Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический смысл и воспитательные возможности народной культуры в личностном развитии детей дошкольного возраста




В культурологической парадигме образования культура рассматривается как целевая, содержательная и технологическая основа педагогического процесса в мультикультурном образовательном пространстве, определяющая способы формирования конкретного социально-педагогического идеала, как связующий фактор между социальным и генетическим в личности. Культура первична по отношению к образованию, она создает систему общественного воспитания, определяет в нем основные ценностные ориентации. Благодаря приобщению к культуре, осуществляется процесс личностного развития человека, интериоризация общекультурных ценностей, культуротворчество[70].

Изучение сущностных характеристик культуры имеет свою историю. Уже в античном мире человек и общество начинают выделяться в особую сферу, создаваемую человеческой деятельностью, усилиями, направленными на исправление «первичного» материала. В Древнем Риме в латинском языке слово «culture» появилось для обозначения возделывания почвы или воссоздания предметов окружающего мира. В трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона, (I век до н.э.) встречается расширенное толкование выражения «culture anima», что переводится как «обработка», «совершенствование души». Это значение вновь зазвучало в просвещенном европейском сознании с XV или XVI века. Однако устойчивое признание в общественном сознании культура получила лишь в XVIII или XIX веках, что было связано с глубокими сдвигами в общественном регулировании и осознанием огромной важности культуры как самостоятельного компонента этой регуляции. С самого начала слово «культура» использовалось именно в просветительском духе как обозначение достижений человеческого разума и рук. Уже с периода древней истории в развитых обществах выделилась особая сфера деятельности и особый стиль поведения, отделенные или противопоставленные другим сферам как более высокие и престижные.

Культура – развивающийся процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценностей общественного значения. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Общечеловеческая культура отличается многообразием, поскольку представляет собой органический сплав создаваемых народами ценностей [5].

Г.Н. Волков рассматривает культуру как созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию), преумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому, то есть, обозначает ее универсальные организации в процессе прогрессивного развития человечества [36].

По мнению М.С. Кагана, «…содержание культуры крайне разнообразно (она ведь включает в свое поле и материальные, и духовные, и художественные разновидности человеческой деятельности; ее процессы, продукты, проявления в самом человеке, в его «сущностных силах»), поэтому в изучение культуры включены самые разные науки, а каждой из них свойственна своеобразная «аберрация гносеологического знания» – сведение целостности культуры к подведомственной ей части, стороне, аспекту этого целого. Так, этнограф и социолог, психолог и технолог, искусствовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разное» [61, 62]. М.С. Каган, Т.В. Холостова считают, что культура выступает основой целостного взгляда на вещи, в качестве способности видеть специфические образования в разнообразии множества взаимосвязанных элементов: «...нельзя довольствоваться тем, что культура - это надприродное образование, имеющее свою предметность,... нужно видеть в ней и качественную определенность форм и способов выживания людей, исторически приспособленную к условиям природной, социальной и психической среды».

Культура играет ведущую роль в историческом развитии каждого народа. Не случайно просветительские аспекты этого феномена отражались в первых обращениях к культуре [19, 25, 23, 59].

Основные функции культуры, по мнению З.И. Сикевич, рассматриваются в многообразии ее влияния на жизнь человека в обществе:

- информационная, позволяющая осуществить отбор и систематизацию имеющегося знания;

- гностическая, связанная с реализацией познавательного интереса человека;

- репродуктивная, предусматривающая возможность воспроизведения и воссоздания человеческих ценностей;

- регулятивная, обеспечивающая адекватное поведение людей в ходе взаимодействия;

- мотивационная, объясняющая основания действий людей в различных ситуациях;

- инструментальная, служащая опорой в достижении различных политических, экономических и иных целей [123].

В фундаментальном труде С.И. Гессена дано глубокое философское обоснование сущности культуры и ее воспитательной функции. По его мнению современное общество является конечным итогом перехода от низших слоев культуры к высшим, от первобытного состояния к культурному развитию, а развитие есть там, где есть история, т.е. «народ культурный» - это «народ исторический». «Народ, сохраняющий свою историю, свои традиции, культурные ценности, свое прошлое не исчезнет бесследно; и история есть только там, где есть культура. Именно поэтому на современном этапе развития общества проблема образования – это проблема культуры» [40].

Определяя взаимосвязь образования и культуры С.И. Гессен писал: «…об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура», «если проблема образования есть проблема культуры, то, очевидно, отрицание культуры ведет и к отрицанию образования». Задачи образования он рассматривал как «…приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение человека природного в человека культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды» [40].

