Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектор Петербурга и царского Села

 

В 1817 году по проекту Стасова началось грандиозное строительство: на Марсовом поле возводили казармы Павловского полка. Параллельно зодчий работал над перестройкой соседнего Конюшенного двора. Вместе здания создали изящный архитектурный ансамбль, который к тому же сочетался с окружающими строениями. За выдающееся мастерство император пожаловал Стасову пожизненный пансион в 2000 рублей в год.

Деятельность в Петербурге Василий Стасов совмещал с работой в Царском Селе. Над его архитектурным обликом зодчий трудился с 1811 года — около 20 лет. Замыслы архитектора нашли воплощение в жилых кварталах Царского Села, парках и дворцовых интерьерах для императорской семьи.

В 1827 году архитектора назначили «членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту». В оформлении собора Стасов отразил победы русской армии в Русско-турецкой войне: украсил ограду церкви скованными цепью трофейными орудиями. Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора зодчий строил Троице-Измайловский собор, за который он получил орден Святого Станислава II степени.

В том же году к годовщине Бородинского сражения по проекту Стасова были заложены Нарвские триумфальные ворота. Но строительство надолго приостановилось: архитектор не мог согласовать с новым императором строительные материалы: то они были слишком дорогими, то не подходили по техническим характеристикам. В спорах прошло три года. За это время Василий Стасов составил проект восстановления Десятинной церкви в Киеве и построил дворец генерал-губернатора в Вильнюсе. Только в 1830 году император утвердил проект Нарвских ворот, через четыре года памятник был завершен.

Почти все постройки того времени в Санкт-Петербурге проходили под руководством и по планам Василия Стасова. Архитектор входил в Совет по строительству Исаакиевского собора, возводил комплекс зданий Смольного монастыря, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа; кроме того, он возглавлял строительство Ямского рынка, складов Инженерного департамента, перестройку здания Училища правоведения. В последние годы жизни зодчий контролировал строительство здания Нового Эрмитажа.

Василий Стасов умер в 1848 году. Похоронили архитектора в некрополе Александро-Невской лавры.

 

Основные творения:

· Спасо-Преображенский собор

· Троице-Измайловский собор

· Московские Триумфальные ворота

· Нарвские Триумфальные ворота

· Китайская деревня в Царском Селе

 

Карло Росси

1775, Италия — 1849, Санкт-Петербург

Если вы бывали в центре Санкт-Петербурга, то, конечно, вам доводилось видеть величественные архитектурные ансамбли центральных улиц и площадей, созданные гением русского архитектора итальянского происхождения Карло Росси. Остановились ли вы на площади Искусств или забрели на площадь Островского, оказались на Сенатской или Манежной, лежит ваш путь через Михайловскую или Инженерную улицу — везде вы видите его творения. Карло Росси не был обычным архитектором, он строил город, благоустраивая огромные территории, возводя дворцы и создавая парки, он думал о том, где будут ходить люди и ездить кареты, а потому смело чертил на планах города новые улицы, которые потом возникали в городе по росчерку его карандаша, словно по мановению волшебной палочки.

Где он родился, точно неизвестно, разные источники называют то Венецию, то Неаполь, но все сходятся на том, что в 1779 году он вместе с родителями — известными в Европе танцовщиками — оказался в Санкт-Петербурге, который стал его настоящим домом. С детских лет он учился у Винченцо Бренны — придворного архитектора наследника престола Павла Петровича (будущего императора Павла I), в 1795 — поступил учеником чертежника в Адмиралтейское ведомство, в 1796 — официально стал помощником Бренны в строительстве Павловска и Гатчины.

В начале XIX века Александр I, благосклонно отнесшийся к юному дарованию, разрешил Росси двухлетнюю поездку в Европу для завершения образования. Вернувшись в Россию, в 1806 году Росси получает звание архитектора, а в 1808 — его включают в группу специалистов, которые занимаются ремонтом и реставрацией Кремля и других правительственных зданий в Москве и провинциях.

