Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая значимость исследования.




НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

13. 00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(дошкольное образование)

 

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Л.В. Коломийченко

 

Екатеринбург 2012

Оглавление:

Введение……………………………………………….……………….…..  
Глава 1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста…………………..    
1.1 Сущность и основные характеристики толерантности как интегративного личностного образования………………………………..  
1.2 Психолого-педагогические аспекты полоролевой социализации и полового воспитания детей дошкольного возраста……  
1.3 Педагогический смысл и воспитательные возможности народной культуры в личностном развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..    
Выводы по главе 1………………………………………………………..  
Глава 2. Экспериментальная апробация возможности использования народной культуры в процессе становления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………………………….    
2.1 Организация опытно-поисковой работы. Анализ и интерпретация результатов начальной диагностики по определению уровня сформированности гендерной толерантности детей контрольной и экспериментальной групп ……………………………..  
2.2 Теоретические основания, организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой деятельности……………….  
2.3 Изучение эффективности проведенной работы: анализ и интерпретация результатов итоговой диагностики ……………………  
Выводы по главе 2………………………………………………………..  
Заключение…………………………………………………………………  
Библиографический список…………………………………………….  
Приложения………………………………………………………………...  

Введение

Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом дошкольное образование, являющееся начальной ступенью общего психического и социального развития личности. Среди многих проблем его организации особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности.

Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур. В данной ситуации феномен толерантности рассматривается не как отстраненная от жизненных реалий абстрактная философская категория, а как важнейшее условие выживания и развития цивилизаций, глубинного конструктивного взаимодействия различных социальных общностей, как доминирующая общечеловеческая ценность.

В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года» и др.).

В статье 2 закона Российской Федерации «Об образовании» прописываются принципы, на которых строится государственная политика в области образования, одним из них является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, … уважения к правам и свободам человека…» [51].В соответствии с «Декларацией принципов толерантности» в 2001 году была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005годы)» [168].

Толерантность как сложное личностное образование многоаспектно. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. И, не смотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, то есть гендерная толерантность, остаются мало изучены в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно состоятельный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры.

Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не изучался в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью коренных преобразований в современной жизни общества, определяющих в качестве доминирующей ценности понимающее, принимающее и уважительное отношение ко всему иному. При всем многообразии социальных связей человека с миром, проявления «иного» имеют место в разных сферах субъект-субъектных взаимоотношений и отражаются в специфике национальной, религиозной, нравственно-этической и других видах социальной культуры. Эти проявления являются предметом фундаментального научного поиска в области национальной, конфессиональной, межличностной толерантности. Вместе с тем, проблемы определения сущностных характеристик и путей формирования гендерной толерантности, имеющие однозначную актуальность в условиях современной феминизации мужчин и маскулинизации женщин, возникающие в предельных границах психосексуальной культуры общества, остаются малоизученными в контексте гуманитарных, в том числе – педагогических, наук.

Актуальность работы на научно-теоретическом уровне подтверждается неоднозначностью подходов к определению сущностных оснований феномена «гендерная толерантность» в современной ситуации полипарадигмального исследовательского пространства, расхождениями между результатами теоретического и экспериментального поиска по данному направлению в области разных наук о человеке, игнорирования методологических посылок научного знания в решении частных задач прикладного порядка.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с низким уровнем разработки технологического инструментария, обеспечивающего формирования гендерной толерантности в разные периоды взросления подрастающего человека, с невостребованностью в этом процессе воспитательного потенциала педагогических средств, в том числе народной культуры, поскольку именно в ней прежде всего обозначаются критерии социокультурных оснований во взаимоотношениях между людьми разного пола.

С целью практического подтверждения актуальности исследуемой проблемы мы провели анкетирование воспитателей детских садов, наблюдение за их работой, анализ планов педагогической деятельности, которое показало, что педагоги имеют низкий уровень профессиональной и социокультурной компетентности в вопросах полового воспитания, затрудняются в определении генезиса полоролевой социализации, в понимании сензитивности старшего дошкольного возраста по отношению к формированию гендерной толерантности, в осознании воспитательного потенциала народной культуры в данном процессе. Причины этого предположительно состоят в следующем: «противодействии» половому воспитанию в связи с несформированностью категориального аппарата и соответственно недопонимания его сущностных характеристик, сводимых зачастую к сексуальному просвещению; инертностью педагогов ДОУ в реализации инновационных программам и технологий (в связи с чем передовой опыт полового воспитания недостаточно реализуется на практике); слабой изученности и низком уровне прикладного использования различных средств полового воспитания.

Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам полового воспитания позволил выявить ряд противоречий разного уровня.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях гендерной культуры и нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного пола;

- признанием народной культуры как содержательного компонента полоролевой социализации и низким уровнем реализации ее воспитательного потенциала в формировании гендерной толерантности.

На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему «иному» в условиях кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования гендерной толерантности;

- фундаментальным научным потенциалом по проблемам полового воспитания (в частности – формирования гендерной толерантности как одного из его результатов) и ограниченным арсеналом средств практического решения задач полоролевой социализации.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между:

- возможностью формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе.

-высоким воспитательным потенциалом народной культуры в общем контексте личностного развития и отсутствием технологических оснований ее применения в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий определила проблему исследования: Как народная культура может быть использована в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола, универсальность воспитательного потенциала социокультурных ценностей, сензитивность возрастного периода в контексте полоролевой социализации определили выбор темы исследования «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

В исследовании введены ограничения:

- в условиях полипарадигмального образовательного пространства существует терминологическая неопределенность понятия «формирование»; мы рассматриваем его как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности;

- в соответствии с генезисом полоролевой социализации возможности формирования гендерной толерантности обнаруживаются в периоде 6-7 лет, что послужило основанием определения контингента исследования в границах данного возрастного периода;

- в воспитательном процессе используются лишь те элементы народной культуры, в которых находят отражение гендерные социокультурные ценности (народные сказки, былины, малые формы фольклора, народные игры, труд, ремесла, костюм).

Цель исследования: теоретическое обоснование и исследование возможности использования народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: педагогический процесс формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитательные возможности народной культуры в формировании гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Контингент исследования: дети 6-7 лет.

Гипотеза исследования: дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования гендерной толерантности; вместе с тем, теория и практика дошкольного образования свидетельствует о недостаточном использовании в данном направлении различных средств воспитания; народная культура может являться средством формирования гендерной толерантности при соблюдении следующих условий:

- терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования;

- разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования;

- качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности;

- целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период;

- разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности в процессе приобщения детей к народной культуре

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить содержательную характеристику основных параметров (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить и сравнить уровень сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и результативном этапах опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщение и интерпретацию полученных результатов.

5. Разработать модель формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, проект использования народной культуры в этом процессе, осуществить его экспериментальную апробацию.

Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические основы полового воспитания разрабатывались в исследованиях в области философии, социологии, психологии и педагогики:

- исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.И.Кагана, И.С.Кона, Т.А.Репиной, И.В.Грошева, И.С.Клециной, М.Я.Басова, Т.М.Титаренко, Л.А.Арутюновой, Л.В.Градусовой, М.В. Маловой, Н.Е. Татаринцевой, Л.В.Коломийченко, Л.В. Трубайчук по концептуальным основам проблемы воспитания детей разного пола и идеи сензитивности старшего дошкольного возраста к становлению гендерной идентичности и психологических характеристик пола;

- работы С.Н. Артановского, М.И. Богомоловой, Е.В. Новиковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Любимовой, Н.Г. Волкова, З.В, Сикевич по проблемам приобщения детей к народной культуре;

- исследования И.С. Кона, В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, Е.А.Конышевой, Л.В.Коломийченко, О. В. Прозументик, Ф.С. Махова по особенностям поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста.

Отдельные аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста представлены в ряде отечественных исследований:

- психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении культуры (Л.И.Божович, Г.Н.Волков, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);

- воспитание детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации (Л.А.Арутюнова, М.И.Богомолова, Р.С.Буре, А.М. Виноградова, Л.В.Градусова, О.В.Дыбина, Н.К. Ледовских, Л.В.Коломийченко, Е.А.Конышева, О.А. Овсянникова, М.А.Радзивилова, Т.А.Репина, И.Н.Евтушенко и др.);

- воспитательные возможности народной культуры в процессе полового воспитания (Н.Е. Татринцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко, Е.В. Попова, С.Д. Кириенко и др.)

Однако до сих пор остается мало разработаны проблемы, связанные с изучением гендерной толерантности, как об одном из показателей успешной полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, о воспитательных возможностях разных педагогических средств в процессе ее формирования.

