Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство




Искусство

1. Театрам и художественным коллективам из оккупированных регионов Донбасса будет предоставлена возможность гастролей в России в рамках федеральной программы поддержки зарубежных коллективов от Министерства культуры РФ. Наряду с этим российские артисты показывают свои представления в «ЛНР» и «ДНР»;

2. Общества художников «ЛНР» и «ДНР» планируют проведение ряда выставок живописи, графики и скульптуры российских коллег на площадках Донбасса. В свою очередь, российская сторона предоставляет им возможность проводить в России аналогичные выставки своих работ;

3. Проведение различных фестивалей и соревнований с участием российских представителей в «ЛНР» и «ДНР» и приглашение участников с Донбасса на подобные мероприятия в России.

 

ё) Демонстрация приоритетности пророссийского вектора «ДНР» и «ЛНР»  

В связи с этим достаточно взглянуть на «План работы правительства „Новороссии“ на первое полугодие 2015 года», в котором значится:

– стремление руководства оккупированных территорий установить отношения с Центробанком России для выделения стабилизационного кредита «Новороссии» и поддержки новой валюты;

– обращение за помощью к Госказначейству РФ и Торгово‑ промышленной палате РФ для создания аналогичных институтов в «Новороссии»;

– разработка мероприятий для присоединения «Новороссии» к Таможенному союзу, а также для создания единого с Россией транспортного пространства;

– организация военно‑ патриотического воспитания в «Новороссии» в сотрудничестве с профильными организациями и лагерями отдыха в РФ.

Следует заметить, что Украина в указанном Плане не упоминается ни разу. Акцент делается исключительно на России.

Кроме этого, показательным фактом есть намерения Минтранса России наладить железнодорожное сообщение с городами «ДНР».

 

КРЫМ

Фазе «стабилизации информационной ситуации» для Крыма присущи характерные черты создания образа «российского Крыма», демонстрации стабильности развития полуострова и имитации информационной удовлетворенности населения.

Среди самых популярных трендов особо выделяются такие:

 

а) Визиты в Крым зарубежных политических деятелей  

В сегодняшней ситуации визиты в Крым российских политических деятелей перестали быть сенсацией для СМИ. Однако посещения полуострова зарубежными политиками вызывают бурный резонанс:

• 23 июля 2015 года Крым посетили депутаты Франции. В составе делегации вместе с сопредседателем ассоциации «Франко‑ российский диалог» Т. Мариани было одиннадцать парламентариев: восемь членов правоцентристской партии «Республиканцы», а также по одному делегату от центристов и левых сил.

• Польские депутаты от правых партий «Союз реальной политики», «Свобода и правопорядок», а также «Конгресс новых правых» собираются посетить оккупированный полуостров.

• Депутаты бундестага Германии от фракции партии «Левые» рассматривают возможность посещения полуострова.

• Депутат швейцарского парламента, лидер фракции социал‑ демократов в ПАСЕ А. Гросс планирует с группой депутатов национальных парламентов посетить Крым при содействии председателя комитета Госдумы по международным делам, главы делегации РФ в ПАСЕ А. Пушкова.

• В начале октября 2015 года представители итальянского движения «Пять звезд» и «Лига севера» посетили Крым. В этом им оказывал содействие зампред комитета по международным делам Совета федерации РФ А. Климов.

• В начале осени 2015 года российской стороной приглашены в Крым венгерские депутаты от радикальной партии «Йоббик».

Характерной особенностью подобных визитов есть тщательный подбор политических партий из ЕС и состава депутатов европейских парламентов. Кремль давно практикует сотрудничество с политическими движениями европейских стран, которые поддерживают позиции Кремля. Политические образования, лояльные к политике РФ, существуют практически в каждой европейской стране и образуют условную идеологическую сеть.

