ВОССТАНОВЛЕННОЕ 10 страница
Питер: Теперь я в контакте с изгнанником. Он выглядит как малыш, который чем-то очень расстроен. Питер установил связь с изгнанником (И 1). Джей: Спросите вашего защитника, разрешит ли он вам работать с малышом. П: Он говорит «да». Ух ты, это было несложно. Д: Хорошо. Боитесь ли вы, что вас захлестнут чувства этого малыша? П: Нет. Не думаю, что это произойдет. Похоже у риска слияния с малышом нет, по крайней мере сейчас (И2). Д: Хорошо. Теперь выясните, что вы чувствуете к малышу. Это проверка, показывающая, находится ли Питер в состоянии «Я» и уважительно ли он относится к малышу (ИЗ). П: Ну, думаю, что я нормально к нему отношусь... Подождите, я чувствую некоторое осуждение — на самом деле это похоже на критическое отношение к малышу. Мне он не очень нравится. Д: Так что это еще одна часть, критически и неприязненно относящаяся к малышу. Спросите эту часть, что именно в малыше ей не нравится. П: Ей не нравится то, что малыш слаб и уязвим, как младенец. Эта часть заботится о моей силе и собранности, и она презирает эту младенческую часть. Д: Вы можете объяснить обеспокоенной части, что малыш совсем крошка и он не может не быть слабым и уязвимым. Сила придет по мере его созревания. Желание части видеть вас собранным понятно, но вы можете быть сильным и при этом иметь юную часть, переживающую сильные эмоции. Взрослый вы, а не эта часть. П: Да, верно. Часть находит это разумным и, похоже, отступает. Успокоившись, обеспокоенная часть отходит в сторону. Д: Хорошо. Теперь проверьте свои чувства по отношению к малышу. П: О! Теперь появляется другая часть, которая искренне ненавидит крики и вопли малыша и его неконтролируемое поведение, когда он чем-то расстроен. Она не может вынести этого.
Д: Что именно в этом поведении ненавидит часть? П: Я часто так вел себя в детстве, и меня за это действительно наказывали. Также это случалось несколько раз в моей взрослой жизни. Это были тяжелые времена. Я был очень огорчен и оттолкнул от себя многих людей. Этот малыш принес мне много горя. Теперь, когда мы знаем, чем именно встревожена обеспокоенная часть, мы можем обнадежить ее. Д: Ну, вполне понятно, что ваша часть огорчена этим и остерегается изгнанника. Но напомните этой части, что наша задача — помочь малышу освободиться от боли. Когда он избавится от нее, то вряд ли будет выходить из-под контроля. Спросите обеспокоенную часть, готова ли она отойти в сторону и позволить вам установить сердечную связь с этим малышом, чтобы вы смогли исцелить его. П: Она обдумывает эту возможность... Хорошо. Она готова отойти сейчас в сторону, но хочет убедиться в том, что изгнанник не сорвется с цепи и не испортит все. Д: Прекрасно. Нам нужно, чтобы она отступила лишь до конца этой сессии. П: Да. Она готова это сделать. Теперь, когда этот защитник успокоился, мы вновь проводим проверку. Д: Выясните теперь, что вы испытываете к изгнаннику сейчас. П: (Пауза. ) Я вижу, что его действительно очень обидели и еще предали, именно поэтому он выходит из себя и орет. Я чувствую желание позаботиться о нем и мне хочется помочь ему почувствовать себя лучше. Д: Отлично. Попросите изгнанника рассказать или показать вам, что он чувствует. Питер теперь начинает общаться с изгнанником из пространства сопереживания, это означает, что он находится в состоянии «Я» (ИЗ). Поэтому мы можем перейти к знакомству с изгнанником. ШАГИ И4 И И5. ЗНАКОМСТВО С ИЗГНАННИКОМ И УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Как только вы укрепились в состоянии «Я», можете переходить к знакомству с изгнанником. Вы главным образом заинтересованы в том, чтобы понять испытываемые им чувства и активизирующие их ситуации. Вам не обязательно задавать много вопросов изгнаннику — можете просто предложить ему рассказать о своих чувствах или о том, что хочет вам сообщить. Изгнанники стремятся быть услышанными; они хотят, чтобы их боль увидели и признали. Вам нужно лишь быть открытыми и предложить открыться ему, и, скорее всего, он с радостью это сделает. Вы можете спросить, что его так огорчает (или заставляет его испытывать другие чувства). Пока вы слушаете изгнанника, у вас могут появиться другие вопросы. Не стесняйтесь их задавать, так как они способны углубить ваше понимание этой детской части. Вы также можете почувствовать изгнанника физически или эмоционально и познакомиться с ним таким образом. На самом деле некоторые изгнанники так молоды, что не могут общаться вербально, и вы должны получить о них сведения посредством телесных ощущений.