В работах М.С. Кагана мы находим подтверждение этого тезиса. М.С. Каган определяет культуру в аспекте функционирования ценностей: нравственных, политических, эстетических и др. Наличие различных видов культуры позволяет судить об их разном влиянии на решение задач воспитания.

Применительно к предмету нашего исследования более тщательного обсуждения требует термин «народная культура» и выявление возможностей ее использования как средства становления гендерной толерантности.

Народная культура традиционно рассматривается как совокупность ценностей определенного народа, основанная на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу. Сложность определения понятия «народная культура» связана с многозначностью и разноплановостью толкований основополагающих категорий «народность», «народ», «нация», «этнос» в философских, социологических, этнографических исследованиях [92].

В ряде социологических, политологических, этнографических работ народность рассматривается как исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая следует за племенем и предшествует нации [49, 87, 170].

Народ – тип социальной общности с определенными культурными характеристиками – прежде всего, образа жизни, сходного языка, происхождения [81].

Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финноугорская и другие группы) и общностью обрядов и традиций. Возникающая изначально в первичных племенных объединениях, она отличается определенной долей «простоты», синкретичности и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая «изустно», она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов [92].

Под народной культурой в контексте нашего исследования понимается совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе генлерной.

Г.Н. Волков выделяет следующие структурные компоненты народной культуры: отношение к природе, труд и ремесла, народное творчество, одежда, обряды и традиции. К средствам народной педагогики он относит пословицы, загадки, сказки (то есть фольклорные произведения), народные песни; в числе основных факторов влияния народной культуры он рассматривает природу, игру, слово, труд, общение, традиции, искусство, религию [37].

В формате нашего исследования имеет место необходимость уточнение термина «средство». Под средством понимаются материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а так же разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание [106].

Средство рассматривается и как материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся [107].

Педагогические средства – это содержание, формы и методы педагогической деятельности.

Под педагогическим средством мы понимаем все явления и предметы окружающей действительности, которые оказывают влияние и способствуют развитию и формированию личности, ее образованию, обучению и воспитанию.

Фундаментальные исследования Г.Н. Волкова по проблемам этнопедагогики убедительно доказали значение народной культуры в личностном развитии человека, в его успешной социализации [35, 36]. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Народные обычаи и традиции, составляющие основу народной культуры, проявлялись «и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда и устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона, и в правилах приличия». [36].

Фундаментом народной культуры являются традиции и обряды. По мнению Э.С. Маркаряна традиции и обряды являются эффективным средством социального регулирования: способствуют интериоризации групповых норм и ценностей, групповой солидарности, утверждению новых жизненных состояний [97].

Важнейшей частью народной культуры является фольклор как мощнейшее средство воспитания, поскольку с него начинается приобщение детей к социокультурным ценностям (колыбельные, пестушки, потешки, сказки). Вопросам жанров и особенностей фольклора посвящены работы русских этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков: Г.С. Виноградова, Д.К. Зеленина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, В.Я. Проппа, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Б.М. и Ю.М. Соколовых, С.А. Токарева и многих других.

С изучением воспитательных и развивающих возможностей фольклора связаны труды известных педагогов и психологов: Г.Г. Ананьева, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, К.Д. Ушинского [3, 74, 89, 150, 41, 53, 66, 83, 84].

Изучение сущностных характеристик фольклора позволили рассмотреть его и как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее «действующее лицо», отражающее, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой - определенные циклы "человеческой жизни, времен года, трудовых занятий» (А.С. Каргин, Н.А. Хренов); и как народную мудрость, народное знание, отраженное в произведениях поэтического и музыкального творчества (А.П.Усова) [149].

Современные исследования отражают различные направления использования фольклора в педагогическом процессе.

В исследованиях Т.И. Баклановой Т.А. Агапкиной доказаны воспитательные возможности фольклора в решении задач познавательно-речевого, интеллектуального, художественно-эстетического, духовно-нравственного, психо-физического развития детей дошкольного возраста [13].

В народной культуре особое место занимает игра. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста имеет большой воспитательный потенциал в личностном развитии. Как отмечает Н.Е. Татаринцева пишет «В процессе игр дети учатся общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. В игре реализуются доминирующие задачи физического и психического развития. Игра позволяет тренировать физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке: умение плясать, петь, рассказывать сказки» [138].

Как отмечает Л.В. Любимова, роль народных традиций и обрядов, находящих наибольшее отражение в традиционных и календарных праздниках, непереоценима в воспитании патриотизма, правовой воспитанности, толерантности. Они обращают подрастающее поколение к совокупности ценностей предков, задают эмоциональный настрой, создают защитное поле взаимодействия человека силами добра и зла, раскрывают основы правомерного поведения, учат проявлению терпимости в отношении ко всему живому. Процесс исторического развития общества подтверждает, что живительная сила традиций предопределяется ее жизненным смыслом, заложенным в основу народной культуры.