Высказывания отдельных европейских политиков в стиле «а‑ ля Жириновский» в угоду политике Москвы используются российскими медиа. Так, один из одиозных французских депутатов, посетивших Крым, Николя Дуик, заявил, что Украины как государства никогда не было, что все это русские. Кроме того, современная украинская власть якобы проводит насильственную национализацию. При этом он уверял журналистов, что сам он «достаточно хорошо разбирается в истории Украины». Сам же Николя Дуик частый гость у С. Нарышкина, председателя Государственной Думы РФ. Он один из тех, кто поддержал аннексию Крыма и лоббировал в парламенте Франции вопрос по поставке России вертолетоносцев «Мистраль». Кроме этого, он выступает за снятие санкций с России.

 

б) Попытки УЭФА признать крымские футбольные клубы российскими  

Союз европейских футбольных ассоциаций запретил крымским клубам участвовать в российском чемпионате, но дал разрешение на создание Крымского футбольного союза. Под его патронажем восемь клубов проведут свой чемпионат. Турнир будут организовывать правительства Крыма и Севастополя совместно с представителями Министерства спорта России.

По этому поводу вице‑ премьер Крыма Руслан Бальбек уже сделал заявление, что главной победой российского спорта является признание УЕФА крымского футбола в российском Крыму. Тем самым он дал понять, что крымские футбольные клубы будут примыкать к российским футбольным ассоциациям.

Несмотря на запрет УЕФА участвовать крымским клубам в чемпионате России, было сделано другое заявление: возможность участия крымских футбольных клубов в Лиге чемпионов и Лиге Европы будет обсуждаться через два года.

Более того, президент УЕФА Мишель Платини заявил о своем визите в Крым на матчи местного чемпионата.

Ситуация с крымскими футбольными командами выглядит «косметическим запретом», который российские медиа уже используют в качестве информационного повода. Создается общий информационный смысл признания Европой крымского футбола как части российского спорта.

 

в) Формирование площадки крымских медиа с российской идеологией  

Создание базиса пророссийских СМИ в Крыму происходит по нескольким направлениям:

• Прекращение вещания ранее существующих каналов путем признания их лицензий недействительными и создание на их основе новых СМИ с регистрацией Роскомнадзора

1 апреля крымскотатарские СМИ – телеканал ATR, детский телеканал «Ляле», радио «Мейдан» – прекратили вещание на территории полуострова, так как оккупационные власти не выдали им лицензии. Это вызвало общественный резонанс у крымских татар.

В результате 24. 04. 2015 глава оккупированного Крыма С. Аксенов подписал указ о создании Общественной крымскотатарской телерадиокомпании, а для контроля над ее деятельностью назначил специальный совет. Фактически Совет по деятельности общественной крымскотатарской телерадиокомпании является инструментом скрытой цензуры. В ее состав вошли «идеологически проверенные» политики, политологи и общественные деятели в окружении представителей религиозных и местных национальных организаций.

Ну а затем, 10. 08. 2015, Роскомнадзор зарегистрировал новые крымскотатарские СМИ – телеканал «Миллет» («Народ») и радиостанцию «Ватан седасы» («Эхо родины»).

В целом, по состоянию на 15. 05. 2015 путем «перелицензирования» действующих СМИ в Крыму зарегистрировано 250 средств массовой информации, а около 60 СМИ попали под запрет Роскомнадзора.

• Интеграция крымских журналистов в кремлевские идеологические стандарты

– Во‑ первых, происходит налаживание тесных связей в сфере СМИ с иностранными коллегами, лояльными к идеологии Кремля. Это отдельные редакции и некоторые журналисты из Индии, Малайзии, Финляндии, Италии, Германии, Латвии, Казахстана и Армении. В этом случае отмечены единичные попытки пробиться в информационные потоки этих государств, однако о системности речи не идет.

Кроме того, новые власти выстроили диагональ взаимодействия со многими региональными СМИ РФ: Москвой, Республикой Татарстан, Чечней, Костромской областью, Ставропольским краем, Свердловской областью, Санкт‑ Петербургом и др.