Знакомясь с изгнанником, продолжайте отслеживать свои чувства по отношению к нему, в частности испытываете ли вы сострадание и желание позаботиться о нем. Постарайтесь дать ему понять это. Можно сделать это вербально, но гораздо лучше дать сердцу выразить это напрямую. Прочувствуйте на мгновение телесные ощущения, возникающие вместе с состраданием. Вы можете почувствовать, к примеру, мягкий теплый свет в сердце. Затем позвольте этой любящей доброте излиться из вашего сердца на изгнанника. Часто бывает так, что вы ощущаете изгнанника в определенной области тела; вы можете позволить потоку сострадания хлынуть из вашего сердца в это место. Затем посмотрите, как изгнанник реагирует на вашу заботу. Если вам кажется, что он ее не воспринимает, убедитесь, что он вообще знает о вашем присутствии. Вы можете попросить его обратить на вас внимание, как вы делали с защитниками в главе 8. Как только он увидит вас, вновь выразите ему свое сочувствие. Тогда он сможет его принять. Если изгнанник недостаточно вам для этого доверяет, поработайте с проблемой доверия, раскрытой также в главе 8. Если в какой-то момент вы сомневаетесь в степени вашей близости с изгнанником, можете его спросить, верит ли он в вашу заботу. Ваша связь с изгнанником укрепится в ходе процесса. В последующих главах я расскажу о том, какие шаги можно предпринять, чтобы в течение сессии упрочить эти отношения.
КАК ФРЭН УСТАНАВЛИВАЕТ СВЯЗЬ С ИЗГНАННИКОМ Это продолжение стенограммы из главы 10, где Фрэн получила разрешение работать с изгнанником, демонстрирующее каждый этап знакомства с изгнанником. Джей: Сообщите мне, когда вы почувствуете изгнанника. Фрэн: Он похож на ребенка, больного проказой. Он находится в пещере, куда падает косой свет. На коже язвы и раны, и он очень худой. Фрэн определенно установила связь с изгнанником (И1). Д: Спросите эту часть, сможет ли она не переполнять вас своей болью, чтобы вы смогли побыть с ней. Ф: Я говорю части: «Прошу не переполнять меня эмоциями — мне нужно ровно столько боли, чтобы почувствовать и признать ее, но не целый ее шквал, который может меня захлестнуть, и тогда мне придется уйти. Я действительно хочу остаться здесь, с тобой». Д: И как изгнанник реагирует на вашу просьбу? Ф: Он говорит: «Хорошо, посмотрим». Теперь я чувствую грусть в области живота. Это нормально, столько боли я могу вынести. Похоже, изгнанник согласился не входить в сильное слияние с ней. Грусть исходит от изгнанника. Фрэн говорит, что готова до определенной степени сознательно слиться с изгнанником и может выдержать такое количество страданий. Так что мы завершили шаг И2. Ф: Изгнанник прячется в углу. И я доброжелательно к нему настроена. Доброжелательный настрой Фрэн указывает на то, что она в состоянии «Я» (ИЗ). Д: Скажите ему это. Ф: Я подхожу ближе к нему, хотя он не поворачивается ко мне. Я дышу в одном ритме с ним. Прикосновение кажется неуместным, но я примерно в футе от него. Это хороший способ подойти к изгнаннику. Медленное приближение служит здесь двум целям. 1. Удержание некоторой дистанции не позволяет боли изгнанника переполнить Фрэн. 2. Такое приближение дает изгнаннику возможность научиться постепенно доверять ей, иначе быстрое приближение напугает его. Д: Он осознает ваше присутствие? Ф: Да. Д: Он принимает вашу заботу? Ф: Да, думаю, да. Я заполняю всю пещеру ощущением мягкого присутствия.
