Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основные характеристики толерантности как интегративного личностного образования




Для более полного и точного определения понятия «толерантность» обратимся к рассмотрению данного феномена в философском и историческом аспектах. Изучение проблемы сущностных характеристик толерантности нашло отражение в исследованиях Р.Р. Валитовой, В.А. Васильева, С.А. Герасимова, Н.В. Кругловой, Е.В. Магомедовой, А.А. Погодиной Л.В. Скворцова, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, G.Moreno-Riano [30, 31, 39, 79, 93, 111, 125, 131, 174]. Первые обращения к идее толерантности обнаруживаются в период античности. Политический плюрализм и многообразие религиозных практик того времени позволили определить толерантность как социальную реальность, имеющую место в опыте взаимодействия людей друг с другом. В средневековье толерантность приравнивалась к веротерпимости. Она рассматривалась как уступка в вопросе о религиозной свободе. Веротерпимость исключала возможность принуждения к вере силой, основываясь на евангельских заповедях [30, 79, 93].

В работах философов XVII-XVIII веков происходит осмысление проблемы толерантности как свободы совести верующего, отрицание насилия в духовной сфере, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости и жестоких религиозных столкновений (Б. Спиноза, Дж. Локк, М. Лютер, Э. Роттердамский, Ф. Вольтер, Д. Дидро). Опираясь на теорию о естественном праве, общественном договоре и гражданском обществе, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье отстаивали политическую и экономическую свободу, духовное раскрепощение человека.

Идеи толерантности, веротерпимости, опосредующие реализацию всеобщего закона нравственности нашли отражение в теории английского философа XVII в. Джона Локка, рассматривающего толерантность как веротерпимость или политическую терпимость государства (к церкви или в отношении инакомыслящих). Дж. Локк отмечал, что принцип толерантности имеет реальный смысл лишь в отношениях между представителями различных конфессий, если они не подрывают самих оснований общественной жизни. В данную эпоху сложилось мнение об отсутствии абсолютных и непогрешимым истин, в жертву которых можно было бы принести другие убеждения, о неоправданности претензий некоторых религиозных групп на ее обладание [90].

Признание толерантности всеобщей ценностью, основой мира и согласия, ради достижения которой необходимо забыть о догматических разногласиях в контексте проблемы отношения к «другому» как к равнодостойной, свободной личности являлось важнейшим результатом деятельности философов эпохи Просвещения [30, 31, 111, 130]. Толерантность как идеальный принцип прогрессивного развития способствовала объединению общества после того, как было разрушено его религиозное единство. В.А. Васильев считал, что в ходе защиты прав граждан был накоплен определенный демократический опыт реализации идеи толерантности, приобретающий особую актуальность в период коренных общественных преобразований [31].

Таким образом, проблема толерантности впервые возникла в западной культуре на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало осмыслению возможности данного феномена в других социальных сферах [31, 111, 125].

Проблема толерантности нашла отражение и в русской философии и культуре. В работах русских мыслителей, ученых, деятелей культуры терпимость рассматривалась как «искусство отыскивания середины», политическая умеренность и гражданская мужественность, допущение чужой свободы, сочувственное отношение (В. Соловьев, В. Розанов, И.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, С.Л. Франкл и др.).

М.Б. Хомяков, проводя анализ современной политической философии, делает вывод о том, что толерантность не представляет собой чего-то абсолютно единого, реализуясь в различных формах, подходах и парадигмах, и, будучи применима к самым различным уровням общественной жизни, зависит от социокультурного контекста. Поэтому ценность «толерантности» как таковой, т.е. взятой абстрактно, в отдельности от своего социокультурного содержания, чисто формальна и не имеет никакой действенной силы. Толерантность как одна из универсальных ценностей современной цивилизации сама нуждается в культурном усвоении и символизации. Отсюда и проистекает невозможность содержательного определения этого понятия [155].

Основная трудность при формулировке универсального понятия «толерантность» связана с тем, что данный феномен многоаспектен в различных областях знаний (педагогике, психологии, теологии, философии и др.), в разных культурах. В английском языке толерантность означает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском – уважение свободы другого, его взглядов и поведения. В китайском, арабском, персидском языке толерантность определяется как великодушие снисходительность, сострадание, терпение, то есть является своеобразным синонимом «терпимости» [52, 131].

