодчий сформировал первоначальный парадный центр Кронштадта.

В 1725 году Иоганн Браунштейн был отстранён от работ в Петергофе. Кроме того, репутацию архитектора испортило его плохое обращение с русскими учениками, с которыми он обращался как с домашней прислугой. При Петре II Браунштейн был отправлен в отставку, 16 января 1728 года был уволен с российской службы. Через месяц он уехал на родину.

Жан Батист Леблон

Годы жизни: 1679 - 1719

Жан Батист Александр Леблон родился во Франции в 1679 году. На своей родине стал одним из самых известных специалистов в градостроительстве, архитектуре, садовопарковом хозяйстве. Вместе с архитектором Дювилье Леблон написал "Курс архитектуры", по которому училось много следующих поколений зодчих.

После победы русских войск над Шведами под Полтавой ничего не мешало мирному развитию Санкт-Петербурга. Поэтому Петром I было принято решение пригласить сюда уже не фортификатора, как Доменико Трезини, а одного из лучших строителей гражданской архитектуры.

В 1713 году в качестве главного распорядителя строительных работ в Петербург был приглашён немецкий архитектор Андреас Шлютер. Во время поездки по Лифляндии он заразился тифом и умер. Именно как замена Шлютеру и выступил Жан Батист Леблон. В конце 1715 года по указу Петра I в Париж на встречу с мастером отправился комиссар Адмиралтейства Конон Никитич Зотов, после чего Леблон приехал на работу в Россию. Архитектор прибыл в Петербург в августе 1716 года.

Пётр I Меншикову:

"Сей мастер из лучших и прямою диковинкою есть... К тому же не ленив, добрый и умный человек... И для того объяви всем архитекторам, чтобы все дела, которые вновь начинать будут, чтоб без его подписи на чертежах не строили, так же и старое, что можно ещё исправить" [Цит. по 1, с. 118].

Леблон сразу же был назначен генерал-архитектором Петербурга с подчинением ему всех работающих здесь архитекторов и инженеров. 10 августа 1716 года Меншиков доложил Петру I:

"В прошлой вторник то есть в 7 ден сего месяца прибыл сюда господин Леблон... А архитектам здешним оной ваш указ [о подчинении Леблону] всем объявлен, ис которых некоторые им довольны, а иным гораздо противен. А особливо господину Растрелию которой весма под ним быть не хочет и просит абшиту однакож я ево уговорил... А и с нево Леблонда воли снимать не будем. Прочие же архитекты подписали, что чинить будут по указу вашему" [Цит. по 3, с. 130].

Леблон привёз с собой группу инженеров и чертёжников, жили французы в своей слободе. Дома французов находились на Адмиралтейском острове, там где сейчас расположено здание Сената и Синода. Сам архитектор с сентября 1716 по январь 1718 года жил вместе с женой, сыном и прислугой в доме генерала Дюпре на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (Невский пр. 20).

Будучи генерал-архитектором, Леблон получал жалование в размере 5 000 рублей в год. Но из него архитектор был обязан выплачивать жалование приехавшим с ним помощникам.

В обязанности Леблона входило обучение русских мастеров. Именно Леблон и Трезини положили начало образованию в России мастеров архитектуры, столярного дела, скульпторов. По приезду в Петербург мастер тут же организовал более двадцати производственных заведений: литейные, лепные, гобеленные, слесарные, резные, шпалерные и другие.

Уже спустя два месяца после приезда в Петербург архитектор писал Петру I о повсеместных недостатках в строительстве, о несоблюдении требуемой царём регулярности застройки. Леблон не смог выстроить доверительных отношений к другими петербургскими архитекторами. Его частых упрёков, пусть даже и справедливых, не мог выносить даже приехавший с Леблоном в Россию резчик Пино.

Заказчиками знаменитого французского зодчего старались стать самые богатые петербуржцы. Леблон брался за работу несмотря на то, что было её у него очень много. Но именно его рукой был составлен проект дворца для адмирала Апраксина, пусть Леблон и не принимал участие в самом строительстве.

Часто вкусы француза не совпадали со вкусами его клиентов. Европеец предпочитал строгий декор интерьеров, тогда как русские богачи желали жить в роскоши, подчёркнутой позолотой и пышной лепниной. Леблон считал, что особняки должно ставить в глубине участков, дабы до их хозяев не доносился шум города. Но Пётр I требовал строить дома "единым фасадом", по красной линии улиц.

