Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОССТАНОВЛЕННОЕ 7 страница




Есть два возможных варианта. Первый состоит в том, что Скептик действительно беспокоится об эффективности ВСС или об успехе терапевтического процесса в данный момент. Второй связан с тайными страхами части по поводу направления вашей работы, и скептицизм в таком случае — лишь повод для того, чтобы пустить ее под откос. В любом случае, лучше всего сфокусироваться на Скептической части и спросить, чего она пытается добиться, сомневаясь в вас. Или вы можете спросить, что страшного может случиться, если она перестанет сомневаться и позволит вам продолжить терапию ВСС. Иными словами, попытайтесь понять положительное намерение Скептика и его истинную мотивацию.

Если часть действительно обеспокоена эффективностью ВСС, так как не хочет зря бередить свои раны, скажите ей, что в ВСС много примеров успешного решения психологических проблем. Если Скептика волнует точность некоторых воспоминаний или возникающих чувств, объясните, что единственный способ разобраться — последовать за ними и увидеть, что произойдет. Попросите у него разрешения продолжить эксперимент, чтобы посмотреть, приведут ли воспоминания или чувства к чему-то полезному. Скептицизм плохо скажется на вашем терапевтическом процессе, если вы ему поддадитесь во время практической работы. Однако он может быть полезен после сессии (или нескольких сессий), позволяя вам оценить эффективность своей работы. Попросите Скептика высказать мнение после сессии. Скептицизм приносит пользу, когда он используется в нужное время, в неподходящее же время он может свести на нет ваши усилия.

Если вы выясняете, что Скептик в основном волнуется из-за отрицательных эмоций, которые готовы всплыть на поверхность, или из-за возможной активизации опасной злой части, то признайте обоснованность его опасений и объясните, как вы справитесь с ними. Например, вы можете уверить Скептика, что останетесь в состоянии «Я» и не позволите этим частям перехватить управление. Затем попросите его отойти в сторону.

Если ваша Скептическая часть ставит под сомнение практически все, что вы делаете, проведите несколько сессий, направленных именно на эту часть. У некоторых людей Скептик обладает большой властью, и если они не обратятся к нему, дальнейшая работа будет невозможна. Возможно, потребуется исцелить его перед тем, как уверенно продвигаться дальше.

---------------------------------------------------------

УПРАЖНЕНИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ

Проведите ВСС-сессию с защитником. Перед этим напишите на листе бумаги следующие слова: Осуждающая, Избегающая, Анализирующая, Нетерпеливая, Неадекватная, Скептическая. Поставьте перед собой цель — отмечать моменты активизации этих частей во время сессии. Если это произойдет, поработайте с ними так, как описано в этой главе. Если у вас есть партнер, попросите его также быть начеку.

ч__________________________________________ J

ВЫЯВЛЕНИЕ ИЗГНАННИКОВ

Еще одно частое явление, которое может сбить вас с выбранного курса, — неосознаваемая смена части, с которой вы общаетесь. Вы задаете части вопросы и получаете ответы, но в какой-то момент ответы начинают исходить от другой части. Важно обратить на это внимание. Обычно это происходит, когда вы работаете с защитником и начинаете получать ответы от опекаемого им изгнанника. Однако вы не осознаете происходящее и думаете, что все еще говорите с защитником. Поскольку защитник и изгнанник тесно взаимосвязаны, это неудивительно. Тем не менее вам надо научиться распознавать, когда это случается, поскольку в ВСС метод работы с изгнанниками отличается от метода работы с защитниками. Вы узнаете изгнанника по его ранимости — чувствам стыда, страха, грусти и обиды. Необходимо получить разрешение защитника до того, как вы начнете исследовать изгнанника, так что если он появится, попросите его подождать, пока вы не закончите с защитником.

Вот пример сессии Кристин из главы 3. Ниже представлен отрывок из той главы, дополненный опущенным ранее фрагментом. В нем показано, как незаметно для себя человек переключается с защитника на изгнанника. Кристин выявила защитника, который не хочет видеть или знать определенные вещи, и продолжает знакомиться с ним. Давайте продолжим сессию с этого момента.

Джей: Предложите этой части рассказать или показать вам, как она себя чувствует.

Кристин: Она говорит, что чувствует себя сонной и вялой. Я ощущаю, как она «отрубается».

