Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОССТАНОВЛЕННОЕ 14 страница




У защитников тоже есть ноши, но они не похожи на ноши изгнанников. Ноша изгнанника — боль, тогда как ноша защитника — его защитная роль. Эта роль также не является врожденной, защитник взял ее на себя, ощущая угрозу, нависшую над вами. Как только угроза минует, от бремени защитной роли также можно будет избавиться.

Если защитник готов отказаться от старой роли, обычно он так и делает. Однако иногда ему бывает полезно пройти через свой ритуал снятия бремени. Спросите его, хотел бы он избавиться от ноши. Если он не полностью ее снял и ему нужна небольшая помощь, он при желании может пройти через этот ритуал. В таком случае вы можете повторить действия снятия бремени с изгнанника, описанные в предыдущей главе. Выясните, где в его теле находится бремя, и отдайте его одному из природных элементов.

НОВАЯ РОЛЬ

Как только защитник оставляет свою оборонительную роль в психике, ему может быть стихийно предложена новая. Если этого не происходит, скажите ему, что он может выбрать себе любую подходящую роль. Например, предположим, что у вас был защитник, критикующий вас, когда вы прилагали недостаточно усилий на работе. Теперь он может взять на себя обязанность ободрять вас и воодушевлять на рабочие свершения, а не критиковать вас, чтобы заставить работать усерднее. Это здоровая, уравновешенная версия его прежней роли.

Однако некоторые защитники хотят изменить свое поведение, противопоставив его старому, неадекватному. Например, допустим, что у вас есть защитник, который презрительно относился к опекаемому им изгнаннику. Теперь же он может стать любящим и доброжелательным. Еще один вариант состоит в том, что защитник выберет нечто иное, абсолютно не связанное с его прежней ролью. Например, защитник, чей упорный труд был направлен на то, чтобы вы мысленно «отключились», может решить, что он просто хочет поиграть. Позвольте защитнику выбрать роль самому, не решайте за него, что он должен делать. Его желания могут не совпасть с вашими, и это подорвет дух сотрудничества, лежащий в основе ВСС.

Иногда защитник не берет на себя новые обязанности, просто с исчезновением бремени в нем естественным образом могут проявиться некоторые положительные качества (такие, как ясность, сила и любовь). Это напоминает последствия снятия бремени с изгнанника. Защитнику не нужно в этот момент ничего делать. Выбор новой роли — лишь один из вариантов. Новая роль может сама возникнуть со временем. Важно лишь то, что защитник избавляется от своей прежней, неадекватной роли.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОСТАЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Как только вы сняли бремя с изгнанника и его защитника, необходимо встроить эти изменения в свою внутреннюю систему. Поскольку ваши части связаны друг с другом, значительное изменение в одной или в нескольких из них затронет все остальные. Помните, что это внутренняя семья. И как в обычной семье, внезапное изменение поведения брата или сестры коснется всех.

Спросите свои части, расстроен ли кто-нибудь проделанной вами работой и произошедшими изменениями. Защитник может почувствовать, что эти перемены сделали внутреннюю семью слишком уязвимой из-за устранения защитного механизма, который, как предполагалось, следит за вашей безопасностью. Убедите его, что вы (в состоянии «Я») можете справиться со всем, что происходит, и позаботитесь о любом активизировавшемся изгнаннике. Другие защитники могут счесть угрожающим появление некоторых положительных качеств, которые было небезопасно проявлять в прошлом. К примеру, если ваша работа над собой высвободила любовь, спонтанность или силу, могут найтись части, напуганные этим. Вы знаете, что это положительные, здоровые качества, способные принести в вашу жизнь только радость. Но если в детстве вас наказывали за спонтанное поведение, то может существовать защитник, считающий такое поведение опасным и желающий ему воспрепятствовать. Когда эта часть выражает свое мнение, выслушайте ее и заверьте, что вы больше не ребенок и вас не надо наказывать. Если этого недостаточно, то запланируйте с ней сессию. Поработайте с каждым обеспокоенным защитником, чтобы помочь ему адаптироваться к изменениям в системе. В противном случае они могут саботировать произошедшие внутренние изменения.

ТЕСТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Если у вас есть время, то неплохо проверить устойчивость изменений с помощью начала тропы, которое обычно активизировало защитника. Перед тем как оказаться в реальной ситуации, вы можете проиграть ее в своем воображении, прямо во время сессии. Предположим, что защитник всегда пытался понравиться авторитетным лицам, чтобы изгнанник, чувствовавший себя нелюбимым, получил одобрение. Вы можете провести проверку следующим образом: представьте себя в ситуации с авторитетным для вас сейчас лицом. Понаблюдайте, затрагивает ли это чувствующего себя нелюбимым изгнанника и пытающегося понравиться защитника. Это даст вам представление о том, полностью ли снято с этих частей бремя. Кроме того, вы можете оценить реакцию остальных частей на авторитетное лицо. Этот внутренний тест подготовит вас к реальной ситуации и покажет вам, какую еще работу надо проделать.

Если изгнанник и защитник не активизируются, посмотрите, как вы чувствуете себя в этой ситуации. Вы можете ощутить необычное чувство расслабленности и покоя или почувствовать ясность или силу. Позвольте себе не спеша насладиться этим опытом и отпраздновать произошедшие изменения.

Если изгнанник или защитник приведены в действие, узнайте почему. Если активизирован изгнанник, это значит, что бремя снято не полностью. Выясните, что мешает снятию бремени, основываясь на предыдущей главе, чтобы можно было это исправить. Если активизирован защитник, определите с помощью материала этой главы, что заставляет его держаться за свою роль.

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Сложно предсказать заранее, сколько раз придется освобождаться от бремени, чтобы произошли значительные изменения в поведении. Иногда достаточно одной сессии. Иногда требуется ряд сессий, завершающийся снятием ноши с изгнанника и его защитника. Иногда требуется гораздо больше. Вот почему это происходит.

Как мы показали в предыдущей главе, чтобы изгнанник полностью исцелился, вы должны стать наблюдателем каждого значительного детского переживания, ложащегося бременем на этого изгнанника, а затем осуществить репарентинг и провести ритуал снятия бремени, необходимые для каждого воспоминания. В большинстве случаев, чтобы произошли изменения в поведении, нужно приложить еще больше усилий. Наше поведение контролируется в основном защитниками, так как они вытесняют изгнанников из сознания и не разрешают им влиять на наши действия в окружающем мире. Поэтому чтобы изменить определенную поведенческую модель, например переедание, вы должны избавить от ноши ответственного за нее защитника — того, кто оберегает изгнанника. И если этот защитник охраняет не одного изгнанника, то нужно исцелить каждого из них, чтобы он окончательно отказался от своей роли и изменил свое поведение. Например, переедающий защитник может опекать голодающего изгнанника, так как вас кормили в детстве по расписанию. Также он может защищать вас от боли другого изгнанника, которого игнорировала мать, когда была в подавленном состоянии. И, возможно, он оберегает вас от третьего изгнанника, который впадает в ярость, когда думает, что ему солгали. Чтобы по-настоящему избавиться от привычки переедать, вам придется исцелить всех трех изгнанников и затем наконец снять бремя с переедающего защитника.

ЧЕРНЫЙ КАК САЖА ДЕМОН ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ СВОЕЙ РОЛИ

Помните Черного как сажа демона, который хотел наброситься на сестру Лизы, чтобы сердце Лизы не пострадало от ее ядовитых выпадов? Посмотрим, что произошло в конце ряда сессий, в течение которых Лиза работала с этой частью и с ее изгнанником. Мы следили за сессией с 6-й по 8-ю главу, где Лиза знакомилась с Черным как сажа демоном и налаживала с ним связь. После этой сессии Лиза провела дополнительную работу с уязвимым изгнанником (назовем его Сердцем) в ходе сессий, не представленных в этой книге. Она исцелила изгнанника, и он стал менее чувствителен к нападкам ее сестры. Мы приведем описание работы, проделанной на последней сессии:

Джей: Давайте вернемся к Черному как сажа демону. Посмотрите, осознает ли эта часть, какую работу мы только что проделали с Сердцем.

Лиза: Да, он знает о том, что произошло. Он говорит, что очень рад.

Д: Спросите, чувствует ли он потребность нападать на вашу сестру или на других грубых или осуждающих людей, когда Сердцу больше ничего не угрожает.

Л: Ну, он думает об этом... Кажется, он говорит, что ему больше не нужно этого делать. Да, он уже не так решительно настроен меня охранять.