Методологической основой исследования явились:

- философское понимание ценности культуры и традиций, как источников образования личности, в том числе, в условиях дошкольного образования (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.И.Гессен, Л.В.Коломийченко, М.С.Каган, Р.М.Чумичева К.Юнг, О. Вайнингер, А.Клизовский и др.);

- теория андрогонии, определяющая бисексуальность человека (О. Вайнингер, А.Клизовский, К. Юнг, С.Бем и др.);

- положения о самоценности личности, обеспечении условий для ее саморазвития в культурологическом пространстве образования (Е.В.Бондаревская, М.С.Каган, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.);

- подходы: системный (В.А.Сластенин, Г.Н.Сериков, А.И.Ракитов и др.); личностно-ориентированный (С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.И.Слободчиков, А.В. Петровский, Е.В. Бондаревская О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); культурологический (В.С. Библер, Е.В.Бондаревская, Л.В.Коломийченко, И.С.Кон и др.); деятельностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Теоретической основой исследования явились:

· концепции личностно-ориентированного образования, определяющего личность ребенка как высшую ценность (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); детства как сензитивного периода развития личности и социокультурного опыта детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.А.Козлова, В.Т.Кудрявцев, Е.Н.Сорочинская, Д.И.Фельдштейн и др.);

· теории дошкольного образования, определившие сензитивные периоды дошкольного возраста и оптимальные условия гармоничного развития личности (Н.Е.Веракса, А.Г.Гогоберидзе, О.М.Дьяченко, М.В.Корепанова, И.Э.Куликовская, В.И.Логинова, Л.В.Трубайчук и др.), воспитания и социализации (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Л.В.Коломийченко, Т.Н.Таранова и др.);

· теоретические идеи полоролевого воспитания, определившие необходимость учета в воспитании личности полоролевой дифференциации (В.В.Абраменкова, В.Е.Каган); полоролевой социализации как предпосылки вхождения ребенка в социум (Л.В.Коломийченко, М.А.Радзивилова, Л.И.Столярчук); воспитания мальчиков и девочек на основе использования народных традиций (Т.Ю.Абаева, Л.А.Арутюнова, Н.Е. Татаринцева).

Методы исследования: феноменологический и ретроспективный анализ философской, психологической и педагогической литературы; проективно-экспериментальные методы (проектирование и моделирование педагогических объектов, экспериментальные занятия); диагностические (беседа, социометрия, наблюдение, чтение художественной литературы и др.); эмпирические методы (анализ программ дошкольного образования); методы сбора, обработки и представления результатов опытно-экспериментальной работы, методы математической статистики (φ – угловое преобразование Фишера).

Этапы исследования:

первый этап (2008-2009 гг.): теоретическое осмысление и определение на основе анализа литературы методологического аппарата исследования; выделение показателей и критериев гендерной толерантности;

второй этап (2009-2012гг.): разработка диагностического инструментария, направленного на выявление когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гендерной толерантности; подбор содержания формирующего этапа эксперимента; осуществление опытно-поисковой работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной культурой;

третий этап (2012 г.): анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведенной экспериментальной работы; формулирование выводов; оформление работы.

База исследования. В эксперименте участвовало 120 детей 6-7 лет из дошкольных образовательных учреждений г. Перми (МБДОУ «ЦРР – д/с №411» г.Перми и МБДОУ «Д/с №295» г.Перми).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: опорой на современные достижения философской, социологической, психологической и педагогической наук; применением методов, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; наличием многообразной фактологической базы, представленной как реальной практикой, так и научно-методической литературой; использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования; положительной динамикой уровней сформированности гендерной толерантности в условиях опытно-поисковой работы.

Научная новизна.

1. В диссертации уточнено понятие гендерной толерантности по отношению к периоду дошкольного детства. Оно рассматривается в нашем исследовании как сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях людей разного пола (внешний вид, личностные качества, сферы деятельности) и способах проявления толерантного отношения; наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола, в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

2. На основе теоретических изысканий и поисковой деятельности доказана возможность формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста как сложного личностного образования, являющегося важнейшим достижением генезиса полоролевой социализации в дошкольном детстве. Впервые гендерная толерантность рассматривается как итоговый, кульминационный этап полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

3. В исследовании дополнены и конкретизированы основные параметры (компоненты, показатели, критерии) сформированности гендерной толерантности как сложного личностного образования детей старшего дошкольного возраста по основным сферам личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой.

