Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка полученных результатов




Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии.

В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: "А я не плачу никогда... " и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии.

Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому, уровню развития эмпатии.


Приложение 2

Методика одномоментных срезов

Группа детского сада в период свободного общения детей имеет ту или иную динамическую структуру. Она отлична от строго упорядоченной структуры, которая имеет место при совместной деятельности, организуемой взрослым. За кажущейся хаотичностью контактов детей друг с другом скрываются своеобразные закономерности развития структуры данной группы.

Допускалось, что существует такой отрезок времени, пусть короткий, в течение которого структура группы практически не меняется. Если через определенные промежутки времени фиксировалось состояние структуры группы, то, проанализировав данные, можно будет получить картину реального общения детей по выделенным параметрам.

Инструкция. Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспериментатор не знаком с детьми).

Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том случае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически отражается и в протоколе.

Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Например, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей. И так далее.

Обработка. Сравнить протоколы одномоментных срезов с целью определения структуры группы и динамики игровых микрообъединений. Охарактеризовать игровые объединения по длительности и половому признаку.


Приложение 3

Беседа с детьми №1

Цель: выявить знания о внешнем виде, поведении и особенностях маскулинных и фемининных проявлений

Материал: карточки с изображением домашних обязанностей, профессий мужчин и женщин (отдых – общаться с друзьями, ходить в кино, театр, разводить цветы, заниматься спортом, читать, слушать музыку).

Вопросы к детям.

1. Кому больше подходят эти изображения мужчинам или женщинам?

2. Чем внешне мужчина отличается от женщины?

3. Какими качествами должен обладать «настоящий» мужчина и настоящая женщина?

4. Настоящий (хороший) мальчик. Он какой? Как ты считаешь?

5. Настоящая (хорошая) девочка. Она какая? Как ты считаешь?

6. Каким (какой) хочешь быть, когда вырастешь?

7. Какие мужские и женские профессии ты знаешь (почему их разделяют)?

8. Расскажи, что ты знаешь о том, как мужчина и женщина заботятся друг о друге?

9. Как ты думаешь, а зачем мужчина и женщина заботятся друг о друге?

10. Почему мальчики и девочки должны терпеливо относиться друг к другу, даже если им это не нравится?

Вопросы для мальчиков.

1. Есть ли в твоей жизни такой человек, который тебе очень нравится, на которого ты очень бы хотел быть похожим? Кто этот человек? Назови его. Почему он тебе нравится (симпатичен).

2. Есть ли в твоей жизни такой человек, который тебе очень не нравится, на которого ты не хотел бы быть похожим? Кто этот человек? Назови его. Почему он тебе не нравится (не симпатичен).

3. Кем лучше родиться мальчиком или девочкой? Почему?

4. Ты хотел бы, чтобы волшебник превратил тебя в девочку? Почему?

5. если бы волшебник все-таки превратил тебя в девочку, что бы ты стал делать?

6. Если тебе придется выбирать, каким быть: красивым или сильным, добрым или грубым, заботливым или сдержанным, аккуратным или умным, смелым или нежным?

7. Какими качествами должна обладать девочка, чтобы тебе понравится?

8. Что ты будешь делать, чтобы понравиться девочке, которая тебе симпатична?

Вопросы для девочек.

1. Есть ли в твоей жизни такой человек, который тебе очень нравится, на которого ты очень бы хотела быть похожей? Кто этот человек? Назови его. Почему он тебе нравится (симпатичен).

2. Есть ли в твоей жизни такой человек, который тебе очень не нравится, на которого ты не хотела бы быть похожей? Кто этот человек? Назови его. Почему он тебе не нравится (не симпатичен).

3. Кем лучше родиться мальчиком или девочкой? Почему?

4. Ты хотела бы, чтобы волшебник превратил тебя в мальчика? Почему?

5. Если бы волшебник все-таки превратил тебя в мальчика, что бы ты стала делать?

6. Если тебе придется выбирать, какой быть: красивой или сильной, доброй или грубой, заботливой или сдержанной, аккуратной или умной, смелой или нежной?

7. Какими качествами должен обладать мальчик, чтобы тебе понравится?

8. Что ты будешь делать, чтобы понравиться мальчику, который тебе симпатичен?


Приложение 4

Беседа с детьми №2

Цель: выявить уровень знаний о способах поведения и особенностях взаимоотношений между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, отсутствие избирательности в соблюдении нравственных норм по отношению к представителям своего и противоположного пола.

Область применения: 5-7 лет.

Проведение исследования: проводится индивидуально в две серии. Вторая серия проводится через неделю после первой. Предварительно с ребенком проводится беседа. Как ты думаешь, как должны общаться между собой мужчины и женщины? Мальчики и девочки? А как ты общаешься с мальчиками и девочками: одинаково, по-разному, помогаешь, вместе играешь.

