I этап – раскачивание ситуации – Март – Апрель 2014 года
I ЭТАП – РАСКАЧИВАНИЕ СИТУАЦИИ – МАРТ – АПРЕЛЬ 2014 ГОДА Характерные особенности: • попытка российских медиа завладеть информационным пространством восточных регионов Украины; • объединение населения в группы народной обороны, выстраивание иерархии, выбор руководителей подразделений; • захваты управлений МВД, СБУ и других государственных учреждений, завладение оружием; • формирование военизированных структур, подменяющих функции милиции, прокуратуры, судов; • массовые аресты демонстрантов, первые случаи гибели людей в перестрелках. При этом средства массовой информации России искусственно нагнетали негативные общественные настроения, используя ранее подготовленные информационные символы: • «Киевская хунта бросила людей Восточной Украины на произвол судьбы»; • «Американские боевики на востоке Украины учат украинцев убивать»; • «Магазины в городах пустые, будет голод»; • «Топлива осталось на несколько дней» и т. д. Украинские СМИ в это время работали разрозненно, а некоторые просто «дарили» свой эфир российским каналам. Возникал информационный вакуум, который быстро заполнялся российским медийным контентом. Информационное противостояние со стороны России наращивалось. Именно в это время начали формироваться в Украине волонтерские информационные организации, одна из которых – группа «Информационное сопротивление».
ІІ ЭТАП – СОЗДАНИЕ ПРОРОССИЙСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО БАЗИСА В ОККУПИРОВАННОМ РЕГИОНЕ – МАЙ 2014 ГОДА Этот период информационной операции на востоке Украины отличался следующими особенностями: • блокирование работы украинских СМИ (телеканалы, радиостанции, пресса);
• идеализация созданных народных республик и выдвижение подготовленных лидеров; • организация деятельности наблюдательной миссии ОБСЕ на востоке Украины. СМИ Украины стали консолидироваться вокруг идеи отражения внешней агрессии. Многие из украинских редакций, а также отдельные журналисты, стрингеры, блогеры пытались воспрепятствовать наращиванию мощи российской информационной машины. При этом, несмотря на многие имеющиеся факты запрета деятельности работников медиа на востоке, а также закрытия газет и телецентров, информационное пространство Украины смогло сформировать контрпропагандистский щит и существенно замедлить антиукраинскую кампанию. В это время наблюдались следующие изменения в информационном пространстве Украины: • развернута поддержка украинских медиа некоторыми западными изданиями; • рост патриотических настроений в обществе; • информационная поддержка действий украинской власти на международной арене. Главным просчетом информационной машины Кремля стал фактор консолидации всего украинского общества, которое со времен Януковича принято было разделять по ментальным, этническим, культурным и религиозным особенностям. В прессе появились сотни материалов патриотического содержания. Сформированная в это время конфигурация информационной политики Украины уже была способна сдерживать информационный прессинг со стороны российского агрессора. Сложившаяся информационная ситуация в Украине еще не была стабильной. И хотя в тот момент она смогла адаптироваться к внешним информационным угрозам, однако при любом незначительном изменении военно‑ политической ситуации в Украине информационный паритет мог легко нарушиться и приобретенные защитные функции не были бы эффективными. Медийную систему Украины необходимо было бы вновь подвергать конфигурации в соответствии с другими угрозами.