Говоря о воспитательном потенциале декоративно-прикладного искусства, Н.П. Сакулина писала о том, что оно отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений [101]. Декоративно-прикладное искусство широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека: не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Поэтому, художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему развитию личности.

Проблема изучения воспитательного влияния декоративно-прикладного искусства на личностное развитие детей дошкольного возраста имеет давнюю историю. Впервые в аспекте дошкольной педагогики она была затронута в исследования Е.А. Флериной. Работа, проводимая в этом направлении, убедительно показала благотворное влияние произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, активизацию творчества. Особое внимание ею было уделено приобщению детей дошкольного возраста к декоративному рисованию, обеспечивающему «приобретение свободы действий и свободы творчества» [141].

Проблему изучения воспитательного потенциала народной культуры условно можно разделить на несколько этапов.

Большинство работ 20-50 годов прошлого века связано с вопросами патриотического воспитания. Яркой особенностью этих работ является выраженная идеологическая направленность, которая соответствует социальному заказу и запросам данного периода времени. Исключения составляют исследования Е.И. Радиной и А.П. Усовой, которые связаны с использованием устного народного творчества [115, 149]. Обращение к народной культуре в те годы было довольно проблематичным в силу стереотипа восприятия и понимания народной, традиционной культуры как пережитка прошлых лет.

В содержание знаний, представленных в исследованиях 60-80-х 20-го столетия (М.И. Богомолова [21], Р.И. Жуковская [48], Э.К. Суслова [136]) включались отдельные элементы народной культуры (специфика жилища, одежда).

Современный этап развития педагогической науки характеризуется наличием большого количества исследований, посвященных проблеме изучения воспитательных возможностей культуры в личностном развитии детей дошкольного возраста (Е.С. Бабунова, Т.Ф. Бабынина, Е.А. Барахсанова, Л.Д. Вавилова, Л.В. Любимова, С.Н. Султанова, Т.В. Черник, Л.С. Ядрихинская и другие) [10, 11, 14, 28, 135, 159, 169].

Е.С. Бабунова, исследуя проблему актуализации детского интереса к народной культуре, определяет условия его развития, подчеркивая, что при его формировании работу следует начинать с информационного материала, который должен быть направлен не столько к разуму, сколько к чувствам, личному опыту. Этому способствуют организация и построение предметно-развивающей среды; комплексное использование различных видов искусства; использование игрового персонажа, который становится посредником передачи содержания народной культуры; открытое использование игровой деятельности (в том числе игр-драматизаций) и художественной деятельности; организация встреч-посиделок, семейных вечеров и дней народной культуры; сочетание познавательно-эмоциональных программ с традиционной [10].

В процессе изучения воспитательных возможностей народной культуры Т.Ф. Бабыниной произведен глубокий анализ основных направлений ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой, нашедших свое отражение в истории дошкольного образования с 20-х годов ХХ века в результате которого автор приходит к выводу о том, что включенность народной культуры в содержание дошкольного образования и использование ее в качестве основного средства личностного развития были представлены практически на каждом этапе становления отечественной дошкольной педагогики и психологии [11].

Данный анализ показал, что: «ознакомление с национальной культурой в старшем дошкольном возрасте имеет потенциальные возможности в плане формирования личности ребенка; большой педагогический потенциал содержат традиционные компоненты культуры (устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры и праздники, декоративно-прикладное искусство, обычаи и традиции). Приобщение к национальной культуре осуществляется в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка; эмоциональный фактор является ведущим в формировании личности ребенка» [11].

В исследовании Т.В. Черник было доказано, что идеи и традиции русской педагогики способствуют формированию культуры отношений с окружающими людьми. Познание традиций происходит как в ходе целенаправленной работы с детьми, так и в процессе самостоятельного наблюдения фактов. Организация работы требует соблюдения принципов единства и целостности воспитательного процесса, взаимосвязи задач, средств и методов воспитания; организации взаимодействия различных видов детской деятельности; единства и согласованности усилий педагогов, учреждения и семьи [159].

Воспитательный потенциал народной культуры в формировании межнациональной толерантности детей дошкольного возраста раскрыт в исследованиях М.И. Богомоловой. В ее работах доказано, что проблема интернационального воспитания разрешима в процессе познания родного края, изучения его истории и географии. Уже в этом возрасте нужно закладывать у детей симпатию и дружелюбное отношение к разным народам. Повседневное общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, совместные прогулки, экскурсии, игры, чтение сказок разных народов порождают у детей желание больше узнать о быте, культуре своего и других народов [21].

