Итоговая диагностика
Рисунок №4. Соотношение компонентов гендерной толерантности контрольной и экспериментальной групп на этапе начальной и итоговой диагностики Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства детей экспериментальных групп выявлен высокий уровень гендерной толерантности, что проявляется в следующем: - существенная часть обследуемых детей владеет дифференцированными представлениями о своей половой принадлежности, об отдельных функциях членов семьи; внешнем виде, поведении, функциональных особенностях представителей своего и противоположного пола; способах реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к сверстникам своего и противоположного пола; привлекательных качествах сверстника своего и противоположного пола; перспективах своего развития как представителя определенного пола; вариантах проявления качеств феминности и маскулинности; - большая часть детей экспериментальных групп индифферентна в отношении собственной половой принадлежности, осознает относительности маскулинных и фемининных проявлений, не затрудняется в определении перспектив своего взросления в соответствии с собственной половой ролью, не только ситуативно проявляет сопереживание, сочувствие в общении с детьми противоположного пола; - у детей экспериментальных групп преобладают нестереотипные представления о представителях своего и противоположного пола (например, большинство детей под мужскими качествами понимают не только силу и храбрость, но и заботливость, а под женскими – ответственность, трудолюбие); дети менее стереотипно подходят к дифференциации профессий по половому признаку;
- дети экспериментальных групп проявляют гибкость стереотипов в оценке полоролевого поведения, критических замечаний в адрес сверстников противоположного пола (мальчики – «озорные, непоседы», девочки – «хрупкие, эмоциональные»). Анализ результатов беседы, направленной на выявление знания о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, показывает отсутствие избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола. Содержание ответов детей экспериментальных групп носит более объемный и конкретизированный характер. Дети понимают необходимость помощи сверстнику в различных жизненных ситуациях, владеют вариативными способами оказания помощи. Дети экспериментальных групп в общении и взаимодействии с представителями своего и противоположного пола редко проявляют избирательность, чаще всего эта избирательность связана с личностными качествами сверстника, а не с его половой принадлежностью. При оказании помощи сверстнику дети оказывают посильную помощь, без привлечения третьих лиц. У большинства детей чувство эмпатии сформировано на среднем уровне как и при диагностике на констатирующем этапе опытно-поисковой деятельности; в ситуации взаимных выборов дети руководствуются прежде всего личностными качествами сверстника, е не его половой принадлежностью. Анализ результатов диагностики детей экспериментальных групп по определению сформированности поведенческой сферы позволяет говорить о следующих результатах: - уровень поведенческой сферы гендерной толерантности не зависит от половой принадлежности ребенка; - поведенческие реакции девочек чаще сопровождаются яркими эмоциональными проявлениями, мальчики более склонны к рассудительному поведению, но в то же время яркие эмоциональные проявление так же присутствуют и у мальчиков.
Анализ данных, полученных в ходе контрольного этапа опытно-поисковой деятельности, позволяет сделать следующие выводы: - у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальных группах имеют место не только отдельные проявления когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, но и дети владеют более объемными знаниями в вопросах взаимодействия со сверстниками противоположного пола; - большая часть детей контрольных групп в отличии от детей экспериментальных групп, находится на среднем уровне гендерной толерантности, что может быть связанно с недостаточным вниманием при реализации программы по данному направлению полоролевой социализации; - соотношение когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности у детей экспериментальных групп равномерно, что объясняется систематичной и качественной работой по данному направлению. Полученные результаты позволяют говорить о том, что проведенная работа доказала свою эффективность, то есть использование народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности является достаточно эффективным. Выводы по главе 2
Проведение опытно-поисковой работы позволило определить ряд позиций, подтверждающих правомерность теоретического обоснования и гипотетических посылок исследования. 1. Изучение гендерной толерантности как сложного личностного образования, характеризующего определенный уровень достижения в процессе полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста, целесообразно осуществлять по трем сферам личностного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Методы диагностики всех сфер гендерной толерантности должны быть надежны, валидны по отношению к ее показателям и критериям оценки степени их проявления. 2. Гендерная толерантность как сложное личностное образование, выражающееся в понимающем, принимающем и уважительном отношении к представителям своего и противоположного пола проявляется в старшем дошкольном возрасте, в основном, как результат стихийной полоролевой социализации. Вне целенаправленного педагогического процесса по ее формированию обнаруживается низкий и средний уровень гендерной толерантности, при этом соотношение ее сфер дисгармонично, поскольку доминирующее место в ее характеристике занимают «знаниевые» показатели.