ІІІ ЭТАП – ИЗМЕНЕНИЕ РИТОРИКИ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ – ИЮНЬ 2014 ГОДА После избрания П. Порошенко Президентом Украины политический фон в Украине претерпел некоторые изменения: • визит П. Порошенко во Францию и первые переговоры с В. Путиным; • активизация АТО на востоке Украины; • начало трехстороннего диалога по поставкам газа в Украину; • информационная поддержка Западом позиции Украины и обвинения российского руководства в сложившейся на востоке Украины ситуации. Особенности III этапа: • политические события усилили имидж Украины; • было заметно изменение риторики и незначительное снижение информационной плотности российских сообщений, что могло означать достижение определенных целей по принуждению Украины к диалогу с Россией; • Россия приступила к поиску новых информационных поводов для продолжения информационной кампании против Украины. Фаза «широкомасштабного информационного прессинга» создала достаточно мощную информационную платформу в Донецкой и Луганской областях. Кроме того, российское информационное влияние было ощутимо практически во всей Харьковской области, а также в некоторых районах Запорожской, Днепропетровской, Одесской и Николаевской областей. Июль 2014 – январь 2015 года – фаза «закрепления информационного доминирования» в ситуации на Донбассе проистекала в стиле традиционного набора классических информационных мероприятий, которые до этого наблюдались в Грузии, Югославии, Ираке и Афганистане. Для этого периода наиболее характерны такие громкие информационные операции: «Гуманитарная катастрофа» в регионах Украины заключалась в создании плотного информационного потока негативной информации. Главной целью этой кампании было формирование у населения депрессивного региона устойчивой уверенности в разразившейся гуманитарной катастрофе, пережить которую жителям востока Украины может помочь только не равнодушная к их судьбе «заботливая мать» – Россия. Информационная операция длилась три месяца. 20. 08. 2014 границу Украины пересек первый «гуманитарный конвой» из России. Спецоперация «Гуманитарный конвой», помимо имитации доставки продовольствия и медикаментов в пострадавшие регионы, преследовала цель тайно вывезти тела погибших боевиков и эвакуировать тяжелораненых в Россию. Кроме того, был налажен канал технического и тылового обеспечения воюющих наемников, а также вывоз на территорию РФ имущества, документации и опытных секретных образцов техники предприятия «Топаз», Луганского патронного завода и других предприятий.
«Забалтывание темы сбитого террористами „Боинга“» направлено на искажение реального содержания факта преступления, совершенного российскими террористами. В результате этой операции расследование преступления до сих пор не закончено, а виновные не наказаны. «Замалчивание участия российских солдат в войне против Украины» – это долговременная операция, целью которой является полное отрицание причастности России к военным действиям на Донбассе и заявки, что этому нет никаких доказательств. Предоставленные свидетельства присутствия на Донбассе российских войск всячески высмеивались и опровергались. «Срыв мобилизации в Украине» проводился с целью навязать мнение о бесполезности и ущербности призыва военнообязанных для создания резерва сил АТО и др. В этом смысле показательным стал мем на украинском языке, который копировал распространенные надписи на сигаретных пачках – «Мобілізація вбиває! ». Проведение информационных операций сопровождалось дезинформационными сообщениями – вбросами, которые призваны были посеять недоверие к украинским силам АТО и добровольческим батальонам. Наиболее типичными на тот момент информационными вбросами были: «мародерство украинских оккупантов», «расстрел пленных», «артобстрел мирных кварталов», «массовая гибель украинских солдат», «срыв мобилизации» и пр. Относительно экономической ситуации в Украине возникли новые дезинформационные тренды: «дефолт украинской экономики», «опустошение золотовалютного резерва Украины», «несостоятельность Украины обслуживать внешние кредиты», «газовая война», «угольная война» и др.
Особенностью этой фазы было максимальное вовлечение информационных инструментов Кремля – от электронных СМИ до международной дипломатии – для достижения своей цели. Нужно отметить, что после теракта российских боевиков против гражданского «Боинга» в работу украинских информационных структур активно включились западные и американские журналисты, общественные деятели и политики. Медийная поддержка Запада значительно поспособствовала отведению от Украины волны дезинформации Кремля. Информационный ресурс в борьбе против пропаганды Кремля был значительно расширен. Для России это создало дополнительный информационный повод и усложнило плановое ведение информационной войны против Украины Февраль – август 2015 года – фаза «стабилизации информационной ситуации». Стабилизация информационной ситуации подразумевает недопущение падения достигнутого уровня информационного присутствия в информационном потоке. Прогрессивная часть информационной кампании России фактически завершена. Задачей этого этапа есть поиск путей, позволяющих удержать информационную ситуацию на определенном уровне. Текущая фаза информационной кампании России против Украины сосредоточена в двух направлениях: в аннексированном Крыму, а также в захваченных районах Луганской и Донецкой областей, где информационная кампания проходит особо остро.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|