– Во‑ вторых, имплементация крымских журналистов в идеологические рамки Кремля. Непосредственно перед празднованием 70‑ летия Победы (04. 05. 2015) в Крым прибыли представители Союза журналистов России. Цель их визита – создание и поддержка патриотических настроений в крымских СМИ во время майских праздников. Акция была поддержана Общественной палатой Российской Федерации, Гильдией автожурналистов и Литературной палатой России. Представители Союза журналистов России провели семинары с журналистами в Керчи, Симферополе и Севастополе. Кроме того, они приняли участие в кинофестивале «Победили вместе» и конференции Российского военно‑ исторического общества «Кино. История. Война и мифы».

 

г) Искусственная поддержка риторики угроз терроризма в Крыму  

05. 08. 2015 секретарь СБ РФ Н. Патрушев провел совещание с представителями силовых структур и руководства Севастополя. Главный тезис Патрушева был – «Рост угрозы террористических проявлений со стороны боевиков и националистических организаций Украины». В связи с этим в Крыму создается новая волна антиукраинской истерии:

• установка устройств системы массового оповещения об «украинской террористической угрозе» в местах скопления жителей населенных пунктов Крыма;

• создание «аварийно‑ спасательных формирований» на случай совершения террористических актов со стороны Украины;

• формирование в Крыму специального подразделения ФСБ – антитеррористической комиссии с функциями анализа и реагирования на террористические угрозы из Украины;

• разработка комплекса эффективных целевых программ, которые помогут в профилактике правонарушений и обеспечат общественную безопасность в Крыму.

Информационный фон «потенциальной украинской угрозы» в аннексированном регионе считается необходимым для поддержания состояния нервозности у аудитории, а также для формирования негативного мнения об «украинском режиме».

 

д) Формирование системы информационного противодействия в оккупированном Крыму  

• Создание элементов информационных операций в силовых структурах

– Март 2015 года – при управлении ФСБ РФ в Крыму созданы специальные структуры информационной безопасности по выявлению информационных угроз и реагированию на них. Официально это подразделение предназначено для борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, также создан отдел по компьютерным инцидентам. Однако в действительности специалисты ФСБ осуществляют компьютерный мониторинг сетей, прослушивание, геолокацию и др.

– Апрель 2015 года – в составе военной группировки российских войск в Крыму начала формироваться отдельная воинская часть информационных операций. Предполагается, что в октябре 2015 года она будет готова выполнять задачи по обеспечению кибербезопасности своих информационных сетей, а также «проведения специальных мероприятий» в сетях вероятного противника.

– Май 2015 года – в структуре МВД создан Центр противодействия экстремизму в Республике Крым с задачей выявления, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера, правонарушений экстремистской направленности. В круг деятельности Центра попали празднования национальных торжеств украинцев и крымских татар, деятельность местных общественных организаций, чтение и хранение исторической и религиозной литературы и прессы и др.

• Создание перечня запрещенных информационных ресурсов и негосударственных организаций в Крыму

– С конца 2014 года в Крыму создан федеральный список запрещенных экстремистских материалов, в который вошли исламские классические богословские труды, учебники и журналы духовенства крымских татар, научные труды по истории Украины, школьные учебники, плакаты с изображением украинских лидеров, географические карты и символика Украины и др.

– С конца 2014 года в Крыму создан список запрещенных украинских организаций: «Правый сектор», «УНА‑ УНСО», «УПА», «Тризуб Степана Бандеры», «Братство».

– С февраля 2015 года в Крыму стали запрещать доступ к интернет‑ сайтам, которые подпадают под список запрещенных сайтов Роскомнадзора. Блокировку производят местные интернет‑ провайдеры под надзором спецслужб. При попытке перейти на такой ресурс пользователь автоматически перенаправляется на страницу провайдера с пояснением причин блокирования доступа. К началу августа 2015 года решением властей оккупированного Крыма было закрыто около 30 сайтов.

• Привлечение общественных негосударственных организаций к формированию новой информационной политики в Крыму

Формирование фона по «информационной стабилизации» ситуации в Крыму и в оккупированном Донбассе дополнялись информационными мероприятиями из России. И это логично, что Кремль в этом оркестре играет первую скрипку. Действия российских информационных источников выполняли в некотором роде координирующую функцию – задавали направление информационной риторики.