Понятие «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно (в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона 1907 года говорится о толерантности как средстве терпимости к иного рода религиозным воздействиям). В России как и в восточном менталитете толерантность долгое время отождествлялась с категорией «терпимость», однако связывалась в большей мере не с эмоциональными, а волевыми качествами человека и трактовалась как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть (в словаре В. Даля данное слово означает выносить, страдать) «только по милосердию, снисхождению», как настойчивость, упорство и выдержка в каком-либо деле [12, 22, 52, 131, 147].

Большинство современных отечественных исследований обосновывают толерантность как важнейшую ценность в современном демократическом обществе (Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, П.Ф.Комогоров, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.П. Мчедлов, П.В.Степанов, В.А. Тишков).

Терминологическая неопределенность понятия «толерантность» тесно связана с направленностью исследовательских позиций, разноплановыми ориентирами ценностно-смысловых обоснований в условиях современного полипарадигмального образовательного пространства.

В.А. Лекторский выделяет четыре модели понимания толерантности:

- «толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик», так как существуют мнения, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические культурные ценности);

- «толерантность как невозможность взаимопонимания», как уважение к другому, которого невозможно понять и с которым невозможно взаимодействовать;

- «толерантность как снисхождение» подразумевает этноцентризм, при котором все иные культуры оцениваются как более слабые (их можно терпеть и одновременно презирать);

- «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» предполагает не только уважение чужой позиции, но и изменение своей в результате диалога [145].

По мнению Д.В. Зиновьева из всех приведенных моделей лишь последняя представляется плодотворной и соответствующей современной ситуации общественного развития. Первые три модели понимаются как модели ложной толерантности, поэтому только способность к диалогу из всех вышеперечисленных признаков является критерием истинной толерантности [52].

В контексте феноменологического анализа существенный интерес представляют работы М. Уолцера, определяющего несколько подходов к пониманию толерантности. В рамках первого подхода толерантность рассматривается как «покорное принятие ради мира»; второго как – «безразличие»; третьего как – «моральный стоицизм, предполагающий признание того, что другой имеет «права», даже если он пользуется ими непривлекательным способом»; четвертого – «открытость другим, любопытство; возможно даже уважение, желание услышать и узнать»; пятого – «одобрение различия» [148].

В исследованиях В. Лекторского, М. Уолцера определяются в основном качественные характеристики толерантности, в меньшей степени изучаются области ее распространения и специфики проявления.

По мнению А.Г. Асмолова в зависимости от точки зрения и системы координат феноменологические аспекты толерантности могут быть рассмотрены в эволюционно-биологическом, этическом, политическом, психологическом и педагогическом контекстах.

В соответствии с позицией А.Г. Асмолова в эволюционно-биологическом аспекте концепция толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне реагирования, присущем тому или иному виду и не нарушающем его генотипа.

В этическом аспекте основой концепции толерантности являются гуманистические течения, подчеркивающие непреходящую ценность различных достоинств человека, в том числе и тех, которые отличают одного человека от другого. Если разнообразие людей и культур рассматривается как ценность, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных взглядов, выступает как условие сохранение разнообразия [100].

Толерантность в философском аспекте раскрывается через понятия «чужой», «иной» и определяется, прежде всего, как терпимое отношение к социокультурному многообразию, конкретизирующееся в терпимости в межличностных отношениях, терпимости и уважении «к чужим мнениям, верованиям, чувствам, обычаям, поведению, к иного рода взглядам, нравам, менталитету, образу жизни, иноопыту, в целом ко всему «иному», основанное на понимании необходимости иного, различий как моментов целого (В.С. Библер, М. Бубер, Ф.М. Достоевский, И.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Б.Ф. Поршнев) [27, 93, 125, 134].

Аксеологический аспект, который представлен в работах А.Г. Асмолова, Р.Г. Апресян, С.М. Шалютина, Е.В. Магомедовой, Л.М. Ивановой, L. Burwood, R. Wyeth [34, 54, 125, 134] предполагает рассмотрение толерантности как личностной, гуманной, общечеловеческой ценности, проявляемой при постановке себя на место другого человека в ситуации морального выбора, а также отношение к другому человеку как ценности.