Леблон (первым в России) соорудил в Летнем дворце и в Монплезире водопровод и промывную канализацию. В Париже такое устроили лишь два года спустя. Он же ввёл в обиход в Петербурге "buffet" - специальный столик-шкаф для кухни. Если мода на новые туалеты в Петербурге не прижилась, то буфет стал популярен.

В 1717 году Леблон первым составил генеральный план развития Петербурга. Архитектор предложил перенести центр города на Васильевский остров, организовать на нём сеть каналов, обнести город укрепостной стеной. В жизнь фантазийный, оторванный от реальности план Леблона воплощён не был. Но некоторые идеи всё же были претворены в жизнь. Центр Петербурга был перемещён с Троицкой площади на стрелку Васильевского острова, начала формироваться система каналов.

Леблон принимал участие в составлении типового проекта жилого дома. 17 апреля 1717 года царь писал по этому поводу:

"Понеже по Леблоновым чертежам во всех полатных строениях а особливо в Питербурских домах окны зело велики, а шпации меж ими малы, чего для ему объявите, чтоб в жилых полатах конечно окны менше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не француской климат" [Цит. по 3, с. 133].

Будучи генерал-архитектором Леблон, сам того не хотя, стал соревноваться в величине полномочий с самим генерал-губернатором Петербурга Александром Даниловичем Меншиковым. Не понимая как надо строить отношения со всесильным губернатором, он потребовал назначить даты, по которым Меншиков был бы обязан приезжать в Канцелярию городовых дел. Меншиков в свою очередь оказывал архитектору всяческое невнимание и неприязнь. Так, уезжая в Европу, Пётр получил своему сподвижнику следить за работой по прокладке каналов на Васильевском острове. Работа была выполнена, но каналы оказались слишком узкими и мелкими, непригодными для применения. Казённые дома оказались потеснены частными, что противоречило главному проекту. На вопрос Петра: "Что же с этим делать?" генерал-архитектор ответил: "Ломать, государь, ломать и строить заново". Государь согласился, обвинив в неудаче Меншикова. А копать каналы заново оказалось слишком дорого. Эта история сделала ещё более напряженными отношения Меншикова с Леблоном [1, с. 122].

Кроме общего плана развития города Леблон разработал планировку Летнего и Екатерингофского садов. Вместе с Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых домов.

В 1718 году Леблон создал для Петербурга первый проект уличного масляного фонаря. Осенью того же года четыре таких фонаря были установлены около Зимнего дворца Петра I. К 1723 году благодаря работе генерал-полицмейстера Антона Девиера на улицах города было установлено 595 фонарей.

Жан Батист Леблон работал в Петергофе и Стрельне. Построил первый Петергофский дворец, перестроенный позже Ф. Б. Растрелли. Создал основы планировки фонтанного комплекса. В Стрельне архитектор создал проект дворца, но участия в строительстве не принимал.

Достоверных построек Леблона в Санкт-Петербурге не сохранилось. Умер Жан Батист Леблон 7 февраля 1719 года. Он был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора, где в то время хоронили большинство иностранцев.

Никола Микетти (итал. Nicola Michetti; 7 декабря 1675, Рим — 12 ноября 1759) — итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге. В 1719—1723 годах был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах.

Долгое время учился у Карло Фонтана, крупнейшего мастера римского барокко, работал у него помощником на строительстве базилики Святых Апостолов. После смерти Фонтана достраивал, спроектированный последним, большой комплекс «San Michele a Ripa» в Риме.

В числе самостоятельных проектов этого времени: не принятый проект для Фонтана Треви (1704 год; использован проект Никола Сальви), исполнил заказ на алтарь и отделку часовни Sacripante в церкви Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio в Риме, 1712 год.

В 1715 году Никола Микетти принял участие, вместе с Филиппо Юварра, Антонио Каневари и другими в конкурсе для сакристии Собора Святого Петра.

B тех же годах он построил часовню l’Oratorio della Dottrina Cristiana для церкви Санта Марии в Транспонтине (Traspontina) в Риме и капеллу Роспильози (Rospigliosi) в церкви Сан-Франческо-а-Рипа.