Д: Замечательно. Предложите изгнаннику рассказать вам больше о своих чувствах. Теперь, когда между ними есть явная связь (И5), изгнанник чувствует себя в достаточной безопасности и может свободнее проявить свои чувства (И4). Ф: Он только что повернулся лицом ко мне, я вижу, как по его щеке течет слеза, и чувствую грусть... Мне кажется, мне не следует касаться его, но я провожу рукой над тем местом, где слезы... Часть этой боли движется волнами по моему телу. И я чувствую себя все еще в состоянии «Я». Фрэн успокаивает изгнанника. Д: Вы спокойно переносите эти чувства? Ф: Да. Мне нужно, чтобы она еще раз убедилась, что может выносить такой объем сознательного слияния. Ф: Я наблюдаю за ними, как за волнами. Они мягкие. Д: Я рад, что вы так тонко их осознаете. Ф: Мое присутствие сильнее, когда я рядом с волнами... В пещере очень рассеянный свет... Ощущая волны боли, я словно вбираю их в себя и как-то рассеиваю... Похоже, что я просто хочу здесь побыть и понаблюдать за волнами и за болью, находясь рядом со светом, исходящим от «Я» и успокаивающим изгнанника. Фрэн нашла способ ощутить боль изгнанника, оставаясь при этом на твердом основании «Я». Похоже, что она делает это, отчасти рассеивая боль, чтобы та ее не переполняла. Думаю, что это стало возможным, так как ранее изгнанник пообещал не захлестывать ее эмоциями. Это позволяет ей успокоить изгнанника с помощью «Я», которое символизирует свет. Д: Изгнанник осознает ваше присутствие? Ф: Да. Оно ненавязчивое. Здесь я снова проверяю, осознанно ли изгнанник вступает в эти отношения. Какая замечательная работа! Сессия завершилась на этом этапе из-за временных ограничений. Мы еще многого не знаем о боли изгнанника, поэтому когда Фрэн продолжит работу на следующей сессии, она может спросить его об этом. Или она сразу будет готова перейти к шагу 4 в следующей главе. г УПРАЖНЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С ИЗГНАННИКОМ Проведите сессию знакомства с изгнанником. Если это возможно, начните с того, с кем вам уже позволено работать, и затем продолжайте, следуя шагам И1-И5. Используйте далее конспект 2 (наряду с конспектом 1), чтобы ориентироваться в последовательности Ч шагов. Если такого изгнанника нет, начните с защитника. Пройдите все этапы знакомства с ним, выявите опекаемого им изгнанника и получите разрешение перед тем, как работать с изгнанником. Затем впишите ответы, относящиеся к вашей работе, ниже. Изгнанник________________________________ Чего боялся бы изгнанник, будучи отделенным от вас? Обеспокоенные части и их страхи Чувства изгнанника_________
Какие ситуации вызывают у него эти чувства? Что вы чувствуете к изгнаннику? ___________ Как изгнанник реагирует на вас? ____________ Ч__________________________________________ J На следующей странице находится конспект 2, представляющий собой обобщение этапов знакомства с изгнанником. Он поможет вам ориентироваться в последовательности шагов в самостоятельной работе или работе с партнером. Я рекомендую использовать его вместе с конспектом 1 из главы 6 в дальнейшей практике. КОНСПЕКТ 2. ЗНАКОМСТВО С ИЗГНАННИКОМ 1. Получение разрешения на работу с изгнанником Если необходимо, попросите защитника показать вам изгнанника. Попросите у него разрешения познакомиться с изгнанником. Если он не дает вам разрешения, спросите, что страшного произойдет, если вы установите контакт с изгнанником. Варианты таковы: О В изгнаннике слишком много боли. Объясните, что вы останетесь в состоянии «Я» и не будете погружаться с головой в эту боль. О Нет никакого смысла в том, чтобы испытывать боль. Объясните, что смысл в этом есть — вы можете исцелить изгнанника. О Защитник лишится своей роли, а значит, будет уничтожен. Объясните, что он может выбрать себе новую роль в вашей психике. 