Социально-правовой аспект рассмотрения толерантности представлен в нормативных документах разного уровня. В данном аспекте толерантность понимается как общественная норма, обеспечивающая соблюдение основных прав и свобод граждан, как средство регуляции отношений между государствами и ее гражданами и между большими социальными группами. Толерантность раскрывается как действие или осуществляемая через закон и традицию правовая, моральная норма, принцип общественного устройства, реализуемый на уровне государства в модели либерального плюрализма (Е.В. Магомедова, П.В. Степанов, П.Ф. Комогоров, Г.У. Солдатова, А.А. Чичановский, R.J. Colesante, C.W. Collier) [72, 93, 130, 133, 160, 172, 173].

В социально-правовом аспекте толерантность рассматривается как основополагающая, производная от принципов равенства и автономии личности ценность либерализма и как внешнего и внутреннего выражения свободы, как условие воспитания способности к продуманному выбору между альтернативными мнениями, способами поведения(М.Б. Хомяков, Д.С. Милль) [12, 72, 79, 155].

В социально-правовом аспекте толерантность понимается как результат цивилизационного развития и возникший на этой основе компромисс между сосуществующими, и так или иначе, конкурирующими большими социальными группами, а также готовность к определенным уступкам и добровольное согласие на взаимную терпимость, позволяющая им преодолевать все формы дискриминации и отказываться от доминирования и навязывания своей точки зрения одной из сторон, в том числе с помощью силового или информационного давления и насилия (Н.В. Круглова, Е.В. Магомедова, Е.А. Темичева,А.А. Чичановский, Л.П. Ильиченко) [58, 72, 79, 93, 140, 143]. Следовательно, толерантность в социально-правовом аспекте рассматривается и как непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, и как средство регуляции взаимоотношений между большими социальными группами (нациями, государствами), обеспечивающее им мирное сосуществование.

Изучение толерантности в социально-психологическом аспекте осуществляется, как правило в контексте деятельностного подхода: толерантность понимается как эмоциональная, духовная основа нравственной культуры общения, его регулятор, стабилизирующий процесс общения и способствующий принятию чужого мнения, как принцип конструктивного и гуманного общения, необходимое условие диалога в результате которого человек приходит к пониманию другого, признанию его прав, расширению своего социального опыта и ценностных ориентаций (Р.Р. Валитова, О.Г. Виноградова, А.М. Байбаков, Л.П. Ильиченко, Т.П. Скрипкина, Г.М. Шеламова) [30, 34, 58, 72, 162].

По мнению Р.Р. Валитовой, толерантность – это феномен, определяющий становление процесса общения и его результат, выражающийся в настроенности на диалог, на равноправное общение, в установке на взаимное изменение позиций, в признании, понимании и уважении «другого», его действий, убеждений, права на отличие [30].

При этом в «других» признаются и отдельные индивидуумы, и представители определенных социальных групп (гендерные, этнические, религиозные). Способность узнать в диалоге, что твои самые интимные убеждения не более чем предрассудки, способность отказаться от догматизма, от претензий на монопольное обладание истиной, умение согласовывать с другими свои цели, интересы и мотивы являются признаком толерантного общения и требуют внутренней силы, уверенности в себе. Достижение согласия исключает насилие и подавление человеческого достоинства, предполагает преимущественное использование методов разъяснения и убеждения, проявление определенной тактики поведения, основанной на понимании, сотрудничестве и партнерстве (Д.В. Зиновьев, В.А. Лекторский, Г.У. Солдатова, Е.Б. Шестопал и др.) [52, 109, 132, 145, 162].

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов определяют толерантность как способность индивида воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов [24, 68].

В социально-психологическом аспекте толерантность понимается и как результат создания гармоничных отношений, способствующих осознанию образа Я и образа другого, усвоения общих этических принципов общения для преодоления конфронтации и достижения максимальной общности с «другими» [72].

Терпимость и уважение к иному раскрывается большинством авторов как понимание и принятие, позитивный образ «другой» культуры, другой самости, непредубежденность в оценке людей, наций и событий, признание ценности многообразия культур, способность сосуществовать с другими, искусство жить в мире непохожих людей и идей (Б.З. Вульфов, П.В. Степанов, Г.Д. Дмитриев, Г.У. Солдатова, А.Г. Асмолов и др.) [12, 38, 100, 124, 129, 130, 131, 162].

