Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Особенности информационной войны России




 

Агрессия России против Украины постоянно сопровождается информационной кампанией, которая имеет те же характерные особенности, что и война. В действительности информацией можно атаковать, совершить обманный маневр или полностью подменить информационный поток.

В военной терминологии уже прочно прижились термины «информационная война», «информационное оружие», «информационное давление» и др. Примечательно, что об информационных угрозах сегодня говорят не меньше, чем о боевых действиях с применением традиционных видов оружия.

Информационная война России против Украины в контексте войны на Донбассе имеет свои особенности, о которых мы подробно рассказывали ранее. Фактическое ее начало можно датировать моментом обретения Украиной своей независимости.

Итак, информационную кампанию Кремля можно разбить на такие этапы:

Начало 1990‑ х – июль 2013 года – подготовительная фаза, или «информационное зондирование ситуации» (проведение точечных информационных мероприятий в экономической, военной, информационной, политической и других сферах деятельности Украинского государства, которые не создавали угроз национальной безопасности Украины).

По этому поводу нужно вспомнить риторику, которая формировалась в 1992 году:

– вице‑ президент РФ А. Руцкой: «Крым – это часть России»;

– мэр Санкт‑ Петербурга А. Собчак: «Крым никогда не принадлежал Украине»;

– председатель Верховного совета РФ Р. Хасбулатов: «Черноморский флот бывшего СССР будет принадлежать России».

В результате в июне 1993 года на военных базах Крыма 203 военных корабля (это 80 процентов) подняли российский флаг. Все происходило под видом стихийной инициативы судовых команд. Впоследствии эта акция стала основой для создания Черноморского флота РФ. Это была, по сути, первая российская информационная диверсионная атака с целью  вынудить Украину сформировать российский военно‑ морской компонент на Черном море. Параллельно с этим Россия оказывала давление на украинское руководство в отношении изъятия у Украины ядерного оружия и подписания ею нашумевшего Будапештского меморандума.

Средина 90‑ х годов характеризовалась редкими одиночными заявлениями российских политиков о якобы «российском происхождении» Севастополя.

С конца 1990‑ х в информационном поле Украины наблюдались активные мероприятия внешнего информационного воздействия. В Украине они были зафиксированы как информационные операции (под условными названиями) «газовая война», «блокирование развития авиационной отрасли», «языковая проблематика», «Черноморский флот в Крыму», «маяковая война», «сырная война», «трубная война», «конфетная война» и др.

Кроме того, отличительной чертой того времени было создание в Украине десятков пророссийских общественных организаций: разнообразных объединений россиян, обществ русской истории и культуры, национально‑ патриотических организаций. Практически все организации получали финансирование из фондов, аффилированных с Кремлем и Министерством иностранных дел России. Их активная деятельность наблюдалась в южных областях, на востоке Украины, реже в центральной части страны и меньше на западе.

Особую роль в плане информационного давления России на Украину сыграл конфликт 2003 года относительно острова Тузла. Он носил зондирующий характер в плане возможного использования фактора отсутствия в Украине Государственной границы. После распада СССР граница с Россией не была делимитирована и демаркирована. Москва всячески обходила этот вопрос, ссылаясь на договор 1997 года «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ».

Отдельно следует вспомнить частые визиты в Крым представителей российской Госдумы В. Жириновского, Г. Зюганова или мэра Москвы Ю. Лужкова и др. Их встречи с моряками ЧФ РФ, членами пророссийских организаций и ветеранами носили пропагандистский характер. Они поддерживали ЧФ РФ строительством жилья, клубов для российских военных, распространяли литературу и организовывали концерты под пророссийские лозунги типа «Крым – это Россия».

В 2005 году в администрации президента России было сформировано управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Оно было создано после провальной для Кремля кампании выборов президента Украины 2004 года. Официально задачей созданного управления значилось укрепление связей с соотечественниками (прежде всего на пространстве бывшего СССР) и возрождение контактов на уровне городов‑ побратимов. Однако на практике управление занималось организацией центров пророссийского влияния в постсоветских странах. Речь шла об элементах российской «мягкой силы» внутри граничащих с РФ государств – Украины, Грузии, Молдовы, Армении, стран Балтии. Возглавил новую структуру М. Колеров – известный российский политтехнолог. По своей сути, управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами стало одним из первых центров координации пропаганды Кремля в других странах.