2. Знакомство с изгнанником И1. Установление контакта с изгнанником Ощутите его эмоционально, физически или представьте его образ. И2. Отделение от изгнанника Если вы находитесь в слиянии с изгнанником: О Попросите изгнанника сдержать свои чувства, чтобы вы смогли ему помочь. О Сознательно отделитесь от изгнанника и вернитесь в пространство «Я». О Мысленно представьте изгнанника на некотором расстоянии от вас. О Выполните медитацию на равновесие или заземление. Если изгнанник не может сдерживать свои чувства: О Спросите, что страшного произойдет, если он это сделает. О Объясните ему, что вы действительно хотите стать наблюдателем его чувств и его истории, но для этого вам нужно быть на некотором расстоянии от него. Сознательное слияние: если вы можете это вынести, позвольте себе почувствовать боль изгнанника. Если вы не находитесь в состоянии «Я» или не чувствуете сострадания, отделитесь от обеспокоенных частей. Они обычно боятся, что вас переполнит боль изгнанника. Объясните им, что вы останетесь в пространстве «Я» и не позволите изгнаннику захлестнуть вас эмоциями. И4. Получение сведений об изгнаннике Спросите: «Что ты чувствуешь? Что так тебя пугает или обижает (или заставляет испытывать другие чувства)? » И5. Установление доверительных отношений с изгнанником Дайте изгнаннику понять, что вы хотите выслушать его историю. Дайте ему почувствовать, что вы сопереживаете и заботитесь о нем. Узнайте, ощущает ли изгнанник ваше присутствие, и обратите внимание на то, как он принимает ваше сострадание. (--------------------------------------------------------------------- \ УПРАЖНЕНИЕ. ОСОЗНАНИЕ ИЗГНАННИКА В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ Выберите уже знакомого вам изгнанника. В течение следующей недели отмечайте моменты активизации этого изгнанника. Чтобы вам было легче, подумайте о тех ситуациях, которые обычно приводят его в действие. Когда эти ситуации могут произойти на неделе? Каждый раз, оказываясь в них, обращайте пристальное внимание на то, активизировался ли изгнанник. Если да, то что он чувствует? __________ Активизируется ли защитник, чтобы уберечь изгнанника? Если да, то какой это защитник и что он предпринимает? ______________________________ Если защитника нет, то что делает изгнанник? V__________________________________________ ) В ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этой главе вы познакомились с третьим шагом терапии ВСС и с входящими в него шагами И1-И5. Вы знаете, почему важно находиться на расстоянии от боли или эмоциональной травмы изгнанника и как при необходимости выйти из слияния с ним. Вы увидели, что в некоторых случаях сознательное слияние с эмоциями изгнанника может быть полезно. Вы понимаете необходимость сострадания в работе с изгнанником и знаете, как отделиться от любых осуждающих его обеспокоенных частей. Вы можете отделиться от изгнанника и установить с ним доверительные отношения. Вы также видите, как приходят в действие изгнанники и как они активизируют защитников. Как только вы поняли изгнанника и он начал вам доверять, можете переходить к шагу 4, о котором пойдет речь в следующей главе. Глава 12 К ИСТОКАМ Одна из движущих сил наших психологических проблем — боль, которую мы храним с детства. В ВСС считается, что наши изгнанники отягощены бременем. Бремя — это болезненное чувство либо негативное представление о себе или о мире — например, чувство ненужности, никчемности, страх нападения или стыд. Изгнанник тянет за собой этот груз в настоящее, поскольку болезненный опыт какого-то события или каких-то отношений из прошлого, обычно из детства, не был переработан. Например, вас не взяли на руки и не прижали к себе, когда вы были совсем маленькими, вас сильно дразнили дети в школе или дядя ударил вас ремнем. Вас наказывали каждый раз, когда вы хотели высказать мнение или заявить о себе. Ваша мама внушала, что вы ответственны за ее счастье, или отец называл вас тупицей. Давайте рассмотрим подробнее пример с отцом. Из-за критики вашего отца у вас появился изгнанник, несущий бремя убеждения, будто он тупой. Теперь, в настоящем, происходит что-то, напоминающее вам об этих отношениях в детстве. Кто-то поступает с вами в точности, как ваш отец, — может быть, ваш начальник указывает вам на ошибки в работе. Это приводит в действие изгнанника — Маленького мальчика, испытывающего стыд. Активизация части с помощью воспоминаний Этот инцидент не только активизирует стыд Маленького мальчика, но и защитников, которые стараются предотвратить его появление, заставляя вас стать бесчувственным, уйти в оборону и начать спорить с начальником или напиться, к примеру. Такой ход событий показывает, как детские воспоминания влияют на наши текущее поведение pi чувства. Одна