Д: Отлично! Хотел бы он провести ритуал освобождения от своей агрессивной роли или в этом нет необходимости?

JI: Кажется, в этом нет необходимости.

Черный как сажа демон осознает, что его роль нападающего больше не востребована, и он готов отказаться от нее даже без проведения ритуала.

Д: Узнайте, хотел бы Черный как сажа демон взять себе новую роль в вашей психике.

Л: Он говорит, что хотел бы просто играть. Я прямо вижу, как он носится кругами и прыгает вверх-вниз. Он делает это в немного агрессивной манере, хотя он не хочет ни на кого нападать. Он просто веселится.

Д: Хорошо. Насладитесь немного этой игривой частью. Кстати, хотите ли вы на данном этапе сменить имя части?

Л: Да. Эта часть хочет, чтобы ее называли Энергичной.

Частям, иногда нужны новые имена, отражающие их трансформацию.

Д: Хорошо. Уделите время тому, чтобы почувствовать, как Энергичная часть ощущает свое тело.

JI: Много энергии, свободы. В движениях чувствуется сила. Ощущение пульсации, тока, особенно в руках и ногах. Это действительно весело!

Подобное переживание трансформации защитника помогает интегрировать и закрепить изменения.

Д: Вы хотели бы протестировать эти изменения на практике?

Л: Конечно.

Д: Представьте, что вы сейчас рядом с сестрой и она говорит вам что-то язвительное.

Л: Да. Я представляю, как она отпускает язвительное замечание по поводу моей внешности.

Д: Понаблюдайте за своей ответной реакцией. Как реагирует эта часть?

Л: Ну, я не возмущаюсь, как обычно. На меня просто не действует подобная шуточка. Это всего лишь ее проблемы. И Энергичная часть не испытывает желания напасть на нее.

Д: Думаю, это значит, что бремя снято успешно.

Это не только подтверждает трансформацию, но и помогает ее закрепить.

Д: Итак, мы можем остановиться на этом. Поблагодарите Энергичную часть за ее готовность отказаться от ноши.

Л: Хорошо. Она счастлива.

Д: Выясните, хотят ли остальные ваши части что-то сказать или хотите ли вы им что-то сказать перед тем, как мы завершим работу.

Л: Энергичная часть просто носится вокруг и выделывается. Ей нет необходимости что-то говорить.

Д: Хорошо. Не забудьте навещать Сердце в течение следующей недели, чтобы укрепить связь с ним.

Каждый раз, когда происходит трансформация изгнанника, «Я» нужно поддерживать отношения с этой частью, чтобы сохранить изменения.

Это завершение работы Лизы с Черным как сажа демоном (Энергичной частью) и частью Сердце.

ЗАЩИТНИК АРТА

Рассмотрим пример защитника, не готового отказаться от своей роли после того, как изгнанник был исцелен. Эта стенограмма также демонстрирует, как вновь установить контакт с частью из предыдущей сессии. На той сессии Арт снял бремя с изгнанника-подростка, который боялся отвержения. Подросток отдал свои страхи океану. Однако Арт не до конца знает, кто был его изначальным защитником.

Арт: Изгнанник — это Подросток, и мы дошли до этапа снятия бремени на пляже. Но я начал ту сессию, работая с Подростком напрямую, и защитник не принимал в этом участия.

Джей: Мы можем поработать с этим. Прочувствуйте этого изгнанника и выясните, можете ли вы установить с ним повторный контакт и определить, где он сейчас находится. Скажите мне, если потребуется какая-то помощь.

А: Ну, здесь небольшая путаница, так как я до сих пор живо представляю тот пляж, где завершилась работа в прошлый раз. Это место повторного контакта. Физически я ощущаю простор, и, похоже, что Подросток по-прежнему трансформирован. Но я не уверен, связано ли это ощущение простора с моим собственным текущим опытом или с тем, что чувствует изгнанник.

Д: Что ж, у меня появилась идея. Давайте перейдем к этапу проверки. В каких ситуациях, встречающихся в вашей жизни, активизируется изгнанник?

Этап тестирования обычно следует за избавлением защитника от бремени, но сейчас я использую его, чтобы убедиться, что изгнанник по-прежнему избавлен от бремени.