Толерантность в психологическом аспекте определяется неоднозначно, с приоритетным рассмотрением ее психофизиологических характеристик (А.Г. Асмолов, Л.Я. Коломинский, М. Медовар, А.В. Петровский А.А. Реан). Данный термин раскрывается как повышение устойчивости субъекта к стрессу, лекарствам, собственному раздражению, конфликтам, воздействию неблагоприятного фактора, в результате снижения чувствительности к его действию, а также как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого» («Большой психологический словарь» М., 2000).В психологических исследованиях отмечается наличие положительного и негативного смысловых оттенков толерантности (например, «неестественное воздержание при смирении с поведением, убеждениями и ценностями другого»), а также связь данного термина с волевыми качествами личности: устойчивостью, выносливостью, терпимостью к допустимому отклонению [12, 52, 100].

В психологическом аспекте толерантность изучается как приобретаемая и намеренно культивируемая установка и отношение личности и коллектива, представляющая собой познавательную, эмоциональную и волевую готовность индивида к поиску объединяющих его с взаимодействующим субъектом (значимым другим или другими) характеристик – чувств, представлений, ценностей и предполагающая наличие добровольного индивидуального выбора (Д.А. Леонтьев, П.Ф. Комогоров, В.А. Тишков, Г. М. Шеламоваи др.) [34, 72, 143, 175]. По мнению Валитовой Р.Р. и ряда других исследователей специфика проблемы толерантности заключается в том, что она возникает только при наличии между общающимися некоторого антагонизма и неприятия. [12, 30, 175].

Толерантное отношение к другому человеку представляет собой активную позицию личности, основанную на понимании и принятии другого человека как субъекта собственной жизни и деятельности и формируемую посредством универсальных прав и основных свобод человека [45]. Р.Р. Валитова считает, что толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать мироощущение, отличное от собственного восприятия действительности [30].

Толерантность рассматривается в психологическом аспекте как ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании в работе П.В.Степанова. Признание раскрывается автором как способность видеть в другом именно другого как носителя иных ценностей, другого образа жизни, а также осознание его права быть другим; принятие – как положительное отношение к его инаковости; понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения [133].

Виноградова О.Г. указывает на наличие трех предпосылок для становления толерантной личности: понимание и принятие другого человека, осознание и признание его уникальности, как с точки зрения его достоинств, так и с точки зрения его несовершенств; осознание возможности и стремление к саморазвитию [34].

Анализируя предпосылки толерантности, О.Г. Виноградова выделяет ряд личностных качеств, которые включают следующие характеристики: «собственная уникальность – позитивная самооценка – понимание уникальности другого – позитивная самооценка другого (или свобода выбора и ответственность за него)» [там же].

Данные характеристики представляют особый интерес для нашего исследования, т.к. они находят свое отражение в механизмах формирования гендерной толерантности. Ребенок изначально осознает свою уникальность как представителя определенного пола (половое самосознание), испытывает чувство удовлетворенности своей половой принадлежностью половая самодостаточность), проявляет интерес симпатию и уважение к представителям противоположного пола, осознает уникальность сверстников, способен объективно оценивать сверстника своего и противоположного пола, устанавливать с ним дружественные отношения.

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Проявление толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции; формирование толерантности происходит в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А. Гусейнов, П.Ф. Комогоров, Д.В. Зиновьев, А.А. Реан, В.А. Ситаров, О.В. Цируль и др.) [44, 52, 72, 157].

Р.Р. Валитова рассматривает толерантность как моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога, включающее добровольное, сознательное подавление чувства неприятия, вызванного как внешними, так и внутренними его свойствами [30].

Толерантность в педагогическом аспекте определяется как моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям независимо от их групповой принадлежности, к особенностям различных групп и их представителям в работе Зиновьева Д.В. [52].

Г.У.Солдатова под толерантностью понимает интегративную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [131].

В.А. Тишков рассматривает толерантность как культивирование личностью в себе установки на самоограничение, согласие и сотрудничество и поощрение обществом этой установки через образование и целенаправленную педагогику толерантности [143].