Между 1718 и 1723 годами Микетти работает в России, куда был приглашен царем Петром I в качестве придворного архитектора. Кологривов, которому Пётр поручил устроить в Риме первых русских пансионеров-архитекторов и велел, при случае, сыскать итальянца «поискуснее», прислал в 1718 году следующее письмо:

Всемилостивейший Государь. По указу вашего Величества Архитектора нанял, называется Николай Микети, которому было приказано (то есть поручено строить) здание святого Михаила, по смерти кавалера Фонтаны, однако же оной Архитектор Микети с фундаменту зачел быв товарищем с помянутым Фонтаною, какой величины и сколко покоев все наши знают кто был в риме, а паче вручено было ему то здание за ево искусство в механике ибо ради разных мануфактур художеств которыя делают в том доме нужны машины и мельницы, и кроме того что он доброй Архитектор и искусной в механике, пишет живописное гораздо нехудо, а паче перспективу, сколко мог о нем осведомился; спрашивал кардиналов, Сакрипаития И оттобония и оне не толко меня уверили о его добром состоянии но еще хотят донести вашему Величеству о его искусстве, и понеже он был Папской Архитектор в других (местах) здания строил с чего имел довольный доход того ради с великим трудом уговорился с ним за четыре тысячи Ефимков и дом свободной, чтоже умедлил по се поры договорится с ним, с великою трудностию жена склонилася чтобы он ехал, и по договоре не может прежде убратся шестаго надесяти числа апреля ибо многия монастыри и домы строил, и еще болше… Из Рима апреля 7 1718 Юрья Кологривов

Петергоф. Большой каскад           Большой (Константиновский) дворец

                                                         в Стрельне. арх. Микетти Фото 1921 года

Екатеринентальский дворец (Кадриорг) в Таллине.

По приезде в Петербург Микетти был обласкан Петром, а с 1719 года, после смерти Леблона, он занял положение, каким пользовался тот, и получал те же 5000 рублей, — которые на наши нынешние деньги составляли огромную сумму, — и был таким же главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его окрестностях.
Он оказал Петру много услуг по выписке из Италии различных художественных произведений, особенно мраморных статуй, которых надобно было множество для только что заведенных дворцов, парков и садов.

Прежде всего, ему поручают продолжить работы, начатые архитектором Леблоном: в Летнем саду он заканчивает Грот, который был в дальнейшем перестроен архитектором Росси в Кофейный домик, и оранжереи; в Петергофе он заканчивает Монплезир, продолжает Марли и строит Эрмитаж, с 1720 года начинает возводить дворец в Стрельне.

Из его построек одна сохранилась целиком, это — Екатеринентальский дворец (Кадриорг) в Ревеле, который он, впрочем, только начал, поручив его достраивать своему ученику Михаилу Земцову, так как сам был, как водится, завален петербургскими делами. Здесь он «ликвидировал» архитектурное наследство Леблона, оканчивая и изменяя то, что было им начато, и делая совершенно новые проекты для построек, оставшихся после Леблона только на бумаге.

Проект Екатеринентальского дворца был первым, который пришлось сделать Микетти. Он должен был засесть за него тотчас же по приезде из Италии, так как 22 июля Петр уже осматривает с ним в Ревеле место и «размеривает фундаменты». Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который её и довел до конца.

Его основные работы этих лет — парк и фонтаны в Петергофе около Санкт-Петербурга. В Петергофе сохранились выполненные по его проектам:

Большой каскад (Петергоф)

Вольер (Петергоф)

Фонтан «Пирамида»

Сноп (фонтан)

Солнце (фонтан)

Фонтан «Адам»

Фонтан «Ева»

Фонтан-шутиха «Диванчики»

Его проект монументального маяка на Черном Море никогда не был исполнен. Многие из его проектов русского периода хранятся сегодня в Эрмитаже.

В 1723 году Микетти взялся лично съездить по поручению царя на свою родину и отправился, взяв свыше трех тысяч рублей на первые расходы, но обратно не вернулся. Таким образом, Микетти пробыл в Петербурге, самое большое, пять лет.

Вернувшись в Рим, в 1725 году Микетти подключился к строительству части Академии Святого Луки и был назначен архитектором Апостольской Палаты (La Camera Apostolica) и Ордена Театинцев.

В последующие годы он выполняет один из его самых важных заказов, такой как перестройка Палаццо Колонна (1731—1735 годы). Дворец Колонна — один из самых обширных и великолепных в Риме. Микетти спроектирован корпус (Appartamenti nuovi) смотрящий на Piazza Apostoli с длинным низким фасадом с более высокими угловыми флигелями. Такая композиция фасада служит тому, чтобы не отнимать солнечный свет у остальных трёх корпусов дворца и затенять двор, который, возможно, является самым большим в Римн и который служил манежем. Также Микетти создал фасад на улицу della Pilotta. С этой стороны дворец связан 4 элегантными арками с садом виллы Колонна.

Кроме того, в этот период им исполнялись различные мелкие заказы и театральная сценография.