А: Социальные ситуации. Это изгнанник, предпочитающий отсиживаться в своей комнате.

Д: Хорошо. Опишите типичную социальную ситуацию, которая приводит в действие этого изгнанника, чтобы я тоже мог понять, какого рода защитники тут задействованы.

А: Вечеринки, семейные встречи, неформальные деловые мероприятия и выездные семинары.

Д: Какие защитники действуют в этих ситуациях?

А: Один из них пытается меня удержать от участия в этих мероприятиях. Он приводит множество причин, по которым

мне не следует туда ходить, и негативных прогнозов о том, что произойдет, если я туда пойду.

Д: Как мы назовем этого защитника?

А: Это Держащаяся в стороне часть.

Д: Вы работали с ней ранее?

А: Нечасто.

Д: Хорошо, представьте себя в одной из этих ситуаций.

А: Я представляю себе выездной семинар, так как действительно еду на него завтра. Мои чувства до проведения сессии с Подростком отличаются от нынешних. Я ощущаю открытость, и мне хочется встретиться с людьми. Для меня это знак того, что изменения все еще в силе.

Д: Итак, мы можем сделать вывод, что изгнанник по-прежне- му трансформирован. Теперь установите связь с Держащейся в стороне частью.

А: Она начинает перечислять причины остаться в номере и не ходить на встречи выездного семинара. В пятницу вечером будет вечеринка, и она говорит мне: «Не ходи туда». Это все равно что «нет».

Д: Уделите несколько минут тому, чтобы установить связь с Держащейся в стороне частью. Посмотрите, что вы чувствуете к ней, и признайте, что она старается защитить этого изгнанника.

Так как Арт не работал с этим изгнанником ранее, я хочу, чтобы он установил с ним связь перед тем, как идти дальше. Иначе он может не захотеть сотрудничать.

А: Я сопереживаю ему, и еще у меня возникает образ другого изгнанника, более юного, чем тот, с которым я работал на прошлой сессии. Я способен оценить то, что делает Держащаяся в стороне часть и почему.

Д: Спросите защитника, знает ли он о проделанной вами на прошлой сессии работе и о преображении изгнанника.

А: Да, он знает.

Д: И каковы его мысли в связи с этим?

А: Он ценит то, что произошло, но он хотел бы увидеть эту трансформацию в действии. Он не уверен, что безопасно идти на эту вечеринку.

Д: Он все еще боится, что изгнанника расстроит вечеринка или ему будет стыдно?

А: Да, стыд — очень подходящее слово. Сомнения в себе, незнание, что делать. Защитник категорично заявляет: «Даже не думай о том, чтобы на нее пойти».

Д: Давайте попробуем кое-что. Представьте прямо сейчас изгнанника, опекаемого Держащейся в стороне частью.

А: Они рядом.

Д: Знает ли Держащаяся в стороне часть о преображенном изгнаннике?

А: Хм. Это усложняет дело. Да, кажется, что это так, но передо мной мелькает сейчас воспоминание от более юного изгнанника. Это очень значимое воспоминание, мне показывают, как моя мать заставляла меня пойти на вечеринку. Я не знаю, как это связано с Подростком.

Д: Спросите Подростка, это его воспоминание или воспоминание другой части.

А: Похоже, что это воспоминание другой части, но оно связано с Подростком.

Более юный изгнанник связан с изгнанником-подростком, так как они оба испытывают страх в социальных ситуациях и их обоих стережет избегающий защитник.

Д: Думаю, что Держащаяся в стороне часть имеет в виду, что не может отказаться от своей роли, так как второй, более юный изгнанник еще не исцелен. Скажите ей, что вы поработаете с младшим изгнанником на следующей сессии.

Поскольку Держащаяся в стороне часть не готова отказаться от своей роли, несмотря на то что Подросток исцелен и Арту было продемонстрировано воспоминание более юного

изгнанника, вполне понятно, почему защитнику все еще нужна его роль, ведь он чувствует, что должен охранять младшего изгнанника. Больше от Держащейся в стороне части на этой сессии ничего не требуется.

Когда младший изгнанник будет также исцелен (и любые другие, находящиеся под опекой этого защитника), возможно, он успокоится и позволит Арту посещать общественные мероприятия. Мы можем выразить это графически так:

 

Есть ли части, которым не нравятся эти изменения? Что их беспо- ко ит?            