Вполне очевидно, что в новой фазе информационной кампании в Украине Россия пытается найти новые модели информационных атак, схем для их реализации и информационной мотивации.

По правилам ведения пропаганды, сценарии, мотивы и поводы должны постоянно обновляться. В противном случае предстоящее информационное мероприятие обязательно будет раскрыто и его эффективность будет нулевой.

Среди кремлевских мероприятий информационного характера наибольшего интереса заслуживают:

 

а) «Обновление» российских центров влияния «мягкой силы»  

26. 03. 2015 в ходе своего выступления на заседании коллегии ФСБ России В. Путин обратил особое внимание на привлечение к выполнениям специальных задач «авторитетных общественных и религиозных объединений». Захват Крыма наглядно продемонстрировал высокий информационный потенциал подготовленного ресурса «мягкой силы» Кремля. Видимо, по этой причине Путин открыто заявил о развитии направления сотрудничества спецслужб с негосударственными организациями.

В качестве инструментов «мягкой силы» Кремля в Украине продолжают работать:

• элементы социального влияния – общественные объединения пророссийского направления: российская диаспора в Украине,

казачьи дружины, патриотические организации, российские землячества, общества русской истории и культуры и т. д.;

• элементы общественно‑ политического влияния – организации с правительственным финансированием РФ: «Россотрудничество», движение «Русскоязычная Украина», организации российских соотечественников в Украине и т. п.;

• элементы религиозного влияния – Русская православная церковь Московского патриархата;

• элементы экономического влияния – российские банки, предприятия с российским капиталом, торговые марки, бренды и др.

Вместе с тем за последние полгода на фоне функционирующих в Украине центров влияния «мягкой силы» стало заметно снижение уровня их эффективности. По заключению российских экспертов, «мягкая сила» России перестает играть роль ценностного ориентира, консолидирующего и укрепляющего национальное самосознание различных групп соотечественников в Украине.

Причиной может быть применение устаревших «советских» форматов, основанных на манипулятивном воздействии. Их аргументами были большое количество устойчивых фобий и стереотипов, обкатанных в период Советского Союза. Подобная манипулятивная технология привела к раскрытию и критике истинных планов Москвы и снизила эффективность работы их субъектов.

На сегодня в России можно выделить несколько наиболее активно действующих российских институтов «мягкой силы»:

– МИД РФ и его структуры – Департамент информации и печати (А. Лукашевич), Департамент по работе с соотечественниками за рубежом (А. Макаров), Федеральное агентство по делам соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – «Россотрудничество» (Л. Глебова). Обращает на себя внимание факт смены главы «Россотрудничества» в декабре 2014 года. Причиной ухода лидера российской «мягкой силы» стали несколько факторов, среди которых «неуправляемая» ситуация в Украине, отсутствие системной работы, политизированность агентства, «недипломатичность в решении международных конфликтов», неудовлетворительная работа представителей агентства на ключевых международных мероприятиях;

– неправительственные организации и институты гражданского общества: общественные организации, которые финансируются фондом «Русский мир», фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, некоммерческим партнерством «Российский совет по международным делам» (НП РСМД), Общественной палатой Российской Федерации и др.;

– ведущие учебные заведения России: Московский государственный технический университет им. Н. Баумана, Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Санкт‑ Петербургский государственный университет, МГИМО, МФТИ, Российский университет дружбы народов, ВШЭ и др.;

– центры изобразительного и театрального искусства, историко‑ культурные центры России и зарубежья;

– религиозные институты, в первую очередь Русская православная церковь.