Особое значение в понимании программно-целевых и технологических аспектов приобщения детей к народной культуре имеют исследования, направленные на изучение воспитательных возможностей и специфики социокультурных ценностей представителей разных национальностей.

М.И. Богомолова раскрывает методику работы с детьми в разных группах по воспитанию любви к родному краю, интереса к национальной культуре, обучению детей татарскому и русскому языкам; приводит ряд конспектов занятий, перспективные планы, тексты авторских произведений и устного народного творчества, иллюстративный материал. Автор освещает обширный круг проблем, имевших место во все периоды отечественной истории образования. В работе рассмотрены теоретико-методологические основы развития концепции национального воспитания в философии и истории зарубежного и отечественного образования, а также пути и способы их реализации на практике [21].

В работе Л.Д. Вавиловой по патриотическому воспитанию детей изучались потенциальные возможности народного искусства коми. Она определила поэтапное приобщение детей к культуре своего народа: вначале воспитывается интерес у детей к содержанию культуры, затем – самостоятельность в воспроизведении черт народного образа в деятельности и, наконец - проявления творчества в разнообразной практической деятельности. В исследовании было доказано, что освоению национальной культуры способствует становление познавательного интереса детей, которое достигается при активном обследовании объектов культуры, организации встреч-посиделок; развитию творчества содействуют наблюдения, «вслушивание», «всматривание» в образный мир искусства, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений; организация материальной предметно-игровой среды с элементами национального [28].

В исследовании С.Н. Султановой представлен опыт по использованию традиционных компонентов культуры русских, чувашей, марийцев в работе с детьми среднего дошкольного возраста с целью формирования у них положительной ориентации на людей ближайшего национального окружения. В работе определены принципы отбора содержания различных компонентов культур (используются устное и песенное народное творчество, народные игры, декоративно-прикладное искусство), которые служат основой решения проблемы воспитания у детей этики межнационального общения [135].

Изучая воспитательные возможности якутской национальной культуры, Л.С. Ядрихинская доказывает, что заинтересованное отношение детей к народным социокультурным ценностям может проявится в старшем дошкольном возрасте в ходе позитивного общение ребенка со сверстниками. Работа с детьми 5-7 лет строилась по ряду направлений, обеспечивающих становление знаний, интереса и способов поведения адекватных формам национальной культуры: общение с детьми на основе произведений художественной литературы и устного народного творчества; знакомство детей с народными играми; с музыкальным песенно-танцевальным творчеством народов; с декоративно-прикладным искусством; с народными праздниками [169].

Исследование Е.А. Барахсановой направлено на изучение воспитательного потенциала народных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что выявлены педагогические возможности народных настольных игр и разработаны пути и условия использования их для формирования и рационального развития интеллектуальных сил и творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обеспечивает методическую основу использования настольных интеллектуальных игр в педагогической практике [14].

Практическая значимость исследования Барахсановой заключается в том, что полученные результаты позволили четко сформулировать конкретные рекомендации по использованию народных настольных игр в воспитании творческой активности дошкольников.

Л.В. Любимовой изучались педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [92]. В результате исследования подтверждены следующие гипотетические посылки: эффективность работы по данному направлению зависит от включенности народной культуры в целостный педагогический процесс, ориентированный на реализацию основных методологических подходов; отбор содержания народной культуры должен опираться на принципы доступности, научности, прогностичности, последовательности, системности, интегративности, культуросообразности, природосообразности.

Научная новизна исследования Л.В.Любимовой состоит в концептуальном обосновании народной культуры как средства становления гражданственности дошкольников, опирающемся на сущностное обозначение народной культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом; на выделение структурных элементов народной культуры, способствующих развитию патриотизма, толерантности. Л.В Любимовой доказано, что воспитательный потенциал народной культуры и ее возможности выходят за пределы традиционного влияния на художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физическое развитие.

В исследовании Татаринцевой Н.Е. подтверждена воспитательная роль сказки, былин, материнского фольклора, игры, пословиц и поговорок в процессе полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. «Мудрость и трогательность колыбельных песен расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитать в детях нравственные качества. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать «мужские» («женские») поступки [138].

Использование былин в работе с детьми способствует формированию у дошкольников таких социальных, гражданских качеств и чувств, как любовь к Родине, патриотизм, ответственность, справедливость, а также воспитанию качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста (смелость, решительность, ответственность за свои поступки, желание защитить слабого).