В 1814 году Росси возвращается в столицу на Неве, а с 1816 становится главным архитектором комитета по делам строений и гидравлических работ, которым руководит один из выдающихся инженеров того времени Августин Бетанкур (к слову, именно он посоветовал Александру I Огюста Монферрана, тоже работавшего в его комитете, в качестве архитектора Исаакиевского собора). Его работы в комитете начинаются с реконструкции Аничкова дворца, положившей начало грандиозным работам по перепланировке центра Санкт-Петербурга.

Следующей работой Росси становится возведение здания Главного штаба (1819-1829) с грандиозной триумфальной аркой, соединяющей два полукруглых крыла величественного здания, при этом он блестяще решил задачу создания парадного въезда на Дворцовую площадь, поменяв направление Большой Морской улицы и выведя её под Арку Главного штаба так, чтобы из неё открывался вид на централный въезд в Зимний дворец (не стоит забывать, что в то время Александровской колонны в центре площади ещё не было; кстати сказать, идея возведения колонны принадлежит тоже Росси, хотя работы по её созданию и были возложены на Огюста Монферрана, как на архитектора, имеющего после строительства Исаакиевского собора огромный опыт в установлении гигантских монолитных колонн).

Одновременно с работами по строительству Главного штаба Росси занимается созданием ещё двух дворцово-парковых ансамблей: Ансамбля Елагина острова (1818-1822) и ансамбля Михайловского дворца (1819-1825), строившегося для младшего сына императора Павла I Михаила.

В 1829-1834 годах Росси занимается оформлением Сенатской площади и возводит на ней два дворца: Сената и Синода, соединенные, как и в случае с Дворцовой площадью, аркой, под которой и сегодня проходит Галерная улица.

Следующая значительная работа Карло Росси — создание ансамбля Александринского театра (1828-1834), благоустройство огромной территории, застроенной в едином архитектурном стиле. Именно здесь, за зданием театра он проложил одну из самых красивых улиц в мире (изначально названную Театральной, а сегодня она носит имя своего создателя — Зодчего Росси), на этой улице находится лишь два дома, но её пропорции совершенны: 22 метра высота домов и ширина улицы и ровно в десять раз больше (то есть 220 метров) — её длина. С одной стороны улицу «замыкает» один из фасадов Александринского театра, с другой — небольшая Чернышевская площадь (по названию моста, перекинутого рядом с ней через Фонтанку), сегодня носящая имя Ломоносова.

С начала тридцатых годов Росси работает все меньше — сказываются происки завистников, ему все реже поручают масштабные работы, умирает он в полном забвении в 1849 году. Похоронили Карла Ивановича Росси на Волковском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга, а после революции перезахоронили в Александро-Невской лавре, в некрополе XVIII века. Его могила находится совсем рядом с могилой жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны Ланской.

Архитектора давно нет в живых, однако его творения и сегодня поражают нас своей строгой гармоничностью и сдержанным великолепием.

А рхитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» — Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры. Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного России в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.
В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.

Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.

Во время работы над ансамблем Елагина острова Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.

На территории острова зодчий, помимо дворца, возвел павильон на пристани, кухонный флигель, оранжереи, конюшенный корпус. Дворцовый парк был открыт для посещения «хорошо одетой публики», и Росси построил в нем музыкальный павильон, где по праздникам играл оркестр.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

В 1819 году младшему брату императора Александра I, Михаилу, исполнился 21 год. На строительство дворца для великого князя выделили 9 миллионов рублей — и Александр I поручил его Росси. Архитектор планировал проложить от Невы новую дорогу и открыть на дворец вид с набережной. Росси впервые не реконструировал чье-то здание и даже не был обязан «ставить» свой проект на чей-то фундамент — он начал самостоятельно формировать городское пространство. Для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки он проложил еще одну улицу — Инженерную. Территории Михайловского дворца и Михайловского замка, на строительстве которого Росси работал с Винченцо Бренной, разделила Садовая улица. Работа над самим дворцом длилась шесть лет. Комиссия торопила архитектора — принципиальный Росси в ответ писал гневные письма. Требования комиссии переходили границы разумного: например, двум живописцам поручалось за полтора месяца расписать потолки во всех залах дворца, длина которого составляла 105 метров.

Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...