Нужно отметить, что в последние годы в России происходит поиск новых решений в контексте «мягкого влияния» на аудиторию. Помимо общепринятых направлений, таких как работа с российскими диаспорами за рубежом, получение образования в престижных вузах России или использование религиозного потенциала РФ, сегодня наблюдается развитие таких новых направлений:

1. Работа с украинскими трудовыми мигрантами в целях овладения ими русским языком и изучения российской культуры, чтобы по возвращении в Украину они распространяли соответствующие ценности. Именно трудовые мигранты как наиболее активная и мобильная часть общества могут стать проводниками российского влияния в своих странах.

2. Работа с украинскими гражданами, которые переехали на временное или постоянное проживание в Россию с целью использования их в качестве «свидетелей» негативной ситуации в Украине и распространения исключительно положительной информации о РФ.

3. Работа с украинскими гражданами, которые вовлечены в деятельность российского бизнеса в Украине.

4. Привлечение российских эмигрантов за рубежом для работы в социальных сетях либо в качестве репортеров‑ стрингеров.

5. Создание центра украинского политического влияния в Москве. (03. 08. 2015 экс‑ премьер Украины Н. Азаров основал «Комитет спасения Украины», который выступает от имени оппозиционных сил Украины).

Безусловно, наиболее показательным из инструментов «мягкой силы» является «Комитет спасения Украины».

(Примечание. За несколько дней своего существования азаровский «Комитет спасения Украины» уже получил в прессе прозвище «правительство в изгнании» или «альтернативное правительство». Его появление в политическом поле вызвало неоднозначные оценки у политиков, политологов и экспертов. Несмотря на это, Комитет заявил о себе как о третьей политической силе, имеющей четкий план по «восстановлению ситуации в Украине». Нужно сказать, что новоиспеченная организация уже имеет свой логотип и страницы в социальных сетях, однако собственного сайта у нее пока нет. Комитет получает информационную поддержку от российских СМИ: несколько сообщений в сутки обязательно посвящены работе этой организации. )

«Комитет спасения Украины» планирует достичь следующих целей:

• объединение украинских псевдопатриотических сил во всех регионах и формирование на их основе активных подразделений;

• с помощью созданного оппозиционного радикального ресурса начать внутреннюю борьбу с существующей в Украине властью и демонстрировать ее несостоятельность;

• путем расшатывания ситуации в стране добиться проведения досрочных выборов Президента и парламента Украины (кандидатура будущего Президента уже определена – экс‑ депутат ВР Украины В. Олейник);

• остановить войну на Донбассе и заключить с непризнанными регионами «новые киевские соглашения»;

• принять новую конституцию Украины с внеблоковым статусом Украины и союзными отношениями с Россией;

• найти компромисс по сглаживанию ситуации по Крыму, который якобы сам «ушел от Украины»;

• привлечь к ответственности всех, кто организовал революцию на Майдане и развязал боевые действия на Донбассе.

Судя по риторике и насыщенности информации о «Комитете спасения Украины», это направление может стать ключевым в информационной игре России.

Предполагается, что тренд Комитета будет все больше актуализироваться путем роста внимания к нему средств массовой информации, обсуждения в социальных сетях и популяризации в регионах Украины через местные пророссийские организации.

Следует ожидать, что наиболее активными в плане продвижения Комитета станут оккупированные районы Донбасса, а также области с повышенными пророссийскими настроениями – Донецкая, Луганская, Харьковская, Одесская, Херсонская, Запорожская.

Главной информационной тактикой «Комитета спасения Украины» уже стал принцип «игра на негативе». Это значит, что негатив об общей ситуации в стране и об украинском руководстве, помещенный в прессе, блогах, социальных сетях, будет использован этой структурой в полном объеме. Украинская критика в любых ее проявления делает сильнее новое политическое объединение.

 

б) Поиск Кремлем мотивов «примирения украинского и российского народов»  

Информационная кампания Кремля в отношении Украины проводится в большей степени в сдержанных тонах и почти без эмоций. При этом если обратить внимание на характер ведения кампании, то придем к выводу, что нынешняя ситуация напоминает поиск Москвой точек соприкосновения между украинским и российским народами. Происходит некий поиск путей примирения двух народов.