4. В процессе проведения исследования модифицирован и апробирован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с показателями разных сфер личностного развития.

5. Впервые в дошкольном возрасте обоснована и опытно-экспериментальным путем доказана возможность использования народной культуры как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста и определены те ее элементы, которые отражают не только специфику традиционно сложившихся стереотипных форм поведения людей разного пола, но и нестандартность их проявлений в разных жизненных ситуациях.

Теоретическая значимость исследования.

1. На основе феноменологического, ретроспективного и системного анализа конкретизированы сущностные характеристики понятия «гендерная толерантность», определены основные позиции ее изучения в генезисе научных изысканий по проблемам полоролевой социализации.

2. Теоретические основы педагогики обогащены понятийно-теоретическим аппаратом в рамках полового воспитания детей дошкольного возраста.

3. Подтвержден и обогащен воспитательный потенциал народной культуры в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста, определены его воспитательные в формировании гендерной толерантности.

4. Обоснована сензитивность возрастных границ (6-7лет) в становлении гендерной толерантности как кульминационного периода полоролевой социализации детей дошкольного возраста

5. Конкретизирован диагностический инструментарий оценки уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными компонентами, показателями и критериями.

6. Разработана модель педагогического процесса, направленного на формирование гендерной толерантности посредством народной культуры.

7. Теория дошкольного воспитания дополнена представлениями о воспитательных возможностях народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности.

Практическая значимость исследования:

1. В соответствии с выделенными компонентами и показателями определены уровни сформированности гендерной толерантности в старшем дошкольном возрасте, апробирован диагностический инструментарий по ее изучению.

2. В соответствии с целью исследования осуществлен подбор и модификация элементов народной культуры, отражающих варианты проявления традиционных гендерных ориентиров; разработан и апробирован проект формирования гендерной толерантности детей 6-7 лет посредством народной культуры.

3. В соответствии с программой подготовки бакалавров и магистров по специальностям 050100.62 «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», 050100.68 «Педагогическое образование» разработан и апробирован спецкурс для студентов высших учебных заведений в соответствии с социальным заказом и потребностью в обогащении профессиональной компетентности педагогов детских садов, разработана программа курсов повышения квалификации по актуальным проблемам полового воспитания детей дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гендерная толерантность является важнейшим новообразованием в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства. Она представляет собой сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола, о способах проявления толерантного отношения; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола.

2. Формирование гендерной толерантности осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, в ходе специально организованного процесса, включающего программно-целевой, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Программно-целевой компонент основывается на содержании народной культуры, отражающем специфику межполовых взаимоотношений, различные элементы которой доступны восприятию и освоению детьми дошкольного возраста. Технологический компонент связан с многообразием форм и методов использования народной культуры как средства гендерной толерантности, последовательность которых предопределяется генезисом полоролевой социализации: от первичного освоения – к интериоризации социокультурных ценностей в разных видах деятельности – и от нее к – культуротворчеству.

3. Народная культура является одним из средств формирования гендерной толерантности в период дошкольного детства, что объясняется рядом ее существенных особенностей: включенности элементов гендерной культуры в культуру традиционную, из созвучности, возможности их вариативного применения в разных жизненных ситуациях, близости ценностей народной культуры полоролевому витагенному опыту детей.

4. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности. Отслеживание результатов данного процесса в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации по различным элементам народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере – исследование интересов и потребностей во взаимодействии с представителями своего и противоположного пола, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере – отслеживание специфики межполовых отношений, адекватных ценностям традиционной культуры и возможным вариантам их проявления.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись параллельно с его ходом на всех этапах. Теоретические положения и прикладные аспекты работы были представлены на конференциях международного, федерального и регионального уровней в городах Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Санкт-Петербург. По материалам опытно-экспериментальной работы организовывались курсы повышения квалификации работников дошкольного образования.

Результаты экспериментальной работы включены в содержание учебных лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров для студентов факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Возможность практического внедрения результатов обеспечивается публикациями автора в центральных журналах («Воспитатель ДОУ»), в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 10 работ, из них – 3 работы в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.

Структура диссертации и ее объем. Диссертация включает в себя введение, две главы, список литературы, заключение и приложения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...