Теоретическая значимость исследования.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13. 00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.В. Коломийченко
Екатеринбург 2012 Оглавление:
Введение
Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом дошкольное образование, являющееся начальной ступенью общего психического и социального развития личности. Среди многих проблем его организации особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности. Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур. В данной ситуации феномен толерантности рассматривается не как отстраненная от жизненных реалий абстрактная философская категория, а как важнейшее условие выживания и развития цивилизаций, глубинного конструктивного взаимодействия различных социальных общностей, как доминирующая общечеловеческая ценность. В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года» и др.).
В статье 2 закона Российской Федерации «Об образовании» прописываются принципы, на которых строится государственная политика в области образования, одним из них является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, … уважения к правам и свободам человека…» [51].В соответствии с «Декларацией принципов толерантности» в 2001 году была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005годы)» [168]. Толерантность как сложное личностное образование многоаспектно. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. И, не смотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, то есть гендерная толерантность, остаются мало изучены в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде. Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно состоятельный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры.
Среди многих средств, обеспечивающих своевременное и качественное развитие человека в период дошкольного детства, особое место занимает народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не изучался в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью коренных преобразований в современной жизни общества, определяющих в качестве доминирующей ценности понимающее, принимающее и уважительное отношение ко всему иному. При всем многообразии социальных связей человека с миром, проявления «иного» имеют место в разных сферах субъект-субъектных взаимоотношений и отражаются в специфике национальной, религиозной, нравственно-этической и других видах социальной культуры. Эти проявления являются предметом фундаментального научного поиска в области национальной, конфессиональной, межличностной толерантности. Вместе с тем, проблемы определения сущностных характеристик и путей формирования гендерной толерантности, имеющие однозначную актуальность в условиях современной феминизации мужчин и маскулинизации женщин, возникающие в предельных границах психосексуальной культуры общества, остаются малоизученными в контексте гуманитарных, в том числе – педагогических, наук. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне подтверждается неоднозначностью подходов к определению сущностных оснований феномена «гендерная толерантность» в современной ситуации полипарадигмального исследовательского пространства, расхождениями между результатами теоретического и экспериментального поиска по данному направлению в области разных наук о человеке, игнорирования методологических посылок научного знания в решении частных задач прикладного порядка.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с низким уровнем разработки технологического инструментария, обеспечивающего формирования гендерной толерантности в разные периоды взросления подрастающего человека, с невостребованностью в этом процессе воспитательного потенциала педагогических средств, в том числе народной культуры, поскольку именно в ней прежде всего обозначаются критерии социокультурных оснований во взаимоотношениях между людьми разного пола. С целью практического подтверждения актуальности исследуемой проблемы мы провели анкетирование воспитателей детских садов, наблюдение за их работой, анализ планов педагогической деятельности, которое показало, что педагоги имеют низкий уровень профессиональной и социокультурной компетентности в вопросах полового воспитания, затрудняются в определении генезиса полоролевой социализации, в понимании сензитивности старшего дошкольного возраста по отношению к формированию гендерной толерантности, в осознании воспитательного потенциала народной культуры в данном процессе. Причины этого предположительно состоят в следующем: «противодействии» половому воспитанию в связи с несформированностью категориального аппарата и соответственно недопонимания его сущностных характеристик, сводимых зачастую к сексуальному просвещению; инертностью педагогов ДОУ в реализации инновационных программам и технологий (в связи с чем передовой опыт полового воспитания недостаточно реализуется на практике); слабой изученности и низком уровне прикладного использования различных средств полового воспитания. Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам полового воспитания позволил выявить ряд противоречий разного уровня. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между: - социально обусловленной потребностью общества в воспитании подрастающего поколения в лучших традициях гендерной культуры и нивелированием ценностей толерантных отношений между людьми разного пола; - признанием народной культуры как содержательного компонента полоролевой социализации и низким уровнем реализации ее воспитательного потенциала в формировании гендерной толерантности.