В педагогическом аспекте толерантность раскрывается Г.М. Шеламовой как морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принять другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды [162].

Толерантность рассматривается А.М. Байбаковым как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий на основе уверенности в своих позициях, не избегая конкуренции, не поступаясь собственными принципами, в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивающая устойчивость индивидуальности человека и гармоничное развитие личности в социуме [12].

Е.А. Стрельцова указывает на то, что в педагогическом аспекте толерантность основывается на признании плюрализма мнений, принципе ненасилия, рассматриваемого как универсальный принцип регуляции отношений людей. Реализация данного принципа в общении предполагает наличие способности принимать «инаковость» как объективную реальность и готовность искренне проникать в мир другого [134].

Педагогический аспект толерантности также раскрывается через описание эмоционально-личностных качеств человека в которых она проявляется, т.е. выделение ее показателей: открытость, согласие, солидарность, невраждебность, внимание, сочувствие и сострадание к другому, готовность выслушать иную точку зрения, терпимость, взаимопонимание и взаимоподдержка, любовь и милосердие, чувство единства с миром, людьми (В.В. Глебкин, Д.В. Зиновьев, В.А. Тишков, С. Ашикова) [9, 12, 143].

Проведя анализ различных аспектов понимания категории «толерантность», можно сделать ряд выводов:

- толерантность является многоаспектным феноменом, сущностные характеристики которого предопределяются направленностью исследований в рамках конкретной науки;

- в педагогическом аспекте толерантность рассматривается как интегрированное личностное образование, проявляющееся в принимающем, понимающем и уважительном отношении ко всему иному в человеке (возрасту, полу, национальности, стажу и т.д.);

- результат образовательной деятельности по формированию толерантности как личностного образования проявляется в готовности и способности человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, и взаимодействовать с ними на основе согласия, всех людей вне зависимости от их возраста, пола, национальности, статуса, особенностей психического и физического развития, в уважении и признании равенства, отказе от доминирования и насилия, от сведения многообразия к единообразию или к признанию преобладания какой-то одной точки зрения, признании многообразия и многомерности человеческой культуры, норм, верований.

Видовое многообразие феномена «толерантность» позволяет судить о многоаспектности проявлений данного личностного образования, подтверждает возможность и необходимость её детального изучения, связанного с особенностями становления каждого вида в различные возрастные периоды.

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сложное личностное образование, проявляющееся в принимающем, понимающем и уважительном отношении ко всему иному в человеке (возрасту, полу, национальности, стажу и т.д.).

При изучении толерантности в педагогическом аспекте целесообразно обратиться к проблеме её видового многообразия. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности.

В контексте разных наук о человеке учеными определяются разные основания классификации толерантности, обращение к которым уместно в характеристике данного образования как сложного интегративного феномена. В исследованиях толерантности в педагогическом аспекте отметим лишь те её виды, которые связаны со статусом взаимодействующих субъектов, спецификой объекта толерантности, доминирующих социокультурных ценностей.

Несмотря на сходство видового многообразия, в основу классификации толерантности положены разные основания. В соответствии с доминирующими социо-культурными ценностями Б.З. Вульфовым выделяются следующие виды толерантности: религиозная, национальная, этническая, гендерная, нравственная, этическая, коммуникативная. В соответствии со статусом человека в социуме П.Ф. Комогоровым выделяются - половая, расовая, возрастная, национально-этническая, языковая толерантность. В соответствии со спецификой объекта толерантности В.С. Кукушкиным выделяются - межнациональная, межрасовая, религиозная, культурная.

Признание видового многообразия толерантности как сложного личностного образования позволяет обогатить рамки научного педагогического поиска, направленного на изучение путей формирования каждого из обозначенных видов в целостном образовательном процессе и ограничить содержание каждого направления работы разными видами социальной культуры (нраственно-этической, гендерной, национальной, конфессиональной и др.)

Не менее дискуссионным в изучении сущностных характеристик толерантности является вопрос о ее структуре. Позиция исследователей в отношении данной проблемы неоднозначна, поскольку структурные составляющие толерантности рассматриваются в контексте выделения и компонентов, и показателей, и критериев, и содержательных характеристик и др.