Начиная с 2010 года информационная ситуация в Украине стала более подвержена российскому вектору. Президентом Украины стал В. Янукович, который за короткое время создал систему авторитаризма и российской «управляемой демократии». Отличительными чертами того периода стали: картелизация Партией регионов политического пространства, монополизация медийного пространства провластными СМИ и расщепление украинского общества через доминирование «донецких кадров» во всех структурах исполнительной и политической власти в Украине. Через два месяца после своего избрания Янукович подписывает с Россией Харьковские соглашения, согласно которым нахождение ЧФ РФ в Крыму было продлено на 25 лет за скидки на покупку российского газа. После этого в украинских медиа стало появляться больше материалов о преимуществах Таможенного союза с Россией.

Август – ноябрь 2013 года – фаза «создания информационного плацдарма» в Украине.

Во время своего визита в Киев, посвященного празднованию 1025‑ летия крещения Руси, Путин в своей речи дал понять, что Россия не собирается отпускать от себя Украину. А уже в сентябре 2013‑ го российский президент назначил своим советником Владислава Суркова. В новой должности Суркову было поручено отвечать за работу с общественным мнением в Украине.

(Примечание. В Кремле В. Сурков считался куратором политических процессов в России. Сфера его интересов – информационное пространство, партийное строительство, взаимодействие с законодательной властью. Он – автор идеологии В. Путина, так называемой «суверенной демократии», некоторые его называли «черным политтехнологом». Он был одним из организаторов и идеологов теневых политических операций Кремля на территории России и ближнего зарубежья. В 2004 году Сурков осуществлял кураторство выборов в Украине и российскую поддержку кандидата в президенты В. Януковича. В то время в Украине работала его группа политтехнологов, причастных к обострению электорального раскола Украины, а также к организации и раскрутке сепаратистского съезда в Северодонецке как альтернативы киевскому Майдану. Сурков был организатором одного из наиболее одиозных кремлевских проектов – патриотического движения «Наши». )

Почти через девять лет Сурков снова был поставлен отвечать за Украину в должности помощника президента. На этот раз акцент был сделан на работе с общественным мнением.

Как следствие, за четыре месяца в информационном пространстве Украины повысился градус информационной активности Кремля и отмечалось создание трендов информационного влияния:

• коррупция в политическом руководстве Украины;

• нежизнеспособность украинской экономики;

• наличие факторов расслоения украинского общества;

• рост недовольства народа в отношении руководства Украины и др.

Параллельно с этим в Украине отмечалась активизация деятельности пророссийских общественных движений, СМИ, электронных ресурсов.

В Крыму, особенно в г. Севастополе, усиленно формировалась российская идеологическая платформа: активизировались благотворительные, культурные фонды, открывались информационно‑ просветительские центры, создавались новые общественные организации пророссийской направленности. Их работа была направлена на объединение вокруг пророссийских идей как можно большей аудитории.

В восточных областях (Харьковская, Донецкая, Луганская) отмечалось усиление российских казацких дружин из Ростовской обрасти и Краснодарского края, возникновение центров национал‑ патриотического толка «Оплот», «Великая Русь», «Юго‑ Восток» и др. При этом их пропагандистская деятельность усиливалась выпуском собственных печатных изданий и электронных сайтов.

Декабрь 2013 – февраль 2014 года – фаза «информационной агрессии» в Крыму и «раскачивания ситуации» на Донбассе. Ее характерные черты:

• всплеск антиукраинской риторики;

• информационная блокада регионов конфликта;

• вовлечение массовой аудитории в саботаж действующей власти;

• резкая активизация пророссийских общественных и национал‑ патриотических организаций;

• демонстрация организованной военизированной силы;

• оказание давления на местные органы власти;

• блокирование деятельности органов исполнительной власти и др.