Д: Она чувствует себя сонной и тупой.

К: Да. Она говорит: «Я хочу спать. Я не хочу бодрствовать или быть в сознании». Иногда она не может отвечать на вопросы.

Д: Так. Спросите часть, как ее зовут или как она хочет, чтобы ее называли.

К: Мне приходит на ум слово «Путаник».

Д: Мы назовем ее Путаником. Узнайте, чего он пытается добиться, будучи сонным и растерянным.

К: Он говорит: «Я не хочу что-то видеть. Я не хочу что-то знать». Эта часть должна просто вводить в заблуждение, сбивать с толку, расслаблять. Она хочет быть уверенной, что я не знаю, что происходит.

Д: Она создает неразбериху, чтобы защитить вас от того, что происходит... Что еще эта часть хочет вам рассказать о себе?

К: (Пауза. ) Ну, она показывает мне свое паническое состояние, которое как-то связано с одиночеством. Для этой части немыслим любой образ жизни, кроме этого.

Д: Кроме чего именно?

К: Кроме крайней степени ужаса.

Вот где происходит переключение. Кристин теперь начинает слушать изгнанника. Путаник создает растерянность и неясность, в то время как изгнанник до смерти напуган.

Д: Я немного сбит с толку. Я думал, что это часть, не желающая чего-то видеть.

К: Это две стороны одной медали. Та, которая не хочет чего-то видеть, не хочет это видеть из-за страха.

Это верно, но часть, по-настоящему испытывающая страх, — изгнаннику так что я возвращаю внимание Кристин обратно к защитнику, чья работа состоит в том, чтобы избегать ужаса.

Д: Я подозреваю, что испытывающая ужас на самом деле является другой частью. Спросите напуганную часть, не могла бы она немного подождать, и давайте, если вы не против, сфокусируемся на части, чья задача состоит в том, чтобы чего-то не видеть.

К: Да. Теперь часть показывает мне, как она это делает. Меняет внутренне тему, уводит мое внимание в сторону, выглядит или действует очень возбужденно, ни на чем долго не останавливаясь. Она привлекает мое внимание к себе, а значит, уводит его от остального всеми этими способами.

Теперь внимание Кристин вновь сфокусировано на защитникеf на Путанике. Мы доберемся до испуганной части позже.

Почему нам было необходимо вновь сконцентрироваться на Путанике? Из главы 8 вы, возможно, помните, что когда Кристин поблагодарила Путаника за его старания, он почувствовал связь с ней. Путаник ничего не знал о существовании «Я», на спокойствие и силу которого он может положиться, и как только он это осознал, немного расслабился. Если бы Кристин осталась с внезапно проявившимся напуганным изгнанником, то у нее не получилось бы установить такую связь с Путаником.

Переключение с защитника на изгнанника часто происходит потому, что изгнанник отчаянно хочет быть услышанным. Он чувствует ваше приближение и, желая освободиться, мчится к воротам. Уловив этот момент, попросите изгнанника подождать, пока вы не познакомитесь с защитником и не получите его разрешение продолжать. Чтобы изгнанник не чувствовал себя незамеченным, скажите ему, что хотите узнать его получше, но попросите его подождать, пока вы работаете с защитником.

ДИССОЦИАЦИЯ И ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Когда вы работаете с изгнанником или движетесь в его направлении, может активизироваться защитник, который очень боится боли изгнанника. Мы уже разбирали различные типы защитников, но есть несколько серьезных защитных реакций, о которых необходимо знать.

Первая возможная реакция — диссоциация. Если вы становитесь сонными, заторможенными, растерянными или ощущаете себя отдельно от своего тела и своих чувств, вы столкнулись с диссоциацией. Ее использует защитник, принимающий серьезные меры для того, чтобы вы не испытали чувств изгнанника.

Другая возможная стратегия влечет за собой желание напиться или наесться. Или же вы можете ощутить навязчивое желание пойти в магазин, посмотреть порно, поиграть в азартные игры или заняться другой потенциально приводящей к зависимости деятельностью. К этому вас склоняет другой защитник, пытающийся отвлечь вас от страдания изгнанника, сделать вас бесчувственными или успокоить перед лицом его сильной боли.