В этой связи можно говорить о новой информационной акции Кремля, которая имеет такие особенности:

1) Снижение уровня агрессивности в российском информационном потоке

Это заметно по существенному смягчению прямого информационного

давления на украинскую власть, а также по отсутствию пропагандистских штампов в общей российской риторике. Такая особенность наблюдается повсеместно, начиная от заявлений первых лиц государства и заканчивая региональными изданиями и соцсетями.

2) Появление положительной риторики об Украине в информационном потоке сепаратистов

Командир сепаратистской бригады «Восток» и секретарь совбеза самопровозглашенной «ДНР» А. Ходаковский в своем интервью российскому изданию «Газетами» в целом положительно отзывался об Украине. В частности:

• «Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что Украина – не фашистское государство».

• «На блокпосту стояла водонапорная башня, на которой повесили три флага: российский, дээнэровский и украинский».

• «Наши бойцы после „Минска‑ 1“ вместе с украинскими бойцами чинили крыши местным жителям».

• «Видно, что люди не хотят друг друга убивать, они вынуждены добиваться своей победы».

• «В Донбассе люди интернационалистически настроены – очень много этнических украинцев».

• «Нынешняя система власти в „ДНР“ не выдержит нагрузки нового времени, развалится. Она создана под конкретную задачу военного времени и не маневренна, без собственного иммунитета. Опора делается исключительно на жесткость власти и оправданную военную диктатуру».

Подобные случаи – единичны, но учитывая авторитет Ходаковского – второго по влиятельности человека в «ДНР», – можно сделать выводы о существовании следующей тенденции:

3) Акцентирование внимания на «дружественном пакете» для Украины в заявлениях российских лидеров.

«Дружественный пакет» Кремля – это поиск аргументации об общих культурно‑ исторических, этнических и религиозных ценностях двух народов. В качестве примеров можно привести:

– Речь В. Путина на митинге‑ концерте «Мы вместе» 18. 03. 2015: «Мы всегда в России считали, что русские и украинцы – это один народ. Я так думаю и сейчас…»

– «Прямая линия» с В. Путиным 16. 04. 2015: «Я вообще не делаю разницы между украинцами и русскими, я считаю, что это вообще один народ».

– Речь В. Путина 19. 06. 2015 на Санкт‑ Петербургском международном экономическом форуме: «…русские и украинцы – это один народ, один этнос. Со своими культурными особенностями: с общей историей, с общей культурой, с общими духовными корнями. Нас связывает и возможность беспрепятственно говорить на одном языке. Россия и Украина так или иначе обречены на совместное будущее»

Неоднократные заявления лидера государства‑ агрессора можно рассматривать как камертон в определении новых направлений информационных мероприятий России по отношению к Украине.

В данных примерах прослеживается линия формировании образа «дружественных народов‑ братьев».

4) Помощь России при неминуемом дефолте Украины

Практически в каждой речи Путина, в которой отводилось место «дружественному пакету», звучали слова о грядущем кризисном положении Украины. Например, на «Прямой линии» (16. 04. 2015) звучал тезис: «Мы заинтересованы в том, чтобы украинская экономика вышла из кризиса».

Параллельно с этим создавался фон тесных экономических связей двух стран: «Россию и Украину связывают совершенно конкретные вещи сегодняшнего дня: это общая инженерная, энергетическая, транспортная инфраструктура, общие правила регулирования и так далее».

Можно предположить, что, по мнению Кремля, такое направление риторики способно будет оказать влияние на украинское руководство, которое станет рассматривать Россию в качестве инвестора в восстановлении разрушенной экономики Украины.

5) Замалчивание темы аннексии Крыма

Кремль избегает обсуждений и придерживается четкой риторики: «Крым – это субъект Российской Федерации по волеизъявлению сотен тысяч крымчан».

Искусственная насыщенность российского информационного потока войной на Донбассе и обсуждение общей ситуации в Украине отодвинула крымскую тематику на задний план медийных обсуждений.