Как вы их успокоили? ______________________

Что вы почувствовали, представив себя в реальной ситуации?        

Активизировались ли какие-то части? _______

Требуется ли дальнейшая работа? ___________

ч___________________________________________ J

РАЗНИЦА МЕЖДУ ЗДОРОВОЙ ЧАСТЬЮ и «я»

Теперь, когда вы уловили суть здоровых ролей и качеств, проявляемых частью после их освобождения от бремени, у вас может возникнуть вопрос: как эти качества связаны с качествами «Я»? Может ли одна из преображенных частей проявлять качества «Я»? Предположим, что после снятия бремени часть проявляет спокойствие, являющееся качеством «Я». Что, если часть выберет новую, сострадательную роль? Как отличить ее от «Я»?

Вы можете применить тот же способ, которым вы отличаете одну часть от другой, — ощутить внутреннее соответствие. Например, если вы испытываете спокойствие, то возможны два варианта:

1. Вы можете почувствовать, что оно исходит от определенной части, возможно, от Мыслителя, который наделяет вас этим качеством.

2. Оно может ощущаться как спокойствие, исходящее из вашего центра, «Я» — того, кем вы на самом деле являетесь. Если не удается провести различие, не волнуйтесь. На практике не так важно, как вы это воспринимаете, если вам доступно это положительное качество в нужное время.

г

УПРАЖНЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ЗАЩИТНИКОМ

Выберите защитника, который отказался от своей защитной роли. Вы будете навещать его в течение недели в моменты его активизации.

Подготовка

Чтобы помочь себе осознать эти моменты, ответьте на следующие вопросы:

Какие ситуации или люди обычно активизируют этого защитника?            

Когда это может произойти на следующей неделе?       

Какие физические ощущения, мысли, поведение или чувства наведут вас на мысль, что он активизирован? ________________________________

В течение недели

В ситуациях, в которых обычно происходит активизация защитника, обратите внимание на то, реагирует он или нет. Если он не активизируется, то отметьте, чем отличаются ваши чувства и поведение сейчас и раньше.

Оцените произведенные изменения и отпразднуйте свою победу.

Если защитник активизируется, выясните, что его спровоцировало и чего он боится.    

Продолжайте наблюдать за ним, чтобы понять, какую дополнительную работу надо будет провести в будущем, чтобы завершить процесс трансформации этого защитника.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы узнали, как представить преображенного изгнанника защитнику и как определить, может ли защитник отказаться от своей опекающей роли. Вы знаете, что делать, если защитник не готов к этому, и как избавить его от бремени, если в этом есть необходимость. Защитник может теперь выбрать себе новую роль взамен старой. Вы можете узнать у остальных частей, устраивают ли их перемены, и протестировать эти изменения в реальной ситуации, которая обычно провоцирует защитника. На этом процесс терапии ВСС для этого конкретного защитника и изгнанника завершен.

Глава 16

СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СОВЕТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПАРТНЕРОМ

Чтобы извлечь максимальную пользу из этой книги, вам нужно регулярно практиковать ВСС. Каждая глава содержит упражнения, которые поясняют положения ВСС, соотнося их с вашей психикой и жизнью. Большинству людей проще выполнять их с партнером; пока один работает над собой, другой выступает в роли наблюдателя и помощника, затем вы меняетесь ролями. Если вы относитесь к тем немногочисленным людям, которые предпочитают работать самостоятельно, пропустите этот раздел главы с рекомендациями.

Мы, люди, — существа социальные. Что же удивительного в том, что, когда мы ведем глубокую внутреннюю работу, мы жаждем быть увиденными и понятыми. Во время терапевтического процесса ВСС человек, слушающий вас, заботящийся о ваших чувствах и понимающий ваши опасения, заинтересованный в вашем личном путешествии к целостности, может стать для вас опорой. Даже с помощью эффективного и деликатного метода терапии ВСС непросто открывать в себе места, наполненные болью. Когда рядом с вами есть человек, следящий за происходящим, это исследование становится более привлекательным, предлагая поддерживающую среду для ваших раненых и обороняющихся частей. Присутствие и поддержка хотя бы одного молчаливого наблюдателя помогут многим людям. Обычно существуют несколько защитников, не желающих иметь дело с вашим внутренним миром, полным боли и проблем. В отсутствие наблюдателя они могут легко и незаметно для вас увести ваш маршрут в сторону от выбранной цели. Работа с партнером поможет вам не сбиться с пути. А если некоторым защитникам все равно захочется уклониться от внутренней работы, вы сможете справиться с этим, назначив сессии с партнером. Так вам будет труднее от них отделаться — ведь они запланированы.