Если что-то из перечисленного происходит с вами, попросите диссоциативного или аддиктивного защитника выйти вперед и уделите некоторое время знакомству с ним. Сделайте его своей целевой частью и начните заново ВСС-сессию, чтобы его понять. Как только вы узнаете его получше и установите с ним доверительные отношения, он может пропустить вас к изгнаннику.

Если вы не можете установить связь с этим защитником или у вас проблемы в работе с ним, возможно, вам не стоит продолжать работу с изгнанником в одиночку. Вероятно, эти экстремальные защитники выходят на поверхность, поскольку в глубине изгнанник переживает острую боль или эмоциональную травму. В таком случае необходимо проделать эту работу с изгнанником вместе с ВСС-терапевтом, так как самостоятельно или даже с другом продолжать эту работу опасно.

СЛЕДУЯ ЗА НИТЬЮ

Человеческая психика — это сложное полотно, сотканное из множества разноцветных нитей. И переходить от одной нити к другой в моменты их активизации несложно. Предположим, что ваш возлюбленный грозится вас бросить и вы чувствуете сильную незащищенность. Вы начинаете исследовать эту реакцию и обнаруживаете защитную часть, желающую доказать вашему возлюбленному, что вы не виноваты в том, что он хочет уйти. Вы переключаетесь на эту часть, но еще до того, как вы хорошо познакомились, вы ощущаете ужас, исходящий от другой части. Вы начинаете исследовать испуганную часть и выясняете, что она боится одиночества. В скором времени громкий внутренний голос сообщает, что виноваты в случившемся только вы. Это Самокритичная часть, настаивающая на том, чтобы ее выслушали, так что вы переключаетесь на нее и внимаете ей. Она начинает перечислять вам все ваши ошибки в отношениях и считает неудивительным то, что вы надоели партнеру. Вам становится любопытно, почему Самокритичной части необходимо так сильно вас принижать. Исследуя этот вопрос, вы замечаете острое чувство стыда, исходящее от части, на которую действует это самоосуждение. Самокритика заставляет часть чувствовать себя бесполезной и нелюбимой.

В этой неразберихе ваше внимание постоянно перетягивает на себя часть, испытывающая наиболее сильные чувства в данный момент. Вам не удается достаточно долго следовать за одной частью, чтобы ее понять или установить с ней контакт. Ваше внимание — футбольный мяч на поле, который пинает команда игроков. А к тому времени, как появятся все части, легко забыть о той, с которой вы хотели поработать вначале.

Настройка связи со всеми возникающими частями — полезное занятие, но в приведенном мной описании части сменяются так быстро, что ни одна из них не получает достаточно внимания. И вы не продвигаетесь к исцелению, поскольку постоянно сходите с пути. В ВСС есть способ, позволяющий следовать за одной нитью в вышитом полотне вашей психики, пока вы не распутаете ее и не исцелите ту часть, которую она представляет. Примите решение оставаться с выбранной вами целевой частью, пока у вас не появится достаточно веской причины, чтобы переключиться на другую целевую часть. Попросите остальные части отступить в сторону. Скажите, что придет и их очередь рассказать о себе, и попросите у них разрешения продолжать работу с выбранной вами частью. Возможно, вы захотите делать записи, чтобы отследить все возникающие части.

Например, допустим, что вы решили сконцентрироваться на защитной части, а затем появляется Самокритичная. Скажите Самокритичной части, что вы посвятите ей время позднее, сейчас же вам необходимо познакомиться с защитной частью. Попросите Самокритичную часть подождать. Если она не может ждать, убедите ее высказать свое мнение и уделите некоторое время тому, чтобы с любопытством и состраданием ее выслушать. Как только Самокритичная часть почувствует, что ее выслушали, попросите у нее разрешения продолжить работу с защитной частью. Теперь, вероятно, она даст его, что позволит вам идти выбранным курсом. Обратите внимание на то, что вы просите у Самокритичной части позволения продолжать путь — вы не заставляете ее отступить. В ВСС вы всегда просите; вы никогда не приказываете и не вынуждаете силой, желая научиться сотрудничать со своими частями. Возможно, вы захотите освежить в памяти способы обращения к части с просьбой отойти в сторону, которые были подробно рассмотрены в главе 6.