3. Результативность работы по формированию гендерной толерантности предопределяется реализацией модели построения педагогического процесса, основным средством которого является народная культура, отражающая специфику межполового взаимодействия с четким выделением программно-целевых, операциональных и мониторинговых элементов системы. 4. Результаты начальной и итоговой диагностики, их сравнительный анализ позволяет утверждать о целесообразности отбора содержательного и технологического компонентов. Гипотеза исследования, выдвинутая нами в начале нашего исследования нашла свое подтверждение в ходе экспериментальной исследовательской деятельности. Предположение о возможности использования народной культуры в процессе формирования гендерной толерантности было убедительно доказано. Заключение Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур. В данной ситуации феномен толерантности рассматривается не как отстраненная от жизненных реалий абстрактная философская категория, а как важнейшее условие выживания и развития цивилизаций, глубинного конструктивного взаимодействия различных социальных общностей, как доминирующая общечеловеческая ценность. Актуальность проблемы формирования толерантного (понимающего, принимающего и уважительного) отношения ко всему иному обусловлена рядом причин, имеющих место в социально-экономической, политической общества, в сфере образовательной политики государства, наличии противоречий в области научного потенциала современных изысканий по данной проблеме и реального состояния практики. Изучению толерантности как социокультурного феномена, принципа взаимоотношений, личностного образования посвящены исследования ученых в области философии, культурологи, социологии, психологии, этики и других наук связанных с различными аспектами жизнедеятельности человека.
Толерантность в философском аспекте раскрывается через понятия «чужой», «иной» и определяется, прежде всего, как терпимое отношение к социокультурному многообразию, конкретизирующееся в терпимости в межличностных отношениях, терпимости и уважении «к чужим мнениям, рованиям, чувствам, обычаям, поведению, к иного рода взглядам, нравам, менталитету, образу жизни, иноопыту, в целом ко всему «иному», В социально-правовом аспекте толерантность понимается как общественная норма, обеспечивающая соблюдение основных прав и свобод граждан, как средство регуляции отношений между государствами и ее гражданами и между большими социальными группами. В социально-психологическом аспекте толерантность понимается как эмоциональная, духовная основа нравственной культуры общения, его регулятор, стабилизирующий процесс общения и способствующий принятию чужого мнения, как принцип конструктивного и гуманного общения, необходимое условие диалога в результате которого человек приходит к пониманию другого, признанию его прав, расширению своего социального опыта и ценностных ориентации. В психологическом аспекте толерантность раскрывается как повышение устойчивости субъекта к стрессу, лекарствам, собственному раздражению, конфликтам, воздействию неблагоприятного фактора, в результате снижения чувствительности к его действию, а также как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого» Толерантность в психолого-педагогическом аспекте рассматривается как сложное личностное образование, проявляющееся в понимающем, принимающем и уважительном отношении ко всему иному. Ее видовое многообразие предопределяется сферами личностного взаимодействия человека в контексте социальной культуры. Видовое многообразие толерантности предопределяется сферами межличностного взаимодействия человека в контексте социальной культуры (национальной, гендерной, конфессиональной, нравственно-этической и др.), что позволяет судить о толерантном отношении к людям другой национальности, возраста, пола, статуса, религии. В современных отечественных и зарубежных исследованиях достаточно полно раскрыты проблемы, связанные с изучением сущностных характеристик и структуры разных видов толерантности. Вместе с тем вопросы, связанные с проявлениями гендерной толерантности освещены локально: в них не раскрыты проблемы ее генезиса, специфика проявления основных показателей на разных этапах возрастного развития; механизмы становления как интегративного личностного образования.