6) Подталкивание украинского руководства к диалогу с лидерами «ЛНР» и «ДНР» – новое направление риторики Кремля. Основной его задачей является навязывание аудитории процесса разрешения военного конфликта на Донбассе в «московском толковании». В основу тезиса взята Декларация глав государств по реализации Минских соглашений (12. 02. 2015) исключительно под призмой и в контексте интересов Кремля.

Главным мотивом в этой связи выступают те же этнические и историко‑ культурные факторы «дружественного пакета» цепи Украина – Донбасс. При этом другие требования Декларации Кремль оставляет за кадром.

В новой информационной акции Кремль сделал особые акценты на едином историческом прошлом, общем этносе, православии, культуре, традициях и тому подобное.

 

в) Распространение мнения о проигрыше Россией в информационной войне с Украиной  

В начале 2015 года в российских источниках прозвучало заявление о том, что Россия не справляется с обслуживанием информационного потока, который бы удовлетворял требованиям ведению информационной войны.

В частности, один из российских теоретиков информационных операций профессор С. Расторгуев отметил, что Россия в информационной войне не может добиться победы. При этом он уверен, что РФ проигрывает по двум причинам: во‑ первых, у России нет информационных союзников; во‑ вторых, Россия не имеет командования информационной войны и, самое главное, не разработала стратегию информационной войны.

Другой идеолог российского информационного противоборства – профессор И. Панарин – также убеждает нас в том, что Россия проигрывает информационную войну. Например, одной из причин он видит отсутствие в российском МИДе должности заместителя министра по публичной дипломатии.

Британский политолог, профессор Кентского университета Р. Саква дал оценку действиям Кремля относительно событий в Украине. Он утверждает, что Россия попала в крайне невыгодную для себя ситуацию: она бы проиграла в любом случае – если бы отреагировала на события в Украине или не отреагировала бы. По его мнению, Россия не взяла во внимание соотношение сил в информационном противоборстве.

Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии профессор С. Сулакшин возмущается вопиющим непрофессионализмом российских информационных спецслужб, которые проигрывают на каждом шагу. Он констатирует, что «российские шаги вообще никак не планируются и не управляются, спецслужбы просиживают штаны и спят, а информационные агентства ждут команды в режиме ручного управления».

Навязывается общее мнение: какой бы могучей ни представлялась кремлевская информационная машина, она оказалась не способной конкурировать в мировом информационном пространстве. Очевидная цель таких заявлений – создать в России консолидированную и централизованную систему ведения информационной войны.

 

г) Проведение государственных научных разработок по исследованию современных информационных угроз России  

Академия военных наук РФ и Ассоциация аналитики провели анализ российских информационных кампаний за последние двадцать лет. В результате серьезного исследования были определены особенности системы информационной войны России, среди которых:

– России необходима новая военная тактика и стратегия – «наука побеждать» в межгосударственном информационном противоборстве. Для действий в информационной сфере необходимо привлечение технологий интеллектуальных информационных войн, где исход противоборства слабо зависит от соотношений финансовых ресурсов конфликтующих сторон;

– государственная информационная политика должна стать базовым фактором обеспечения национальной безопасности страны;

– побеждающая стратегия в информационной войне опирается на Интернет, где нет информационного доминирования Запада, и на телеканалы как основу глобальных мировых СМИ;

– для эффективного противодействия информационному влиянию Запада в России необходимо создать глобальный международный медийный холдинг (телеканал, информагентство, газета, сайт) с участием Латинской Америки, Индии, Китая, Малайзии, Ирана и, возможно, Южной Африки;

– для эффективного планирования и координации мероприятий информационного влияния необходимо создать центр управления информационными операциями при администрации президента РФ.