Информационный поток России наполнился пропагандистской риторикой антиукраинской направленности.

К основным инструментам информационного влияния Кремля в этот период на аудиторию Украины можно отнести:

• открытые призывы российских политиков и общественных деятелей к отделению Крыма и Донбасса от Украины (К. Затулин, В. Жириновский, Ю. Лужков, Г. Зюганов и др. );

• усиление в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др. пропаганды относительно отделения областей южной и восточной частей Украины и перехода их под протекторат России;

• появление призывов к «российским патриотам» поддержать раскол Украины и направиться в украинские города для «оказания помощи» антиукраинским силам в социальных сетях, блогах, на телевизионных ток‑ шоу;

• возникновение волны призывов от российских волонтерских организаций национал‑ патриотического толка к «сбору средств для помощи россиянам в Украине»;

• формирование сепаратистских мнений относительно Украины через российские религиозные объединения, центры астрологов, образовательные учреждения и др.

Ключевыми событиями этого периода можно считать визиты президента Украины В. Януковича к его российскому коллеге В. Путину

17. 12. 2013 и 06. 02. 2014, подлинные результаты которых скрывались от СМИ. Предположительно, что во время встречи двух лидеров обсуждался план оккупации Крыма и мероприятия по подготовке к оккупации Донбасса. Это подтверждает череда информационных событий, которые произошли после этих встреч:

22. 01. 2014 – на сайте крымского парламента были опубликованы призывы к отсоединению от Украины;

25. 01. 2014 – создание и раскручивание в российском информационном потоке мема «Украина раскололась пополам»; утверждение, что в тринадцати областях происходят массовые беспорядки, вызванные желанием отсоединиться от Украинского государства;

04. 02. 2014 – группа пророссийских крымских депутатов решают изменить Конституцию Украины и просят защиты Крыма у России;

10. 02. 2014 – организована раздача паспортов «Донецкой республики» в Донецке;

20. 02. 2014 – глава крымского парламента В. Константинов заявил о возможном отделении Крыма от Украины;

27. 02. 2014 – назначен новый премьер Крыма лидер партии «Русское единство» Сергей Аксенов;

28. 02. 2014 – российские военные захватывают штаб ВМС Украины, помещения ГТРК и радиотелепередающего центра Крыма.

Итогом фазы «информационной агрессии» в Крыму и раскачивания ситуации на Донбассе можно считать:

• создание Кремлем системы тотального информационного, политического и военного контроля в Крыму;

• формирование крайне негативного фона относительно перспектив развития ситуации в Украине;

• подготовку аудитории Донбасса к положительному восприятию пророссийской риторики.

Март – июнь 2014 года – фаза «широкомасштабного информационного прессинга» – проведение серии информационных кампаний, обеспечивающих аннексию Крыма и вторжение пророссийских военизированных формирований на Донбасс.

Целью этих кампаний было навязывание выгодной кремлевской позиции по отвлечению внимания аудитории от факта военной оккупации Крыма в сторону разжигаемых событий на востоке Украины. Характерный признак этой фазы – массовое использование информационного ресурса Кремля и насыщение своим контентом украинского информационного потока. При этом российские медиа намеревались вытеснить украинские СМИ из схемы текущего информирования.

18 марта 2014 года Россия заявила о присоединении Крыма. С этого времени информационная кампания Кремля на оккупированном полуострове переключилась на популяризацию идеологии «Русского мира». Это достигалось методами агитации (СМИ и интернет‑ ресурсы) и введения элементов цензуры (спецорганы).

Основные мероприятия по цензуре были возложены на структуры ФСБ, МВД и Роскомнадзор. Главной их целью была борьба с «чуждой идеологией» под видом проведения контртеррористических, контрподрывных или других мероприятий.

С этого момента главные события информационной кампании Кремля переместились на восток Украины.

Фаза «широкомасштабного информационного прессинга» России в восточных областях Украины проводилась в три этапа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...