Особое место в исследовании Н.Е. Татаринцевой отведено народной игре как важнейшему элементу народной культуры. В играх воспроизводятся многие жизненные ситуации, воссоздаются социальные отношения между людьми. В исследовании доказано, что с помощью народных игр усваиваются нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе народных игр дети учатся общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. В народной игре решаются задачи физического и психического развития, игра позволяет тренировать физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке: умение плясать, петь, рассказывать сказки» [138].

Одним из существенных оснований проводимых в данном направлении исследований является реализация личностно-ориентированного подхода в процессе приобщения детей к народной культуре, определение задач и технологий, обеспечивающих становление когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития.

Анализ исследований по проблеме воспитательных возможностей народной культуры позволяет сделать следующие выводы.

1. Культура, как совокупность материальных и духовных ценностей, составляет содержательную основу образования. Первоосновой личностного развития признается народная культура, создателем и носителем которой является общность людей, объединенных особенностями языка, обычаев, традиций.

2. Народная культура, основу которой составляют традиции и обряды, может быть рассмотрена как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом. Она являет собой сложное образование, компоненты которого тесно взаимосвязаны и в системе образуют целостный конгломерат ценностей, обеспечивающих преемственность поколений.

3. Народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников. Анализ исследований позволяет судить о высокой роли и значении народной культуры в сохранении лучших традиций своего народа в реализации принципа преемственности поколений и их социальных ценностей, в осуществлении взаимодействия культур и позволяет предположить возможность использования ее воспитательного потенциала в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в связи с тем, что в ней находят отражение традиционные и вариативные формы поведения людей разного пола, она является доступной детскому восприятию в силу синкретичности отражаемого в ней природного, предметного и социального мира, она близка детскому витагенному опыту.


Выводы по главе 1

 

Современный этап развития педагогической мысли и практики отечественного образования отличается смещением доминант в понимании его сущности и прерогативных целевых ориентиров. В качестве одной из концептуальных посылок в целеполагании системы российского образования рассматривается формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения, т.е. толерантного, отношения ко всему иному в условиях диалога культур и полипарадигмального образовательного пространства. Толерантность рассматривается в современных исследованиях и как философская категория, и как личностное образование в зависимости от аспекта ее изучения.

В педагогическом аспекте толерантность традиционно характеризуется с точки зрения проявлений понимающего, принимающего и уважительного отношения человека ко всему «иному», как сложное личностное образование, как условие успешной социализации.

Видовое многообразие толерантности предопределяется сферами межличностного взаимодействия человека в контексте социальной культуры (национальной, гендерной, конфессиональной, нравственно-этической и др.), что позволяет судить о толерантном отношении к людям другой национальности, возраста, пола, статуса, религии.

В современных отечественных и зарубежных исследованиях достаточно полно раскрыты проблемы, связанные с изучением сущностных характеристик и структуры разных видов толерантности. Вместе с тем вопросы, связанные с проявлениями гендерной толерантности освещены локально: в них не раскрыты проблемы ее генезиса, специфика проявления основных показателей на разных этапах возрастного развития; механизмы становления как интегративного личностного образования.

Проведенный нами анализ теоретических оснований гендерной толерантности позволили конкретизировать ее сущностные характеристики по отношению к детям дошкольного возраста, определить ее место в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства.

В ходе теоретического обоснования проблемы мы установили, что первичные проявления гендерной толерантности являются важнейшим достижением полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, ее кульминационным моментом. Формирование гендерной толерантности происходит как стихийно, так и в процессе целенаправленного, специально организованного взаимодействия педагога с детьми, т.е. полового воспитания. Результативность данного процесса предопределяется грамотным подбором средств, одним из которых в нашем исследовании рассматривается народная культура.

Воспитательный потенциал народной культуры достаточно полно и аргументировано раскрыт в теории отечественного дошкольного образования по отношению к разным направлениям (линиям) личностного развития – познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально-личностного. Его реализация в целостном педагогическом процессе обусловлена специфическими особенностями традиционной культуры как совокупности материальных и духовных ценностей народа: синкретичностью, слитностью предметного, социального и природного содержания (что тесно связано со спецификой восприятия мира детьми), доступностью форм и способов взаимодействия с социокультурным окружением, созвучностью основных элементов содержания витагенному опыту детей, яркостью и эмоциогенностью образов устного народного творчества, результатов ремесла, ритуалов, обрядов.

Анализ исследований позволяет судить о высокой роли и значении народной культуры в сохранении лучших традиций своего народа, в реализации принципа преемственности поколений и их социальных ценностей, в осуществлении взаимодействия культур и позволяет предположить возможность использования ее воспитательного потенциала в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...