В марте 2015 года администрация президента РФ сформировала заказ на выполнение 15 научно‑ исследовательских работ (27 млн. руб. ) по защите России от внешнего влияния информационных технологий. Среди этих работ:

• разработка модели межгосударственной системы мониторинга угроз в области информационной безопасности и характеристика уровней информационно‑ коммуникационных влияний – 4, 29 млн. руб.;

• квалификация враждебного использования информационно‑ коммуникационных технологий и модели межгосударственной системы мониторинга угроз в области информационной безопасности – 9, 2 млн. руб. (для Совета безопасности РФ);

• правовая оценка стратегических документов РФ в сфере защиты национальных интересов с учетом новых вызовов и угроз и разработка рекомендаций по их изменению – 4, 02 млн. руб.;

• информирование молодых ученых РФ через портал «Президент России – молодым ученым и специалистам» – 1, 7 млн. руб.;

• крымско‑ татарская проблема в России – 1, 6 млн. руб.;

• исследование образа России в представлениях студентов Крыма – 1, 5 млн. руб.;

• развитие контента по повышению доверия в сети Интернет – 1, 5 млн. руб.;

• поиск методов для России в контексте международного урегулирования кризисных ситуаций в сфере безопасности.

В связи с этим обращают на себя внимание две крымские темы. Нужно полагать, что «Крымско‑ татарская проблема в России» должна быть разрешена выработкой научно обоснованной формулировки понятия «коренной народ Крыма» и анализом перспектив обретения крымскими татарами в приоритетном порядке этого статуса с учетом мирового опыта и юридических аспектов проблемы. Целью работы ставится поиск путей по укреплению позиции РФ в Крыму среди крымско‑ татарской аудитории.

Другая работа по исследованию образа России в представлениях молодежи Крыма призвана искоренить «проукраинские мнения» у крымских студентов.

(Примечание. По мнению К. Затулина, директора Института стран СНГ, «студенческая молодежь и крымские татары являются группами, которые создают определенные проблемы». К примеру, часть крымско‑ татарских активистов не признает присоединение Крыма к РФ, а возможные проблемы с молодежью могут быть из‑ за того, что при них «произошел переход полуострова из одного государства в другое». За последний год было проведено несколько социологических исследований, которые дали один и тот же результат. Более того, через год после присоединения Крыма В. Путин в фильме «Крым. Путь на Родину» признался, что до принятия решения по захвату Крыма российские спецслужбы провели на полуострове закрытое исследование общественного мнения. )

Если касаться тенденций международной практики урегулирования кризисных ситуаций для России (последний пункт перечня), то в этом случае просматривается поиск новых решений по снятию с себя ответственности за преступления, противоречащие международному праву. Это аннексия Крыма, оккупация и установление пророссийского режима в отдельных районах Донбасса, теракт в отношении малазийского «Боинга» и др. Заказчиком данного исследования выступили аппарат президента России, МИД, Минобороны РФ и ФСБ. В техническом задании к выполнению работ подчеркивалась необходимость разработки методов противодействия «политическому, экономическому, юридическому шантажу», «организованным провокациям в рамках ВТО», а также «юридически безосновательному и искусственному разжиганию судебных споров в международных судах и арбитражах».

Параллельно с аппаратом президента России к научным исследованиям фактора «мягкой силы» в современной войне приступило Министерство обороны РФ. По имеющимся данным, военная академия российского Генштаба занимается методическими разработками практического применения «цветных революций» в рамках комплексной работы по заказу Минобороны. По официальной информации, научные исследования носят характер «противодействия угрозам». Однако тот факт, что в исследовании используется опыт военных специалистов, разрабатывавших «миротворческие операции» на Северном Кавказе, в Грузии,

Приднестровье и Украине, может свидетельствовать о разработке новых методик влияния на массовое сознание.

Известно также, что одной из целей исследования является определение методов бесконтактного воздействия на возможного противника, а также применение асимметричных действий и мер по укреплению политической системы России.

Сентябрь 2015 года – по нынешнее время – фаза «информационной адаптации», главной целью которой является создание условий для восприятия населением сложившейся в оккупированном регионе ситуации в необходимом ключе.

Суть в том, что в непризнанных республиках существуют группы людей, которые не принимают позицию российских террористов, но высказать открыто свое мнение не могут из‑ за угрозы их жизни. Задача этого этапа – нивелирование таких групп путем фо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...