Методы финансирования рисков и их особенности
Финансирование рисков подразумевает покрытие убытков, возникающих вследствие наступления рисковой ситуации. Существующие на данный момент методы позволяют выбрать один из следующих источников средств: 1) Метод покрытия убытка из текущего дохода используется достаточно часто, т. к. в большинстве случаев суммы ущербов невелики, и компания самостоятельно справляется с ними. Однако следует учитывать финансовое и экономическое состояние предприятия на момент реализации риска.Для определения целесообразности применения этого метода следует точно рассчитать пороговое значение ущерба, превышение которого ведет к отказу от данного метода. 2) Покрытие убытка из резервов: предполагается, что на предприятии создаются резервные фонды, специально предназначенные для покрытия убытков от реализации рисков.Определенную сложность составляет определение размера резервов. Слишком малый размер не позволит в достаточной мере обеспечить защиту от риска, а слишком высокий вызовет отвлечение неоправданно больших сумм из оборота компании. 3) Покрытие убытка за счет использования займа используется, если фирма может рассчитывать на получение кредита.Но при крупных размерах убытка кредитная организация может отказать в предоставлении средств. Даже если кредит все-таки предоставлен, остается риск, что условия возврата будут очень жесткими в силу оценки кредитором риска невозврата. 4) Покрытие убытка на основе самострахования. Суть здесь заключается в том, что организация создает страховые фонды, предназначенные для покрытия убытков. Метод самострахования применяется в условиях наличия большого числа однородных рисков. Пороговые значения вероятного ущерба рассчитываются на основе данных о финансовых возможностях группы предприятий в целом. 5) Покрытие убытка на основе страхования. Здесь ответственность за возмещение возможного ущерба передается страховой компании. Причем возмещение ущерба может быть переложено как частично, так и полностью. 6) Покрытие убытка на основе нестрахового пула. Пулом может выступать специальный фонд взаимопомощи, созданный объединением предпринимателей. В данном случае участие фирмы в возмещении ущерба снижается за счет софинансирования. 7) Покрытие ущерба за счет передачи ответственности на основе договора. В данном случае финансирование ущерба передается другому субъекту на основе заключенного договора (хеджирование). Суть хеджирования сводится к ограничению прибылей и убытков, возникающих вследствие изменения цен на товары, курсов валют и т.д. 8) Покрытие убытка на основе поддержки государственных органов. Здесь часть возмещения ущерба от реализации риска ложится на государственные или муниципальные органы. Очевидно, что применение данного метода зависит от возможности привлечения подобной поддержки. 9) Покрытие убытка на основе спонсорства предполагает снижение риска за счет привлечения спонсора. На использование этого инструмента сложно рассчитывать до возникновения ущерба.
Технология управления рисками Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:
Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что мы рассматриваем здесь представленные как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать. Необходимо перейти в управлении риском к интегрированному подходу, в котором средства и методы совместно используются на всем предприятии, а в управлении компанией есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный подход - это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности. Планирование в системе риск- менеджмента Планирование и создание системы управления рисками должно быть обосновано исходя из масштабов самой компании, реализующей инвестиционный проект, частоты реализации проектов и объема средств, затрачиваемых на реализацию. При этом необходимо отметить, что, говоря о планировании процесса управления рисками, речь идет о комплексном подходе к оценке рисков, а главное о разработке мероприятий для минимизации негативных последствий от факторов риска. План управления рисками должен содержать описание структуры процесса, методологию идентификации рисков, их качественный и количественный анализ, а также выработку рекомендаций по возможным способам и методам выявленных рисков. Компания, не относящаяся к кредитным организациям не обязана создавать комплексную систему оценки рисков. При этом наличие данной системы в нефинансовой организации, во-первых, увеличит инвестиционную привлекательность данной компании, так как снизит рискованность операций с данным контрагентом за счет улучшения качества корпоративного управления, во-вторых, эффективность деятельности компании может быть повышена за счет адекватно построенной системы оценки рисков и использования механизмов своевременного их предотвращения и минимизации.
Рассмотрим основные пункты, которые целесообразно включить в план по управлению рисками: 1. Методологическая база. Предполагает создание и определение методов подходов и процедур к управлению рисками, источники данных, которые могут быть задействованы в указанном процессе, обосновывается уместность использования соответствующих методов управления рисками. 2. Координация, ответственность и контроль лиц, осуществляющих управление риском. Указывается процедура взаимодействия подразделений организации, а также их ответственность. 3. Уточнение процедур, входящих в мониторинг рисков, их периодичность. Определяются процедуры, используемые для периодического мониторинга рисков, выделяются индикаторы, которые могут свидетельствовать об увеличении/снижении рискованности инвестиций. 4. Определение совокупного риска, который может принять на себя организация. 5. Отчетность подразделения, ответственного за оценку рисков. Унификация документооборота между подразделениями и донесения информации до руководства организации. При оценке рисков проекта необходимо учитывать и такой субъективный фактор как склонность к риску. Управление рисками находится в обратной зависимости от уровня принятия риска участниками реализации проекта. Чем выше толерантность к риску участников проекта, тем меньше будут использоваться дополнительные инструменты минимизации рисков, как, например, страхование, хеджирование и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|