Если в ваше общение с Самокритичной частью будут встревать другие части, попросите их также отступить. Пообещайте им, что вы познакомитесь с ними в будущем. Отслеживайте возникающие части, которые необходимо выслушать, чтобы вы смогли сдержать это обещание позднее. Этот подход позволит вам следовать выбранному курсу, не оставляя без внимания другие части и не пренебрегая ими. Если они почувствуют, что от них отмахиваются, они могут обидеться и оказать вам сопротивление позднее. Продолжайте работать с целевой частью, следуя этапам ВСС-терапии, пока вы не исцелите эту часть или пока не закончится сессия. Затем запишите то, что вы сделали, и в следующий раз продолжайте работу с этой частью.

СМЕНА ЦЕЛЕВОЙ ЧАСТИ

Бывают случаи, когда уместно сменить целевую часть, но у вас должна быть веская причина. Например, если Самокритичная часть не хочет отступать даже после того, как вы изучили ее страхи, вам придется сделать ее своей целевой частью, так как она стоит у вас на пути. Вы можете также переключиться на Самокритичную часть, если вы решили, что вам важнее работать с ней, так как самокритика — одна из важнейших проблем в вашей жизни. Еще одним поводом сменить целевую часть может быть ситуация, когда часть настаивает на том, чтобы ее выслушали прямо сейчас. Четвертой причиной может быть появление обычно труднодоступной части, которая в этот момент очень ярко и живо ощущается. Воспользуйтесь шансом, чтобы поработать с этой частью, пока она доступна. Если вы меняете целевую часть по какой-либо причине, помните о первоначальной целевой части и возвращайтесь к ней в следующий раз.

Будьте осмотрительны, принимая решение о смене целевой части. Убедитесь, что вы не переходите к другой субличности, чтобы избежать боли или страха. Если вы замечаете, что часто меняете части, это может быть признаком того, что защитник старается оградить вас от переживания, которое он находит опасным.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОДНУ ЧАСТЬ ОТ ДРУГОЙ

Предположим, вы сосредоточились на какой-то части, и тут возникает новое чувство. Естественный вопрос — исходит ли это чувство от целевой части или же от новой части? В подобном случае как бы вы отличили одну часть от другой? Здесь нет однозначного ответа, так как часть не определяется каким-либо чувством. Например, если у вас есть Грустная часть, грусть не является единственной ее отличительной чертой; она может быть также сердитой или напуганной. И у вас может быть другая Грустная часть. Часть не ограничивается определенным качеством, ролью или иным представлением, которое вы о ней составили.

Так как же отличить одну часть от другой? Ощущая их идентичность. Предположим, что вы установили контакт с Грустной частью, а потом почувствовали обиду. Вы хотите понять, исходит ли обида от Грустной или от иной части. Посторонний человек не в состоянии это узнать, и сугубо теоретически отличить их друг от друга невозможно. Это чисто интуитивное различие. Мысленно задав себе этот вопрос, вы можете погрузиться в эти чувства и понять, принадлежат ли обида и грусть одной и той же части. Вы почувствуете, две это части или одна. Или же вы можете спросить части, и они, возможно, дадут вам ответ. Если вы сверились внутри и не получили ответа на этот вопрос, это значит, что вы не до конца установили связь с этой частью или частями. Продолжайте с ними работать и вскоре вы определитесь.

КОГДА ЭМОЦИИ ЗАШКАЛИВАЮТ

Ваш внутренний мир представляет собой сад с таящимися в нем сокровищами, но в любой момент он может превратиться в вулкан, хаотически извергающий сильные эмоции. Иногда, если затронута больная тема, вместо того чтобы появляться одна за другой (с чем было бы удобнее работать), они приходят в действие все сразу, начинают ссориться и соперничать друг с другом за власть и внимание. Предположим, что в приведенном выше примере, как только вы узнаете, что ваш партнер хочет вас бросить, сразу же «включается» много частей. Вы чувствуете ужас, желание защититься, самокритику, страх, стыд и одиночество — все в один напряженный момент. Вначале вы можете не различать эти чувства по отдельности, а просто испытывать внутреннюю растерянность, конфликт или хаос. Возможно, вы почувствуете, что вас захлестывают и переполняют эмоции.

