Глава 2 Экспериментальная апробация возможности использования народной культуры в процессе становления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Организация опытно-поисковой работы. Анализ и интерпретация результатов начальной диагностики по определению уровня сформированности гендерной толерантности детей контрольной и экспериментальной групп С целью экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы и практического подтверждения возможности использования элементов народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена опытно-поисковая работа. Реализация обозначенной цели осуществлялась посредством решения следующих задач: 1. Конкретизировать основные параметры (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни) гендерной толерантности, осуществить подбор диагностических методик. 2. Определить уровни сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы, проанализировать, сравнить, интерпретировать и обобщить полученные результаты. 3. Обосновать разработку модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры. 4. Разработать тематический план использования народной культуры в процессе решения задач формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, осуществить его экспериментальную апробацию. 5. Определить эффективность использования народной культуры как средства формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Решение поставленных задач осуществлялось в процессе опытно-поисковой работы, включенной в педагогический процесс дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме по «Программе социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. [70] В экспериментальном исследовании приняло участие 120 детей подготовительных к школе групп, из них две группы (63 ребенка) экспериментальные и две группы (57 детей) контрольные.
Проведенный анализ теоретических исследований, посвященных изучению гендерной толерантности, полоролевой социализации, социального развития позволил выделить основные параметры (компоненты, показатели, критерии и уровни) гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, которые разрабатывались на основе «Программы социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко, исследований Конышевой Е.А., Овсянниковой О.А. [70, 75, 104] Под гендерной толерантностью мы понимаем сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах сферах деятельности и поведения людей разного пола, о способах проявления понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям противоположного пола, вне зависимости от гендерной принадлежности; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении понимающего, принимающего и уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола. Компоненты гендерной толерантности рассматриваются в нашем исследовании как структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представлены в соответствии со сферами полоролевой социализации (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Под показателем мы понимаем качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием – признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя. Показатели гендерной толерантности в нашем исследовании представлены по сферам личностного развития.
Когнитивная сфера Ребенок имеет дифференцированные представления о: § внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); § способах поведения и особенностях взаимоотношений между представителями разного пола; § содержании идентичности представителей своего и противоположного пола, собственной половой идентичности; § способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола, вне зависимости от гендерной принадлежности; § различных качествах (привлекательных и непривлекательных) сверстников своего и противоположного пола; § перспективах своего развития как представителя определенного пола; § вариантах проявления качеств феминности и маскулинности в различных ситуациях межполового взаимодействия. Критерии оценки: · объем (соответствие программному содержанию); · осознанность и глубина (умение аргументировать); · гибкость стереотипов восприятия у детей поступков литературных героев в нестандартных ситуациях; · отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора. Эмоционально-чувственная сфера Ребенок проявляет: § эмпатию, стремление помочь сверстникам своего и противоположного пола; § интерес к ситуациям взаимодействия людей разного пола; § интерес и потребность во взаимодействии со сверстниками противоположного пола. Критерии оценки: · устойчивость интересов; · внешняя выраженность эмпатийных проявлений; · отсутствие избирательности в общении по половому признаку; · соотношение положительных и отрицательных выборов; · наличие общих и взаимных выборов. Поведенческая сфера § Ребенок владеет способами оказания помощи, поддержки в реальной ситуации взаимодействия со сверстником противоположного пола; § проявляет эмоциональные, поведенческие, речевые реакции в процессе взаимодействия со сверстником противоположного пола; § реагирует на эмоциональное состояние сверстника своего и противоположного пола.