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между: - необходимостью принимающих, понимающих и уважительных отношений ко всему «иному» в условиях кризисного социального пространства и недостаточной теоретической базой образовательных систем в области формирования гендерной толерантности; - фундаментальным научным потенциалом по проблемам полового воспитания (в частности – формирования гендерной толерантности как одного из его результатов) и ограниченным арсеналом средств практического решения задач полоролевой социализации. На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между: - возможностью формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений в связи с сензитивностью данного возрастного периода и отсутствием программно-целевых ориентиров в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития, малой эффективностью, недостаточностью средств, используемых в этом процессе. -высоким воспитательным потенциалом народной культуры в общем контексте личностного развития и отсутствием технологических оснований ее применения в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость разрешения обозначенных противоречий определила проблему исследования: Как народная культура может быть использована в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста? Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола, универсальность воспитательного потенциала социокультурных ценностей, сензитивность возрастного периода в контексте полоролевой социализации определили выбор темы исследования «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста». В исследовании введены ограничения: - в условиях полипарадигмального образовательного пространства существует терминологическая неопределенность понятия «формирование»; мы рассматриваем его как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности; - в соответствии с генезисом полоролевой социализации возможности формирования гендерной толерантности обнаруживаются в периоде 6-7 лет, что послужило основанием определения контингента исследования в границах данного возрастного периода; - в воспитательном процессе используются лишь те элементы народной культуры, в которых находят отражение гендерные социокультурные ценности (народные сказки, былины, малые формы фольклора, народные игры, труд, ремесла, костюм). Цель исследования: теоретическое обоснование и исследование возможности использования народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: педагогический процесс формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: воспитательные возможности народной культуры в формировании гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Контингент исследования: дети 6-7 лет. Гипотеза исследования: дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования гендерной толерантности; вместе с тем, теория и практика дошкольного образования свидетельствует о недостаточном использовании в данном направлении различных средств воспитания; народная культура может являться средством формирования гендерной толерантности при соблюдении следующих условий: - терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования; - разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования; - качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности; - целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период; - разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности в процессе приобщения детей к народной культуре Задачи исследования: 1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить содержательную характеристику основных параметров (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. 3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. 4. Выявить и сравнить уровень сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и результативном этапах опытно-поисковой работы, осуществить анализ, обобщение и интерпретацию полученных результатов. 5. Разработать модель формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, проект использования народной культуры в этом процессе, осуществить его экспериментальную апробацию. Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические основы полового воспитания разрабатывались в исследованиях в области философии, социологии, психологии и педагогики: - исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.И.Кагана, И.С.Кона, Т.А.Репиной, И.В.Грошева, И.С.Клециной, М.Я.Басова, Т.М.Титаренко, Л.А.Арутюновой, Л.В.Градусовой, М.В. Маловой, Н.Е. Татаринцевой, Л.В.Коломийченко, Л.В. Трубайчук по концептуальным основам проблемы воспитания детей разного пола и идеи сензитивности старшего дошкольного возраста к становлению гендерной идентичности и психологических характеристик пола; - работы С.Н. Артановского, М.И. Богомоловой, Е.В. Новиковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Любимовой, Н.Г. Волкова, З.В, Сикевич по проблемам приобщения детей к народной культуре; - исследования И.С. Кона, В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, Е.А.Конышевой, Л.В.Коломийченко, О. В. Прозументик, Ф.С. Махова по особенностям поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста. Отдельные аспекты полового воспитания детей дошкольного возраста представлены в ряде отечественных исследований: - психологические особенности освоения детьми социокультурного опыта, особенностей личностного развития ребенка в освоении культуры (Л.И.Божович, Г.Н.Волков, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); - воспитание детей дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации (Л.А.Арутюнова, М.И.Богомолова, Р.С.Буре, А.М. Виноградова, Л.В.Градусова, О.В.Дыбина, Н.К. Ледовских, Л.В.Коломийченко, Е.А.Конышева, О.А. Овсянникова, М.А.Радзивилова, Т.А.Репина, И.Н.Евтушенко и др.); - воспитательные возможности народной культуры в процессе полового воспитания (Н.Е. Татринцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко, Е.В. Попова, С.Д. Кириенко и др.) Однако до сих пор остается мало разработаны проблемы, связанные с изучением гендерной толерантности, как об одном из показателей успешной полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, о воспитательных возможностях разных педагогических средств в процессе ее формирования. Методологической основой исследования явились: - философское понимание ценности культуры и традиций, как источников образования личности, в том числе, в условиях дошкольного образования (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.