Б.З. Вульфов, Е.А. Стрельцова, Л.А. Шкатова и другие авторы при определении сущностных характеристик толерантности выделяют ее различные компоненты: эмоционально-мотивационный, поведенческий, инструментальный, деятельностный. Несмотря на то, что в большинстве исследований в структуре толерантности рассматривается множество компонентов, большинство из авторов в качестве доминирующего компонента толерантности определяют поведенческий (деятельностный).

Так, например, Б.З. Вульфов рассматривает толерантность как совокупность коммуникативных умений, обеспечивающих подготовленность человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами, умение понять и принять их такими, какие они есть. С.А. Герасимов в качестве таковых определяет умение слушать, не подавлять других, умение владеть собой, владение позитивной лексикой [38].

М.А. Перепелицына определяет поведенческий компонент как оценку ситуации взаимодействия, выбор, реализацию и рефлексию собственной модели действия на основе толерантности и в качестве основы ее проявления обозначает: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость (эмоционально-положительное отношение к людям, стремление к согласованности позиций, сохранение спокойствия и доброжелательности к другим) [108]. Л.А. Шкатова раскрывает содержание поведенческого компонента через умение слышать и уважать мнение собеседника, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Под поведенческим компонентом толерантности исследователи понимают умения, которые способствуют установлению сотрудничества, субъект-субъектных отношений, а так же способность вести диалог.

В ряде исследований выделяются коммуникативный и инструментальный компоненты толерантности. Коммуникативный компонент предполагает способность к бесконфликтному и гармонизирующему общению (В.М. Золотухин, Л.А. Шкатова), инструментальный компонент проявляется в умении проектировать взаимодействие как толерантное (О.Б. Скрябина) [126].

Многие авторы в качестве показателей толерантности выделяют принятие и признание себя, своих позиций, взглядов, познание, принятие и признание другого, уважение его самобытности; способность осознавать стереотипы в себе и разрешать другому иметь их; способность видеть в другом равнодостойную личность (Р.Г. Апресян, О.Г. Виноградова, П.Ф. Комогоров, Г. Олпорт, А.А. Погодина, Г.М. Шеламова).

На основе сущностных признаков в работе В.А. Погодиной определены критерии и показатели уровней толерантного взаимодействия:

- устойчивость личности, проявляющаяся в сформированности социально-нравственных мотивов поведения в процессе взаимодействия с людьми иных общностей, включающая ряд показателей (эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение, социальная ответственность, самостоятельность, социальная релаксация);

- эмпатия, проявляющаяся в адекватном представление о внутреннем состоянии другого, содержащая показатели (чувствительность, сопереживание, учтивость, экстравертированность, способность к рефлексии);

- дивергентность поведения, проявляющаяся в ориентации на поиск нескольких вариантов решения, включающая показатели (отсутствие стереотипов, гибкость и критичность мышления);

- мобильность поведения, включающая показатели (отсутствие напряженности и тревожности в поведении; контактируемость, коммуникабельность, умение найти выход из сложной ситуации, автономность поведения, прогностицизм, динамизм);

- социальная активность, включающая показатели (социальная самоидентификация, социальная адаптированность, креативность, социальный оптимизм, инициативность) [111].

Г.У. Солдатова, опираясь на исследование Г. Олпорта, в качестве критериев толерантности рассматривает составляющие самоактуализирующейся личности:

- защищенность, связанная с чувством безопасности, убежденностью, что с угрозой можно справится;

- ответственность, проявляющаяся в субъектной позиции при восприятии собственной жизни, в стремлении быть ответственными за все, что происходит с близкими и вокруг них;

- потребность в определенности, предполагающая амбивалентность восприятия действительности, многообразие подходов к истине, особенно, если вопрос об истине проблематичен (сфера морали), многовариативность выходов из сложившейся ситуации, сомнение в истинности своих знаний, скромность, самокритичность;

- ориентация на себя – ориентация на других, проявляющаяся в ориентировке на себя, стремлении к личной независимости;

- приверженность к порядку, проявляющаяся в чрезмерной концентрации внимания на аккуратность, соблюдение и внешних ритуалов и этикета;

- способность к эмпатии, выражающаяся в ярком эмоциональном восприятии другого;

- чувство юмора, умение посмеяться над собой;

- авторитаризм, проявляющийся в стремлении жить в свободном, демократическом обществе, в завышенном уважении к власти, признание значимости общественной иерархии, социального порядка и внешней дисциплины [131].

Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова в своей работе определяют основные характеристики толерантной личности: альтруизм, стремление не осуждать других, терпение, чуткость, умение владеть собой, способность слушать, доверие, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм [130].

Н.Г. Юровских в характеристике толерантности рассматривает две группы толерантных качеств: духовно – нравственные и психические. В содержание первой группы включены такие качества как миролюбие, стремление к компромиссу, совестливость, открытость другим, способность к прощению и взаимопониманию, признание многообразия, отсутствие догматизма, признание права других на свободный выбор, отношение к человеку как к цели и ценности. Вторая группа включает в себя отсутствие установок на конфликтное взаимодействие, равнодушия к другим, соразделенность чувств и эмоций, эмпатию, положительное эмоциональное отношение к другому человеку [167].

Ряд исследователей, изучающих проблемы формирования толерантности выделяют отдельным качеством личности интолерантность. Д.В. Зиновьев рассматривает интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к их отдельным представителям [52]. По мнению Л.А. Шайгеровой интолерантность представляет собой неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует, основанное на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных [130].

На основе сравнения «толерантности» с «интолерантность», Д.В. Зиновьев выделяет эмоциональные составляющие толерантности. По его мнению, сущностными характеристиками «толерантности» являются добро, уважение, симпатия, т.е. качества, противоположные чувствам, составляющим триаду враждебности, в которую входят гнев, отвращение и презрение.

Таким образом, в современных психолого-педагогических исследованиях, выполненных в рамках различных концептуальных оснований, отсутствует единый подход к определению сущностных характеристик толерантности к ним относят: показатели, критерии, структурные элементы, характеристики и качества личности.

Проведя анализ исследований по структуре толерантности как сложного личностного образования, мы предположили возможность конкретизации ее компонентов, показателей и уровней.

Под компонентном мы понимаем структурную единицу, составляющая часть какой либо системы относительно самостоятельную, но связанную с другими структурными единицами. Под показателем – количественную или качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием мы понимает признак, на основании которого производится оценка определение или классификация чего-либо; мерило оценки, суждения.

Изучение структуры толерантности как интегративного личностного образования позволило в контексте проводимого нами исследования обозначить следующие ее компоненты:

- когнитивный, связанный с наличием информационного поля о содержательных характеристиках сущности понимания и уважения «иного», о способах трансляции принимающего отношения к другим;

- эмоционально-ценностный, проявляющийся в потребности диалогового общения, признании смыслов бесконфликтного взаимодействия;

- поведенческий, проявляющийся в совокупности коммуникативных умений, обеспечивающих мирное сосуществование с другими людьми вне зависимости от их возрастных, статусных, национальных, гендерных личностных характеристик.

Определение структурных компонентов толерантности обеспечивает возможность построения педагогического процесса в соответствии с разными сферами личностного развития и предопределяет целесообразность подбора методов, доминирующих в формировании сознания, чувств и поведения. Вместе с тем, определение результативности педагогического процесса по данному направлению требует более чёткой конкретизации основных параметров (показателей, критериев, уровней) толерантности как сложного личностного образования.

В соответствии с этим мы рассматриваем следующие показатели толерантности:

в когнитивной сфере наличие знаний о сущности иных культур (национальной, гендерной, религиозной), о способах поведения, реагирования на неблагополучие, оказания внимания, помощи и проявления симпатии к людям и особенностях взаимоотношений между людьми;

в эмоционально-чувственной сфере - проявлениеэмпатии, стремления помочь людям, интереса к ситуациям взаимодействия людей, не зависимо от их гендерной, национальной, этнической характеристики, особенностей возраста;

в поведенческой сфере - владение способами оказания помощи, поддержки в реальной ситуации взаимодействия, проявление эмоциональных, поведенческих, речевых реакции в процессе взаимодействия.

В качестве критериев сформированности когнитивной сферы мы рассматриваем объем знаний, их осознанность и умение аргументировать свою позицию; отс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...