из основных целей терапии ВСС — помочь изгнанникам избавиться от бремени и освободить их от боли и страха. В результате этого защитникам больше не надо действовать неуравновешенно и жестко, чтобы оградить ранимых изгнанников. Однако перед тем, как изгнанник сможет снять это бремя, необходимо пережить и засвидетельствовать момент его появления. Это поможет изгнаннику открыться для последующих исцеляющих действий. Поэтому как только вы познакомитесь с изгнанником и установите с ним связь (шаг 3), следующий ваш шаг будет направлен на то, чтобы обратиться к исходной ситуации в детстве, создавшей бремя, и стать ее свидетелем. Это шаг 4 в терапии ВСС, рассматриваемый в этой главе. Изгнанники знают, откуда взялась их ноша, и обычно по вашей просьбе они могут этим знанием поделиться. Так, легким и естественным образом можно получить доступ даже к глубоко запрятанным воспоминаниям. ПЕРЕРАБОТКА ДЕТСКОГО ОПЫТА Столкнувшись с болезненным или тяжелым опытом, нам необходимо его полностью переработать и преобразовать, чтобы сохранить психическое здоровье. Вы должны полностью прочувствовать этот опыт, осмыслить его и интегрировать в свою Я-концепцию так, чтобы не сформировать негативное и ошибочное представление о себе. Даже опыт взрослой жизни должен быть переработан таким же образом. Например, ваша супруга (или супруг) умирает от рака. Вам необходимо ощутить скорбь и другие эмоции, осмыслить это событие, поговорить с друзьями и поработать над своим чувством вины и угрызениями совести. И вам придется делать это постоянно в течение многих месяцев, пока вы не смиритесь с этим фактом. Угрожающие или травматические эпизоды вызывают в теле стрессовую реакцию «бей-или-беги». Предположим, что вам угрожает пистолетом грабитель. Ваше тело находится в состоянии крайнего напряжения и страха. Позже, когда вы проговариваете случившееся и испытываете страх, вы помогаете своему телу завершить цикл реагирования и вернуться в нормальное расслабленное состояние. Тяжелые испытания могут также понизить вашу самооценку или заставить меньше доверять людям. Допустим, вас увольняют за плохую работу. Как следствие, вы чувствуете себя некомпетентным и, немного поразмыслив, приходите к выводу, что мир несправедлив. Вам нужно время, чтобы осмыслить это, получая поддержку извне, и выяснить, что конкретно вы сделали не так, если вы вообще что-то сделали, а что было связано с офисной политикой. Это поможет вам сделать этот опыт частью своей психики и самоощущения и извлечь уроки из своих ошибок, не создавая при этом негативного представления о себе. Когда у вас возникают сложные переживания во взрослом возрасте, обычно вы уже обладаете всеми ресурсами для их переработки. Вы знаете, как обозначить проблему, вы интеллектуально и эмоционально зрелы и можете получить поддержку друзей, семьи или терапевта. В детском возрасте у вас зачастую нет необходимых ресурсов для переработки тяжелых происшествий. Вы не можете сделать это сами, и вам нужна деликатная поддержка родителей или других взрослых. Чем болезненнее и травматичнее опыт, тем больше вам нужно поддержки для того, чтобы его преобразовать. А такая поддержка часто недоступна либо потому, что родители не понимают, что она вам нужна, либо потому, что неспособны ее предоставить. Или, что хуже всего, потому что они и являлись причиной эмоциональной травмы. Непереработанный опыт налагает на изгнанника, пережившего его, бремя. Чтобы исцелить детскую часть и помочь ей снять с себя это бремя, воспоминание должно быть повторно пережито и отработано. «Я», наблюдающее за этим воспоминанием, является важным аспектом этого процесса. ШАГ 4. ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ Когда вы знакомитесь с изгнанником, в первую очередь он показывает вам, что чувствует и какие ситуации в вашей текущей жизни его провоцируют. Пообщавшись с изгнанником и установив с ним связь, попросите его показать, что послужило первым толчком к созданию этого бремени. (Иногда изгнанник демонстрирует это спонтанно, в таком случае вам не нужно его просить. ) Вы можете сказать что-то из следующего: О Пожалуйста, покажи мне образ или воспоминание о том событии, которое заставило тебя так чувствовать в детстве. О Пожалуйста, покажи мне тот момент, когда ты впервые взял на себя эту роль. О Пожалуйста, покажи мне, как ты приобрел такое убеждение в детстве. Важно, чтобы это воспоминание исходило от изгнанника. Не пытайтесь его придумать сами. Не надо рыться в воспоминаниях, пытаясь решить, с каким из них поработать. Рациональные процессы здесь, скорее всего, не сильно помогут. Просто попросите изгнанника показать воспоминание и ждите его ответа. Обычно воспоминание возникает само, и вы можете даже увидеть какое- то происшествие или отношения, о которых вы забыли. Если в ответ на вашу просьбу изгнанник вам ничего не показывает, этому есть несколько возможных объяснений. Проблемы перечислены ниже, вместе со способами справиться с ними. 1. Вы ищете какое-то очевидное, конкретное воспоминание (см. «Типы воспоминаний» далее), чем накладываете ограничения на то, что изгнанник может вам показать. Избавьтесь от этого ожидания и откройтесь не столь очевидным воспоминаниям, фрагментам образов, телесной памяти и пр. 2. У вас еще нет достаточного контакта с изгнанником. В таком случае продолжайте знакомиться с изгнанником, наблюдая за его эмоциями и внутренним состоянием. Как только вы установите с ним более близкий контакт, еще раз попросите у него воспоминание. Теперь оно, скорее всего, появится. 3. Изгнанник не хочет показывать вам воспоминание. Возможно, оно связано с секретом, который он боится раскрыть, к примеру что у вашего отца была интрижка. Заверьте изгнанника, что вы теперь взрослый и эта информация больше не представляет опасности. Возможно, само воспоминание не является проблемой, но изгнанник считает, что вы не в состоянии справиться с сопутствующими ему эмоциями. Спросите, что страшного, по его мнению, случится, если он позволит вам увидеть эти события. Затем убедите его, что вы останетесь в пространстве «Я», где чувства не одержат над вами верх. 4. Существует защитник, не желающий, чтобы вы видели это воспоминание по одной из перечисленных выше причин. Задайте защитнику тот же вопрос: что страшного произойдет, если он разрешит вам увидеть это воспоминание? Затем развейте его страхи. ТИПЫ ВОСПОМИНАНИЙ Иногда, когда вы просите у изгнанника воспоминание, он показывает вам конкретную ситуацию, которую вы отчетливо помните. Например, когда вам было восемь, вы пришли домой из школы и увидели, что ваша мать, глубоко удрученная, лежит в постели. Это называется эксплицитным воспоминанием. И в этом случае вы можете отчетливо вспомнить конкретную ситуацию. Однако не все воспоминания таковы. Ум не просто хранит кинопленку, которую можно воспроизвести. Некоторые воспоминания проявляются как размытые физические ощущения или фрагменты образов из раннего детства. Воспоминания, не являющиеся настолько явными, называются имплицитными воспоминаниями — например, расплывчатое чувство неминуемого нападения; фрагмент мысленного образа — надвигающийся на вас кулак; ощущение того, как вы тянетесь за поддержкой и чувствуете себя обездвиженными. В имплицитных воспоминаниях исходное событие больше того, что вы можете увидеть или почувствовать; вам дано лишь неполное ощущение. Это может объясняться следующими причинами: 1. Вам еще недоступен инцидент в полном объеме. Например, если у вас есть расплывчатый образ надвигающейся на вас руки, возможно, это связано с фактом, что вас часто била мать. Фокусируясь на этом образе, вы можете получить доступ к воспоминанию в полном объеме. 2. Целостное воспоминание выборочно заблокировано защитником — например, напуганным той болью, которую вам придется испытать, если вы повторно переживете этот удар. 3. Воспоминание может восходить к вашему раннему детству, когда мозг не был достаточно сформирован для того, чтобы создать эксплицитное воспоминание, и он мог лишь зафиксировать расплывчатые образы и ощущения. Вместо этого у вас есть довербальное телесное воспоминание. Хотя вам может казаться, что имплицитные воспоминания не так важны, они так же полезны для исцеления, как и эксплицитные. Когда оно появится, уделите ему внимание и убедите изгнанника рассказать вам о нем больше. Будьте открыты и заинтересованы. Вы получите доступ к более полной информации, когда установите тесную связь с изгнанником и он будет готов открыть вам больше. Однако не давите на него, добиваясь ясности, так как это может