И.Гессен, Л.В.Коломийченко, М.С.Каган, Р.М.Чумичева К.Юнг, О. Вайнингер, А.Клизовский и др.); - теория андрогонии, определяющая бисексуальность человека (О. Вайнингер, А.Клизовский, К. Юнг, С.Бем и др.); - положения о самоценности личности, обеспечении условий для ее саморазвития в культурологическом пространстве образования (Е.В.Бондаревская, М.С.Каган, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, Р.М.Чумичева и др.); - подходы: системный (В.А.Сластенин, Г.Н.Сериков, А.И.Ракитов и др.); личностно-ориентированный (С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.И.Слободчиков, А.В. Петровский, Е.В. Бондаревская О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); культурологический (В.С. Библер, Е.В.Бондаревская, Л.В.Коломийченко, И.С.Кон и др.); деятельностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Теоретической основой исследования явились: · концепции личностно-ориентированного образования, определяющего личность ребенка как высшую ценность (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); детства как сензитивного периода развития личности и социокультурного опыта детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.А.Козлова, В.Т.Кудрявцев, Е.Н.Сорочинская, Д.И.Фельдштейн и др.); · теории дошкольного образования, определившие сензитивные периоды дошкольного возраста и оптимальные условия гармоничного развития личности (Н.Е.Веракса, А.Г.Гогоберидзе, О.М.Дьяченко, М.В.Корепанова, И.Э.Куликовская, В.И.Логинова, Л.В.Трубайчук и др.), воспитания и социализации (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Л.В.Коломийченко, Т.Н.Таранова и др.); · теоретические идеи полоролевого воспитания, определившие необходимость учета в воспитании личности полоролевой дифференциации (В.В.Абраменкова, В.Е.Каган); полоролевой социализации как предпосылки вхождения ребенка в социум (Л.В.Коломийченко, М.А.Радзивилова, Л.И.Столярчук); воспитания мальчиков и девочек на основе использования народных традиций (Т.Ю.Абаева, Л.А.Арутюнова, Н.Е. Татаринцева). Методы исследования: феноменологический и ретроспективный анализ философской, психологической и педагогической литературы; проективно-экспериментальные методы (проектирование и моделирование педагогических объектов, экспериментальные занятия); диагностические (беседа, социометрия, наблюдение, чтение художественной литературы и др.); эмпирические методы (анализ программ дошкольного образования); методы сбора, обработки и представления результатов опытно-экспериментальной работы, методы математической статистики (φ – угловое преобразование Фишера). Этапы исследования: первый этап (2008-2009 гг.): теоретическое осмысление и определение на основе анализа литературы методологического аппарата исследования; выделение показателей и критериев гендерной толерантности; второй этап (2009-2012гг.): разработка диагностического инструментария, направленного на выявление когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гендерной толерантности; подбор содержания формирующего этапа эксперимента; осуществление опытно-поисковой работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной культурой; третий этап (2012 г.): анализ и интерпретация данных, полученных в результате проведенной экспериментальной работы; формулирование выводов; оформление работы. База исследования. В эксперименте участвовало 120 детей 6-7 лет из дошкольных образовательных учреждений г. Перми (МБДОУ «ЦРР – д/с №411» г.Перми и МБДОУ «Д/с №295» г.Перми). Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: опорой на современные достижения философской, социологической, психологической и педагогической наук; применением методов, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; наличием многообразной фактологической базы, представленной как реальной практикой, так и научно-методической литературой; использованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования; положительной динамикой уровней сформированности гендерной толерантности в условиях опытно-поисковой работы. Научная новизна. 1. В диссертации уточнено понятие гендерной толерантности по отношению к периоду дошкольного детства. Оно рассматривается в нашем исследовании как сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях людей разного пола (внешний вид, личностные качества, сферы деятельности) и способах проявления толерантного отношения; наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола, в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола. 2. На основе теоретических изысканий и поисковой деятельности доказана возможность формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста как сложного личностного образования, являющегося важнейшим достижением генезиса полоролевой социализации в дошкольном детстве. Впервые гендерная толерантность рассматривается как итоговый, кульминационный этап полоролевой социализации детей дошкольного возраста. 3. В исследовании дополнены и конкретизированы основные параметры (компоненты, показатели, критерии) сформированности гендерной толерантности как сложного личностного образования детей старшего дошкольного возраста по основным сферам личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. 4. В процессе проведения исследования модифицирован и апробирован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с показателями разных сфер личностного развития. 5. Впервые в дошкольном возрасте обоснована и опытно-экспериментальным путем доказана возможность использования народной культуры как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста и определены те ее элементы, которые отражают не только специфику традиционно сложившихся стереотипных форм поведения людей разного пола, но и нестандартность их проявлений в разных жизненных ситуациях. Теоретическая значимость исследования. 