Далее в этой главе я буду называть работающего над собой человека исследователем, а слушающего и иногда помогающего ему человека — наблюдателем. Отведите на выполнение упражнений или проведение сессии столько времени, чтобы вы оба успели поменяться ролями. Когда наступает ваша очередь быть исследователем, вы будете выполнять задание, а наблюдатель — слушать и помогать. Затем потребуется минут пять для того, чтобы наблюдатель дал вам обратную связь и вы обсудили происшедшее.

Выступая в роли исследователя, описывайте вслух то, что вы испытываете и какие вопросы вы задаете своим частям, чтобы наблюдатель знал, что происходит. Например: «Я чувствую напряжение в плечах», «Я спрашиваю часть, чего она боится», «Она говорит, что я выставлю себя дураком».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАБОТУ

Являясь исследователем, вы контролируете сессию и ответственны за то, что происходит. В этом отличие подобной работы от психотерапии, где терапевт несет большую ответственность, чем клиент. Когда вы работаете с другом по модели «равный — равному», ваш партнер может вам помочь, но он знает о ВСС и терапии не больше, чем вы. Поэтому он не может взять на себя ответственность за то, что происходит на сессии, как сделал бы терапевт. Ваша обязанность состоит в том, чтобы проводить сессию подходящим вам образом. Ваша работа заключается в том, чтобы оценивать, ускорить или замедлить какие-то процессы, и определить, насколько глубоко необходимо исследовать определенные проблемы. Вы отвечаете за мониторинг того, что происходит на сессии, и за выбор этапа ВСС-терапии, на котором вы находитесь. Вы должны определить, какие части исследовать и насколько далеко вы можете зайти в больные или уязвимые места вашей психики. Хотя наблюдатель играет важную роль, это ваша пьеса.

Являясь наблюдателем, вы можете вносить предложения, но только от исследователя зависит, принимать их или нет. Если он в чем-то увязает или теряется, то понять, что делать дальше, должен он. Какое-то время он может пребывать в замешательстве и должен будет пройти через это. Вы можете помочь ему любым подходящим способом, но вы не обязаны «исправлять» его, снимать его боль или вытаскивать из тупика.

Стенограммы в этой книге не отражают этот принцип, поскольку, будучи опытным ВСС-терапевтом, я играл более активную роль в проведении этих сессий. Мне нужно было продемонстрировать новые понятия ВСС, о которых клиент вряд ли имел какое-то представление. Однако имейте в виду, что в ваших сессиях роль наблюдателя этого не предполагает.

ЭТАП 1. МОЛЧАЛИВЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

Если вы стали наблюдателем недавно, рекомендую вам первые четыре сессии молчать. Постепенно, набираясь опыта и знаний о том, как можно помочь, вы сумеете активнее участвовать в процессе. Чтобы ясно донести эту мысль, я разделил процесс обучения на четыре этапа. На 1-м этапе, в течение первых четырех сессий, не говорите, пока наблюдатель не попросит вас о помощи. Такое поведение помогает закрепить в сознании идею, что контролирует сессию и отвечает за нее исследователь. Это позволяет ему освоить работу над собой и избавляет вас от чувства ответственности за происходящее. Тем не менее у вас будет возможность давать исследователю обратную связь после каждой сессии. Начиная со 2-го этапа, с пятой сессии, вы можете активно слушать (как это делать, описано далее). Начиная с 3-го этапа, с девятой сессии, вы можете оказывать полноценную помощь. Такое постепенное приобщение дает вам возможность адаптироваться к процессу перед тем, как взять на себя активную роль. Понемногу вы научитесь оказывать поддержку, но не будете преждевременно обременены необходимостью что-то говорить. Помните, что ваше присутствие и полное внимание крайне полезны для процесса исследования, даже если вы не произнесли ни слова.