 

Земцов Михаил Григорьевич

Годы жизни: 1686 (1688) - 1743

Церковь святых Симеона и Анны

Точные место и дата рождения Михаила Григорьевича Земцова не известны. Считается, что он родился в 1686 или 1688 году. Вероятно, начальное образование он получил в Москве в школе при Оружейной палате.

Первые достоверные сведения о Михаиле Земцове относятся к 1709 году, когда он учился в Петербургской губернской канцелярии итальянскому языку. В 1710 году по указу Петра I способный юноша был отправлен на службу в Канцелярию городовых дел. Канцелярия тогда руководила возведением каменной крепости "Санкт-Петербург" и строительством вокруг неё города. Возглавлял её Доменико Трезини, при этом архитекторе Михаил Земцов получил возможность многому научиться.

Незаурядные способности Михаила Земцова были замечены Доменико Трезини, который часто даже оставлял своего ученика для работы с другими обучаемыми. Именно Трезини рекомендовал Земцова для поездки в Москву, когда в 1718 году начались работы в Московском Кремле и Китай-Городе. Руководителем строительства был назначен Михаил Земцов.

В 1719 году умер архитектор Г. И. Маттарнови, а в 1720 году - Ж. Б. Леблон. Их работу продолжал Н. Микетти. Итальянец оказался в сложном положении, так как прожил к тому времени в России всего год, плохо знал русский язык. В помощники ему был вызван из Москвы Михаил Земцов, так как мог не только оказывать поддержку в работе, но и быть переводчиком. После положительных отзывов итальянца о Земцове, русскому архитектору присвоили звание "архитектурии гезеля". После этого Земцов смог вести самостоятельную работу.

1721-й год Михаил Земцов провёл в Ревеле, где завершил своё первый самостоятельный проект - Ревельский дворец Екатерины I. Затем Пётр I отправил Земцова в Стокгольм. Сходство климатических условий в Швеции и в Санкт-Петербурге позволяло надеяться на то, что рецепт приготовления шведами штукатурки сможет применяться и в столице России. Изучением этого рецепта и занимался Михаил Земцов.

После отъезда Н. Микетти из России все его работы передают Земцову. С тех пор Михаил Григорьевич был занят в Санкт-Петербурге. Он возглавлял все работы, которые шли в петербургских и пригородных царских резиденциях. Земцов благоустраивал парк в Петергофе, работал над Большим Каскадом. Несмотря на все заслуги, архитектор долго оставался "архитектурии гезелем", то есть подмастерьем. Тогда считалось, что человек скромного происхождения обязан обходиться и скромным достатком.

Несмотря на постоянную занятость, Земцов находил время для подготовки новых специалистов. Известность Михаила Земцова как педагога была большой, его мастерская стала самой большой в Санкт-Петербурге. В 1724 году архитектору наконец-то официально присвоили звание архитектора.

После смерти Петра I основные работы при императорском дворе постепенно передаются Ф. Б. Растрелли. Работы Земцова для Анны Иоанновны ограничились Петергофом. В Петербурге с 1731 по 1734 год по его проекту строилась церковь Святых Симеона и Анны. Около трёх лет Земцов возглавлял строительство Александро-Невского монастыря.

В 1734 году умер Доменико Трезини. Земцову были переданы все его работы. В 1735 году он стал архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии, став таким образом фактически главным архитектором города. В 1741 году Земцов начал работу над своим главным проектом - каменным Троицким собором на Троицкой площади. Проект так и не был осуществлён. Одновременно с работой над проектом собора Земцов занимался и другими делами, например расквартировывал персидское посольство.

При Елизавете Петровне Земцов снова стал придворным архитектором. Ему было поручено провести реставрацию московских дворцов перед коронацией Елизаветы. По возвращению в Санкт-Петербург Михаилу Григорьевичу было поручено строительство Аничкова дворца. В то же время архитектор разработал план реконструкции дворца в Царском Селе.

Несмотря на огромную занятость, оплата труда Михаила Земцова долго не пересматривалась. К началу 1740-х годов он получал столько же, сколько и в 1724-м. Лишь незадолго до смерти архитектор получил чин подполковника.

Михаил Григорьевич Земцов умер 28 сентября 1743 года. Благодаря высочайшей работоспособности мастера, после его смерти ходили слухи, что его дела распределили между тринадцатью архитекторами, так этих дел оказалось много.