1. На основе феноменологического, ретроспективного и системного анализа конкретизированы сущностные характеристики понятия «гендерная толерантность», определены основные позиции ее изучения в генезисе научных изысканий по проблемам полоролевой социализации. 2. Теоретические основы педагогики обогащены понятийно-теоретическим аппаратом в рамках полового воспитания детей дошкольного возраста. 3. Подтвержден и обогащен воспитательный потенциал народной культуры в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста, определены его воспитательные в формировании гендерной толерантности. 4. Обоснована сензитивность возрастных границ (6-7лет) в становлении гендерной толерантности как кульминационного периода полоролевой социализации детей дошкольного возраста 5. Конкретизирован диагностический инструментарий оценки уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными компонентами, показателями и критериями. 6. Разработана модель педагогического процесса, направленного на формирование гендерной толерантности посредством народной культуры. 7. Теория дошкольного воспитания дополнена представлениями о воспитательных возможностях народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности. Практическая значимость исследования: 1. В соответствии с выделенными компонентами и показателями определены уровни сформированности гендерной толерантности в старшем дошкольном возрасте, апробирован диагностический инструментарий по ее изучению. 2. В соответствии с целью исследования осуществлен подбор и модификация элементов народной культуры, отражающих варианты проявления традиционных гендерных ориентиров; разработан и апробирован проект формирования гендерной толерантности детей 6-7 лет посредством народной культуры. 3. В соответствии с программой подготовки бакалавров и магистров по специальностям 050100.62 «Педагогическое образование» по профилю «Дошкольное образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», 050100.68 «Педагогическое образование» разработан и апробирован спецкурс для студентов высших учебных заведений в соответствии с социальным заказом и потребностью в обогащении профессиональной компетентности педагогов детских садов, разработана программа курсов повышения квалификации по актуальным проблемам полового воспитания детей дошкольного возраста. На защиту выносятся следующие положения: 1. Гендерная толерантность является важнейшим новообразованием в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства. Она представляет собой сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола, о способах проявления толерантного отношения; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола. 2. Формирование гендерной толерантности осуществляется как стихийно, так и целенаправленно, в ходе специально организованного процесса, включающего программно-целевой, технологический и контрольно-оценочный компоненты. Программно-целевой компонент основывается на содержании народной культуры, отражающем специфику межполовых взаимоотношений, различные элементы которой доступны восприятию и освоению детьми дошкольного возраста. Технологический компонент связан с многообразием форм и методов использования народной культуры как средства гендерной толерантности, последовательность которых предопределяется генезисом полоролевой социализации: от первичного освоения – к интериоризации социокультурных ценностей в разных видах деятельности – и от нее к – культуротворчеству. 3. Народная культура является одним из средств формирования гендерной толерантности в период дошкольного детства, что объясняется рядом ее существенных особенностей: включенности элементов гендерной культуры в культуру традиционную, из созвучности, возможности их вариативного применения в разных жизненных ситуациях, близости ценностей народной культуры полоролевому витагенному опыту детей. 4. Организация педагогического взаимодействия воспитателя с детьми предполагает ориентацию на становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности. Отслеживание результатов данного процесса в когнитивной сфере предполагает изучение объема и качества информации по различным элементам народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений, которой овладел ребенок в соответствии с возможностями возрастного периода; в эмоционально-чувственной сфере – исследование интересов и потребностей во взаимодействии с представителями своего и противоположного пола, устойчивость и широта которых также соотносится с особенностями возраста; в поведенческой сфере – отслеживание специфики межполовых отношений, адекватных ценностям традиционной культуры и возможным вариантам их проявления. Апробация и внедрение результатов осуществлялись параллельно с его ходом на всех этапах. Теоретические положения и прикладные аспекты работы были представлены на конференциях международного, федерального и регионального уровней в городах Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Санкт-Петербург. По материалам опытно-экспериментальной работы организовывались курсы повышения квалификации работников дошкольного образования. Результаты экспериментальной работы включены в содержание учебных лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров для студентов факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Возможность практического внедрения результатов обеспечивается публикациями автора в центральных журналах («Воспитатель ДОУ»), в сборниках материалов конференций различного уровня. Всего по теме исследования опубликовано 10 работ, из них – 3 работы в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ. Структура диссертации и ее объем. Диссертация включает в себя введение, две главы, список литературы, заключение и приложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|