В течение первых четырех сессий, если исследователь попросит вас о помощи на каком-то этапе сессии, вы можете ее предоставить; в противном случае не говорите ничего, пока не потребуется дать обратную связь в конце сессии. Даже если исследователь где-то увязает или неправильно ведет процесс, не спешите на помощь, пока он вас об этом не попросит. Позвольте ему попытаться. Это научит его оказывать себе поддержку самому. А ваше вйдение не всегда объективно, и попытка помочь может даже пагубно сказаться на работе партнера. Исследователю: если наблюдатель говорит что-то не по вашей просьбе, попросите его хранить молчание.

В этой инструкции есть одно исключение: исследователь может попросить наблюдателя помогать в течение всей сессии. Если вы исследователь и хотите, чтобы вам было оказано полное содействие, вы можете попросить об этом наблюдателя. Если наблюдатель готов обеспечить такую поддержку, вы можете договориться о таком активном формате с самого начала.

Наблюдателю: в течение первых четырех сессий ваше присутствие и внимание очень полезны, даже если вы не произносите ни слова. Вам необходимо оставаться в состоянии «Я» как можно дольше. Это поможет исследователю также оставаться в этом состоянии и даст ему ощущение поддержки. Следите за сессией исследователя, чтобы точно понимать, где он находится и что происходит. Я рекомендую вам использовать конспект, чтобы видеть, какой шаг он проходит.

Молчание также дает вам возможность уделять больше внимания своим переживаниям в процессе работы исследователя. Отмечайте, находитесь ли вы в состоянии «Я» и какие части активизируются. Поработайте над тем, чтобы оставаться в состоянии «Я», открытом, любознательном и сострадательном, как можно дольше. Попросите активизировавшиеся части отойти в сторону и позволить вам поддержать исследователя. Это намного проще сделать, если вы молчаливо наблюдаете. У вас есть возможность вернуться в пространство «Я» так, чтобы исследователь об этом не знал и ему не пришлось бы выслушивать ваше немного неуместное замечание, спровоцированное вмешательством защитника.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПОСЛЕ СЕССИЙ

После каждой сессии наблюдатель дает обратную связь исследователю и они оба обсуждают то, что случилось. Помните, что исследователь может быть в уязвимом положении, и важно, чтобы отклик был тактичным и участливым. Критика или осуждение — это последнее, что нужно беззащитному человеку.

Вот несколько вариантов обратной связи. Вы можете:

1. Рассказать о том, какой отклик вызвала у вас работа исследователя. Например: «Когда появился твой одинокий изгнанник, мне стало грустно. Думаю, что он затронул что-то схожее во мне». «Мне тоже сложно постоять за себя». Это помогает исследователю почувствовать, что его понимают, и осознать, что его переживания не являются странными или необычными. Давайте короткую обратную связь и постарайтесь, чтобы она напрямую соотносилась с работой исследователя. Не нужно вдаваться в детали своих чувств или проблем.

2. Дать любые положительные отклики о работе. Например: «Я был по-настоящему тронут твоей смелостью и беззащитностью». Это поможет исследователю почувствовать, что его ценят.

3. Задать вопросы, способные углубить его понимание процесса, или указать на то, что исследователь пропустил. «Интересно, во второй части сессии проявилась нетерпеливая часть? »

4. Упомянуть пропущенные исследователем шаги ВСС. «Мне кажется, ты не до конца была наблюдателем Детской части и сразу перешла к репарентингу».

5. Упомянуть все имевшие место отклонения от инструкции к упражнению. «Мне кажется, тебе нужно было сконцентрироваться в этой сессии на защитнике».

Постарайтесь, чтобы ваша обратная связь касалась не только содержания работы или психологических проблем исследователя. Дайте обратную связь и по поводу использования ВСС, чтобы вы смогли помочь друг другу освоить метод. Делайте это мягко, почти робко, так как контролирует работу исследователь. Ваша задача не в том, чтобы убедиться, что он делает все правильно, а лишь предложить, если потребуется, помощь. Например, вы можете сказать: «Мне показалось, что ты не проверил свои чувства к защитнику перед знакомством с ним». Или: «Интересно, возможно ли, что грусть исходила на самом деле от другой части, а не от первоначальной. Что ты думаешь? » Высказывания в виде вопроса будут звучать менее вызывающе или требовательно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...