помешать спонтанности терапевтического процесса. Обнажение раны и своих страданий — болезненный опыт для изгнанника; позвольте ему раскрыться в свое время. Кроме того, не столь важно иметь полную ясность и понимание того, что произошло. Хотя знать детали события полезно, вы можете перейти к следующим терапевтическим этапам и без этого знания. Есть и другие типы воспоминаний. Некоторые предстают как обобщенные образы, представляющие ваши взаимоотношения с родителем (враждебные, контролирующие, отдаленные) или определенный способ обращения с вами в семье (игнорирование, обвинение), а не конкретное событие. Например, у вас может возникнуть образ отца, ругающего вас за какой-то проступок, но ваш возраст и сам проступок неясны. Это обобщенное воспоминание, суммирующее то, что случалось много раз. Ваш отец, вероятно, ругал вас в детстве сотни раз тем же тоном и с тем же выражением лица. Обобщенное воспоминание символизирует все эти эпизоды, и поэтому, когда вы исцеляете его в процессе ВСС-терапии, вы исцеляете все эти воспоминания. (В следующих главах вы узнаете, как это сделать. ) Иногда одно эксплицитное воспоминание замещает многие. К примеру, предположим, вы видите один определенный эпизод, когда ваш отец расстроился из-за того, что вы не поняли домашнее задание по математике в седьмом классе. Это воспоминание будет символизировать все остальные случаи, когда он на вас кричал. Изгнанник может вам также показать символическое воспоминание, то есть образ, в символической форме воплощающий то, что с вами случилось, подобно сновидению, несущему психологический смысл. Например, у Хуана возникает образ морского растения, плывущего по воде. Оно должно быть укоренено на дне моря, но его уносит течение. Изучив этот образ, Хуан понимает, что он символизирует его слабую связь с матерью в ранние годы его жизни. Растение представляет его младенческое «Я», а дно океана — его мать. Морское растение не укоренено на дне необходимым образом, что означает его оторванность от матери. Если вам показывают символическое воспоминание, примите его с благодарностью и сосредоточьтесь на нем, чтобы увидеть, во что оно превратится со временем. Вы также можете попросить изгнанника рассказать вам больше о его смысле. Однако не следует допрашивать изгнанника; просто будьте готовы увидеть то, что проявится. ПОИСК ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ Как только изгнанник покажет вам свое воспоминание, попросите его дать вам столько дополнительной информации, сколько ему угодно. Он может продемонстрировать это с помощью образов, или рассказать вам о том, что случилось, или дать вам это прочувствовать другим способом. Поддержите изгнанника как сострадательный зритель. Возможно, вы увидите очень болезненные переживания, поэтому крайне важно, чтобы вы их приняли с глубокой заботой и уважением к изгнаннику и к тому, через что ему пришлось пройти. В большинстве случаев позвольте ему самому вести вас, демонстрируя те случаи, которыми он хотел бы с вами поделиться. Изгнанники хотят, чтобы их услышали и поняли. В любом воспоминании есть два главных аспекта — что произошло и какие чувства у изгнанника вызвало это событие. По возможности убедитесь, что вы видите оба этих аспекта. Если вам показывают лишь само событие, спросите изгнанника, какие чувства у него тогда возникли. Если вам демонстрируют только чувства, предложите ему рассказать вам, что вызвало эти чувства. Оставайтесь с изгнанником, пока он постепенно погружается в воспоминания. Позвольте им разворачиваться в удобном для него темпе. Чтобы раскрылись все детали, может потребоваться некоторое время. В ходе этого процесса ваш контакт с изгнанником тоже углубится, позволяя проявиться чему-то большему. Бывает, что вначале вы видите ситуацию из детства и частично улавливаете чувства изгнанника, но, концентрируясь на этом опыте, вы более отчетливо осознаете его чувства и глубину его страдания. К тому времени вы обычно можете наблюдать за сильными страданиями изгнанника, не сливаясь с ним, поскольку вы наладили с ним хороший контакт и испытываете сострадание к нему. Чем интенсивнее он переживает боль, а вы — ее осознаете, тем сильнее бывает терапевтический эффект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|