Критерии оценки: · самостоятельность; · инициативность; · осознанность; · адекватность ситуации; · направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию); · характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный). Соотношение показателей и критериев позволило определить уровни сформированности гендерной толерантности. Высокий уровень. Ребенок владеет аргументированными представлениями о внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); о способах оказания внимания и проявления симпатии к сверстнику противоположного пола, о его привлекательных личностных качествах; о характере взаимодействия между людьми разного пола, имеющих определенную нравственную ценность. В его представлениях отсутствуют жесткие гендерные стереотипы и негативные характеристики при определении содержания идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности. Испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности, аргументировано обосновывает ее преимущества, не представляет возможным ее изменение. В качестве образца для подражания называет представителя своего пола, аргументирует сделанный выбор. Владеет гендерно нестереотипными, аргументированными, отличающимися отсутствием избирательности к детям своего и противоположного пола, адекватными ситуации взаимодействия представлениями о способах реагирования на неблагополучие и успешность сверстника. Проявляет готовность к игровому и личностному взаимодействию со сверстником своего и противоположного пола, направленному на помощь сверстнику и разрешение ситуации. Проявляет интерес к ситуации взаимодействия людей разного пола, ярко выраженную (мимикой, пантомимикой), устойчивую, характеризующуюся отсутствием избирательности по отношению к людям своего и противоположного пола эмпатию. Испытывает устойчивый интерес и потребность к общению со сверстниками своего и противоположного пола. Проявляет готовность и способность к установлению положительных отношений со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Отрицательные и положительные выборы не определяются половой принадлежностью ребенка. Отношения со сверстником основываются на взаимной симпатии.
При взаимодействии со сверстником противоположного пола устанавливает эмоционально-положительные отношения, проявляет инициативность, самостоятельность, эмпатию, адекватные ситуации эмоциональные и речевые реакции. Поведение направлено на оказание помощи сверстнику и разрешение ситуации. Средний уровень. Ребенок владеет стереотипными и неаргументированными представлениями о внешнем виде, поведении представителей своего и противоположного пола, характере взаимодействия между ними - функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения); о привлекательных личностных качествах сверстника противоположного пола, о способах оказания внимания и проявления симпатии к нему. Устанавливает взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Представления о содержании идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности отличаются отсутствием негативных оценок и характеристик и наличием достаточно жестких гендерных стереотипов. В качестве образца для подражания называет представителя только своего пола, аргументирует сделанный выбор. В определении собственных перспектив развития ориентируется на соответствующий полу, жестко стереотипный набор маскулинных или феминных качеств личности. Испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности; при отсутствии аргументации или при аргументации ее преимуществ показывает негативные установки по отношению к противоположному полу; не реагирует на возможность ее изменения. Проявляет интерес к ситуации взаимодействия людей разного пола, неустойчивую, характеризующуюся отсутствием избирательности по отношению к людям своего и противоположного пола эмпатию. Испытывает ситуативный интерес к общению со сверстниками противоположного пола. Проявляет готовность к установлению положительных отношений со сверстниками своего пола. В практическом выборе ориентируется в основном на половую принадлежность сверстника, аналогичную собственному пола. Выбор характера взаимоотношений со сверстником противоположного пола ситуативен, ребенок устанавливает как эмоционально-положительные, так и конфликтные, безразличные отношения. Отсутствует самостоятельность и инициативность в установлении взаимоотношении со сверстником. Реагирует на неблагополучие сверстника только после просьбы о помощи.