Первая серия.

Экспериментатор задает ребенку вопросы.

1. Что ты будешь делать, если девочка упадет?

2. Нужно ли делиться игрушками с девочками? Что ты будешь делать, если увидел у девочки игрушку, которой тебе очень хочется поиграть?

3. Что ты будешь делать, если воспитательница похвалила девочку из твоей группы, а не тебя?

4. Что ты будешь делать, если обидят девочку?

5. Что ты будешь делать, если девочка из твоей группы сидит одна в комнате и не с кем не играет?

6. Что ты будешь делать, если ты пришел на день рожденье к девочке из твоей группы, а больше никто не пришел?

7. Что ты будешь делать, если ты нарисовал самый красивый рисунок, воспитательница хвалит тебя, а девочку, с которой ты сидел вместе, нет?

8. Что ты будешь делать, если вы играли вместе с девочкой и сломали новую игрушку, а воспитательница подумала, что это сделала только она, и наказала ее?

Вторая серия.

1. Что ты будешь делать, если мальчик упадет?

2. Нужно ли делиться игрушками с мальчиками? Что ты будешь делать, если увидел у мальчика игрушку, которой тебе очень хочется поиграть?

3. Что ты будешь делать, если воспитательница похвалила мальчика из твоей группы, а не тебя?

4. Что ты будешь делать, если обидят мальчика?

5. Что ты будешь делать, если мальчик из твоей группы сидит один в комнате и не с кем не играет?

6. Что ты будешь делать, если ты пришел на день рожденье к мальчику из твоей группы, а больше никто не пришел?

7. Что ты будешь делать, если ты нарисовал самый красивый рисунок, воспитательница хвалит тебя, а мальчика, с которым ты сидел, нет?

8. Что ты будешь делать, если вы играли вместе с мальчиком, сломали новую игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал только он, и наказала его?


Приложение 5

 

Социометрия. (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов…- М., 1995 (с. 201)

Цель: изучить эмоциональные предпочтения детей, выявить наличие интереса и потребности к общению со сверстниками своего и противоположного пола; статус ребенка в группе. Определить количество общих взаимных выборов между мальчиками и девочками (см. приложение №1).

Источник: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов…- М., 1995 (с. 201).

Материал: открытки (по три на каждого ребенка и дополнительные 8 открыток).

Проведение исследования: проводится индивидуально.

Обработка результатов: подсчитывается число общих и взаимных выборов между мальчиками и девочками, определяется статус детей в группе (лидеры – 6 и более выборов, предпочитаемые – 3-5 выборов, принятые 1-2 выбора, изолированные – нет выборов). Выбор обозначают плюсом, взаимный выбор плюсом в кружочке. Анализируются и сравниваются критерии положительных и отрицательных выборов представителей своего и противоположного пола.


Приложение 6

 

Мытье стульев.

Цель: выявить наличие способов решения неблагополучной ситуации, способность к оказанию помощи, соучастию в реальной ситуации взаимодействия между детьми разного пола.

Инструкция для воспитателя: сформировать разнополые пары.

Проведение:

Первая серия: Детям предлагают вымыть стулья. Девочке дается один стул, а мальчику – два. На двух детей дается один комплект приспособлений для мытья. После того, как они закончат работу, предлагается поиграть в новую интересную игру.

Вторая серия: Детям предлагают вымыть игрушки. Девочке дается две игрушки, а мальчику – одна. На детей дается один комплект приспособлений для мытья. После того, как они закончат работу, предлагается поиграть в новую интересную игру.

Третья серия: детям предлагают вымыть три стула, даются два комплекта приспособлений для мытья. После того, как они закончат работу, предлагается поиграть в новую интересную игру.

Детям предлагается самим решить, как они будут мыть стулья.

Обработка результатов.

Данные, полученные с помощью наблюдения за поведением детей, заносятся в таблицу.

Критерий Первая серия Вторая серия Треть серия.
  1-ый испытуемый 2-ой испытуемый        
Проявляет инициативность            
Самостоятельность            
Характер взаимоотношений в паре (конфликтный, эмоционально- положительный, безразличный)            
Выражает мнение, оценивает, руководит            
Оказывает помощь, просит о помощи            
Реакция на просьбу о помощи, на неблагополучие другого (игнорирует, реагирует негативно, проявляет эмпатию, помогает)            
Направленность на ситуацию, на сверстника, на самого себя            
Как распределялись обязанности в паре            
Речевые реакции детей в процессе взаимодействия            
Эмоциональные реакции детей            

 

 

Приложение 7

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...