Анализ педагогических работ по вопросам формирования толерантности позволяет судить о лаконичности, «точечности» научного поиска в контексте изучения проблемы организации целостного педагогического процесса и определенных его компонентов. Особого внимания в плане определения перспектив проведения исследования по данному направлению заслуживают вопросы сущностных характеристик разных видов толерантности по отношению к генезису их становления в разные возрастные периоды, изучение воспитательного потенциала комплекса средств, способствующих ее формированию. Новизна проведенного исследования состоит в изучении качественных характеристик гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, определения ее места в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства, в изучении воспитательных возможностей народной культуры в процессе ее формирования. Анализ теоретических позиций, раскрывающих воспитательные возможности народной культуры, позволили определить ее как универсальное средство решения задач разных разделов воспитания, что явилось основанием для изучения ее потенциала в формировании гендерной толерантности детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: терминологической определенности гендерной толерантности как сложного личностного образования; разработанности соответствующих сферам личностного развития параметров (показателей, критериев оценки, уровней) гендерной толерантности как интегративного личностного образования; качественной диагностики уровней сформированности гендерной толерантности; целенаправленного подбора элементов народной культуры, включающих яркие, образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия, доступных восприятию и освоению детьми в данный возрастной период; разработанности и реализации модели педагогического процесса формирования гендерной толерантности. Подтверждение гипотетических посылок в процессе опытно-поисковой работы обеспечено решением всех исследовательских задач, что свидетельствует об их правомерности и соответствию логике исследования. Результаты исследования подтвердили актуальность проблемы использования народной культуры в формировании гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, позволили обозначить ряд позиций, нуждающихся в более детальном теоретическом обосновании и практической проработке: реализация дифференцированного подхода к педагогическому процессу, предполагающая возможности подгруппового взаимодействия педагога с детьми разного пола, организация работы с семьями детей, направленная на повышение уровня социокультурной и психолого-педагогической компетенции родителей.
Библиографический список:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 416 с. 2. Азаров Ю. Л. Семейная педагогика / Ю. Л. Азаров. М.: Полит. Лит., 1982. 400 с. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. Психол. Труды: в 2 т.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1, с. 128-267 4. Андреева Н.И. Гендерная культура в современном российском обществе [Текст] //Мужское в традиционном и современном обществе/тезисы конференции. М., 2003 с. 12-14 5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992. 237 с. 6. Артановский С.Н. Историческое единство человека и взаимное влияние исторического единства культур. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 1967, - 31 с. 7. Асадуллаев И.К. Экспансия подобия и логика гуманизма.//Толерантность и согласие/ под ред. В.А. Тишкова, М., 1997, с. 143-148 8. Атюскина И.В. Особенности педагогической поддержки полоролевой социализации девочек подросткового возраста из разных типов поселения: автореф. дис.... канд. пед. наук. Владимир, 2004. 9. Ашикова В., Ашиков С. Азбука мира – программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей дошкольного возраста [Текст]// Дошкольное воспитание. 2003, №8 с. 28-38 10. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейно-традиционной культуре: Дисс. канд. пед. наук М.: 1996. – 166 с. 11. Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001. – 201с. 12. Байбаков А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп: дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2003. 162 с. 13. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т.И. Бакланова. М.: МГИК, 1979. 14. Барахсанова Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Якутск, 1995. 15. Басов М. Я. Методика объективных психологических наблюдений над детьми / М. Я. Басов. – М., 1925. 16. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. М.: ВЛАДОС, 2004. 17. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: руководство [Текст]. 3-е изд., испр. М.: Когито-Центр, 2002. 24 с. 18. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с. 19. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М.: Канон +: Реабилитация, 2008. 384 с. 20. Берн Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК: Нева, 2001. - 320 с. 21. Богомолова М.И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников [Текст]//Дошкольное воспитание, 1984, №5, с.8-10 22. Большой энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А.М. – М., 1991 Большой энциклопедический словарь Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл., 1997 - 1434,[20] с. 23. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 24. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 224 с. 25. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М., 2004 26. Борисова О. А. Толерантность как возможность выбора гендерной идентичности// Толерантность./ Сборник статей под ред. Н.