Низкий уровень. Ребенок владеет неаргументированными представлениями о внешнем виде, поведении представителей своего и противоположного пола, о характере взаимодействия между ними. Не владеет представлениями о содержании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, привлекательных личностных качествах сверстника противоположного пола. Испытывает затруднения при выделении функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения), установлении взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Не испытывает чувства удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности; в качестве предпочитаемой половой идентичности называет идентичность противоположного пола, представляет возможным ее изменение. Не имеет образца для подражания (или в качестве образца для подражания называет представителя противоположного пола); испытывает затруднения в определении собственных перспектив развития. Имеет достаточно жесткие гендерные стереотипы и проявляет негативное отношение к представителям противоположного пола, идентичности мужчин и женщин, мальчиков и девочек, собственной идентичности. Отсутствует интерес к ситуации взаимодействия с детьми противоположного пола, проявление эмпатии по отношению к людям противоположного пола. Не испытывает интереса к общению со сверстниками противоположного пола. Отсутствует готовность к установлению положительных отношений со сверстниками противоположного пола. Проявляет жесткие гендерные стереотипы в выборе предпочитаемого сверстника. При взаимодействии со сверстником противоположного пола устанавливает конфликтные или безразличные отношения, не проявляет инициативности и самостоятельности. Не реагирует на просьбы сверстника противоположного пола о помощи, не замечает его затруднений. В определение уровня сформированности гендерной толерантности мы исходили из того, что правомерность диагностических процедур предопределяется грамотным и адекватным изучаемым показателям подбором методов. Методами педагогической диагностики в нашем исследовании представлены способы решения задач, направленных на изучение, анализ и интерпретацию результатов проявления разных сфер гендерной толерантности. Подбор и модификация методов психолого-педагогической диагностики осуществлялись в соответствии с обозначенными показателями. Разнообразие используемых методов обусловлено доминирующими задачами диагностики, позволяющими определить объем и аргументированность знаний (беседы), ситуативность или стабильность, внешнюю выраженность эмоционально-чувственных проявлений (проблемные ситуации, наблюдения), самостоятельность и адекватность поведенческих реакций (наблюдение, решение проблемных ситуаций). В соответствии с выделенными компонентами и показателями гендерной толерантности был разработан диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень сформированности разных сфер гендерной толерантности как сложного личностного образования. Когнитивная сфера Беседа с детьми №1. (приложение №3) Цель: выявить знания о внешнем виде, поведении и особенностях маскулинных и фемининных проявлений людей. Беседа с детьми №2. (приложение №4) Цель: выявить знания о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, проявление избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола. Эмоциональная сфера Социометрия. (приложение №5) Цель: изучить эмоциональные предпочтения детей, выявить наличие интереса и потребности к общению со сверстниками своего и противоположного пола, статус ребенка в группе. Определить количество общих взаимных выборов между мальчиками и девочками. Чтение сказки и беседа по ее содержанию. (приложение №7) Цель: выявить уровень эмпатии детей по отношению к литературным героям своего и противоположного пола. Отмечаются реакции ребенка (вербальные, мимические, пантомимические). Задается вопрос, как бы ты поступил на месте главного героя сказки? Сравнивается полученный ответ и реакции, показанные ребенком во время чтения сказки. Модифицированная методика одномоментных срезов Т.А. Репиной. (приложение №2) Цель: выявить общую картину реального общения сверстников в микрообъединениях детей, которые возникают при свободном общении (в том числе наиболее устойчивые); определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку [117]. Поведенческая сфера Разрешение проблемной ситуации «Мытье стульев». (приложение №6) Цель: выявить наличие способов решения неблагополучной ситуации, способность к оказанию помощи, соучастию в реальной ситуации взаимодействия между детьми разного пола. Наблюдение за проявлением эмпатии и поведением детей (модифицированный опросник "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" А.М. Щетининой [164]), (приложение №1). Соотношение критериев сформированности гендерной толерантности с методиками исследования представлено в таблице №1 Таблица №1 Соотношение критериев сформированности гендерной толерантности с методиками исследования
Изучение гендерной толерантности на начальном этапе диагностики (констатирующий эксперимент) не показало существенных различий между детьми контрольных и экспериментальных групп (см. табл. №2). Таблица №2. Результаты начальной диагностики уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста (в %)
Соотношение показателей сфер личностного развития по результатам диагностики на констатирующем этапе эксперимента представлено на рисунке №1. Контрольные группы
Экспериментальные группы