Еропкин Пётр Михайлович

Годы жизни:

1689 - 1740

 

Еропкин Пётр Михайлович

Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Несмотря на способности к рисованию, Петра Еропкина по обычаю определили на службу в армию. Но впоследствии, император Пётр I заметил способности молодого человека. В 1716 году юноша вошёл в группу студентов, отправляемых на обучение за границу.

Во время заграничной поездки Еропкин посетил Амстердам, затем отправился в Италию. Там он пол года жил в Ливорно, обучаясь итальянскому языку и собирая книги по архитектуре. По пути в Рим юноша посетил Венецию и Флоренцию. В Риме практикой молодого архитектора руководил зодчий Себастиан Чиприани. За границей молодые люди обучались архитектуре, рисованию, философии. Вероятно, во время стажировки студенты посетили ещё и Францию, так как впоследствии Еропкин свободно владел французским языком. Таким образом, Пётр Еропкин стал одним из первых русских архитекторов, получивших зарубежное образование.

В 1724 году Пётр Еропкин вернулся в Санкт-Петербург. Император высоко оценил полученные им навыки. Еропкин стал единственным русским зодчим, сразу же получившим звание архитектора и чина подполковника. В январе 1725 года зодчий стал полковником.

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов. Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Еропкин разработал первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции". Он же перевёл на русский язык труды Палладио, добавил к ним свои комментарии.

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Английской набережной, на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №4).

По инициативе кабинет-министра Артемия Волынского для развлечения Анны Иоанновны был создан Ледяной дом. Автором проекта этого дома выступил Пётр Еропкин. Здание использовалось для проведения "ледовой свадьбы" шутов императрицы.

Забота об императорском досуге не спасла Волынского от доноса и ареста. Его обвинили в заговоре и подготовке к государственному перевороту. Вместе с Волынским был арестован и Пётр Еропкин. Участников предполагаемого заговора казнили 27 июня 1740 года на Сытном рынке близ Петропавловской крепости. Тела казнённых захоронили около ограды Сампсониевского собора. Библиотека архитектора была передана Академии наук.

Ни одна из построек Петра Еропкина до наших дней не сохранилась. Однако строгая система улиц исторической части Санкт-Петербурга до сих пор хранит след его творчества.

Коробов Иван Кузьмич

Годы жизни: 1700 - 1747

Пантелеймоновская церковь

Иван Кузьмич Коробов родился в Москве в 1700 году в семье дворянина. В молодости он был отправлен за границу для обучения архитектуре, что стало его преимуществом перед многими современниками. С 1718 года Иван Коробов учился в Голландии у архитектора Шеинфурта. Кроме архитектуры он изучал гидротехнику, производство кораблей, выполнял их чертежи.

В 1727 году Иван Коробов прибыл в Санкт-Петербург. По прибытии он сразу получил чин архитектора и работу в Адмиралтейств-коллегии. Коробову было поручено перестраивать в камне обветшавшие деревянные постройки первого здания Адмиралтейства, а также переустройство всех принадлежащих Адмиралтейству территорий. Перестройку здания Адмиралтейства Иван Коробов завершил к 1738 году. Основой композиции нового строения стала 72-метровая башня с корабликом на шпиле. В 1728 году Коробов возводил эллинги в Галерной гавани.

Свободное время от всех этих работ Иван Коробов тратил на преподавательскую деятельность.

По проекту Ивана Коробова перестраивалась Партикулярная верфь на Фонтанке. Зодчий внёс много поправок в проект перестраиваемой здесь в 1734-1739 годах Н. Шумахером Пантелеймоновской церкви, поэтому архитектору приписывают авторство и этого здания.

В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили архитекторы Пётр Еропкин и Иван Коробов. Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с М. Г. Земцовым Иван Коробов закончил начатый П. М. Еропкиным трактат "Должность архитектурной экспедиции".

В 1741 году Коробовым был построен особняк П. Ф. Балка на Миллионной улице. В этом же году зодчий уехал в Москву, оставив в Санкт-Петербурге своего лучшего ученика С. И. Чевакинского. Чевакинский возглавил все его незавершённые работы. В Москве Коробов продолжал педагогическую деятельность. В его архитектурной школе обучались архитекторы Ухтомский и Кокоринов.

Иван Кузьмич Коробов умер в Москве в 1747 году.

Франческо Растрелли

Родился около 1700 года в Париже
дата и место смерти неизвестны (до 1771 года)

Граф Бартоломео Франческо Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; по-русски Франческо Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич Растрелли) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель "елизаветинского барокко". Сын обрусевшего итальянца, известного скульптора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744). Первоначальное профессиональное образование получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу. По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы Петровны. Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге. На пике слав<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...