В ВСС мы принимаем все части, но не хотим, чтобы их эмоции зашкаливали. Неплохое решение для того, чтобы справиться с ними — сбавить темп, сделать глубокий вдох и почувствовать живот и ноги. Это поможет вам обрести равновесие. Затем, не торопясь, уделите внимание каждой эмоции (и, следовательно, каждой части) по очереди. Даже если вы их чувствуете одновременно, обратите внимание только на одно чувство или переживание, достаточное для того, чтобы узнать часть и установить с ней контакт, как пояснялось в главе 4. Например, вы выявляете желание защититься и слышите, как часть говорит, что хочет защитить вас от обвинений вашего партнера. Затем вы устанавливаете контакт с частью, которая боится остаться одна. Затем вы выслушиваете самокритичную часть и т. д. Дайте каждой из них микрофон и позвольте высказаться. Вам не нужно проводить с каждой частью много времени — лишь ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы связаться с ней и ощутить ее чувства. Как только вы установите контакт со всеми частями, у вас появится целостный взгляд на то, что происходит, и вы ощутите большую упорядоченность.

В этот момент вы можете выбрать одну целевую часть и познакомиться с ней. Если остальные части продолжают вмешиваться, выслушайте их, а затем попросите их отойти в сторону вышеописанным способом. Так вы сможете избежать сильного наплыва эмоций и продолжить продуктивный путь открытий и исцеления.

ПРИНИМАЙТЕ ВСЕ ЧАСТИ

Может случиться и обратное. Вас настолько захватит желание чего-то достичь в ходе сессии и решимость работать с первоначальной целевой частью, что вы будете отталкивать или игнорировать остальные появляющиеся части. Предположим, вы поставили себе задачу — работать с субличностью «Судья», и вы целеустремленно ее выполняете, не замечая другие вещи, происходящие в вашей психике. Если появляется грусть, то вы ее не замечаете, поскольку она не вписывается в ваш план работы с Судьей. Если эта часть не любит Судью или напугана им, вы пытаетесь заставить ее отойти в сторону, а не просите ее об этом. Такое негибкое отношение принадлежит не «Я», а активизировавшемуся строгому защитнику.

Такой узконаправленный подход приводит к двум проблемам.

1. Вы можете пропустить что-то по-настоящему важное для вашей работы с Судьей. Возможно, появится часть, антагонистичная Судье, или часть, обиженная Судьей. Эти субличности играют ключевую роль в вашей работе с Судьей. Они относятся к группе частей, взаимодействующих с Судьей, и не обращаясь к ним, вы никогда не закончите работу с этим защитником. Поэтому необходимо их признать, понять, кто они и как они связаны с Судьей, перед тем как возобновлять работу над первоначальной задачей.

2. Такой жесткий подход может повлечь за собой внутреннюю отчужденность и конфликт. Игнорируя часть, вы лишаете ее веры в ваш интерес и заботу, и позднее, когда вам нужно будет поработать с этой субличностью, она может быть обижена и в итоге будет менее склонна проявлять себя. Ее категоричную позицию окажется не так просто смягчить, если она не поверит в то, что вы способны развеять ее тревогу. Крайне важно создать атмосферу любопытства и сопереживания, в которой ваши части почувствуют, что вы заботитесь о них. Они хотят быть частью вашей внутренней семьи и ощущать, что вы (в состоянии «Я») лично ими интересуетесь, цените их по достоинству и понимаете значимость их вклада. Если вы их игнорируете или отталкиваете, то позднее вам придется компенсировать этот ущерб. Даже если вы не хотите, чтобы они вмешивались в настоящий момент, относитесь к ним с интересом и уважением. Помните о принципе ВСС: «Мы приветствуем все части».

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СЕССИИ

Часто вы будете заканчивать ВСС-сессию, не полностью завершив начатую вами работу, — иными словами, до того как вы освободите от бремени свою целевую часть и оберегаемых ею изгнанников. Когда вы начинаете следующую сессию, желательно возобновить работу там, где вы ее закончили прошлый раз. В этом не всегда есть необходимость. Возможно, в вашей жизни произошло что-то важное, и вы захотите начать новую сессию с другой частью. Однако не откладывайте исходную работу в долгий ящик, чтобы не оставлять части в подвешенном состоянии и не потерять нить уже начатого вами исследования.