С. Ладыжец. – Ижевск, 2002. - 254 с. 27. Бубер М. Проблема человека, - М., 1992 XIX Всемир. филос. конгр.: [Перевод] Бубер М.; [Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич, с. 5-29]; Всерос. межвед. центр наук о человеке при президиуме РАН М.: ИНИОН, 1992 - 146 с., 28. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми, 4-6 лет. Дисс. канд. пед. наук.- С.-Пб., 1993. 29. Вайнингер О. Пол и характер. М., 1991 – 192 с. 30. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. канд. филос. наук (09.00.05). [МГУ им. М.В. Ломоносова] – М., 1997 – 20с. 31. Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России / В.А. Васильев // Соц.-гуманит. знания. - 2000. - №3. - С.249-262. 32. Вебер М. Избранные произведения /М. Вебер– М.: Прогресс, 1990.– 808 с. 33. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры [Текст]// Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 40–42 34. Виноградова О. Г. Субъектные предпосылки толерантности: автореф. дис. канд. псих. наук. (19.00.01) Нижегор. гос. пед. ун-т, Сочи, 2002 - 23 с. 35. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика.- 1989.- №7.- С. 3-7. 36. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 1999.-168 с. 37. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: моногр. / Л.В. Ворошнина; Пермь. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 166 с. 38. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства// Внешкольник.- 2002. -№6 39. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. – Архангельск, 2004 40. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 447 с. 41. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга, 2000 273 с. 42. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: дисс. на соиск. учен. степ. канд. наук: (13.00.07) / Григорьева Юлия Сергеевна – Екатеринбург, 2007. 43. Грошев И. В. Психология половых различий / И. В. Грошев. - Тамбов, 2001. – 345 с. 44. Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Этика ненасилия/Под ред. А.А. Гусейнова, - М, 1991 с.15 -24. 45. Декларацияпринципов терпимости: Утв. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноябр. 1995 г. // Соколова В.В. Воспитание в духе мира, прав человека, демократии и толерантности. – Н.Новгород, 2000. – С.87-94; Учительская газ. – 2000. – (Сент.) №37. – С.21. 46. Дыбина О.В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 141–146. 47. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 2001. 184 с. 48. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1963. 49. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. [Текст] М.: Эксмо, 2002. 608 с. 50. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000. 51. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 5-10. 52. Зиновьев Д.В. Формирование социокультурной толерантности как фактор повышения педагогического мастерства будущего педагога / Д.В. Зиновьев, В.С. Нургалеев; Сиб. гос. технол. ун-т. - Красноярск: СибГТУ, 2001. – 71 с. 53. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 160 с. 54. Иванова Л.М. Формирование толерантности в системе современного менталитета учащихся старшего школьного возраста. – (13.00.01) Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова, Якутск, 2003 - 18 с. 55. Иванова О.И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2006. 56. Изард К. Психология эмоций. – С.-Пб.: Питер, 2000 – 464 с. 57. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с. 58. Ильченко Л.П. Формирование межэтнической толерантности у школьников: дис. д-ра пед. наук. (13.00.01) М., 2005 – 469 с. 59. Исаев И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластенина // Известия РАО. 2000. № 3. С. 47–55 60. Каган В. Е. Система половых различий / В. Е. Каган // Психика и пол детей в норме и патологии: сб. науч. тр. – Л., 1986. 61. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – С.-Пб., 1996. – 412 с. 62. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 437 с. 63. Кардинская С.В. Проблема способов структурирования этнического пространства: толерантность и нетерпимость/Толерантность. Сборник статей под ред. Н.С. Ладыжец. – Ижевск, 2002. - 254 с. 64. Клизовский А. Мужчина и женщина Мн., 1996 – 110 с. 65. Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие. – С.-Пб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с. 66. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2000. - 144 с. 67. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций личности в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа. / A.C. Койчуева // Монография. М.: Финансы и Кредит, 2005. - 205 с. 68. Колесов Д. В. Пол и секс в современном обществе [Текст] / Д. В. Колесов. - М., 1999. – 172 с. 69. Коломийченко Л.В., Новикова Е.В. Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста (на материале декоративно-прикладного искусства удмуртов): учеб. пособие / под ред. Л.В. Коломийченко. Пермь, 2010. – 79 с. 70. Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: дисс. на соиск. учен. степ. докт. наук: (13.00.07) /Коломийченко Людмила Владимировна – Челябинск, 2008. 71. Коломинский Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 165-171. 72. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов ВУЗа: дис. канд. пед. наук. – (13.00.01) Курган. гос. ун-т. Курган, 2000 - 23 с. 73. Кон И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В. Банщикова. – М., 1975. 74. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие - М.: Academia, 2003 - 336 с. 75. Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) / Конышева Елена Алексеевна [Урал. гос. пед. ун-т] - Екатеринбург, 2006. - 23с. 76. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя: метод. рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М.: Баласс, 2004. – 64 с. 77. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. [Текст]. М.: Знание, 1990. – 280 с. 78. Краевский В.В. Педагогическая теория. Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В.В. Краевский. – Волгоград: Перемена, 1996. – 76 с. 79. Круглова Н.В. Толерантность: генезис и типология: автореф. дис. канд. социол. наук (09.00.11)С.-Петербургский гос. Ун-т – С-Пб., 1998 – 19 с. 80. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями: дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002. 81. Крылова Н.Б. Культурология образования. [Текст] М.: Народное образование, 2000. – 272 с. 82. Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007. 83. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология: для студ. вузов. [Текст] Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 448 с. 84. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. [Текст] М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с. 85. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях: дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 86. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование.- 2001.- №1. С.62. 87. Лезина В.В. Российская семья как фактор реализации ценностных категорий русской этногенетической культуры // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность. Пятигорск, 2005. 88. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов по специальности «Психология». М.: Смысл, 2001. – 391 с. 89. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций; Учеб. пособие для студентов.- М.: Прометей, 1996. – 528 с. 90. Локк Д. Мысли о воспитании [Текст]: соч.: в 3 т. Т.3 / Д. Локк. – М., 1998. – 126 с. 91. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. канд. псих. наук.- 19.00.05 С-Пб. гос. ун-т С.-Пб., 1998 - 18 с. 92. Любимова Л.В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников: дисс. на соиск. учен. степ. канд. наук: (13.00.07) / Любимова Людмила Валентиновна – Екатеринбург, 2004. 93. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. - Ростов на Дону, 1999 – 22 с. 94. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. – [Текст] М., 1957 – 1958 95. Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе. Пер. с англ. А.Бородиной (Введение) и В.Успенской (гл.6) Тверь, 2002. С.118-152. 96. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] // Перемены. 2004. № 2. C. 58–75. 97. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. [Текст] - М., 1983. – 44 с. 98. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6–7 лет: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001. 99. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. [Текст] М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с. 100. На пути к толерантному сознанию/Под ред. А.Г. Асмолова, [Текст] - М., 2000 М.: Смысл, 2000 - 255 с 101. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.С. Комаровой. [Текст] М.: Педагогическое Общество России, 2006. – 256 с. 102. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – М.: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – 785 с. 103. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. С. 15–23. 104. Овсянникова О.А. Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам средствами искусства: дисс. канд. пед. наук. – (13.00.07) Екатеринбург, 2003. - 185 с. 105. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования /Под ред. Т.А.Репиной. М.: Педагогика, 1978 106. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед.учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 176 с. 107. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил. 108. Перепелицына М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей. дисс. канд. пед. наук. – (13.00.08) Волгоград, 2004 - 176 с. 109. Пильнова А.И. Проблемы формирования толерантного сознания учащихся / http://2003.pedsovet.alledu.ru/index/640 110. Плоткин М.М. Теория и практика социального воспитания школьников: дис. … д-ра пед. наук. М., 2003. 111. Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа / А.А.Погодина // История: прил к газ. «Первое сентября». – 2002. – Март (№11). – С.4-7. 112. Поспелова О.В. Идентичность и субъектность: гендерный подход: автореф. дис. … канд. социол. наук. 09.00.11 Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Архангельск, 2003 - 23 с. 113. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский [и др.]. М.: Творческая педагогика: Новая школа, 2003. 114. Прозументик О. В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 1999 161 c. 115. Радина Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни [Текст] //Известия АПН РСФСР. Вып.34.- М.,1951. 116. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000. 117. Репина Т.А. Анализ теорий поло-ролевой социализации в современной западной психологии// Вопросы психологии. №2 – 1987. 118. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4. 119. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с. 120. Свободное воспитание в России: К.Н. Вентцель и С.Н. Дурылин: антология педагогической мысли / ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2008. 121. Семакина И.А. Проблема пола: конфликт и основания толерантных отношений // Толерантность / под ред. Н.С. Ладыжец. – Ижевск, 2002. - 254 с. 122. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 123. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие.- С.-Пб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999, - 203 с. 124. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций //Дошкольное воспитание. 1983. №4 125. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения?//Октябрь 1997. №3. с. 138-155 126. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук.- 13.00.06 Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова Кострома, 2000 - 22 с. 127. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2003 128. Современный словарь иностранных слов, - И.В. Нечаева, М.: АСТ, 1999 – 538 с. 129. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности / Э.Соколова // Нар. образование. – 2002. - №2. - С. 111-118. 130. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Гратис: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002 131. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» / Г.У.Солдатова. – Вопр. психологии. –2002. - №1. – С.132-134. 132. Степанов П.В. Как воспитать толерантность? / П.Степанов // Народное образование. – 2001. - №9. – С.91-97; 2002. - №1. – С.159-161. 133. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – (13.00.01) Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования М., 2002 134. Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Липецк, 2003 135. Султанова С.Н. Формирование положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения: Дисс. канд. пед. наук:- М., 1998 136. Суслова Э.К. Интернационализм – воспитание у детей этики межнационального общения. М.: А.П.О. 1994. 80 с. 137. Таранова Т.Н. Организация обучения и воспитания в системе дошкольного образования на основе конструктивной педагогической аксиологии: дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2005. 138. Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: Дисс. докт. пед. наук: Ростов на Дону, 2011 139. Тельнюк И.В. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 134–140. 140. Темичёва Е. Толерантность в России: свои и чужие. Толерантность как условие существования. http://www.hro.org\ actijns\ toler\1.htm. 141. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов / Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с. 142. Титаренко Т.М. Такие разные дети. [Текст] Киев, 1989. – 142 с. 143. Тишков В.А. О толерантности// Толерантность и согласие/под ред. В.А. Тишкова, - М., 1997. 307 с. 144. Товстик Н.Ю. Педагогические условия оптимизации процесса полоролевой социализации подростков: автореф. дис. …канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 145. Толерантность и полусубъектная социальность [Текст] /под ред. В.Е. Кемерова, В.А. Лекторского – Екатеринбург, 2001 146. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе [Текст] /под ред. В.А.Фокина, - Тула, 2002 147. Толковый словарь русского языка/ под ред. Д.И. Ушакова,- М., 1993 148. Уолцер М. О терпимости [Текст] / М. Уолцер; Пер. с англ. И. Мюрнберг. – М.: Идея-Пресс,2000. – 160 с. 149. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. [Текст] - М.: Просвещение, 1972. – 78 с. 150. Ушинский К.Д. О народности в общественном сознании // Избранные педагогические сочинения / Под. ред. Е.М. Медынского, - М., 1945. 151. Уэст К., Зиммермани Д. Создание гендера //Гендерные тетради /под ред. А.А. Клецина, выпуск 1, - СПб., 1997 с.117-156. 152. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога. Йошкар-Ола: МарГПИ им. Н.K. Крупской, 2002.- 108 с. 153. Фельдштейн Д.И. Пространство Детства как социально-психологическая категория: (По данным психолого-педагогических исследований) // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. С. 32–49. 154. Фрейд З. Табу девственности. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – М.: Прометей, 1990. – 32 с. 155. Хомяков М.Б. Толерантность как социокультурная проблема / М.Б.Хомяков // Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт. – Екатеринбург,2000. – ч.2. 156. Хьел Л., Зиглер Д., Теории личности. – СПб., 1999 157. Цируль О.В. Формирование толерантности учащихся как фактор социализации личности: Дис. канд. пед. наук. – М., 2005 158. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ А.А. Чекалина,. -2-е изд. М.: Ось-89, 2009. - 237 с. 159. Черник Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1996. 160. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства //Толерантность и согласие/Под ред. В.А. Тишкова, - М., 1997. - с.34. 161. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. – 296 с. 162. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности профессионального лицея. Автореф. дисс. канд. пед. наук - М., 2003. 163. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. 164. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методический комплекс. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с. 165. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. [Текст] М.: Педагогическое общество России, 2002. 166. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени [Текст] М., 1993 167. Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: Дисс. канд. филос. наук. – Омск, 2004 168. Ягафаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: учебное пособие/ Д.А. Ягафаров – М.: ВЛАДО-ПРЕСС. 2008. – 399 с. 169. Ядрихинская Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде: Дисс. канд. пед. наук.- Якутск 1998. 170. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. № 1. С. 3–10. 171. Burwood L.; Wyeth, R. Should schools promote toleration? //J. of moral education. – Abingdon, 1998. – Vol. 27, N 4. – P. 465-473. 172. Colesante R.J. Teaching about tolerance and arguments// J. of moral education. – Abingdon, 1999. – Vol. 28, N 2. – P. 185-199 173. Collier C.W. A legal theory of tolerance and perspective//ARSP: Archiv fur Rechts un
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|