Рисунок №1. Результаты начальной диагностики уровня сформированности гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по сферам личностного развития Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства детей контрольных и экспериментальных групп выявлен средний уровень когнитивной сферы гендерной толерантности: - существенная часть обследуемых детей владеет дифференцированными представлениями о своей половой принадлежности, об отдельных функциях членов семьи; внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола; способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола; привлекательных качествах сверстника своего и противоположного пола; перспективах своего развития как представителя определенного пола; вариантах проявления качеств феминности и маскулинности; - большая часть детей индифферентна в отношении собственной половой принадлежности, не осознает относительности маскулинных и фемининных проявлений, затрудняется в определении перспектив своего взросления в соответствии с собственной половой ролью, ситуативно проявляет сопереживание, сочувствие в общении с детьми противоположного пола; - у детей преобладают стереотипные представления о представителях своего и противоположного пола (например, большинство детей под мужскими качествами понимают силу и храбрость, а под женскими – красоту, нежность и хозяйственность); к женским профессиям в основном относят профессии воспитателя, продавца, врача; - для большей части детей характерно наличие стереотипов в оценке полоролевого поведения и негативной оценки, критических замечаний в адрес сверстников противоположного пола (мальчики – «плохие, драчуны», девочки – «жалобы, ревы»). Анализ результатов беседы, направленной на выявление знания о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, показывает отсутствие избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола. Различия между уровнями проявления гендерной толерантности в когнитивной сфере находят отражение в содержании ответов: большинство детей не имеет представлений о способах помощи «успешному» сверстнику своего и противоположного пола, а также необходимости проявления положительных реакций на его поступки. Представления о помощи проявляются лишь в типичных ситуациях: обида или причинение боли. По словесному описанию дети в общем одинаково взаимодействуют с представителями своего и противоположного пола, но при рассмотрении конкретных ситуаций проявляют избирательность в отношениях. При описании возможной помощи детям противоположного пола аппелируют к привлеканию сверстников. На вопрос: «Что ты будешь делать, если мальчик упадет?» большая часть девочек отвечали, что позовут мальчиков его поднять. Достаточно высокие показатели когнитивной сферы мы связываем с рядом причин: работа с детьми контрольных и экспериментальных групп осуществляется по вариативной парциальной программе социального развития Л.В. Коломийченко, однако в организации педагогического процесса доминируют вербальные методы полового воспитания, способствующие формированию знаний (чтение литературных произведений, беседы и т.д.); воспитывающими детей родителями и педагогами часто декларируются нормативы гендерной культуры без обращения к их нравственной сущности и упражнения в специфическом полоролевом поведении. Уровень сформированности эмоционального компонента гендерной толерантности определялся посредством использования диагностических методик, направленной на выявление эмпатии и потребности к взаимодействию со сверстником противоположного пола. Анализ полученных результатов показал: - у большинства детей чувство эмпатии, т.е. способности индивидов понимать и переживать эмоциональное состояние другого, сформировано на среднем уровне, что предположительно может быть объяснено ее проявлениями вне зависимости от половой принадлежности; - в ситуации взаимных выборов дети отдают предпочтение представителям своего пола, аргументируя их более теплыми, дружескими отношениями, надеждой на взаимность, общностью игровых интересов, длительностью межличностных контактов и т.д. Исследование поведенческой сферы гендерной толерантности осуществлялось посредством диагностических методик, направленных на изучение специфики взаимоотношений в специально созданных проблемных ситуациях и в процессе организованного наблюдения за непосредственным взаимодействием. Анализ полученных результатов позволяет констатировать: - уровень поведенческой сферы гендерной толерантности зависит от пола детей (у мальчиков его показатели значительно выше); - поведенческие реакции девочек чаще сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, мальчики более склонны к рассудительному поведению. Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: - у детей старшего дошкольного возраста имеют место отдельные проявления когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, что объясняется как стихийностью процесса полоролевой социализации, так и целенаправленной работой по реализации программы социального развития; - большая часть детей экспериментальных и контрольных групп находится на среднем уровне гендерной толерантности, что может быть связанно с отсутствием целенаправленной работы по ее формированию; - соотношение когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности не равномерно, что объясняется доминированием вербальных методов полового воспитания, декларированием нормативов гендерной культуры без обращения к их нравственной сущности и упражнения в специфическом полоролевом поведении. Полученные результаты подтверждают необходимость поиска средств формирования гендерной толерантности, одним из которых в нашем исследовании рассматривается народная культура.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|