Возобновить работу с того места, на котором вы прервались прошлый раз, можно следующим образом. Вначале повторно установите связь с частью, над которой вы работали. Просмотрите свои заметки с той сессии, чтобы освежить в памяти то, что вы узнали о целевой части, о ваших с ней отношениях, и то, где вы остановились в терапии ВСС. Помните, что нужно внимательно относиться к любым обеспокоенным частям или защитникам, которые еще не решились полностью отступить. Возможно, потребуется начать работу с кем-то из них. Если в предыдущей сессии участвовали несколько частей, спросите себя, с какой из них лучше начать.

Когда вы определили, с какой частью установить повторный контакт, вспомните, как вы знакомились с ней во время сессии — с помощью образа, физического ощущения, чувства и/или внутреннего голоса. Установите повторный контакт с частью, используя эту модальность. К примеру, вы представляли Заботливую часть в виде матери в фартуке — используйте этот образ, чтобы вновь войти в контакт с частью. Спросите, что она чувствует теперь и готова ли продолжить общение с вами. Затем продолжайте с того места, на котором вы остановились в конце предыдущей сессии. Если вы знакомились с Заботливой частью, но еще не поняли ее положительное намерение, задайте ей соответствующие вопросы, чтобы это выяснить. Иногда вам

потребуется вновь познакомиться с частью, чтобы возобновить живую связь с ней.

Не стоит думать, что часть будет такой же, как прежде. Будьте готовы к тому, что она будет ощущаться иначе, чем во время предыдущей сессии, или будет говорить о другом. Например, в прошлый раз Заботливая часть могла переживать из-за мужа, а теперь она переживает из-за ребенка.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы узнали, как распознавать части, способные перехватить управление, когда вы знакомитесь с защитником, — Осуждающую, Избегающую, Анализирующую, Неадекватную, Скептическую и части-изгнанники, и как справляться с каждой из них. Вы поняли, как вести ВСС-сессии выбранным курсом и как избежать наплыва эмоций, когда происходит активизация нескольких частей сразу. Вы увидели, как принимать все части, возникающие в вашем сознании, не сбиваясь при этом с выбранного пути. Вы также узнали, как возобновлять работу с уже знакомой частью в ходе новой сессии.

Все это позволяет вам видеть и принимать все части, готовые проявиться, в то же время не давая им увести себя в сторону. Таким образом вы сможете двигаться в нужном направлении.

Часть II

ИЗГНАННИКИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БРЕМЕНИ

Познакомившись с защитником и установив с ним доверительные отношения, вы сделали важный шаг к его освобождению от беспокойства и от защитной роли. Но пока полного освобождения не произошло, защитник будет бояться, что изгнанника ранят или что вы почувствуете его боль. Представьте себе это так. Вы хотите уберечь свою младшую сестру от хулиганов в школе и не ослабляете свой надзор, пока не убедитесь, что хулиганы обезврежены, а ваша сестра способна позаботиться о себе самостоятельно. Точно так же происходит и с защитником. Он может немного расслабиться, но не может освободиться полностью, пока прикрываемый им изгнанник не будет исцелен. На самом деле попытки протиснуться мимо защитника или убедить его бросить свой пост могут оказаться разрушительными и привести к противостоянию, где защитник будет убежден в необходимости оказывать сопротивление, а не сотрудничать с вами.

Поэтому мы не тратим время, пытаясь убедить защитника измениться. Мы просто просим у него разрешения поработать с изгнанником, которого он оберегает, а затем переходим к исцелению этой детской части. Как только это происходит, мы возвращаемся к защитнику. На этом этапе он с большей вероятностью откажется от своей защитной функции, так как изгнанник уже не так слаб и не нуждается в защите. Такова траектория этого процесса: мы движемся от защитника к изгнаннику и обратно. Многие формы терапии поступают противоположным образом, пытаясь пройти мимо защитников, чтобы излечить изгнанников. Они не уважают защитников и не входят с ними в контакт, поэтому исцеление защитника часто остается незавершенным. А защитники — это части, управляющие нашей жизнью.

Часть II детально описывает последовательность шагов, избавляющих изгнанника от боли и его бремени. В ней вся суть глубинной работы с изгнанниками в ВСС. Мы не просто исследуем таящуюся внутри боль — мы ее трансформируем. Получив разрешение от защитника поработать с изгнанником, вы выслушиваете рассказ о страданиях изгнанника из пространства сострадания. Затем вы становитесь наблюдателем детских истоков этой боли, — относитесь к изгнаннику, как заботливый родитель, помогаете выбраться из его удручающей ситуации и избавиться от боли или негативного убеждения. Эти действия помогают изгнаннику преобразиться и начать проявлять свои естественные положительные качества. Когда это произойдет, вы возвращаетесь к защитнику, признающему, что теперь его «воспитанник» в безопасности, и помогаете ему отбросить свою защитную роль и выбрать новую, если он этого захочет.

В главах 10-15 представлены семь шагов для работы с изгнанником. Они включают в себя все необходимое для полного психологического исцеления и тем самым прокладывают путь для глубокого личностного изменения.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ

Когда вы работаете с изгнанниками, могут возникнуть мучительные и деструктивные чувства. Поскольку эти части наполнены болью из детства и эмоциональными травмами, ВСС может привести к появлению сильных, иногда даже зашкаливающих эмоций. Большинство людей предпочитают проводить сессию с изгнанником вместе с партнером. Самостоятельно добиться успеха в этом очень сложно, особенно если вы сталкиваетесь со значительной детской травмой.

Кроме того, в прошлом некоторых людей так много страданий и эмоциональных травм, что с их изгнанниками без ВСС-тера- певта работать небезопасно. Если вы относитесь к этой группе людей и пытаетесь работать с изгнанниками самостоятельно, то можете почувствовать ужас, депрессию, растерянность или диссоциацию. Также вас может потянуть на выпивку, переедание или другую ведущую к зависимости деятельность. Если вы чувствуете, что работа с изгнанниками может быть опасной для вас, найдите ВСС-терапевта и поработайте с ним.

ЭТАПЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ИЗГНАННИКА

В части I вы узнали о пяти этапах знакомства с защитником. Те же пять шагов также применимы к знакомству с изгнанником, хотя есть некоторые отличия. Этапы знакомства с защитником обозначены как 31-35, а этапы знакомства с изгнанником — И1-И5.

Вот полная последовательность действий терапевтического процесса ВСС. Обычно они следуют друг за другом, но бывают случаи, когда их порядок меняется.

1. Знакомство с защитником:

31. Установление контакта с частью.

32. Отделение от целевой части.

33. Отделение от обеспокоенной части.

34. Выявление положительного намерения защитника.

35. Установление доверительных отношений с защитником.

2. Получение разрешения работать с изгнанником:

3. Знакомство с изгнанником.

И1. Установление контакта с изгнанником.

И2. Отделение от изгнанника.

ИЗ. Отделение от обеспокоенной части.

И4. Получение сведений об изгнаннике.

И5. Установление доверительных отношений с изгнанником.

4. Обращение к детским воспоминаниям и наблюдение за ними.

5. Репарентинг (подмена родительства) изгнанника.

6. Возвращение изгнанника.

7. Освобождение изгнанника от бремени.

8. Трансформация защитника.

Глава 10 РАЗРЕШИТЕ ВОЙТИ

Защитник активен только потому, что изгнанник страдает; иными словами, защитники берут на себя экстремальные роли, чтобы уберечь нас от боли изгнанников. Они часто не желают, чтобы вы вошли в контакт с изгнанниками, боясь, что вас захлестнет эта боль. Центральный принцип ВСС таков: «Мы не работаем с изгнанником, пока не получим разрешения всех защитников, у которых есть возражения». Если вы нарушаете этот принцип, есть вероятность того, что защитники будут вмешиваться в вашу работу с изгнанником. Их задача — убедиться, что вы никогда не соприкоснетесь с теми болезненными переживаниями, которые хранит изгнанник. В результате, если вы попытаетесь проскользнуть мимо них, вы настроите против себя этих львов, охраняющих врата, и они пустят в ход против вас такие защиты, как сонливость, рационализация, переключение внимания, диссоциация или гнев, которые сведут на нет вашу работу с изгнанником. В этой главе объясняется, как получить пропуск на землю изгнанников. Вы узнаете, что делать, если защитник отказывается вас пропускать, и как убедить его открыть ворота и позволить вам войти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...